Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")
ПАЛЬНИК, необход. принадлеж-ть пушкаря при гладкост. орудиях, в виде дер. палки с клещами, в к-рых зажимался горящий фитиль для восплам-ния затравки перед выстрелов; на др. конце П. имелась оковка с острием для втыкания его в землю (см. Жагра). |
ПАЛЬЦИГ. См. ЦЮЛИХАУ1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАМПЕЛУНА (Pamplona, фр. Pampelune), кр-сть и гл. город испан. провинции Наварра, на р. Арге, лев. притоке Эбро, на ж.-д. линии Сарагосса - С.-Себастиан, в 320 клм. к с.-з. от Мадрида; ок. 30 т. ж. Важн. узел шоссейн. дорог. Город расположен в равнине, окаймленной с 2 сторон высотами на лев. берегу. Окружающая мес-ть, сильно пересеченная, изобилует оврагами и возвыш-тями, три из к-рых - Мендилори, Сан-Кристоваль и Сан-Луция - господствуют над городом. Нек-рые историки приписывают основание П. Тубалу (2121 г. до Р. Х.), другие же - Помпею, имя к-раго б. изменено готами из Pompeiopolis и Pompaelo в Бамбилона. В VI в. П. перешла во власть франков; в 738 г. взята маврами, назвавшими ее Сансуена, но в 778 г. отвоевана у них Карлом Вел. при помощи передавшихся на его сторону наваррцев. С XII в. П. является столицей графства Наварры, затем столицей монархии, основанной в 905 г. Санхо Абарса. В 1512 г. П. б. взята королем кастильским Фердинандом Католиком, а в 1521 г. фр-зами, под нач. Леспарра (при этой осаде б. ран. Игнатий Лойола). В 1571 г. в П. начата Филиппом II постройка цитадели, усиленной позднее по системе Вобана и по модели цит-ли Антверпена. В 1808 г. кр-сть б. взята франц. д-зиею ген. д’Арманьяка. В кампанию 1813 г., после победы при Виттории, лорд Веллингтон решил овладеть кр-стями П. и С.-Себастианом, в к-рых фр-зами б. оставлены сильн. г-зоны. Укр-ния П. состояли из лежавшей в ю.-зап. части города цит-ли (в форме правильн. 5-уг-ка, со сторонами в 300 мтр.) и старин. стен, усил-х семью бастионами, с каменною одеждой. Не имея возможности овладеть П. правильн. атакой, Веллингтон поручил г.-л. Дальгози блокировать кр-сть 6 и 7-ой англо-испан. д-зиями. Возведя на окрестн. высотах 9 редутов в разстоянии не более 1 клм. от верков кр-сти и прервав, т. обр., сообщения г-зона с окрес-тями, Дальгози передал блокаду Одоннелю. Фр-зы держались в продолжение 4 мес., пока взятие Веллингтоном С.-Себастиана и неудачи марш. Сульта не заставили их капитулировать 31 окт. Во время эксп-ции фр-зов в Испанию в 1823 г., после взятия Мадрида герц. Ангулемский решил овладеть П., как весьма важным стратегич. пунктом. Г-зоном кр-сти командовал ген. Сальвадор, имевший в своем распоряжении 3.500 ч. солдат и 5 т. волонтеров при 200 ор. С июня до последних чисел авг. велись подготовит-ныя к осаде работы, а 27-го прибыл к осадн. к-су назначенный руководить им марш. Лористон. Осадн. к-с составляли 2 фр-зския и 1 испан. д-зии. Осад. парк б. с огромн. трудностями доставлен через Пиренеи из Байонны и насчитывал 126 op.; 3 снт., с помощью огня 5 б-рей, б. взяты наружн. укр-ния П.: мон-рь Сан-Пиетро и предместье Рошапеа с с. и форт Принца на южн. стороне и с 4-го поведена атака против собственно кр-сти. В ночь на 5 снт. б. открыта 2-я пар-ль, а со стороны Рошапеа поведена для отвлечения внимания г-зона ложн. атака. Сильная брешь-б-рея б. поставлена против бастиона Гонзага, а огонь мортирн. б-рей, расположенных на кладбище и форте Принца, прикрывал работы глав. атаки, направленной против цитадели. В ночь на 11-е б. заложена 3-я пар-ль и приступлено к постановке в ней 18 б-рей. 13 снт. обор-щийся направил огонь с бас-на Гонзага против 2 б-рей ложн. атаки и заставил замолчать франц. брешь-б-рею. Но в то же время подвинулись вперед подступы ат-щаго и 16 снт. в 6 ч. у. 79 ор. открыли огонь против цит-ли. В короткое время валганг б. разрушен, и г-зон в 10 ч. отошел в город, поддерживая огонь после полудня лишь с бас-нов Сан-Николас и Ла-Таконера. Вечером того же дня Сальвадор вступил в переговоры и 17-го сдался на кап-цию. Г-зон б. объявлен в-пленным и отправлен во Францию. Потери осаждавших не превышали 13 ч. уб. и 53 ран. В последн. время предположено усилить П. нов. поясом фортов (Jones, Journal of Sieges, London, 1834; Delmas, Joumeaux des Sièges 1807-14, Paris, 1836). |
ПАНАИОТИ. См. Алексиано. |
ПАНАМА, коммерч. порт в Тих. ок., столица Панамск. респ-ки, расположена в глубине одноимен. залива, на выступающем в море мысе. Ж. дорога в Колон на Атлантич. океане и П-ский канал обезпечивают П. знач-ную мор. торговлю, оборот к-рой быстро растет. Срочное парох. сообщение с С.-Франциско и др. портами зап. побережья Америки. Гавань обладает хорошими портов. средствами, механич. мастерскими и судостроит. верфью, принадлежащими админ-ции П-скаго канала. Большие и постоян. запасы угля. П. лежит в нейтрализованной, уступленной Соед. Штатам, полосе канала, но город не подчинен его админ-ции. Ок. 38 т. жит. Старая, испан. П. б. расположена в 7 вер. к с. от нынешней и являлась в XVI-xvii стол. одним из цветущих портов Америки. Захваченная в 1670 г. буканьером Морганом, она б. разграблена и сожжена, после чего исп. прав-ство перенесло порт и город на конец мыса. Рейд соврем. П. закрыт группой о-вов, из к-рых наибольший, Табога, соединен молом с материком. |
ПАНАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА, занимает южн. часть одноименнаго перешейка Америки, гранича на з. с респ-кой Коста-Рика, на в. - с респ-кой Колумбия; площадь - 72.850 кв. в. Сев. берега, омываемые Караибск. морем, сравнит-но мало изрезаны и довольно отлоги; начиная с з., они образуют заливы: Чирики, при входе в к-рый находится группа о-вов Гальвец, Колон или Аспинваль, от к-раго идут П. канал и ж. дорога, Сен-Блас, к в. от к-раго расположен арх-лаг Мулетас, и, наконец, Дариен с бухтой Ураба, в к-рую впадает самая больш. река П. перешейка, Атрато. Южный Тихоок. берег образует заливы: Давида, Монтихо, Азуеро с одноимен. полуостровом, Парита, Панамский и Сеи-Мигуель. По этому побережью расположены о-ва Парита, Секас, Контрерас, Коиба, Себака, Перлас, Табога и Сен-Мигуель. Пов-сть страны представляет невыс. плоскогорье - самую низкую и вместе с тем узкую часть Центральн. Кордильер, вершины к-рых только на з. достигают 2-3 т. мтр. (Сант-Яго - 2.827 мтр.). Реки - короткие горн. ручьи и потоки. Почва отличается больш. плодородием, изобилует дорог. породами леса (кокосовое, резиновое деревья) и почти всеми ископаемыми, кроме камен. угля. На зап. границе разводится кофе, на Антлантич. побережье - сахарн. тростник, табак, лекарственныя и прян. растения тропич. климата. С 1895 г. в местн. земледелие и горн. промыслы вложены знач-ные иностран. капиталы, особенно, германские. Население, включая и зону П. канала, составляло в 1912 г. 426.928 жит. (5,8 ж. на 1 кв. в.), принадлежащих по преимущ-ву к смешан. расе; контингент лиц чисто европ. (испанскаго) происхождения не превышает 20%, остальные - негры, индейцы и китайцы. Господствующая религия - римско-католическая; главн. занятия жителей - земледелие, разведение бананов, кофе, сах. тростника, табака и риса; скотов-во также развивается довольно успешно: перепись 1905 г. дала свыше 65 т. голов рогат. скота, около 20 т. лошадей и мулов. В П. зал. производится ловля жемчуга, черепахи и рыбы. Добыча ископаемых недавно началась, благодаря выдаче концессий иностранцам. Промышленность и фабрично-заводск. дело в зачаточн. состоянии. Торговля в 1911 г. выразилась в 18 мил. руб. ввоза и 51/2 мил. руб. вывоза; ведется, гл. обр., с С. Шт. Сев. Америки, Великобританией, Германией и Францией; в том же году порта П. респ-ки посетили 782 судна с общ. водоизм. в 11/2 мил. тн. Из портов наиболее посещаемыми являются Колон и Христобаль на Атлантич. побережье; здесь же находятся менее значит. порта - Бокас-дель-Торо и Порта Белло, а на Тихоок. берегу - Панама (столица респ-ки), Агуа Дульце, Редрегаль, Монтихо и Порто-Мудис. Финансовыя средства страны ничтожны: в 1911-12 гг. бюджет респ-ки составлял 14 милл. руб., ея доход - около 7 милл. р. Пути сообщения на перешейке мало развиты: единственная ж. дорога, длин. 70 вер., соединяет столицу с портом Колон и принадлежит прав-ству Соед. Штатов С. А. Шоссейныя дороги составляют в слож-ти около 250 вер.; в постройке - свыше 400 вер. Телеграфные кабели проложены из Панамы и Колона в порта С. и Ю. Америки и в Европу. Монетной единицей служит бальбоа - золотая монета, равноценная американск. зол. доллару. Бумажн. денег нет. Происхождение П. респ-ки весьма недавнее. После ряда неудачн. попыток добиться от прав-ства респ-ки Колумбия территориал. концессии на проведение П. канала, прав-ство С. Ш. С. А. оказало энергич. поддержку сепаратистск. движению, возникшему в крайней зап. провинции этой страны, Панаме, на почве сознания знач-ных экономич. интересов, связанных для местн. населения с предпочтением П. пути соседнему, через тер-рию респ-ки Никарагуа. Широкая агитация агентов С. Штатов привела 4 янв. 1903 г. к объявлению П. респ-кой своей незав-сти, сейчас же признанной прав-ством С. Шт., к-рое 10 днями позже заключило с нов. гос-твом договор об уступке 10-мильной полосы земли под П. канал (см. это). Конституция П. респ-ки предусматривает народное представ-ство из одной палаты, в составе 28 депутатов, избираемых на 2 г., и през-та респ-ки, выбираемаго на 4 г. С 1 окт. 1912 г. през-том респ-ки состоит Велизарий Поррас. В состав кабинета входят 3 в.-през-та и 5 мин-ров. Территория разделена на 7 провинций, во главе к-рых поставлены губернаторы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАНДУРЫ, пешее иррегуляр. войско, появишееся впервые в Венгрии в конце XVII ст. и получившее свое название от м. Пандур, Батскаго графства. Первонач-но П. б. набраны из жителей этого графства и получили обмундир-ние и вооружение по тур. образцу. Война за испан. насл-во (1701-13 гг.) была первою, в к-рой они принимали участие. В последующия войны П. приобрели весьма дурн. репутацию своею жестокостью, насилиями и грабежами. Но, несмотря на это, приносимая ими при действиях в гористых и пересеч. странах польза б. настолько велика, что побудила Венгрию увелачить число этих войск. В начале Семилетн. войны б. сформировано, на подобие П., неск. венгерск. и хорватск. б-нов, к-рые затем б. переименованы в пограничные пп. В России П. появились при Ипм-це Елисавете Петровне. В 1751 г. сербск. уроженец, полк. австр. службы Хорват, получил разрешение перейти в рус. подданство и набрать из сербов 2 гусар. конных и 2 пандурск. пеш. пп., каждый в составе 20 рот. Полки эти представляли из себя пограничн. иррегулярн. войска и б. поселены в Ново-Сербии, при чем 1-й и 2-й пандурск. пп. составили г-зон вновь построенной кр-сти Св. Елисаветы. По своей орг-зации пандурск. полки вполне походили на гусар (см. это) и отличались только тем, что несли службу пешком. При Имп-це Екатерине II 1-й и 2-й пандурск. пп. б. переформированы и составили 22 мрт. 1764 г. Елисаветградский пикинер. п. |
ПАНЕР, положение якоря относительно корабля, при котором канат смотрит вертикально вниз (См. Якорь1).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАНИКС. См. Швейцарский поход Суворова1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАНЛУНЬШАНЬ. См. Порт-Артур. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАНОРАМНАЯ и ПЕРСПЕКТИВНАЯ СЪЕМКИ. См. Съемка1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПАНЦЫРЬ. См. Древне-русское вооружение. |
ПАОЛИ, Пасквале, корсикан. ген-л и патриот (1725-1807). Его отец, Джачино П., был вождем корсиканск. патриотов в их борьбе против владыч-ва генуэзцев. Когда отец П. б. изгнан из Корсики, сын последовал за ним в Неаполь и по окончании здесь воен. школы нек-рое время служил в неаполит. армии. В 1755 г. корсиканцы избрали П. своим предводит-лем; он принял это избрание, высадился в Корсике и одержал ряд побед над генуэзцами, во власти к-рых остались, только нек-рые прибрежные пункты. Изгнав генуэзцев, П. принялся за внутрен. реформы - основал унив-т, заботился о создании флота и о развитии торговли и промышленности. Когда в 1767 г. генуэзцы уступили свои права на Корсику Франции, П., отстаивавший незав-сть родины, начал сражаться с фр-зами. Побежденный превосходн. силами фр-зов под нач-вом ген. Во при Понте-Нуово, П. в 1769 г. бежал в Англию, откуда вернулся через 20 л. и б. восторженно принять населением. В составе встретившей его депутации был и Наполеон Бонапарте. Признав суверенитет Франции над Корсикой, П. получил назначение ген.-губ-ром Корсики, но в 1792 г. вступил в сношения с Англией о передаче ей Корсики и в 1793 г. б. привлечен Конвентом к суду по обвинению в госуд. измене. П. оказал открытое сопр-ление Конвенту, но ему не удалось поднять население Корсики. В этой борьбе принимал деят. участие Наполеон Бонапарте, стоявший за господство Франции. Потерпев неуспех, П. бежал в 1795 г. в Лондон, где и жил на пенсию, назначенную ему англ. прав-ством. (Bartoli, Historia di Pasquale Paoli, 1791; Lencisa, P. Paoli e la guerra d’independenza della Corsien, 1890). |
ПАОЛО-ДЕ-ЛОАНДА. См. Лоанда. |
ПАПАХИ. См. Головные уборы. |
ПАПЕИТЕ, франц. коммерч. порт и угольн. станция франц. флота на о-ве Таити. Срочное пароходн. сообщение с Австралией и Нов. Зеландией. Небол. адмир-ство с огранич. порт. средствами. Гавань хорошо защищена и доступна больш. судам. Правительств. склад угля ок. 3 т. тн. Ок. 4. т. жит., из них до 2 т. фр-зов. |
ПАПКИОЙ. См. Попкиой. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАР ВОДЯНОЙ, как сила для приведения в действие машин, произвел переворот в иск-ве морепл-ния и положил начало нов. эре в жизни человеч-ва. Воен. флот не замедлил использовать выгоды применения П. к передвижению судов, сначала путем постройки пароходов, буксирующих парусные к-бли, a вслед за этим и для самост-наго передвижения боев. судов. На надобности соврем. воен. судов П. применяется довольно выс. давления (250-300 фн. на кв. дм.) и почти всегда насыщенный (см. Двигатели судовые, Котлы паровые и Испарители); применение перегретаго П. весьма ограничено, т. к. он требует громозд. приспособлений. Разводка П. на к-бле - маневр, одинаково важный в технич-м и тактич. отношениях (см. Котел судовой и Нефтяное отопление). В послед. отношении особенно важна быстрота разводки, т.-е. время, протекающее от момента приказания разводки П. до начала полн. парообраз-ния. Водотрубные котлы имеют здесь видимое преимущ-во перед огнетрубными, требуя на разводку 1-2 ч. против 4-8 ч. Род топлива в котле также влияет на ск-сть разводки П.: чтобы разжечь уголь, приходится "заряжать" топку сначала дровами и легкогорюч. материалами, зажигать их, затрачивая на это продолжит. время, тогда как нефть в форсунке зажигается почти мгновенно. Однако, и с водотрубн. котлами и при наличии нефтян. отопления не рекомендуется разводить П. очень быстро, чтобы не повредить котлов в их соединениях вследствие неравномерн. нагрева частей. Форсированная разводка П. допустима лишь в экстрен. случаях внезапн. нападения непр-ля, неожиданно разыгравшейся погоды и т. п.; благоразумнее предусматривать подобные случаи, поддерживая П. в. неск-х котлах: по тревоге П. перепускают из действующих котлов в холодные и тем ускоряют разводку. Поддержка паров - маневр, производимый на к-бле во время кратковр-ных (не более часа) остановок машины в случае, когда предвидится скорая надобность в П. При поддержке П., по остановке машины, закрываются разобщит. клапаны у котлов, приоткрывают топки и закрывают поддувала. Разгоревшийся уголь (жар) оставляюсь в топках, подбрасывая свеж. угля только самое необходимое для горения колич-во. Если давление П. в котле поднимается, то излишек его употребляют на вспомогат. цели в роде выкачивания воды из трюмов и т. п. Этим же временем пользуются обык-но для очистки топок и банят котел. трубки. Приходится иногда слегка потравливать П., a когда нельзя этого делать из-за шума предохранит. клапанов, то уменьшают давление П. продуванием котлов и питанием их водою. Прекращение паров в судов. котлах оповещается с вахты заблаговр-но, чтобы не тратить лишн. угля. Углю дают прогореть, a оставшийся жар выгребают на кочегарн. площадки, спрыскивают водою и тушат. Заливать мусор следует подальше от котла, наблюдая, чтобы вода не попадала в поддувало или на стенку котла, что оч. вредно. Золу из поддувал также выгребают и плотно запирают заслонки поддувал и топочн. дверцы, чтобы предупредить быстр. охлаждене котла. До выгребания жара закрывают разобщит. клапана, а во время выгребания поддерживают в котле должн. уровень воды путем питания и продувания. Хотя этот способ прекращения П. вообще употребителен, но при нем котел охлаждается оч. быстро, почему рекомендуется остающиеся горяч. уголь в топках и золу в поддувалах не выгребать вон, а дать им постепенно заглохнуть, для чего плотно закрывают как топки, так и поддувала. Перепускание П. - маневр, производимый в судовых паров. машинах многократн. расширения в случаях, когда желают заставить работать один из промежуточ. или последний цилиндр помимо перваго (выс. давления). Это бывает, напр., необходимо при пускании в ход машины, если поршень цил-ра выс. давления стоит на мертв. точке. П. перепускается через спец. трубы и клапана, каковыми пользуются и в том случае, если один из цил-ров поврежден и выведен из строя. Перепускание П. выс. давления прямо в цил-ры более низк. давления, конечно, не экономично и применяется лишь как экстр. мера. |
ПАРА (также Бемем), первоклассный коммерч. порт и гл. город одноимен. провинции Бразилии, на южн. рукаве дельты р. Амазонки, в 120 вер. от Атлант. ок. Воен. арсенал и небол. адмир-ство с хорошими мастерскими для ремонта судов. Коммерч. гавань хорошо оборудована, но требует постоян. углубления и не имеет сух. доков. Мортон. эллинг для мелк. судов и большие запасы угля. Кабели в Пернамбуко, Бахию, Каенну и Джоржтаун, вдоль побережья Бразилии и на о-ва В.-Индии. Сообщение с Европой, Соед. Штатами, вверх по pp. Пара и Амазонке. Значительная мор. торговля. Вход с моря защищен несколькими редутами и б-реями. До 200 т. жит. |
ПАРАБЕЛЛУМ. См. Пистолет автоматический. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАРАД, сбор войск по случаю какого-либо торжества или больших церковн. праздников. П. разделяются на строевые - в Выс. присутствии или в присутствии высш. нач-щих лиц, когда войска выводятся цел. частями, со знаменами, кому полагается - верхом, а артиллерия - в запряжке, и на церковные, когда выводят в пеш. строю небольш. наряд людей. Последние назначаются нач-ками г-зонов в дни: Новаго года, Богоявления Господня, выноса плащаницы, перваго дня Пасхи, орденскаго праздника Св. Георгия (26 нбр.) и перваго дня Рождества Христова; рождений и тезоименитств Гос-ря Имп-ра, Гос-рынь Императриц, Насл-ка Цес-ча и Цесаревны, коронования Их Велич-в и рождений и тезоим-в членов Импер. Фамилии; в последние - тем отдельн. частям, где лица эти состоят шефами; праздников и юбилеев отдельн. частей, закладки и освящения памятников и зданий в память каких-либо выдающихся событий; в дни местн. храмов. праздников, торжеств. крестн. ходов, при перенесении особо чтимых икон и в других подобн. случаях. Происхождение П. надо отнести к глубок. древности. Первообразом их являются римск. триумфы; затем в средн. века, когда короли собирали своих феодалов, они производили собранным войскам П. для осмотра оружия и поверки готов-ти войск к выступлению в поход. Особен. развития П. достигли в эпоху Фридриха Вел., когда подражатели его для придания движениям войсков. масс стройности, сомкнутости и однообразия, обратили свое внимание на внешнюю, показную сторону воен. дела. У нас в России, П. процветали при Имп. Павле, но им придавали немалое значение и в последующия царст-ния, преимущ-но в гвардии, где в течение года производилось неск. больших П. в Выс. присутствии - зимних (обык-но на Дворц. площади), весенних (на Марсов. поле) и летних (в Красн. Селе). Кроме того, большими П., в к-рых принимали участие войска неск-х воен. о-гов, кончались сборы войск для больш. маневров, каковы, напр., Белосток., Волын. и Курск. маневры (см. это). В наст. время П. в Выс. присутствии производятся почти исключ-но по случаю войск. праздников и юбилеев частей. |
ПАРАДНАЯ ФОРМА. См. Обмундирование. |
ПАРАЛЕЛИ, приспособленныя к обороне траншеи, устраиваемыя при постепен. атаке кр-сти для обезпечения осадн. работа ат-щаго; оне охватывают непрерывн. линиями атакованные фронты, представляя пехот. стрелк. позиции (см. Крепостная война). Т. наз. 1-я П. в наст. время устраивается, при благоприят. обстоят-вах, на месте 2-ой (после позиции обложения) пехот. позиции, в разстоянии 1-11/2 вер. от фортов и служит базою для дальнейш. движения постепен. атаки вперед. 2-я и последующия П., вплоть до гласисов атакованных фортов, закладываются в разстоянии неск. меньшем 1/2 от предыдущей П. до линии фортов, чтобы свои резервы из позадилежащей П. могли своевр-но поддержать передов. линию. К П. пристраиваются полев. б-реи для действия против вылазок, а фланги обезпечиваются сомкнутыми опорн. пунктами. Число П. зависит от удаления 1-ой П. и от степени сопр-ления непр-ля. Последняя или предштурмовая П. располагается приблиз-но на линии подошв гласисов атакованных фортов; она же служит базисом для минной атаки. Напр-ние П. избирается такое, чтобы оне не могли поражаться продол. огнем; каждая последующая П. д. охватываться предыдущей. Если П. строится сразу, летучей сапой, в течение одной ночи, то к утру она получает профиль, подобно усовершенствованному стрелк. окопу, a затем, в течение последующ. дней и ночей, уширяется и получает свои установленные размеры. Постройка П. перекидной сапой, как оч. медленная, производится только в посл. периоды, при заложении, напр., послед. П. О производстве работ по закладке П. и профили их - см. Сапа1. П. д. б. хорошо маскированы.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПАРАЛЕЛЛОГРАММ ПАЩЕНКИ. См. Приборы для стрельбы1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПАРАЛЕЛЛЬНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ, одна из форм стратегич-го преслед-ния неприят. армии в напр-нии, парал-ном к путям отст-ния ея. В виду особенно важн. значения обходов при преслед-нии, движение преследующей армии д. б. ведено предпочтит-но в флангов. напр-нии или парал-ном путям отст-ния прот-ка, безпрерывно угрожающем обходу и чрез это вынуждающем его к безостановоч. движению, разлагающе действующему на отступающаго. Часть сил преследующаго при этом полезно направить непосред-но за отступающим прот-ком (по пятам), чтобы, постоянно тесня ар-рд его, понуждать к безостановоч. следованию. Понятно, какое важное значение принадлежит в этом случае кав-рии. П. преслед-ние только тогда приведет к резул-там быстрым и решит-м, когда преследующий будет наступать безостановочно и в напр-нии, представляющем все преимущества для стратегич. обхода именно дан. фланга прот-ка. Воен. история представляет 2 поучит. примера такого преследования: прус. армии в 1806 г. после Иены и Ауэрштедта и армии Наполеона в окт. и ибр. 1812 г. (см. Иена, Отечеств. война и Русско-прусско-франц. война1 1806-07 гг.)
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПАРАМАРИБО (в старину Нов. Мидельбург), коммерч. порт и гл. город голланд. Гвианы, в 26 вер. от Атлант. побережья, на лев. бер. судох. р. Суринам, именем к-рой называют нередко и всю страну. Немного ниже порта, на том же берегу реки, стоит стар. форт Зеландия. Порт доступен судам с осадкой до 24 фт.; глубже сидящие пароходы пользуются приливом. В П. имеются хорошая механич. мастерская и небол. запасы угля; оборуд-ние порта недостаточное. Почти вся мор. торговля Суринама идет через П. Ок. 36 т. жит. |
ПАРАПАН, небол. село на лев. бер. р. Дуная, в Румынии, в 16 вер. выше Журжева, известное постановкой через реку мин. заграждения в рус.-тур. войну 1877-78 гг. Выбрано место для заграждения ок. П. в виду предположен. переправы войск через Дунай у Зимницы и обезпечения их от тур. судов со стороны Рущука. Река у П. суживается до 400 сж. Для прикрытия заграждения у П. б. поставлена небол. б-рея; в первых числах июня 1877 г. 10 паров. катеров и 8 шестерок Дунайск. фл-лии (см. это), под нач. кап-на I р. Новикова, подошли к П., а 8 июня начали постановку мин загр-ния. Заметив это, турки выслали из Рущука пароход Хезбер, подошедший к П. в 8-м ч. у. и открывший огонь по шлюпкам. Новиков приказал лейт. Скрыдлову атаковать тур. пароход на катере Шутка, вооруженном шестов. миной. Катер подошел к пароходу и ударил его шестом, но мина не взорвалась вследствие неисправности проводов. Лейт. Скрыдлов д. б. отступить под огнем, при чем сам он, волонтер художник В. В. Верещагин и 2 н. ч. б. ран. Несмотря на неудачу атаки, тур. пароход ушел в Рущук. Под руж. огнем турок с прав. берега катера и шлюпки продолжали постановку заграждения, 1-я линия к-раго б. закончена к 11 ч. у. Подошедшая в это время из Рущука тур. кон. б-рея открыла огонь, коим повредила неск. катеров и шлюпок. Отряд Новикова отступил к устью Камы, притока Дуная, в 2 вер. от П. С наступлением темноты отряд снова вышел на Дунай и начал постановку 2-ой линии, парал-ной 1-ой, но неск. выше ея. В следующия ночи работа продолжалась: катера поставили и 3-ю линию, законченную к утру 15 июня, несмотря на усиленный огонь турок. Мин. заграждение у П. обезпечило Зимницу от нападения тур. судов. |