Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 15, "ПОМ"-"ПОР")
ПОМПЫ СУДОВЫЯ. См. Насосы. |
ПОНАПЕ, герман. гавань, угольн. станция и административный центр вост. группы Каролинских о-вов, на о-ве того же имени. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОНДИШЕРИ, коммерч. порт и гл. город франц. колониал. владений в Индостане, на Коромандельском берегу, близ впадения р. Джинджи в Бенгальск. залив. Несмотря на открыт. рейд, допускающей сообщение с берегом только на особых плоскодон. судах, отсутствие гавани или какого-либо прикрытия и сильнейш. прибой, П. является центром франц. торговли на побережье Бенгальск. залива. Город - резиденция губ-ра, штаба колон. войск и католич. миссии - разделяется каналом на 2 части, - европейскую и туземную, соединенныя мостом. Население в 1909 г. достигало 48.538 жит., большую часть к-рых составляют туземцы. Жел. дорога в Виллакурам. Колония П. занимает ок. 500 кв. вер., с населением 282.336 жит. (в 1912 г.), и разделяется в администр. отношении на 5 округов: П. (287 кв. вер.), Карикал, Янаон, Маэ (Mahé) и Чандернагор. Уступленная франц. Ост-Индск. компании князем Беджапура в 1672 г., территория колонии б. завоевана голл-цами в 1693 г., но возвращена Франции по мирному договору в Рисвике (1697). Укрепленный выдающимся губ-ром Дюплексом (см. это) город П. в 1748 г. выдержал 2-недел. осаду англичан, В 1761 г., когда П. был уже цветущим городом с населением свыше 70 т. ч., англ-не снова его осадили, взяли и разграбили, но через 2 г. вернули Франции. Вторично захваченный англ-ми в 1778 г. и возвращенный по Версальск. миру в 1783 г., П. еще раз подвергся осаде со стороны бея Карнатика, захватившаго его с помощью англ-н, к-рые уничтожили укр-ния. По Амьенск. миру (1802 г.) англ-не в 3-й раз вернули город фр-зам, но в след. же году снова его заняли и окончат-но отказались от колонии в 1814 г., под условием, чтобы Франция не возводила в ней никаких укр-ний. В наст. время П. управляется губ-ром и выборным генер. советом от местн. жителей, посылающих во франц. парламент 1 сенатора и 1 депутата. Бюджет колонии в 1912 г. составлял ок. 11/2 милл. руб., расходы метрополии исчислялись в 90.000 руб. главн. занятие жителей - земледелие, разведение и обработка хлопка, семян и растит. масла. Главн. предмет вывоза - масличное семя. В 1911 г. 3 главных порта колонии, П., Карикал и Маэ, были посещены 372 судами с общ. водоизмещ-м в 783.527 тн., при чем оборот мор. торговли достиг почти 20 милл. руб. (из них ок. 16 милл. руб. пришлось на долю вывоза). |
ПОНЕВЕЖ, См. Русско-польская война 1830-31 гг.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПОНОЖИ, См. Древне-русское вооружение. |
ПОНТ-АШЕН. См. Турне1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОНТ-НУАЕЛЬ. См. Галлю. |
ПОНТОННЫЕ БАТАЛЬОНЫ. См. Инженерныя войска. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОНТОННЫЯ ЧАСТИ. См. Инженерныя войска. |
ПОНТОННЫЙ ПАРК, состоит из мостов. имущ-ва и П. обоза. П. парк 2-ротнаго П. б-на делится, по числу рот, на 2 полупарка и каждый полупарк на 2 отд-ния; всего в таком парке по табели содержится: 56 полуп-нов (44 носовых и 12 средних), 8 козел, 224 длинных и 12 коротких смычных брусьев, 462 щита, 444 настилочных и 12 лобов. досок, 2 якорн. лодки, якоря, канаты и пр., на нормальн. длину моста 105 сж. 61/2 дм. Полуп-ны железные, двух видов: носовые, с приподнятой суженной передн. частью, и средние, со всеми отвесн. стенками; длина носов. полуп-на поверху 14′1″, средняго 11′51/2″; ширина тех и других 6′22/3″; высота, не считая полозьев - 2′5″, ширина 5′9″, высота, не считая киля - 2′5″. Якорныя лодки, дл. 20′3″. Якоря: легкие 21/2-3 пд., тяжелые 5-7 пд., а для особ. случаев 10-12 пд., козловая перекладина 16′9″. Козловыя ноги: длинныя 12′6″ и короткия 8′6″. Смычные брусья: длинные 23′2″, короткие 12′5″. Щиты из 2-11/2-дм. досок, соедин-х шпонками, дл. щита 10′8″, шир. 182/3″. Весь П. парк возится на 56 повозках, 32 настилочных, 2 добавочных, 4 козлов. и 2 лодочн. повозках шестерочн. запряжки (в унос); кроме того, парныя повозки: 2 инструментальных, 2 для кузниц и 2 для запасн. вещей и по 1 телефонной и 1 подрывн. двуколок. |
ПОНТОРСОН, франц. гор. в Нормандии, на прав. бер. р. Ленон. Сраж. 18 нбр. 1798 г. После боев у Антрама и Краока в конце окт., гл-щий вандейской армией гр. Ларошжаклен, желая войти в связь с англ. флотом, крейсеровавшим у берегов, двинулся 12 нбр. к Авраншу (см. Вандейская война |
ПОНЯТОВСКИЙ, князь, Иосиф-Антон, маршал Франции, род. в Варшаве в 1762 г.; 16 л. он, в чине пор-ка, вступил в австр. службу и в 1787 г. был уже драг. полк-ком и фл.-ад-том имп. Иосифа II. В 1789 г., когда началось движение в Польше. П. оставил австр. службу и вернулся в отеч-во, где с больш. рвением занялся устр-вом польск. армии. При начале войны с Россией, в 1792 г. кор. Станислав назначил его ком-щим южн. армией, во главе к-рой он и находился до заключения Тарговицкой конвенции. Разочарованный ходом дел в Польше, П. сложил с себя звание ком-щаго армией и вместе со многими другими оф-рами уехал за гр-цу. Но пламен. любовь к родине заставила его вновь вернуться в Польшу, когда она снова поднялась в 1794 г. под предводительством Костюшки. П. принял нач-во над д-зией и прикрывал с с. Варшаву, когда Костюшко отступил туда после дела под Тикочином. Ставший после Костюшки главн-щим Вавржецкий поручил П., чтобы облегчить переправу через р. Бзуру возвращавшемуся из южн. Пруссии ген. Домбровскому, атаковать пруссаков; П. блестяще выполнил это поручение, но не спас этим Варшавы, к-рая после штурма Праги сдалась Суворову; сдались и остатки польск. армии. Тогда П. отправился в Вену, где, живя в уединении, отказался от предложений Екатерины II и Павла I перейти на русск. службу с чином г.-л. В 1798 г. он вновь вернулся в Варшаву. Прус. прав-ство возвратило ему часть конфиск. имений, в том числе и Яблонну, близ Варшавы, где он и поселился, посвятив себя сельск. хоз-ву. События 1806 г. снова вызвали его на воен. поприще. Прус. король поручил ему форм-ние национ. гвардии в Варшаве. Но лишь только фр-зы стали приближаться и Наполеон пообещал возстановить польск. корол-во, как П. издал возвание, сходное с прокламацией Домбровскаго в Берлине. Учрежденное в Варшаве врем. правительство назначило его воен. мин-ром, и он оставался им и по присоед-нии Наполеоном после Тильзит. мира герц-ва Варшавскаго к Саксон. корол-ву. Он закончил орг-зацию польск. армии и в войну Наполеона с Австрией в 1809 г. действовал с нею против австр. герц. Фердинанда, вторгнувшагося в герц-во. Своими искусн. действиями П. не только успел вытеснить авст-цев из зап. части Польши, но и, разбив их у Гуры-Кальварии, с помощью рус. к-са кн. Голицына овладел частью Галиции. По окончании войны он довел вооруженныя силы до 100 т. ч., из них ок. 1/3 составили V (польский) пех. к-с, ком-ром к-раго б. назн. П. Этот к-с входил в состав прав. крыла Великой Армии под нач-вом короля Иеронима. П. принял участие во всех крупн. сраж-х кампании 1812 г. Во время отст-ния из России П. мужест-но сражался с остатками своего к-са при Вязьме и на Березине и только с 2 т. ч. возвратился в Варшаву. Здесь он проявил всю энергию для орг-зации нов. армии, снабдил г-зонами кр-сти Модлин и Замостье, а с остал. силами (8-10 т. ч.) отступил с кн. Шварценбергом в Галицию. По заключенной с австр. прав-ством конвенции, поляки пошли в Саксонию, где опять примкнули к франц. армии, составив VIII к-с. После Пойшвицкаго перемирия П. действовал сперва отдельно в верхн. Лузации к стороне Цитау и Габеля, потом в армии Наполеона против Блюхера и, наконец, под Лейпцигом, где с замечат. иск-вом и муж-вом прикрывал прав. фланг армии у Конневица, за что и б. пожалован Наполеоном маршальск. жезлом. Утр. 7 окт., при общем отст-нии фр-зов за Плейссу, Наполеон поручил ему прикрыть отст-ние, защищая южн. предместье города. Новый маршал обещал имп-ру оборонять предместье до послед. капли крови и сдержал слово. Он начал отст-ние только тогда, когда союзники уже заняли город. В это время мост через реку Эльстер б. преждевременно взорван фр-зами, и ар-рд П. оказался отрезанным. П., тяжело раненый двумя пулями, бросился в бешено ревущую реку, П. утонул в ней вместе с лошадью. 24 окт. труп его б. найден, а 26-го б. погребен союзниками с подобающими воинск. почестями. В 1913 г. П. поставлен памятник в Кракове. |
ПОПЕРЕЧНАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЙКИ СУДОВ. См. Железное судостроение. |
ПОП-КИОЙ (Поп-кьой, Попк-киой), дер. в Болгарии, в 4 вер. от р. Кара-Лом, в районе действий Рущукск. отряда в рус.-тур. войну 1877-78 гг. (см. карты в т. III, стр. 313 и т. XII, стр. 386). Кавалер. дело 26 авг. После неудачн. для нас боя у Карахасан-киоя (см. это) П. б. сначала очищен нами, но затем, в виду бездействия турок, вновь занят к 20 авг. передов. отрядом XIII к-са (1 б-н, 7 эск. и сот. и 14 ор.). 26 авг. впереди П. стояли биваком 5-я сотня Донск. каз. № 8. п. и 8-й ул. Вознесенский п.; в это время получено б. донесение, что со стороны Аяслара наступает тур. к-ца. Нашему разъезду едва удалось пройти 300 ш., как он б. атакован толпой черкесов, бросившихся на него из-за опушки леса. Казаки ловко навели эту толпу на спешенную сотню, к-рая встретила натиск черкесов огнем с близк. дистанций. Черкесы вразсыпную начали отступать. К этому времени прибыли 2 наших кон. ор. Ок. 2 ч. д. вновь обозначилось наст-ние прот-ка, но вследствие огня наших орудий прот-к опять обратился в бегство. Впоследствии выяснилось, что против нас действовало 8 эск. регуляр. к-цы с 23 сотнями черкесов и баши-бузуков. (Обзор действий Рущукск. отряда со времени его сформирования до снт. 1877 г., "Воен. Сб." 1879 г., №№ 6 и 7; Воспоминания о действиях войск Рущукск. отряда в 1877 г. "Воен. Сб." 1880 г., № 8; Н. А. ф.-Фохт, Пять лет из истории войны и владычества русских на Кавказе, 1812-16, "Воен. Сб." 1880 г., № 8; Его же, Материалы для описания действий Рущукскаго отряда, "Воен. Сб." 1883 г., №№ 4 и 5). |
ПОПЛАВОК ПОЛЯНСКАГО, надуваемый воздухом глух. мешок из двойн. парусины с резинов. прокладкой, размерами около 3 кб. фт. (1×1/2×1/2 арш.). П. заключен в парусиновый водонепрониц. чехол с застежками для соед-ния П-ков между собою. Вес 31/2 фн. Время надувания воздухом 3-5 мин. Подъемная сила одного П. при полн. погружении - 5 пд. (для расчета следует принимать в 3 пд). П. держат воздух лучше в холод. время года, от пуль страдают мало (надо до 60 попаданий, чтобы потопить плот из П.); оставаясь долго сухими, перестают держать воздух, но и в воде не следует оставлять долее суток, т. к. понемногу выходит воздух и уменьшается подъемн. сила. Из П. можно связывать плоты, устраивать паромы и устои для мостов. Под плоты для 1-2 ч. достаточно под углами 3-уг-ной или 4-угол. рамы подвязать по П.; поверх рамы укладываются доски, плетни и проч.; движение помощью весел или лопаты: если нет досок и жердей, связывается 6 П. Для команд связываются плоты в форме 4-уг-ка 5×8,6×10 и т. п. для 20-30 ч. или одной парной повозки, или двух двуколок - нужно 60 П. Для орудия 6 П. под тело орудия, 5 под хобот, 10 по бокам и 4 под колеса. Под передок или ход зарядн. ящика 19 П. (15 по 3 в ряд и 4 под колесами). Надутые П. связываются на берегу в звенья, вентилями вверху, на длину плота, и готовыя звенья связываются между собой в плоты. Чтобы плот был менее валким, его связывают из двух частей, соединяемых веревками или жердями. Для передвижения плота 4-6 гребцов под паром надо 100 П. Под мостовые устои: для одиночных людей - 3 П., привяз-х к брусьям; для переправы пехоты 10 П. привязываются к доске и стягиваются канатами, устои на 3/4 шага в свету; для полев. арт-рии - такия же звенья ставятся вплотную; устои удерживаются якорями или канатами. На одной шестой, двуколке в.-телегр. роты (или на верблюжьем вьюке) помещается 3 звена (30 П.), 5 дощатых щитов, шир. в 1 арш., 9 мост. 4-арш. брусков, 4 оттяжных кола и 10 арш. веревок. Из эгого количества м. устроить мост длиною: для пехоты - 7 арш., двуколочнаго обоза - 5 арш. и полев. арт-рии - 31/2 арш. (Наставление по войск. инжен. делу для оф-ров всех родов войск 1910 г.). |
ПОПЛАР-ГРОВ, бурская ферма на лев. бер. р. Моддер, в 80 вер. к з. от Блюмфонтейна. Сраж. 23 фвр. 1900 г., в англо-бурскую войну. После сдачи отряда Кронье войскам фельдм. Робертса под Паардебергом (см. это), англ-не до 23 фвр. оставались у фермы Осфонтейн, организуя тыл для наст-ния к Блюмфонтейну. Среди буров царила деморализация, и военач-кам их стоило больших трудов удержать в своих руках часть сражавшихся. Задача задержать движение Робертса к Блюмфонтейну б. возложена республик. прав-ствами на Девета, к-рому с трудом удалось собрать 3-4 т. ч. буров, сосредоточив их близ фермы П.-Г. Отряд Девета занял линию, протяжением до 20-25 клм., по обе стороны р. Моддер. Позиция б. занята прерывчато, и жидк. цепи стрелков располагались только в неск-х важнейш. пунктах. Такое жидкое расположение отчасти сглаживалось превосходн. применением к мес-ти и иск-вом стрельбы, но, конечно, упорства боя дать не могло. Англ. армия (ок. 30 т. ч.) выступила от Осфонтейна 23 фвр. Отданныя накануне распоряжения Робертса сводились к след.: к-ца Френча с 7 кон. б-реями и 1.800 ч. ездящей пехоты, выступив в 3 ч. н., д. б. обойти лев. фл. прот-ка, зайти ему в тыл и атаковать гл. лагерь его у П.-Г.; прав. колон-не (6-я пех. д-зия, 18 пол. ор. и 4 гаубицы) приказано выступить в 3 ч. 30 м. н. и, обойдя лев. фл. буров, овладеть 7 холмами; на центр (гвард. пех. бр-да с 18 пол. ор., 4 морскими и неск-ми ротами ездящ. пехоты) возлагалось занятие высоты в 4 вер. от Осфонтейна и поддержка оттуда огнем атаки 6-ой д-зии; 14-я бр-да (7-й д-зии) с 18 пол. ор. и неск-ми ротами езд. пехоты, наступая южнее реки, не д. б. ввязываться в серьез. бой, а только привлечь на себя внимание республ-цев. Выступление ея - в 51/2 ч. н. 9-я д-зия с 3 морск. 12-фн. ор. образовала лев. фл. и д. б. овладеть Леон-Копом. Т. обр., длин. линия буров д. б. быть атакована 5-ю колоннами, наступавшими на фронте в 161/2 вер., без связи между собою, без общ. резерва. Удар намечался в обход обоих флангов, при чем решения боя Робертс искал на лев. фл. буров; это было правильно, т. к. от этого фл. отходили важнейш. пути к центр. частям Оранжевой респ-ки. Каждая из британ. колонн была не слабее всех сил буров, взятых вместе, т. ч. этим устранялась опас-ть поражения по частям. Несмотря на сделанныя заранее распоряжения, сражение разыгралось неудачно. Первой не выполнила диспозицию к-ца, хотя и выступившая из лагеря своевр-но, но остановившаяся в 2 вер. от него, опасаясь трудности движения и ориентировки в ночн. темноте. Остановка эта повела к опозданию, и только к 73/4 ч. у. она вышла на высоту лев. фл. буров; однако, вместо того, чтобы зайти в тыл, Френч развернулся, выдвинул арт-рию и ввязался в бой. Ок. 81/2 ч. у., мор. орудия открыли огонь против 7 холмов, и занимавшие их 300 буров отступили на с.-в., к П.-Г. В 9 ч. у. вступила в дело пехота, и произошел ряд частн. столк-ний. В 10 ч. у. буры безпрепят-но отступили на всем участка южнее р. Моддер, а в 111/2 ч. у. ушли и с Леон-Копа, обстреливаемые арт-рией 14-ой бр-ды и 9-ой д-зии. Только около 12 ч. д. к-ца показалась на дороге в тылу прот-ка. Часть буров отходила медленно, цепляясь всюду за местн. предметы и прикрывая обозы. Больш-во же бросило позицию и спешило спасать свои фургоны с имущ-вом, опасаясь обходн. движения англ. к-цы. Вследствие непонятн. медл-сти движения (30 вер. в 9 ч.) Френч пропустил случай одержать крупн. успех и возм-сть захватить в плен обоих през-нтов, Крюгера и Штейна, к-рые уехали из П.-Г. только в 9 ч. у. (Лит-ра в ст. англо-бурская война). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОПОВКИ. См. Круглыя суда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРАЖАЕМОСТЬ КОРАБЛЯ. См. Диаграммы корабля. |
ПОРКАЛАУД, сильно выдающийся к ю. полуо-в на сев. берегу Финскаго залива, к з. от Свеаборга; с моря прикрыт цепью о-вов, образующих небольшой, но хорошо укрытый и доступный для судов с 24-фт. осадкой плес. На одном из этих о-вов стоит маяк Реншер, освещающий подход с зап. к г. Гельсингфорсу. Финск. зал. в этом месте суживается до 13 м.: стоящая здесь эскадра м. без труда блокировать всю вост. половину залива; этим свойством П. пользовались в 1854-55 гг. англо-франц. эс-дры, избравшия его своей гл. базой для операций против наших берегов и в час-ти против Гельсингфорса и Ревеля. Кроме того, П. имеет важн. значение, как узел шхерн. фарв-ров, идущих вдоль всего сев. побережья Финск. зал., от Биоркэ до Аланда. Позиционное значение П. играло особ. роль во время наших войн со шведами и прекрасно сознавалось обоими прот-ками. В 1788 г. адм. Грейг, заблокирован швед. флот в Свеаборге, решил выбить шведов и из П., где они держали неск. крейсеров и построили на о-вах б-реи; Грейг составил подроб. диспозицию, назначив для атаки 2 фр-та и 4 лин. к-бля, но болезнь и внезапная кончина адм-ла помешали выполнению этого плана. Весной 1789 г. из Ревеля б. послан к П. для рекогнос-ки и промера отряд кап. 2 р. Шешукова (1 лин. к-бл, 2 фр-та и 2 коттера); 6 июня он занял эту позицию, заставив отступить на з. подходившия к П. 17 шведск. шхерн. судов и отрезав т. обр. от Свеаборга шедшия туда из Стокгольма подкр-ния и провиант. 21 июня, пользуясь штилем, шведы (1 шебека, 3 галеры, 4 канон. лодки, всего ок. 30 ор.) пытались пробиться к Свеаборгу, но после 3-час. боя с нашими судами (гребной 20-пуш. фр. Св. Марк и три 8-пуш. коттера) принуждены б. отступить; шхерн. б-рея (II - 14-фн. ор.), принявшая участие в этом деле, под огнем Св. Марка б. оставлена прислугой и затем, по приказанию кап. 2 р. Шешукова, уничтожена. Шешуков за это дело награжд. орд. св. Георгия 4 ст., всему же личн. составу объявлена Выс. благодар-ть. 23 июня Шешукова у П. сменил резерв. отряд кап. Глебова, остававшийся здесь до 14 окт.; в авг. шведы неоднократно пытались прорваться мимо него, но каждый раз безуспешно. Наконец, 14 авг. из Карлскроны послан б. особ. отряд (3 лин. к-бля и 3 фр-та) с приказанием выбить русских из П.; 26-го он подошел к Барэзунду, соединился с сосредоточенной здесь шхерн. фл-лией (более 60 вымпелов) и готов был уже двинуться далее, но в это время выяснилось, что на помощь к Глебову (3 лин. к-бля и 2 фр-та) подошла легк. эс-дра Тревенена., а в море по напр-нию к Ревелю усмотрены б. главн. силы рус. флота. Поэтому шведы отказались от атаки и, простояв здесь 10 дн., ушли обратно в Карлскрону. В 1809 г. вошедший в Фин. зал. англ. флот сейчас же занял П., чтобы не пропустить на з. транс-ты с продов-вием для нашей армии, сосредоточенной в зап. Финляндии и на Аланде. 27 июня между материком и о-вами Стура и Лилла Свартэ 6 наших иолов и 2 канон. лодки б. атакованы англ. десантом на гребн. шлюпках (20 барказов и катеров, 270 ч.); после отчаян. боя 2 иола отступили к Свеаборгу, а остальные захвачены в плен; у нас уб. 2 оф. и 63 н. ч. и попало в плен 106 ч. (из них 50 ран.); у англ-н уб. 2 оф. и 17 н. ч., ран. 37. Захваченные иолы и канон. лодки имели такия повреждения, что англ-не принуждены б. их сжечь. |
ПОРОКИ. См. Метательныя машины. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРОХ ВЕТТЕРЕНСКИЙ, изготовляется на Веттеренск. королев. заводе в Бельгии, принят для воен. оружия в 1889 г. Сначала приготовлялся из пирокс-на с примесью нитрогл-на, теперь же нитрогл-н исключен, а примешивается небольш. колич-во мела; раствор-лем служит уксусн. эфир. Цвет П. темно-коричневый. Порох. масса прокатывается в листы разн. толщины и зернится сообразно с сортом и оружием, для к-раго предназначается. Для подрыв. работ Веттеренск. завод изготовляет пороха из нитрован. древесины с примесью калиевой и баритовой селитры, прессуемой в патроны; последние парафинируются и обворачиваются парафинир. бумагою. П. мало чувствит-н к ударам, но вследствие малой химич. стойкости ему предпочитается тонит, в к-ром при тех же примесях нитрован. древесина заменена пирокс-ном. Там же изготовляется порох Шульце из древесн. нитрован. массы, цветные П., боев. П. марки L3 и пластинч. П. марки L3S. Последние 3 сорта П. приготовляются или из обыкнов. хлопчатобум. пирокс-на или из нитрован. пеньки, с примесью селитр или без них. (J. Daniel, Dictionnaire des Matières explsives, 1902). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРОХОВЫЕ ПОГРЕБА, безопасныя от бомб помещения для хранения взрывч. вещ-в и боев. припасов в кр-стях, располагаются на промежутках между фортами в зоне артил. б-рей, чаще всего в 2 линии и, кроме того, вблизи центра кр-сти - в месте, наиболее обезпеч-м от бомбардирования. П. погреба д. удовлетворять след. условиям: 1) емкостью, определяемой особыми треб-ниями безопас-ти при хранении соврем. взрывч. вещ-в; 2) укрыт. расположением и 3) давать возм-сть производить на месте необходимыя лаборатор. работы. П. п-ба, питающие орудия постоян. вооружения промежутков, называются промежуточными, устраиваются в числе 2-3 на промежуток и хранят 4-сут. запас снарядов; ближе к внутр. краю артил. позиции устраиваются питательные П. п-ба 1-ой линии с 2-сут. запасом, а примерно на половине разстояния между линией фортов и центром кр-сти располагаются такие же п-ба 2-ой линии с 3-сут. запасом. Обе линии этих П. п-бов назначаются для хранения снарядов для орудий резервов, выставляемых на этом промежутки Весь остальной боев. комплект снарядов хранится в центр-х П. п-бах, располагаемых ближе к центру кр-сти. Питание расходных батар. погребков ведется из П. п-бов 2-ой линии и центральных, минуя перволинейные; последними же пользуются лишь тогда, когда нарушена связь между б-реями и 2-ой линией п-бов. По "инструкции для хранения боев. припасов в питат-х П. п-бах не полагается хранить более 10 т. пд. дымнаго и 5 т. пд. бездым. пороха, чем и определяется число погребов в зав-сти от числа орудий. Для хранения зарядов, снаряж-х или неснаряж-х снарядов и мелких боев. принадлеж-тей в П. п-бах устраиваются отдел. помещения, разделенныя сплошными камен. стенами. Вход в П. п-ба прикрывается коленчат. сквозником, а перед каждым снарядным и зарядным отд-ниями устраиваются сени (см. черт.). Полы П. п-бов - асфальтовые, наружн. двери двойныя, броневыя и решетчатыя, внутренния - деревянныя; ставни окон - броневыя; от уровня двора погреба до окна д. б. не менее 10 фт. Осветит. приборы и продукты горения их тщательно отделяются от внутр-сти погреба; вокруг всех помещений п-ба устраивается вентиляцион. г-рея. Снаряды в П. п-ба укладываются на дерев. рамах по бельг. способу (см. это), при чем на 1 кв. сж. пола при высоте 9 фт. помещается 250 сн. 6-дм. калибра. Заряды помещаются в ящиках герметич. укупорки на стелажах. Устр-во стелажей соображают так, чтобы на 1 кв. сж. пола помещалось 80 пд. пороха или 500 готов. зарядов. (Н. Буйницкий, Ф. Голенкин и В. Яковлев, Современное состояние форт-ции, Спб., 1913; А. Аренс, Порох. погреба, Спб., 1909). |
ПОРОХОСТРОИТЕЛЬНЫЯ РАБОТЫ. См. Подрывныя работы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРТЛАНД. I. Английская примор. крепость, воен. и коммерч. порт на Англ. канале. Гавань его, расположенная к ю. от мыса Ноз и к с. от полуо-ва П., представляет удобное и спокойн. якорн. место, доступное во всяк. погоду судам самой больш. осадки; благодаря этим достоинствам, а также положению близ выхода из Англ. канала в океан, гавань приобрела важ. значение, как убежище и как порт для пополнения запасов угля. Гавань закрыта со стороны моря брекватером, имеющим общ. длину 1.286 сж., с одним проходов; в послед. годы построен 2-й брекв-р дл. 224 сж., с двумя проходами по обе стороны его; южн. проход имеет 70 сж. ширины и 81/2 сж. глубины, восточный - 120 сж. шир. и 73/4 сж. глуб., а северный 115 сж. шир. и 63/4 сж. глуб. Общая площадь гавани составляет около 3 кв. миль, с глубинами на % этого простр-ва 5-9 сж. Современ. доков нет, есть только 1 Мортонов эллинг. Для снабжения же судов углем имеется пристань с гидравл. кранами, по которой идут 4 рельсов. пути, соединяющихся с линией ж. д., идущей к Кардифу (170 вер.), - месту главнейших угол. копей. Этим путем можно подвозить ежедневно 4 т. тн., а в случае необходимости до 10 т. тн. угля. В П. имеется также больш. запас нефти. Для погрузки мин, зарядов и снарядов служит спец-но оборудованная пристань на зап. берегу порта. Тут же расположен торпедный завод Уайтхэда с 700 чел. рабочих, а напротив П., в маленьк. городке Веймуте, пристрелочная станция этих мин. Защита Портланда состоит из: 1) цит-ли (Verne Citadel), находящейся на сев. оконеч-ти полуо-ва, на ком-щей высоте около 590 фт.; у подножия этой цит-ли расположены 6 б-рей, обстреливающих рейд и южн. вход в него; 2) неск. бронированных б-рей на брекватере, у средн. прохода; 3) устарелаго брониров. форта на сев. оконеч-ти брекв-ра (P. Breakwater Fort); 4) форта Ноз на берегу у сев. входа; 5) 5 б-рей на возвыш-сти полуо-ва, обращенных фасом на в., и 6) б-реи на зап. берегу полуо-ва. Коммерческий порт расположен к з. от П. - в Веймуте, центре пограничной стражи южн. берега Англии. Здесь также имеются судостроит. и механич. заводы, значит. промышл-сть и торговля. - II. П. - комм. порт в Штате Мэн С. Америки, самый северный из портов С. Шт. на Атлантич. океане, укреплен рядом б-рей и доступен самым больш. судам. Значит. вывоз мяса, скота и пшеницы - в 1907 г. на сумму свыше 21 милл. руб. Хорошия порт. средства, набережныя для причала судов с осадкой до 30 фт., парох. завод и 2 сух. дока (415×80×23 и 200×40×12 фт.). Большие запасы угля. Жел. дороги внутрь страны и вдоль побережья. 58.571 жит. (1910 г.). - III. П. - комм. порт на южн. бер. Австралии, в провинции Виктория; хорошая якорн. стоянка, защищена брекватером. Набережная оборудована для причала самых больш. судов. Вывоз шерсти, пшеницы и др. продуктов земледелия. Жел. дорога внутрь страны; сроч. парох. рейсы в Мельбурн и Аделаиду. Механич. мастерская для мелк. ремонта и небол. запас угля. Порт быстро развивается. - IV. П. - большой коммерч. порт в штате Орегон (Сев. Америки), на Тихоок. побережье, близ устья р. Колумбии. Доступен самым больш. судам (фарв-р постоянно углубляется землечерпанием), ведет значит-ную мор. торговлю, оборот - 26 милл. руб. Ж. дорога внутрь страны. Гавань хорошо оборудована портов. средствами; у набережных глуб. - 30 фт. Имеются парох. мастерския, сух. док (400×72×19 фт.) и неогранич. запас угля из местн. копей. 207.214 жит. (1910 г.). |
*ПОРТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ, 28 фвр. - 2 мрт. 1653 г., между англ. и голл. флотами (см. англо-голландск. войны, стр. 467). Голл. флот, в числе 80 к-блей, под нач. Мартина Тромпа, конвоируя огром. караван из 250 коммерч. судов, вошел в Англ. канал со свеж. ветром от WNW. Ав-рдом командовал адм. Евертсен, а ар-рдом - адм. Рюйтер. Утром 28 фвр., находяс против Портланда, гол-цы увидели под ветром англ. флот, шедший прав. галсом. Он состоял из 70 к-блей под нач. адм. Блэка; ав-рдом командовал адм. Монк, а ар-рдом адм. Пенн. Несмотря на меньшее колич-во к-блей, англ. флот был сильнее, т. к. в состав его входили более сильные и более новые к-бли. Эс-дра Монка была далеко под ветром, также были под ветром мног. к-бли центра и ар-рда. Увидя это, Тромп решил немедленно атаковать прот-ка, а потому, отдав приказание коммерч. судам привести к ветру, спустился полн. ветром на центр и ар-рд англ-н. Блэк, конечно, мог бы также спуститься и выстроить свою линию по ав-рду Монка, но он не хотел отступать, а потому привел к ветру и направился прямо навстречу гол-цам. Завязался ожесточ. бой, длившийся до самаго вечера, и в конце его принял участие и Монк. Неск. англ. к-блей б. взяты гол-цами, но потом снова перешли в руки англ-н. В резул-те у англ-н один к-бль б. потоплен, а 4 б. так избиты, что принуждены б. укрыться в Портсмуте, Сам Блэк б. серьезно ранен, но, несмотря на это, продолжал руководить боем. Поврежденные голл. к-бли не имели вблизи своего порта, а потому 4 из них затонули, а один б. взят англ-нами. С наступлением темноты гол-цы отошли к своим торгов. судам, а англ-не - к берегу. Этим воспользовался Тромп, и на след. день утр. он оказался у англ-н под ветром, расположившись между ними и своим караваном. Ветер знач-но стих, и только в 2 ч. дня англ. передовым судам удалось завязать бой с задними голл. к-блями. Флоты находились в это время против о-ва Уайт. Разброс-сть коммерч. судов очень затрудняла гол-цам их защиту, и англ-нам удалось к вечеру завладеть десятком этих судов, что произвело среди конвоя панику: часть его бросилась к франц. берегу. Гол-цам опять некуда было девать свои поврежд. суда, что замедляло ск-сть их движения по Каналу и затрудняло маневр-ние. В резул-те еще 2 к-бля б. взяты англ-нами, а к-бль Рюйтера, на к-раго выпала вся тяжесть арьергард. боя, б. так поврежден, что его пришлось вести на буксире. Англ-нам опять пришлось отправить ряд поврежд. к-блей в порта. 2 мрт. гол-цы были против мыса Бичи-Хед и направились со свежим попутн. ветром к Булони. Конвой б. очень разбросан. С утра до темноты шел ряд схваток между отдел. группами судов, а к ночи оба флота стали на якорь у мыса Gris-Nez. Лоцмана уверили Блэка, что гол-цам нельзя будет обогнуть этот мыс и на след. день путь отст-ния им будет отрезан; но когда разсвело, то оказалось, что ни единаго гол-ца в виду нет: все они ушли ночью. Преслед-ние не обещало успеха, и Блэк вернулся к своим берегам. Всего за 3 дня гол-цы потеряли 12 воен. и 39 торг. судов, и Тромпу удалось провести вдоль неприят. берега огромн. караван коммерч. судов, потеряв из него всего 15%. Этот резул-т б. достигнут только благодаря тем тяжел. повреждениям и потерям, к-рыя голл. флот нанес англ-м во время 3-дн. боя. (L. Cloues, The Royal Navy, Vol. II, 1898; Rittmeyer, Seekriege und Seekriegswesen, Erst. Band, 1907). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРТО-ГРАНДЕ, португальский коммерч. порт на о. Сен-Винценте, в группе о-вов Зел. Мыса. Угольн. станция на пути в Южн. Африку и Америку. Гл. торг. порт колонии, срочное пароходн. сообщение с метрополией. Подводные кабели в Порто-Прайя, Батурст (Гамбия, на Африканск. берегу) и Пернамбукко (Бразилия). В П. имеются небол. парох. мастерския для мелк. поделок и запас угля до 10 т. тн., но оборуд-ние порта недостаточно и погрузка угля медленная, с шаланд. |
ПОРТО-КАБЕЛЛО. См. Ла-Гуайра. |
ПОРТО-НОВО - мест. на Коромандельском берегу О.-Индии, южнее Куддалора, у к-раго 10 снт. 1759 г. произошло сражение между англ. и франц. эс-драми (см. Англо-франц. войны, стр. 501). Франц. эс-дра, под нач. к.-адм. гр. д’Аше, прибыла в Баттиколо на о. Цейлона 30 авг., и здесь фр-зы узнали, что англ. эс-дра адм. Покок находится в Тринкомале, У фр-зов было 11 лин. к-блей (II - 74-пуш., I - 68-пуш., II - 64-пуш., I - 58-пуш.; V - 54-пуш.; последние 6 - корабли О.-Индской компании) и 2 фр-та, а у англ-н - 9 лин. к-блей (I - 68-пуш., I - 66-пуш., I - 64-пуш., III - 60-пуш., I - 58-пуш., II - 50-пуш.) и 1 фр-т. Несмотря, однако, на превосх-во в числе и силе к-блей, д’Аше не стремился к бою, т. к. эс-дра его б. очень плохо снабжена, и ему пришлось уйти из Иль-де-Франса только потому, что там его команды принуждены бы б. голодать. Поэтому, когда, идя на с. он увидел 2 снт. англ-н, вышедших из Тринкомале, он уклонился от боя, что на этот раз ему удалось. Однако, Покок погнался за ним, и 8 снт. прот-ки оказались вновь в виду друг друга, против П.-Н. Два дня прошло в маневр-нии, и только в 10 ч. у. 10 снт. Пококу, к-рый оказался на ветре, удалось сблизиться с фр-зами, державшимися в линии баталии на левом галсе. Англ. линия растянулась вдоль фр-зской, и в продолжение 6 ч. шел ожесточ. бой, в к-ром оба прот-ка жестоко пострадали. В 4 ч. д. д’Аше б. ран., а ком-р его флагманск. к-бля уб. Когда адм-л спустился вниз для перевязки раны, старш. оф-р вывел к-бль из линии; его примеру последовали остальные, и эс-дры разошлись, англ-не не преследовали, т. к. часть их к-блей б. совершенно избита, и их пришлось взять на буксир. Покок направился в Негопотам, а д’Аше - в Пондишери. Фр-зы имели 1.500 ч. ран. и уб., англ-не - 569 ч. |
ПОРТО-ПРАЙЯ, португал. коммерч. порт на о-ве С.-Яго, в группе о-вов Зелен. мыса. Администр. центр колонии и резиденция ея губ-ра. Хорошая естеств. гавань без всякаго оборуд-ния. Сроч. пароход. сообщение с метрополией; подводный кабель в Порто-Гранде (о-в С.-Винцент). В П., на небольшом о-вке Кель, имеется зафрахтованный герман. прав-ством склад угля. Близ П. 16 апр. 1781 г. произошел морск. бой между франц. и англ. отрядами, направлявшимися из Европы к м. Добр. Надежды (см. Англо-франц. войны, стр. 508). Англ. эс-дра для захвата м. Добр. Надежды состояла из 5 лин. к-блей (I - 74-пуш., I - 64-пуш., III - 50-пуш.), 3 фр-тов и 35 различно вооруж-х судов, на к-рых были войска, под общ. нач-вом коммодора Джонстона. 11 апр. Джонстон пришел в П.-П. и начал наливаться водой. 16 апр. к П.-П. для наливки водой подошел франц. отряд Сюффрена, состоявший из 5 лин. к-блей (II - 74-пуш., III - 64-пуш.) и 8 транс-тов, на к-рых было 1000 ч. пехоты и б-рея арт-рии. Сюффрен совершенно не ожидал найти в П.-П. Джонстона, к-рый со своей стороны также мало ожидал появления фр-зов, вследствие чего суда его стояли без всякаго строя в разл. частях рейда, и лин. к-бли так были перемешаны с транс-тами, что не могли поддерживать друг друга огнем. В момент подхода фр-зов 1.500 ч. с отряда Джонстона б. на берегу. Перед Сюффреном возник вопрос: что выгоднее - продолжать ли путь к м. Добр. Надежды, или напасть на англ-н и нанести им такия серьезн. повреждения, к-рыя могли совершенно остановить их дальнейш. движение. Сюффрен решил пренебречь тем, что англ-не стояли на нейтрал. рейде, и выбрал 2-е, более рискованное решение; не уменьшая парусов, он продолжал свой путь на рейд, сделав сигнал лин. к-блям приготовиться к бою на якоре, а транс-там - лечь в дрейф и ожидать его в море. Чтобы не дать опомниться англ-м, Сюффрен не стал ждать своих плохих ходоков, и в 101/4 ч. утра вошел на рейд только в сопровождении одного корабля, Annibal Ком-р последняго даже представить себе не мог, чтобы м. б. вступить в бой на нейтрал. рейде, а потому, приняв сигнал Сюффрена, как формал. предосторож-ть, он не приказал готовить б-реи к бою, а напротив, разрешил достать из трюма бочки для наливки водой и завалить ими нераскрепленныя орудия. Велико было его удивление, когда он увидел, что адмиральск. к-бль вошел в самую гущу англ. судов, стал на якорь против 1-го англ-го лин. к-бля, и открыл огонь с обоих бортов. Англ-не немедленно начали отвечать, и Annibal б. осыпан снарядами, не имея возм-сти сделать ни одного выстрела. Но все же он продолжал двигаться вперед, стал на якорь впереди адм-ла и, освобождая и раскрепляя свои орудия под сосредоточ. неприят. огнем, принял участие в бою. 3-й франц. к-бль тоже подошел к одному из англ. лин. к-блей, но в момент постановки на якорь, б. уб. его ком-р, вследствие чего произошло замешат-во, якорь не б. отдан, к-бль навалил на один из вооруж. транс-тов, сорвал его с якоря, и вместе с ним увалил под ветер к выходу с рейда. Два остал. франц. к-бля не могли выбраться на ветер, а потому прошли от места стоянки англ. судов в значит. разстоянии, с к-раго их огонь был мало действителен. Положение Сюффрена становилось критич-м. На Annibal’е повалились грот и бизань-мачты, и снаряды сыпались на два франц. к-бля со всех сторон, а на помощь своих к-блей надеяться было нельзя, т. к. они находились под ветром. В виду этого Сюффрен приказал обрубить канат и вышел из сферы обстрела англ-н. Annibal последовал его примеру; но только что он поспел завернуть нос к выходу, упала его послед. мачта, и его вынесло с рейда в совершенно безпомощн. состоянии; тут его поспели взять на буксир. Джонстон имел теперь полную возм-сть обрушиться на разрозненные франц. к-бли, но для этого надо было действовать немедля. А он не нашел ничего лучшаго, как собрать воен. совет и только после него приказал сниматься с якоря и преследовать фр-зов. Но те уже были на значит. разстоянии, и нагнать их м. б. не ранее ночи; выходя с рейда, Джонстон позабыл назначить своим транс-там рандеву на случай, если бы погоня увлекла его слишком далеко. Все это привело к тому, что он прекратил-погоню, вернулся на рейд и пробыл в П.-П. еще 2 нед. А Сюффрен, исправив повреждения в море, немедленно двинулся дальше и выполнил поставленную ему задачу - снабдить м. Добр. Надежды г-зоном до прибытия туда англ-н. Т. обр., несмотря на тактич. неудачу боя, происшедшую не по его вине, Сюффрен одержал стратегич. победу над англ-ми; этот успех должен быть приписан всецело быстрой решимости франц. адм-ла. сумевшаго использовать внезапность. |
ПОРТО-РИКО, самый восточный из группы Больших Антильск. о-вов; по мирн. договору 11 дкб. 1898 г. уступлен Испанией Соед. Штатам Сев. Америки. Согласно конституции 12 апр. 1900 г., о-в имеет народное представ-ство, состоящее из одной палаты (35 чл., избираемых всеми туземцами и амер. гражданами, живущими в П., на 2 г.) Во главе местн. прав-ства стоят губ-р и исполнит. совет, назначаемые президентом Соед. Штатов на 4 г. Совет и палата деп-тов составляют законодател. собрание; губ-ру принадлежит право задерживающая veto. Проект новой конституции, предусматривающий для туземцев П. права гражданства Соед. Штатов, принят нижн. палатой последних и внесен на разсмотрение сената. Площадь о-ва - ок. 6.100 кв. вер., поверхность представляет собою плоскогорье, высотою в средн. ок. 400 мтр., простирающееся по пар-ли и достигающее в Юнке высоты 1200 мтр. Отсюда к берегам о-ва стекает до 50 рек, отчасти судоходных. Берега очень разнообразны: крутыя скалы с выдающимися в океан рифами сменяются низменными и плодород. долинами. Средн. темп-ра года - ок. 27° Ц. Климат тропический, относ-но здоровый. В горах много минералов: золото, медь, железо, свинец и кам. уголь. Население в 1910 г. достигало 1.118.012 ч., в том числе ок. 54% белых, 28% мулатов и 6% негров. Гл. города - Сан-Жуан (48.716 жит.), Понс (63.444 ж.) и Маягуец (42.429 ж.). Гл. занятия населения - земледелие, рыболовство и горн. промыслы. До 80% жителей неграмотны. Приходо-расходный бюджет П. в 1911-12 гг. составлял свыше 40 мил. руб. Гл. предметы вывоза: сахар, табак, кофе, фрукты, гуано, горная соль. В 1912 г. оборот мор. торговли достиг 185 мил. руб., из к-рых 160 мил. приходилось на долю С.-А. С. Штатов. Гл. порт, Сан-Жуан, обладает хорош. гаванью с неск. узким входом и недостаточ. глубиной, к-рая в наст. время доводится землечерпанием до 30 фт. Пути сообщения, насчитывавшие в 1912 г. ок. 1500 в. шоссейных и 330 вер. ж. дорог, со времени перехода П. в руки Соед. Штатов быстро развиваются. В 1913 г. ж. дороги соединяли все города по зап. берегу о-ва, через 5 л. оне должны окружить кольцом все его побережье и пересечь о-в в разных направлениях. Прав-ством предприняты также больш. работы по орошению о-ва, стоимостью свыше 6 мил. руб. В состав провинции П. входят соседние с ним о-ва Викес (площ. ок. 200 кв. вер., насел. 10 т. ч.) и Кулебра; последний обладает отличной естеств. гаванью, к-рую прав-ство Соед. Штатов оборудовывает в кач-ве морск. станции и промежут. базы для своих эскадр Атлант. океана и Караибск. моря. С открытием Панамск. канала значение этой станции быстро возрастет. В наст. время вооруж. силы П. состоят из 1.100 ч., в том числе 700 ч., несущих полиц. службу. (H. K. Carroll, Register of P., Washington, 1910; Annual Reports, Governor of P.; Ober, Puerto Rico And its Resources, NewYork, 1899; Fiske, History of the Islands of the West Indian Archipelago, New-York. 1899; Morris. Our Island Empire, Philadelphia, 1899). |
ПОРТО-ФЕРРАЙО, гл. гор. и хорошо укрепл. порт на сев. бер. принадлежащаго Италии о-ва Эльба. На холмах, окружающих гавань, расположен ряд устарел. фортов и б-рей, остреливающ. подступы с моря. В П. Наполеон провел почти год своего изгнания (с 5 мая 1814 г. по 26 фвр. 1815 г.). Хорошо закрытая гавань доступна больш. судам. Насел. П. - ок. 5 т. жит. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОРТУГАЛЬСКАЯ НАСЛЕДСТВ. ВОЙНА. В 1826 г., после смерти П. короля Иоанна, д. б. вступить на престол дон-Педро, отказавшийся от него в пользу несоверш-летней своей дочери Марии да-Глория; регентшей Марии вначале б. назначена сестра его, а потом дон-Педро передал ея обяз-ти брату своему дон-Мигуелю. Между тем, конституция, установленная дон-Педро в Португалии, послужила причиной междоусобия; приверженцы стар. порядка подняли знамя возстания и избрали королем дон-Мигуеля, к-рый 29 июня 1828 г. отменил конституцию. Приверженцы короля овладели Азорскими о-вами, к-рые они успешно и защищали до 1832 г. Дон-Педро, собрав до 12 т. войск, помещенных на 42 судах, высадился при устье Дуэро и занял г. Опорто. 5 июля 1833 г. произошло мор. сражение, в к-ром успех склонился на сторону дон-Педро, и его эскадра, под нач. Непира, при мысе С.-Винцент одержала победу над флотом Мигуеля. Взяв Лиссабон, дон-Педро в нач. 1834 г., имея до 50 т. ч. войск, вступил в союз с испан. прав-ством; затем он нанес Мигуелю вновь поражение, после чего узурпатор принужден б. отказаться от короны и выслать из Португалии. Возстановив конституцию, дон-Педро вступил сам в исправление обяз-стей регента, но вскоре умер. (J. Е. Alexander, Skizzen aus Portugal während des Bürgerkrieges im Jahre 1834; H. Oven, The civil war in Portugal, London, 1836; Historia contemporanea an Don Miguel im Portugal, Lissabon, 1853; V. Bollaert, The wars of succession of Portugal and Spain from 1826 to 1840, Lond., 1870). |
ПОРТУПЕЙ-ПРАПОРЩИК, у.-офиц. звание, присвоенное знаменщикам по воинск. уст. о полев. пех. службе 1797 г.; с 1798 г. это звание жаловалось лучшим из подпрап-ков. В дальнейшем П.-П. могли достигать офицерскаго чина наравне с П.-юнкерами. |
ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР (младший и старший), звание, к-рым удостоиваются лучшие из юнкеров спец-х и воен. уч-щ за отличн. исполнение служ. обяз-стей, при хорошей нравств-сти и успехах в науках. Утверждение в звании П.-Ю., равно как и лишение этого звания, предоставлено власти нач-ка уч-ща. Звание П.-Ю. б. установлено в 1788 г. для отличия лучших подпрап-ков из дворян. По выслуге 3-летн. срока, П.-Ю., по удостоению ком-ра н-ка, в порядке старш-ва и на вакансии, производились в 1-й офиц. чин (прап-ка). В 1865 г. звание П.-Ю. б. присвоено лишь лицам, окончившим юнк. уч-ще, впредь до произв-ва их в оф-ры, а с 1880 г. (пр. в. в. № 252) получило соврем. значение - отличия для юнкеров воен. уч-щ. |
ПОРТУПЕЯ. См. Снаряжение1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |