Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "П" (часть 15, "ПОМ"-"ПОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница

Статьи на букву "П" (часть 15, "ПОМ"-"ПОР")

Помпы судовые

ПОМПЫ СУДОВЫЯ. См. Насосы.

Понапе

ПОНАПЕ, герман. гавань, угольн. станция и административный центр вост. группы Каролинских о-вов, на о-ве того же имени.

Понарские высоты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пондишери

ПОНДИШЕРИ, коммерч. порт и гл. город франц. колониал. владений в Индостане, на Коромандельском берегу, близ впадения р. Джинджи в Бенгальск. залив. Несмотря на открыт. рейд, допускающей сообщение с берегом только на особых плоскодон. судах, отсутствие гавани или какого-либо прикрытия и сильнейш. прибой, П. является центром франц. торговли на побережье Бенгальск. залива. Город - резиденция губ-ра, штаба колон. войск и католич. миссии - разделяется каналом на 2 части, - европейскую и туземную, соединенныя мостом. Население в 1909 г. достигало 48.538 жит., большую часть к-рых составляют туземцы. Жел. дорога в Виллакурам. Колония П. занимает ок. 500 кв. вер., с населением 282.336 жит. (в 1912 г.), и разделяется в администр. отношении на 5 округов: П. (287 кв. вер.), Карикал, Янаон, Маэ (Mahé) и Чандернагор. Уступленная франц. Ост-Индск. компании князем Беджапура в 1672 г., территория колонии б. завоевана голл-цами в 1693 г., но возвращена Франции по мирному договору в Рисвике (1697). Укрепленный выдающимся губ-ром Дюплексом (см. это) город П. в 1748 г. выдержал 2-недел. осаду англичан, В 1761 г., когда П. был уже цветущим городом с населением свыше 70 т. ч., англ-не снова его осадили, взяли и разграбили, но через 2 г. вернули Франции. Вторично захваченный англ-ми в 1778 г. и возвращенный по Версальск. миру в 1783 г., П. еще раз подвергся осаде со стороны бея Карнатика, захватившаго его с помощью англ-н, к-рые уничтожили укр-ния. По Амьенск. миру (1802 г.) англ-не в 3-й раз вернули город фр-зам, но в след. же году снова его заняли и окончат-но отказались от колонии в 1814 г., под условием, чтобы Франция не возводила в ней никаких укр-ний. В наст. время П. управляется губ-ром и выборным генер. советом от местн. жителей, посылающих во франц. парламент 1 сенатора и 1 депутата. Бюджет колонии в 1912 г. составлял ок. 11/2 милл. руб., расходы метрополии исчислялись в 90.000 руб. главн. занятие жителей - земледелие, разведение и обработка хлопка, семян и растит. масла. Главн. предмет вывоза - масличное семя. В 1911 г. 3 главных порта колонии, П., Карикал и Маэ, были посещены 372 судами с общ. водоизмещ-м в 783.527 тн., при чем оборот мор. торговли достиг почти 20 милл. руб. (из них ок. 16 милл. руб. пришлось на долю вывоза).

Поневеж

ПОНЕВЕЖ, См. Русско-польская война 1830-31 гг.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Поножи

ПОНОЖИ, См. Древне-русское вооружение.

Понт-Ашен

ПОНТ-АШЕН. См. Турне1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Понтийские войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Понт-Нуаель

ПОНТ-НУАЕЛЬ. См. Галлю.

Понтонные батальоны

ПОНТОННЫЕ БАТАЛЬОНЫ. См. Инженерныя войска.

Понтонные мосты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Понтонные части

ПОНТОННЫЯ ЧАСТИ. См. Инженерныя войска.

Понтонный парк

ПОНТОННЫЙ ПАРК, состоит из мостов. имущ-ва и П. обоза. П. парк 2-ротнаго П. б-на делится, по числу рот, на 2 полупарка и каждый полупарк на 2 отд-ния; всего в таком парке по табели содержится: 56 полуп-нов (44 носовых и 12 средних), 8 козел, 224 длинных и 12 коротких смычных брусьев, 462 щита, 444 настилочных и 12 лобов. досок, 2 якорн. лодки, якоря, канаты и пр., на нормальн. длину моста 105 сж. 61/2 дм. Полуп-ны железные, двух видов: носовые, с приподнятой суженной передн. частью, и средние, со всеми отвесн. стенками; длина носов. полуп-на поверху 14′1″, средняго 11′51/2″; ширина тех и других 6′22/3″; высота, не считая полозьев - 2′5″, ширина 5′9″, высота, не считая киля - 2′5″. Якорныя лодки, дл. 20′3″. Якоря: легкие 21/2-3 пд., тяжелые 5-7 пд., а для особ. случаев 10-12 пд., козловая перекладина 16′9″. Козловыя ноги: длинныя 12′6″ и короткия 8′6″. Смычные брусья: длинные 23′2″, короткие 12′5″. Щиты из 2-11/2-дм. досок, соедин-х шпонками, дл. щита 10′8″, шир. 182/3″. Весь П. парк возится на 56 повозках, 32 настилочных, 2 добавочных, 4 козлов. и 2 лодочн. повозках шестерочн. запряжки (в унос); кроме того, парныя повозки: 2 инструментальных, 2 для кузниц и 2 для запасн. вещей и по 1 телефонной и 1 подрывн. двуколок.

Понторсон

ПОНТОРСОН, франц. гор. в Нормандии, на прав. бер. р. Ленон. Сраж. 18 нбр. 1798 г. После боев у Антрама и Краока в конце окт., гл-щий вандейской армией гр. Ларошжаклен, желая войти в связь с англ. флотом, крейсеровавшим у берегов, двинулся 12 нбр. к Авраншу (см. Вандейская война

Понятовский, Иосиф-Антон, князь

ПОНЯТОВСКИЙ, князь, Иосиф-Антон, маршал Франции, род. в Варшаве в 1762 г.; 16 л. он, в чине пор-ка, вступил в австр. службу и в 1787 г. был уже драг. полк-ком и фл.-ад-том имп. Иосифа II. В 1789 г., когда началось движение в Польше. П. оставил австр. службу и вернулся в отеч-во, где с больш. рвением занялся устр-вом польск. армии. При начале войны с Россией, в 1792 г. кор. Станислав назначил его ком-щим южн. армией, во главе к-рой он и находился до заключения Тарговицкой конвенции. Разочарованный ходом дел в Польше, П. сложил с себя звание ком-щаго армией и вместе со многими другими оф-рами уехал за гр-цу. Но пламен. любовь к родине заставила его вновь вернуться в Польшу, когда она снова поднялась в 1794 г. под предводительством Костюшки. П. принял нач-во над д-зией и прикрывал с с. Варшаву, когда Костюшко отступил туда после дела под Тикочином. Ставший после Костюшки главн-щим Вавржецкий поручил П., чтобы облегчить переправу через р. Бзуру возвращавшемуся из южн. Пруссии ген. Домбровскому, атаковать пруссаков; П. блестяще выполнил это поручение, но не спас этим Варшавы, к-рая после штурма Праги сдалась Суворову; сдались и остатки польск. армии. Тогда П. отправился в Вену, где, живя в уединении, отказался от предложений Екатерины II и Павла I перейти на русск. службу с чином г.-л. В 1798 г. он вновь вернулся в Варшаву. Прус. прав-ство возвратило ему часть конфиск. имений, в том числе и Яблонну, близ Варшавы, где он и поселился, посвятив себя сельск. хоз-ву. События 1806 г. снова вызвали его на воен. поприще. Прус. король поручил ему форм-ние национ. гвардии в Варшаве. Но лишь только фр-зы стали приближаться и Наполеон пообещал возстановить польск. корол-во, как П. издал возвание, сходное с прокламацией Домбровскаго в Берлине. Учрежденное в Варшаве врем. правительство назначило его воен. мин-ром, и он оставался им и по присоед-нии Наполеоном после Тильзит. мира герц-ва Варшавскаго к Саксон. корол-ву. Он закончил орг-зацию польск. армии и в войну Наполеона с Австрией в 1809 г. действовал с нею против австр. герц. Фердинанда, вторгнувшагося в герц-во. Своими искусн. действиями П. не только успел вытеснить авст-цев из зап. части Польши, но и, разбив их у Гуры-Кальварии, с помощью рус. к-са кн. Голицына овладел частью Галиции. По окончании войны он довел вооруженныя силы до 100 т. ч., из них ок. 1/3 составили V (польский) пех. к-с, ком-ром к-раго б. назн. П. Этот к-с входил в состав прав. крыла Великой Армии под нач-вом короля Иеронима. П. принял участие во всех крупн. сраж-х кампании 1812 г. Во время отст-ния из России П. мужест-но сражался с остатками своего к-са при Вязьме и на Березине и только с 2 т. ч. возвратился в Варшаву. Здесь он проявил всю энергию для орг-зации нов. армии, снабдил г-зонами кр-сти Модлин и Замостье, а с остал. силами (8-10 т. ч.) отступил с кн. Шварценбергом в Галицию. По заключенной с австр. прав-ством конвенции, поляки пошли в Саксонию, где опять примкнули к франц. армии, составив VIII к-с. После Пойшвицкаго перемирия П. действовал сперва отдельно в верхн. Лузации к стороне Цитау и Габеля, потом в армии Наполеона против Блюхера и, наконец, под Лейпцигом, где с замечат. иск-вом и муж-вом прикрывал прав. фланг армии у Конневица, за что и б. пожалован Наполеоном маршальск. жезлом. Утр. 7 окт., при общем отст-нии фр-зов за Плейссу, Наполеон поручил ему прикрыть отст-ние, защищая южн. предместье города. Новый маршал обещал имп-ру оборонять предместье до послед. капли крови и сдержал слово. Он начал отст-ние только тогда, когда союзники уже заняли город. В это время мост через реку Эльстер б. преждевременно взорван фр-зами, и ар-рд П. оказался отрезанным. П., тяжело раненый двумя пулями, бросился в бешено ревущую реку, П. утонул в ней вместе с лошадью. 24 окт. труп его б. найден, а 26-го б. погребен союзниками с подобающими воинск. почестями. В 1913 г. П. поставлен памятник в Кракове.

Поперечная система постройки судов

ПОПЕРЕЧНАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЙКИ СУДОВ. См. Железное судостроение.

Поп-киой

ПОП-КИОЙ (Поп-кьой, Попк-киой), дер. в Болгарии, в 4 вер. от р. Кара-Лом, в районе действий Рущукск. отряда в рус.-тур. войну 1877-78 гг. (см. карты в т. III, стр. 313 и т. XII, стр. 386). Кавалер. дело 26 авг. После неудачн. для нас боя у Карахасан-киоя (см. это) П. б. сначала очищен нами, но затем, в виду бездействия турок, вновь занят к 20 авг. передов. отрядом XIII к-са (1 б-н, 7 эск. и сот. и 14 ор.). 26 авг. впереди П. стояли биваком 5-я сотня Донск. каз. № 8. п. и 8-й ул. Вознесенский п.; в это время получено б. донесение, что со стороны Аяслара наступает тур. к-ца. Нашему разъезду едва удалось пройти 300 ш., как он б. атакован толпой черкесов, бросившихся на него из-за опушки леса. Казаки ловко навели эту толпу на спешенную сотню, к-рая встретила натиск черкесов огнем с близк. дистанций. Черкесы вразсыпную начали отступать. К этому времени прибыли 2 наших кон. ор. Ок. 2 ч. д. вновь обозначилось наст-ние прот-ка, но вследствие огня наших орудий прот-к опять обратился в бегство. Впоследствии выяснилось, что против нас действовало 8 эск. регуляр. к-цы с 23 сотнями черкесов и баши-бузуков. (Обзор действий Рущукск. отряда со времени его сформирования до снт. 1877 г., "Воен. Сб." 1879 г., №№ 6 и 7; Воспоминания о действиях войск Рущукск. отряда в 1877 г. "Воен. Сб." 1880 г., № 8; Н. А. ф.-Фохт, Пять лет из истории войны и владычества русских на Кавказе, 1812-16, "Воен. Сб." 1880 г., № 8; Его же, Материалы для описания действий Рущукскаго отряда, "Воен. Сб." 1883 г., №№ 4 и 5).

Поплавок Полянского

ПОПЛАВОК ПОЛЯНСКАГО, надуваемый воздухом глух. мешок из двойн. парусины с резинов. прокладкой, размерами около 3 кб. фт. (1×1/2×1/2 арш.). П. заключен в парусиновый водонепрониц. чехол с застежками для соед-ния П-ков между собою. Вес 31/2 фн. Время надувания воздухом 3-5 мин. Подъемная сила одного П. при полн. погружении - 5 пд. (для расчета следует принимать в 3 пд). П. держат воздух лучше в холод. время года, от пуль страдают мало (надо до 60 попаданий, чтобы потопить плот из П.); оставаясь долго сухими, перестают держать воздух, но и в воде не следует оставлять долее суток, т. к. понемногу выходит воздух и уменьшается подъемн. сила. Из П. можно связывать плоты, устраивать паромы и устои для мостов. Под плоты для 1-2 ч. достаточно под углами 3-уг-ной или 4-угол. рамы подвязать по П.; поверх рамы укладываются доски, плетни и проч.; движение помощью весел или лопаты: если нет досок и жердей, связывается 6 П. Для команд связываются плоты в форме 4-уг-ка 5×8,6×10 и т. п. для 20-30 ч. или одной парной повозки, или двух двуколок - нужно 60 П. Для орудия 6 П. под тело орудия, 5 под хобот, 10 по бокам и 4 под колеса. Под передок или ход зарядн. ящика 19 П. (15 по 3 в ряд и 4 под колесами). Надутые П. связываются на берегу в звенья, вентилями вверху, на длину плота, и готовыя звенья связываются между собой в плоты. Чтобы плот был менее валким, его связывают из двух частей, соединяемых веревками или жердями. Для передвижения плота 4-6 гребцов под паром надо 100 П. Под мостовые устои: для одиночных людей - 3 П., привяз-х к брусьям; для переправы пехоты 10 П. привязываются к доске и стягиваются канатами, устои на 3/4 шага в свету; для полев. арт-рии - такия же звенья ставятся вплотную; устои удерживаются якорями или канатами. На одной шестой, двуколке в.-телегр. роты (или на верблюжьем вьюке) помещается 3 звена (30 П.), 5 дощатых щитов, шир. в 1 арш., 9 мост. 4-арш. брусков, 4 оттяжных кола и 10 арш. веревок. Из эгого количества м. устроить мост длиною: для пехоты - 7 арш., двуколочнаго обоза - 5 арш. и полев. арт-рии - 31/2 арш. (Наставление по войск. инжен. делу для оф-ров всех родов войск 1910 г.).

Поплар-Гров

ПОПЛАР-ГРОВ, бурская ферма на лев. бер. р. Моддер, в 80 вер. к з. от Блюмфонтейна. Сраж. 23 фвр. 1900 г., в англо-бурскую войну. После сдачи отряда Кронье войскам фельдм. Робертса под Паардебергом (см. это), англ-не до 23 фвр. оставались у фермы Осфонтейн, организуя тыл для наст-ния к Блюмфонтейну. Среди буров царила деморализация, и военач-кам их стоило больших трудов удержать в своих руках часть сражавшихся. Задача задержать движение Робертса к Блюмфонтейну б. возложена республик. прав-ствами на Девета, к-рому с трудом удалось собрать 3-4 т. ч. буров, сосредоточив их близ фермы П.-Г. Отряд Девета занял линию, протяжением до 20-25 клм., по обе стороны р. Моддер. Позиция б. занята прерывчато, и жидк. цепи стрелков располагались только в неск-х важнейш. пунктах. Такое жидкое расположение отчасти сглаживалось превосходн. применением к мес-ти и иск-вом стрельбы, но, конечно, упорства боя дать не могло. Англ. армия (ок. 30 т. ч.) выступила от Осфонтейна 23 фвр. Отданныя накануне распоряжения Робертса сводились к след.: к-ца Френча с 7 кон. б-реями и 1.800 ч. ездящей пехоты, выступив в 3 ч. н., д. б. обойти лев. фл. прот-ка, зайти ему в тыл и атаковать гл. лагерь его у П.-Г.; прав. колон-не (6-я пех. д-зия, 18 пол. ор. и 4 гаубицы) приказано выступить в 3 ч. 30 м. н. и, обойдя лев. фл. буров, овладеть 7 холмами; на центр (гвард. пех. бр-да с 18 пол. ор., 4 морскими и неск-ми ротами ездящ. пехоты) возлагалось занятие высоты в 4 вер. от Осфонтейна и поддержка оттуда огнем атаки 6-ой д-зии; 14-я бр-да (7-й д-зии) с 18 пол. ор. и неск-ми ротами езд. пехоты, наступая южнее реки, не д. б. ввязываться в серьез. бой, а только привлечь на себя внимание республ-цев. Выступление ея - в 51/2 ч. н. 9-я д-зия с 3 морск. 12-фн. ор. образовала лев. фл. и д. б. овладеть Леон-Копом. Т. обр., длин. линия буров д. б. быть атакована 5-ю колоннами, наступавшими на фронте в 161/2 вер., без связи между собою, без общ. резерва. Удар намечался в обход обоих флангов, при чем решения боя Робертс искал на лев. фл. буров; это было правильно, т. к. от этого фл. отходили важнейш. пути к центр. частям Оранжевой респ-ки. Каждая из британ. колонн была не слабее всех сил буров, взятых вместе, т. ч. этим устранялась опас-ть поражения по частям. Несмотря на сделанныя заранее распоряжения, сражение разыгралось неудачно. Первой не выполнила диспозицию к-ца, хотя и выступившая из лагеря своевр-но, но остановившаяся в 2 вер. от него, опасаясь трудности движения и ориентировки в ночн. темноте. Остановка эта повела к опозданию, и только к 73/4 ч. у. она вышла на высоту лев. фл. буров; однако, вместо того, чтобы зайти в тыл, Френч развернулся, выдвинул арт-рию и ввязался в бой. Ок. 81/2 ч. у., мор. орудия открыли огонь против 7 холмов, и занимавшие их 300 буров отступили на с.-в., к П.-Г. В 9 ч. у. вступила в дело пехота, и произошел ряд частн. столк-ний. В 10 ч. у. буры безпрепят-но отступили на всем участка южнее р. Моддер, а в 111/2 ч. у. ушли и с Леон-Копа, обстреливаемые арт-рией 14-ой бр-ды и 9-ой д-зии. Только около 12 ч. д. к-ца показалась на дороге в тылу прот-ка. Часть буров отходила медленно, цепляясь всюду за местн. предметы и прикрывая обозы. Больш-во же бросило позицию и спешило спасать свои фургоны с имущ-вом, опасаясь обходн. движения англ. к-цы. Вследствие непонятн. медл-сти движения (30 вер. в 9 ч.) Френч пропустил случай одержать крупн. успех и возм-сть захватить в плен обоих през-нтов, Крюгера и Штейна, к-рые уехали из П.-Г. только в 9 ч. у. (Лит-ра в ст. англо-бурская война).

Попович-Липовац, Иван Юрьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поповки

ПОПОВКИ. См. Круглыя суда.

Поповы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поражаемость корабля

ПОРАЖАЕМОСТЬ КОРАБЛЯ. См. Диаграммы корабля.

Поркалауд

ПОРКАЛАУД, сильно выдающийся к ю. полуо-в на сев. берегу Финскаго залива, к з. от Свеаборга; с моря прикрыт цепью о-вов, образующих небольшой, но хорошо укрытый и доступный для судов с 24-фт. осадкой плес. На одном из этих о-вов стоит маяк Реншер, освещающий подход с зап. к г. Гельсингфорсу. Финск. зал. в этом месте суживается до 13 м.: стоящая здесь эскадра м. без труда блокировать всю вост. половину залива; этим свойством П. пользовались в 1854-55 гг. англо-франц. эс-дры, избравшия его своей гл. базой для операций против наших берегов и в час-ти против Гельсингфорса и Ревеля. Кроме того, П. имеет важн. значение, как узел шхерн. фарв-ров, идущих вдоль всего сев. побережья Финск. зал., от Биоркэ до Аланда. Позиционное значение П. играло особ. роль во время наших войн со шведами и прекрасно сознавалось обоими прот-ками. В 1788 г. адм. Грейг, заблокирован швед. флот в Свеаборге, решил выбить шведов и из П., где они держали неск. крейсеров и построили на о-вах б-реи; Грейг составил подроб. диспозицию, назначив для атаки 2 фр-та и 4 лин. к-бля, но болезнь и внезапная кончина адм-ла помешали выполнению этого плана. Весной 1789 г. из Ревеля б. послан к П. для рекогнос-ки и промера отряд кап. 2 р. Шешукова (1 лин. к-бл, 2 фр-та и 2 коттера); 6 июня он занял эту позицию, заставив отступить на з. подходившия к П. 17 шведск. шхерн. судов и отрезав т. обр. от Свеаборга шедшия туда из Стокгольма подкр-ния и провиант. 21 июня, пользуясь штилем, шведы (1 шебека, 3 галеры, 4 канон. лодки, всего ок. 30 ор.) пытались пробиться к Свеаборгу, но после 3-час. боя с нашими судами (гребной 20-пуш. фр. Св. Марк и три 8-пуш. коттера) принуждены б. отступить; шхерн. б-рея (II - 14-фн. ор.), принявшая участие в этом деле, под огнем Св. Марка б. оставлена прислугой и затем, по приказанию кап. 2 р. Шешукова, уничтожена. Шешуков за это дело награжд. орд. св. Георгия 4 ст., всему же личн. составу объявлена Выс. благодар-ть. 23 июня Шешукова у П. сменил резерв. отряд кап. Глебова, остававшийся здесь до 14 окт.; в авг. шведы неоднократно пытались прорваться мимо него, но каждый раз безуспешно. Наконец, 14 авг. из Карлскроны послан б. особ. отряд (3 лин. к-бля и 3 фр-та) с приказанием выбить русских из П.; 26-го он подошел к Барэзунду, соединился с сосредоточенной здесь шхерн. фл-лией (более 60 вымпелов) и готов был уже двинуться далее, но в это время выяснилось, что на помощь к Глебову (3 лин. к-бля и 2 фр-та) подошла легк. эс-дра Тревенена., а в море по напр-нию к Ревелю усмотрены б. главн. силы рус. флота. Поэтому шведы отказались от атаки и, простояв здесь 10 дн., ушли обратно в Карлскрону. В 1809 г. вошедший в Фин. зал. англ. флот сейчас же занял П., чтобы не пропустить на з. транс-ты с продов-вием для нашей армии, сосредоточенной в зап. Финляндии и на Аланде. 27 июня между материком и о-вами Стура и Лилла Свартэ 6 наших иолов и 2 канон. лодки б. атакованы англ. десантом на гребн. шлюпках (20 барказов и катеров, 270 ч.); после отчаян. боя 2 иола отступили к Свеаборгу, а остальные захвачены в плен; у нас уб. 2 оф. и 63 н. ч. и попало в плен 106 ч. (из них 50 ран.); у англ-н уб. 2 оф. и 17 н. ч., ран. 37. Захваченные иолы и канон. лодки имели такия повреждения, что англ-не принуждены б. их сжечь.

Пороки

ПОРОКИ. См. Метательныя машины.

Порох

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порох Веттеренский

ПОРОХ ВЕТТЕРЕНСКИЙ, изготовляется на Веттеренск. королев. заводе в Бельгии, принят для воен. оружия в 1889 г. Сначала приготовлялся из пирокс-на с примесью нитрогл-на, теперь же нитрогл-н исключен, а примешивается небольш. колич-во мела; раствор-лем служит уксусн. эфир. Цвет П. темно-коричневый. Порох. масса прокатывается в листы разн. толщины и зернится сообразно с сортом и оружием, для к-раго предназначается. Для подрыв. работ Веттеренск. завод изготовляет пороха из нитрован. древесины с примесью калиевой и баритовой селитры, прессуемой в патроны; последние парафинируются и обворачиваются парафинир. бумагою. П. мало чувствит-н к ударам, но вследствие малой химич. стойкости ему предпочитается тонит, в к-ром при тех же примесях нитрован. древесина заменена пирокс-ном. Там же изготовляется порох Шульце из древесн. нитрован. массы, цветные П., боев. П. марки L3 и пластинч. П. марки L3S. Последние 3 сорта П. приготовляются или из обыкнов. хлопчатобум. пирокс-на или из нитрован. пеньки, с примесью селитр или без них. (J. Daniel, Dictionnaire des Matières explsives, 1902).

Пороховые заводы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пороховые погреба

ПОРОХОВЫЕ ПОГРЕБА, безопасныя от бомб помещения для хранения взрывч. вещ-в и боев. припасов в кр-стях, располагаются на промежутках между фортами в зоне артил. б-рей, чаще всего в 2 линии и, кроме того, вблизи центра кр-сти - в месте, наиболее обезпеч-м от бомбардирования. П. погреба д. удовлетворять след. условиям: 1) емкостью, определяемой особыми треб-ниями безопас-ти при хранении соврем. взрывч. вещ-в; 2) укрыт. расположением и 3) давать возм-сть производить на месте необходимыя лаборатор. работы. П. п-ба, питающие орудия постоян. вооружения промежутков, называются промежуточными, устраиваются в числе 2-3 на промежуток и хранят 4-сут. запас снарядов; ближе к внутр. краю артил. позиции устраиваются питательные П. п-ба 1-ой линии с 2-сут. запасом, а примерно на половине разстояния между линией фортов и центром кр-сти располагаются такие же п-ба 2-ой линии с 3-сут. запасом. Обе линии этих П. п-бов назначаются для хранения снарядов для орудий резервов, выставляемых на этом промежутки Весь остальной боев. комплект снарядов хранится в центр-х П. п-бах, располагаемых ближе к центру кр-сти. Питание расходных батар. погребков ведется из П. п-бов 2-ой линии и центральных, минуя перволинейные; последними же пользуются лишь тогда, когда нарушена связь между б-реями и 2-ой линией п-бов. По "инструкции для хранения боев. припасов в питат-х П. п-бах не полагается хранить более 10 т. пд. дымнаго и 5 т. пд. бездым. пороха, чем и определяется число погребов в зав-сти от числа орудий. Для хранения зарядов, снаряж-х или неснаряж-х снарядов и мелких боев. принадлеж-тей в П. п-бах устраиваются отдел. помещения, разделенныя сплошными камен. стенами. Вход в П. п-ба прикрывается коленчат. сквозником, а перед каждым снарядным и зарядным отд-ниями устраиваются сени (см. черт.). Полы П. п-бов - асфальтовые, наружн. двери двойныя, броневыя и решетчатыя, внутренния - деревянныя; ставни окон - броневыя; от уровня двора погреба до окна д. б. не менее 10 фт. Осветит. приборы и продукты горения их тщательно отделяются от внутр-сти погреба; вокруг всех помещений п-ба устраивается вентиляцион. г-рея. Снаряды в П. п-ба укладываются на дерев. рамах по бельг. способу (см. это), при чем на 1 кв. сж. пола при высоте 9 фт. помещается 250 сн. 6-дм. калибра. Заряды помещаются в ящиках герметич. укупорки на стелажах. Устр-во стелажей соображают так, чтобы на 1 кв. сж. пола помещалось 80 пд. пороха или 500 готов. зарядов. (Н. Буйницкий, Ф. Голенкин и В. Яковлев, Современное состояние форт-ции, Спб., 1913; А. Аренс, Порох. погреба, Спб., 1909).

Порохостроительные работы

ПОРОХОСТРОИТЕЛЬНЫЯ РАБОТЫ. См. Подрывныя работы.

Порт-Артур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портланд

ПОРТЛАНД. I. Английская примор. крепость, воен. и коммерч. порт на Англ. канале. Гавань его, расположенная к ю. от мыса Ноз и к с. от полуо-ва П., представляет удобное и спокойн. якорн. место, доступное во всяк. погоду судам самой больш. осадки; благодаря этим достоинствам, а также положению близ выхода из Англ. канала в океан, гавань приобрела важ. значение, как убежище и как порт для пополнения запасов угля. Гавань закрыта со стороны моря брекватером, имеющим общ. длину 1.286 сж., с одним проходов; в послед. годы построен 2-й брекв-р дл. 224 сж., с двумя проходами по обе стороны его; южн. проход имеет 70 сж. ширины и 81/2 сж. глубины, восточный - 120 сж. шир. и 73/4 сж. глуб., а северный 115 сж. шир. и 63/4 сж. глуб. Общая площадь гавани составляет около 3 кв. миль, с глубинами на % этого простр-ва 5-9 сж. Современ. доков нет, есть только 1 Мортонов эллинг. Для снабжения же судов углем имеется пристань с гидравл. кранами, по которой идут 4 рельсов. пути, соединяющихся с линией ж. д., идущей к Кардифу (170 вер.), - месту главнейших угол. копей. Этим путем можно подвозить ежедневно 4 т. тн., а в случае необходимости до 10 т. тн. угля. В П. имеется также больш. запас нефти. Для погрузки мин, зарядов и снарядов служит спец-но оборудованная пристань на зап. берегу порта. Тут же расположен торпедный завод Уайтхэда с 700 чел. рабочих, а напротив П., в маленьк. городке Веймуте, пристрелочная станция этих мин. Защита Портланда состоит из: 1) цит-ли (Verne Citadel), находящейся на сев. оконеч-ти полуо-ва, на ком-щей высоте около 590 фт.; у подножия этой цит-ли расположены 6 б-рей, обстреливающих рейд и южн. вход в него; 2) неск. бронированных б-рей на брекватере, у средн. прохода; 3) устарелаго брониров. форта на сев. оконеч-ти брекв-ра (P. Breakwater Fort); 4) форта Ноз на берегу у сев. входа; 5) 5 б-рей на возвыш-сти полуо-ва, обращенных фасом на в., и 6) б-реи на зап. берегу полуо-ва. Коммерческий порт расположен к з. от П. - в Веймуте, центре пограничной стражи южн. берега Англии. Здесь также имеются судостроит. и механич. заводы, значит. промышл-сть и торговля. - II. П. - комм. порт в Штате Мэн С. Америки, самый северный из портов С. Шт. на Атлантич. океане, укреплен рядом б-рей и доступен самым больш. судам. Значит. вывоз мяса, скота и пшеницы - в 1907 г. на сумму свыше 21 милл. руб. Хорошия порт. средства, набережныя для причала судов с осадкой до 30 фт., парох. завод и 2 сух. дока (415×80×23 и 200×40×12 фт.). Большие запасы угля. Жел. дороги внутрь страны и вдоль побережья. 58.571 жит. (1910 г.). - III. П. - комм. порт на южн. бер. Австралии, в провинции Виктория; хорошая якорн. стоянка, защищена брекватером. Набережная оборудована для причала самых больш. судов. Вывоз шерсти, пшеницы и др. продуктов земледелия. Жел. дорога внутрь страны; сроч. парох. рейсы в Мельбурн и Аделаиду. Механич. мастерская для мелк. ремонта и небол. запас угля. Порт быстро развивается. - IV. П. - большой коммерч. порт в штате Орегон (Сев. Америки), на Тихоок. побережье, близ устья р. Колумбии. Доступен самым больш. судам (фарв-р постоянно углубляется землечерпанием), ведет значит-ную мор. торговлю, оборот - 26 милл. руб. Ж. дорога внутрь страны. Гавань хорошо оборудована портов. средствами; у набережных глуб. - 30 фт. Имеются парох. мастерския, сух. док (400×72×19 фт.) и неогранич. запас угля из местн. копей. 207.214 жит. (1910 г.).

Портландское сражение

*ПОРТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ, 28 фвр. - 2 мрт. 1653 г., между англ. и голл. флотами (см. англо-голландск. войны, стр. 467). Голл. флот, в числе 80 к-блей, под нач. Мартина Тромпа, конвоируя огром. караван из 250 коммерч. судов, вошел в Англ. канал со свеж. ветром от WNW. Ав-рдом командовал адм. Евертсен, а ар-рдом - адм. Рюйтер. Утром 28 фвр., находяс против Портланда, гол-цы увидели под ветром англ. флот, шедший прав. галсом. Он состоял из 70 к-блей под нач. адм. Блэка; ав-рдом командовал адм. Монк, а ар-рдом адм. Пенн. Несмотря на меньшее колич-во к-блей, англ. флот был сильнее, т. к. в состав его входили более сильные и более новые к-бли. Эс-дра Монка была далеко под ветром, также были под ветром мног. к-бли центра и ар-рда. Увидя это, Тромп решил немедленно атаковать прот-ка, а потому, отдав приказание коммерч. судам привести к ветру, спустился полн. ветром на центр и ар-рд англ-н. Блэк, конечно, мог бы также спуститься и выстроить свою линию по ав-рду Монка, но он не хотел отступать, а потому привел к ветру и направился прямо навстречу гол-цам. Завязался ожесточ. бой, длившийся до самаго вечера, и в конце его принял участие и Монк. Неск. англ. к-блей б. взяты гол-цами, но потом снова перешли в руки англ-н. В резул-те у англ-н один к-бль б. потоплен, а 4 б. так избиты, что принуждены б. укрыться в Портсмуте, Сам Блэк б. серьезно ранен, но, несмотря на это, продолжал руководить боем. Поврежденные голл. к-бли не имели вблизи своего порта, а потому 4 из них затонули, а один б. взят англ-нами. С наступлением темноты гол-цы отошли к своим торгов. судам, а англ-не - к берегу. Этим воспользовался Тромп, и на след. день утр. он оказался у англ-н под ветром, расположившись между ними и своим караваном. Ветер знач-но стих, и только в 2 ч. дня англ. передовым судам удалось завязать бой с задними голл. к-блями. Флоты находились в это время против о-ва Уайт. Разброс-сть коммерч. судов очень затрудняла гол-цам их защиту, и англ-нам удалось к вечеру завладеть десятком этих судов, что произвело среди конвоя панику: часть его бросилась к франц. берегу. Гол-цам опять некуда было девать свои поврежд. суда, что замедляло ск-сть их движения по Каналу и затрудняло маневр-ние. В резул-те еще 2 к-бля б. взяты англ-нами, а к-бль Рюйтера, на к-раго выпала вся тяжесть арьергард. боя, б. так поврежден, что его пришлось вести на буксире. Англ-нам опять пришлось отправить ряд поврежд. к-блей в порта. 2 мрт. гол-цы были против мыса Бичи-Хед и направились со свежим попутн. ветром к Булони. Конвой б. очень разбросан. С утра до темноты шел ряд схваток между отдел. группами судов, а к ночи оба флота стали на якорь у мыса Gris-Nez. Лоцмана уверили Блэка, что гол-цам нельзя будет обогнуть этот мыс и на след. день путь отст-ния им будет отрезан; но когда разсвело, то оказалось, что ни единаго гол-ца в виду нет: все они ушли ночью. Преслед-ние не обещало успеха, и Блэк вернулся к своим берегам. Всего за 3 дня гол-цы потеряли 12 воен. и 39 торг. судов, и Тромпу удалось провести вдоль неприят. берега огромн. караван коммерч. судов, потеряв из него всего 15%. Этот резул-т б. достигнут только благодаря тем тяжел. повреждениям и потерям, к-рыя голл. флот нанес англ-м во время 3-дн. боя. (L. Cloues, The Royal Navy, Vol. II, 1898; Rittmeyer, Seekriege und Seekriegswesen, Erst. Band, 1907).

Портнягин, Семен Андреевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портовое управление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порто-Гранде

ПОРТО-ГРАНДЕ, португальский коммерч. порт на о. Сен-Винценте, в группе о-вов Зел. Мыса. Угольн. станция на пути в Южн. Африку и Америку. Гл. торг. порт колонии, срочное пароходн. сообщение с метрополией. Подводные кабели в Порто-Прайя, Батурст (Гамбия, на Африканск. берегу) и Пернамбукко (Бразилия). В П. имеются небол. парох. мастерския для мелк. поделок и запас угля до 10 т. тн., но оборуд-ние порта недостаточно и погрузка угля медленная, с шаланд.

Порто-Кабелло

ПОРТО-КАБЕЛЛО. См. Ла-Гуайра.

Порто-Ново

ПОРТО-НОВО - мест. на Коромандельском берегу О.-Индии, южнее Куддалора, у к-раго 10 снт. 1759 г. произошло сражение между англ. и франц. эс-драми (см. Англо-франц. войны, стр. 501). Франц. эс-дра, под нач. к.-адм. гр. д’Аше, прибыла в Баттиколо на о. Цейлона 30 авг., и здесь фр-зы узнали, что англ. эс-дра адм. Покок находится в Тринкомале, У фр-зов было 11 лин. к-блей (II - 74-пуш., I - 68-пуш., II - 64-пуш., I - 58-пуш.; V - 54-пуш.; последние 6 - корабли О.-Индской компании) и 2 фр-та, а у англ-н - 9 лин. к-блей (I - 68-пуш., I - 66-пуш., I - 64-пуш., III - 60-пуш., I - 58-пуш., II - 50-пуш.) и 1 фр-т. Несмотря, однако, на превосх-во в числе и силе к-блей, д’Аше не стремился к бою, т. к. эс-дра его б. очень плохо снабжена, и ему пришлось уйти из Иль-де-Франса только потому, что там его команды принуждены бы б. голодать. Поэтому, когда, идя на с. он увидел 2 снт. англ-н, вышедших из Тринкомале, он уклонился от боя, что на этот раз ему удалось. Однако, Покок погнался за ним, и 8 снт. прот-ки оказались вновь в виду друг друга, против П.-Н. Два дня прошло в маневр-нии, и только в 10 ч. у. 10 снт. Пококу, к-рый оказался на ветре, удалось сблизиться с фр-зами, державшимися в линии баталии на левом галсе. Англ. линия растянулась вдоль фр-зской, и в продолжение 6 ч. шел ожесточ. бой, в к-ром оба прот-ка жестоко пострадали. В 4 ч. д. д’Аше б. ран., а ком-р его флагманск. к-бля уб. Когда адм-л спустился вниз для перевязки раны, старш. оф-р вывел к-бль из линии; его примеру последовали остальные, и эс-дры разошлись, англ-не не преследовали, т. к. часть их к-блей б. совершенно избита, и их пришлось взять на буксир. Покок направился в Негопотам, а д’Аше - в Пондишери. Фр-зы имели 1.500 ч. ран. и уб., англ-не - 569 ч.

Порто-Прайя

ПОРТО-ПРАЙЯ, португал. коммерч. порт на о-ве С.-Яго, в группе о-вов Зелен. мыса. Администр. центр колонии и резиденция ея губ-ра. Хорошая естеств. гавань без всякаго оборуд-ния. Сроч. пароход. сообщение с метрополией; подводный кабель в Порто-Гранде (о-в С.-Винцент). В П., на небольшом о-вке Кель, имеется зафрахтованный герман. прав-ством склад угля. Близ П. 16 апр. 1781 г. произошел морск. бой между франц. и англ. отрядами, направлявшимися из Европы к м. Добр. Надежды (см. Англо-франц. войны, стр. 508). Англ. эс-дра для захвата м. Добр. Надежды состояла из 5 лин. к-блей (I - 74-пуш., I - 64-пуш., III - 50-пуш.), 3 фр-тов и 35 различно вооруж-х судов, на к-рых были войска, под общ. нач-вом коммодора Джонстона. 11 апр. Джонстон пришел в П.-П. и начал наливаться водой. 16 апр. к П.-П. для наливки водой подошел франц. отряд Сюффрена, состоявший из 5 лин. к-блей (II - 74-пуш., III - 64-пуш.) и 8 транс-тов, на к-рых было 1000 ч. пехоты и б-рея арт-рии. Сюффрен совершенно не ожидал найти в П.-П. Джонстона, к-рый со своей стороны также мало ожидал появления фр-зов, вследствие чего суда его стояли без всякаго строя в разл. частях рейда, и лин. к-бли так были перемешаны с транс-тами, что не могли поддерживать друг друга огнем. В момент подхода фр-зов 1.500 ч. с отряда Джонстона б. на берегу. Перед Сюффреном возник вопрос: что выгоднее - продолжать ли путь к м. Добр. Надежды, или напасть на англ-н и нанести им такия серьезн. повреждения, к-рыя могли совершенно остановить их дальнейш. движение. Сюффрен решил пренебречь тем, что англ-не стояли на нейтрал. рейде, и выбрал 2-е, более рискованное решение; не уменьшая парусов, он продолжал свой путь на рейд, сделав сигнал лин. к-блям приготовиться к бою на якоре, а транс-там - лечь в дрейф и ожидать его в море. Чтобы не дать опомниться англ-м, Сюффрен не стал ждать своих плохих ходоков, и в 101/4 ч. утра вошел на рейд только в сопровождении одного корабля, Annibal Ком-р последняго даже представить себе не мог, чтобы м. б. вступить в бой на нейтрал. рейде, а потому, приняв сигнал Сюффрена, как формал. предосторож-ть, он не приказал готовить б-реи к бою, а напротив, разрешил достать из трюма бочки для наливки водой и завалить ими нераскрепленныя орудия. Велико было его удивление, когда он увидел, что адмиральск. к-бль вошел в самую гущу англ. судов, стал на якорь против 1-го англ-го лин. к-бля, и открыл огонь с обоих бортов. Англ-не немедленно начали отвечать, и Annibal б. осыпан снарядами, не имея возм-сти сделать ни одного выстрела. Но все же он продолжал двигаться вперед, стал на якорь впереди адм-ла и, освобождая и раскрепляя свои орудия под сосредоточ. неприят. огнем, принял участие в бою. 3-й франц. к-бль тоже подошел к одному из англ. лин. к-блей, но в момент постановки на якорь, б. уб. его ком-р, вследствие чего произошло замешат-во, якорь не б. отдан, к-бль навалил на один из вооруж. транс-тов, сорвал его с якоря, и вместе с ним увалил под ветер к выходу с рейда. Два остал. франц. к-бля не могли выбраться на ветер, а потому прошли от места стоянки англ. судов в значит. разстоянии, с к-раго их огонь был мало действителен. Положение Сюффрена становилось критич-м. На Annibal’е повалились грот и бизань-мачты, и снаряды сыпались на два франц. к-бля со всех сторон, а на помощь своих к-блей надеяться было нельзя, т. к. они находились под ветром. В виду этого Сюффрен приказал обрубить канат и вышел из сферы обстрела англ-н. Annibal последовал его примеру; но только что он поспел завернуть нос к выходу, упала его послед. мачта, и его вынесло с рейда в совершенно безпомощн. состоянии; тут его поспели взять на буксир. Джонстон имел теперь полную возм-сть обрушиться на разрозненные франц. к-бли, но для этого надо было действовать немедля. А он не нашел ничего лучшаго, как собрать воен. совет и только после него приказал сниматься с якоря и преследовать фр-зов. Но те уже были на значит. разстоянии, и нагнать их м. б. не ранее ночи; выходя с рейда, Джонстон позабыл назначить своим транс-там рандеву на случай, если бы погоня увлекла его слишком далеко. Все это привело к тому, что он прекратил-погоню, вернулся на рейд и пробыл в П.-П. еще 2 нед. А Сюффрен, исправив повреждения в море, немедленно двинулся дальше и выполнил поставленную ему задачу - снабдить м. Добр. Надежды г-зоном до прибытия туда англ-н. Т. обр., несмотря на тактич. неудачу боя, происшедшую не по его вине, Сюффрен одержал стратегич. победу над англ-ми; этот успех должен быть приписан всецело быстрой решимости франц. адм-ла. сумевшаго использовать внезапность.

Порто-Рико

ПОРТО-РИКО, самый восточный из группы Больших Антильск. о-вов; по мирн. договору 11 дкб. 1898 г. уступлен Испанией Соед. Штатам Сев. Америки. Согласно конституции 12 апр. 1900 г., о-в имеет народное представ-ство, состоящее из одной палаты (35 чл., избираемых всеми туземцами и амер. гражданами, живущими в П., на 2 г.) Во главе местн. прав-ства стоят губ-р и исполнит. совет, назначаемые президентом Соед. Штатов на 4 г. Совет и палата деп-тов составляют законодател. собрание; губ-ру принадлежит право задерживающая veto. Проект новой конституции, предусматривающий для туземцев П. права гражданства Соед. Штатов, принят нижн. палатой последних и внесен на разсмотрение сената. Площадь о-ва - ок. 6.100 кв. вер., поверхность представляет собою плоскогорье, высотою в средн. ок. 400 мтр., простирающееся по пар-ли и достигающее в Юнке высоты 1200 мтр. Отсюда к берегам о-ва стекает до 50 рек, отчасти судоходных. Берега очень разнообразны: крутыя скалы с выдающимися в океан рифами сменяются низменными и плодород. долинами. Средн. темп-ра года - ок. 27° Ц. Климат тропический, относ-но здоровый. В горах много минералов: золото, медь, железо, свинец и кам. уголь. Население в 1910 г. достигало 1.118.012 ч., в том числе ок. 54% белых, 28% мулатов и 6% негров. Гл. города - Сан-Жуан (48.716 жит.), Понс (63.444 ж.) и Маягуец (42.429 ж.). Гл. занятия населения - земледелие, рыболовство и горн. промыслы. До 80% жителей неграмотны. Приходо-расходный бюджет П. в 1911-12 гг. составлял свыше 40 мил. руб. Гл. предметы вывоза: сахар, табак, кофе, фрукты, гуано, горная соль. В 1912 г. оборот мор. торговли достиг 185 мил. руб., из к-рых 160 мил. приходилось на долю С.-А. С. Штатов. Гл. порт, Сан-Жуан, обладает хорош. гаванью с неск. узким входом и недостаточ. глубиной, к-рая в наст. время доводится землечерпанием до 30 фт. Пути сообщения, насчитывавшие в 1912 г. ок. 1500 в. шоссейных и 330 вер. ж. дорог, со времени перехода П. в руки Соед. Штатов быстро развиваются. В 1913 г. ж. дороги соединяли все города по зап. берегу о-ва, через 5 л. оне должны окружить кольцом все его побережье и пересечь о-в в разных направлениях. Прав-ством предприняты также больш. работы по орошению о-ва, стоимостью свыше 6 мил. руб. В состав провинции П. входят соседние с ним о-ва Викес (площ. ок. 200 кв. вер., насел. 10 т. ч.) и Кулебра; последний обладает отличной естеств. гаванью, к-рую прав-ство Соед. Штатов оборудовывает в кач-ве морск. станции и промежут. базы для своих эскадр Атлант. океана и Караибск. моря. С открытием Панамск. канала значение этой станции быстро возрастет. В наст. время вооруж. силы П. состоят из 1.100 ч., в том числе 700 ч., несущих полиц. службу. (H. K. Carroll, Register of P., Washington, 1910; Annual Reports, Governor of P.; Ober, Puerto Rico And its Resources, NewYork, 1899; Fiske, History of the Islands of the West Indian Archipelago, New-York. 1899; Morris. Our Island Empire, Philadelphia, 1899).

Порто-Феррайо

ПОРТО-ФЕРРАЙО, гл. гор. и хорошо укрепл. порт на сев. бер. принадлежащаго Италии о-ва Эльба. На холмах, окружающих гавань, расположен ряд устарел. фортов и б-рей, остреливающ. подступы с моря. В П. Наполеон провел почти год своего изгнания (с 5 мая 1814 г. по 26 фвр. 1815 г.). Хорошо закрытая гавань доступна больш. судам. Насел. П. - ок. 5 т. жит.

Портсмут

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портсмутский мирный договор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Португалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Португальская наследственная война

ПОРТУГАЛЬСКАЯ НАСЛЕДСТВ. ВОЙНА. В 1826 г., после смерти П. короля Иоанна, д. б. вступить на престол дон-Педро, отказавшийся от него в пользу несоверш-летней своей дочери Марии да-Глория; регентшей Марии вначале б. назначена сестра его, а потом дон-Педро передал ея обяз-ти брату своему дон-Мигуелю. Между тем, конституция, установленная дон-Педро в Португалии, послужила причиной междоусобия; приверженцы стар. порядка подняли знамя возстания и избрали королем дон-Мигуеля, к-рый 29 июня 1828 г. отменил конституцию. Приверженцы короля овладели Азорскими о-вами, к-рые они успешно и защищали до 1832 г. Дон-Педро, собрав до 12 т. войск, помещенных на 42 судах, высадился при устье Дуэро и занял г. Опорто. 5 июля 1833 г. произошло мор. сражение, в к-ром успех склонился на сторону дон-Педро, и его эскадра, под нач. Непира, при мысе С.-Винцент одержала победу над флотом Мигуеля. Взяв Лиссабон, дон-Педро в нач. 1834 г., имея до 50 т. ч. войск, вступил в союз с испан. прав-ством; затем он нанес Мигуелю вновь поражение, после чего узурпатор принужден б. отказаться от короны и выслать из Португалии. Возстановив конституцию, дон-Педро вступил сам в исправление обяз-стей регента, но вскоре умер. (J. Е. Alexander, Skizzen aus Portugal während des Bürgerkrieges im Jahre 1834; H. Oven, The civil war in Portugal, London, 1836; Historia contemporanea an Don Miguel im Portugal, Lissabon, 1853; V. Bollaert, The wars of succession of Portugal and Spain from 1826 to 1840, Lond., 1870).

Портупей-прапорщик

ПОРТУПЕЙ-ПРАПОРЩИК, у.-офиц. звание, присвоенное знаменщикам по воинск. уст. о полев. пех. службе 1797 г.; с 1798 г. это звание жаловалось лучшим из подпрап-ков. В дальнейшем П.-П. могли достигать офицерскаго чина наравне с П.-юнкерами.

Портупей-юнкер

ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР (младший и старший), звание, к-рым удостоиваются лучшие из юнкеров спец-х и воен. уч-щ за отличн. исполнение служ. обяз-стей, при хорошей нравств-сти и успехах в науках. Утверждение в звании П.-Ю., равно как и лишение этого звания, предоставлено власти нач-ка уч-ща. Звание П.-Ю. б. установлено в 1788 г. для отличия лучших подпрап-ков из дворян. По выслуге 3-летн. срока, П.-Ю., по удостоению ком-ра н-ка, в порядке старш-ва и на вакансии, производились в 1-й офиц. чин (прап-ка). В 1865 г. звание П.-Ю. б. присвоено лишь лицам, окончившим юнк. уч-ще, впредь до произв-ва их в оф-ры, а с 1880 г. (пр. в. в. № 252) получило соврем. значение - отличия для юнкеров воен. уч-щ.

Портупея

ПОРТУПЕЯ. См. Снаряжение1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Предыдущая страница