Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н" (часть 11, "НОР"-"НЮР")
НОРМАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ. См. Высота разрыва. |
НОРМАН, франц. судостроит. завод в Гавре, один из старейших в Европе (с 1688 г.), специализировавшийся на постройке мин-цев и водотрубн. котлов (см. это) того же имени. Занимая небольш. площадь, завод м. строить одновр-но до 15 мелк. судов с мех-змами; также изготовляет свои котлы отдельно. Н. имеет заслуженно хорошую репутацию и получает много иностран. заказов (для России построил неск. миноносцев). |
НОРМАНЫ, сев. пираты, в течение неск-х веков грабившие берега Европы, особен. Франции, и основавшие здесь герц-во Нормандское. Из Скандинавии и Дании они делали мор. набеги во все стороны, распространив свое влияние на з. до Америки, на в. до России. Весною они уходили в поход на небольш. парусн. судах, к-рыя можно б. в случае нужды тащить по берегу, а к зиме возвращались с добычею домой. С V в. они уже появляются на сев. берегах Франции, но в 530 г. несут тяжел. поражение от Теодеберта и на время прекращают свои набеги. Вместе со скандинавами в набегах участвовали фризы, саксонцы и балт. славяне. Такия смешан. толпы назывались в рус. летописях варягами, а собственно Н. - урмянами, под к-рыми разумели жителей Норвегии. С 833 г. набеги Н. распространились на о-ва Англии. В 840 г. они разорили Руан, в 845 г. - Гамбург, в 847 г. - Бордо; с 843 г. стали опустошать берега Испании, потом Италии, разорили Пизу, ограбили Париж, в 881-882 гг. - берега Рейна и Мааса. В 891 г. потерпели поражение от германск. короля Арнульфа. В 912 г. основали герц-во Нормандию, в 1059 г. покорили Ю. Италию и Сицилию. С 1013 г. датск. конунги Свен и Кануть начали покорение Англии; Германия и Франция также подверглись их набегам; окончат-но Англия б. покорена в 1066 г. Наиб. замечат-ные Н-ские вожди б. Рагнар Лодборг, Гастингс, Кануть и Гаральд Гаарфагер, походы к-рых являются, однако, достоянием в большей степени легендарн. эпоса, чем истории. |
НОРТОНОВСКИЙ КОЛОДЕЦ. См. Абиссинские колодцы. |
НОРЧЕПИНГ (Norchöping), шведский коммерч. порт на бер. Балт. моря, при впадении р. Мотала в зал. Бровикен, на линии вост. шведск. ж. д., 46.629 жит. (1911 г.). Промышл. и торгов. центр ю.-в.; машиностр. и механ. заводы. Хороший рейд с 5-сж. глуб. и такая же гавань. Значит. портовыя средства; сухой док 240×34×10 фт.; у набережных 16 фт. глубины. Навигация прекращается с конца дкб. до нач. апр. Знач. мор. торговля. В 1719 г. Н. б. взят и сожжен русскими (см. Рус. -швед. войны1).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
НОССИ-БЕЙ (Nossy-bay), См. Мадагаскар и Русско-японская война1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
НОТЕБУРГ. См. Шлиссельбург1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
НОУЛЬС, Чарльс, адм-л англ. и рус. флотов. Принятый на службу Имп-цей Екатериной в 1770 г. с тем же чином к-адм. и содержанием, усиленным на 6 т. руб. в год "на стол", Н. б. назн. на долж-ть ген.-инт-та флота для приведения этой запущенной части в порядок. Занявшись сейчас же Спб. и Кронштадт. адмир-ствами, Н. оправдал возлагавшияся на него надежды и в коротк. время своей службы в России сделал сравнит-но много: прекратив хищения в портах, ввел более простую и вместе действит. отчетность, ускорил судостроение и удешевил его, применив целый ряд усоверш-ний как в способах постройки воен. судов, так и в их вооружении. По проекту Н., в Кронштадтск. адмир-стве, в кресте канала, б. сооружены 3 дока, соединенных между собой и с бассейном, в к-рый из них выпускалась вода; для ускорения этой работы из Англии выписана "огнедействующая машина". Под личным рук-ством Н. б. построено в Спб. и Кронштадте 18 к-блей. Командированный в 1772 г. на Дунай "для осмотра и исправления взятых у непр-ля и построенных вновь судов", Н. сошелся с фельдм. Румянцевым. За свои труды он б. награжд. Имп-цей денежн. подарком в 5 т. руб., но дальнейш. деят-сть по приведению в порядок материал. части портов встретила противодействие в адмир-ств-коллегии и создала Н. много сильн. врагов, с к-рыми он не м. бороться за неимением достаточно высок. покров-лей. В резул-те Н. впал в немилость у Имп-цы; в упрек ему б. поставлены слишком большия требования, будто бы предъявленныя Н. для упорядочения портов. хоз-ва, и в мае 1774 г. он б. уволен по прошению от службы "с адмиральск. жалованьем по смерть в знак Монарш. благоволения за оказанныя им усердие и ревность к службе". До приглашения на рус. службу Н. служил более 40 л. в англ. флоте, участвовал во мног. сраж-х, был неск. раз ран. и заслужил репутацию отличн. админ-ра, благодаря к-рой и б. приглашен Имп-цей Екатериной. Уход его явился несомненно крупн. потерей для нашего флота. |
НОЧНОЙ БОЙ. См. Атака, Бой и Бой морской. |
НОЧНЫЕ СИГНАЛЫ. См. Сигналы морские1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НУАРМУТЬЕ. См. Вандейская война. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НУМЕА, франц. коммерч. порт, место ссылки и угольн. станция на о-ве Новая Коледония (к в. от Австралии). Срочное парох. сообщение с Австралией (Сидней), подвод. телегр. кабель в Куинслэнд. Ок. 10 т. жит. Гавань доступна небол. судам до 16 фт. осадки; начаты углубительныя работы и постройка больш. сух. дока на казен. средства. Запасы казеннаго угля. |
НУХА, гор. Елисаветп. губ., входивший некогда в пределы Шекинск. ханства. В 1806 г. кавказский гл-щий гр. Гудович решил наказать Пекинскаго хана Селима за его вероломство и одновр-но привести к покорности лезгин, не прекращавших своих набегов на Грузию. Первая из этих задач возлагалась на ген. Небольсина, стоявшаго на р. Курюк-Чай, в 20 вер. от Елисаветполя, а вторая - на кн. Орбелиани, располагавшагося на р. Алазани при урочище Пейкоро. Обоим отрядам приказано в предстоящих действиях поддерживать друг друга. Небольсин, имея 26 оф. и 886 н. ч. с 5 ор., в половине окт. вступил в Шекинское ханство. Поддержкой ему служили: майор Просвиркин с 232 н. ч. и 2 ор. на Менгечаурской переправе и майор Токарев с 875 ч. в Елисаветполя Подходя к Н., в урочище Арватан Небольсин узнал, что больш-во жителей ханства ушло в горы, а сам Селим намерен защищаться и собрал 1.000 вооруж. людей. Разъезды его приближались к биваку Небольсина, но не решались вступать в перестрелку. Продолжая наступление от Арватана, Небольсин встретил сопротивление неприятеля при переправе через р. Ахри, где шекинцы укрепились в д. Кишлахи. Овладев укреплением, Небольсин принудил неприятеля к спешному отступлению, а 22 окт. в 2 вер. от Н. б. атакован со всех сторон толпой текинцев в 8 т. ч. Бой длился с 7 ч. у. до 7 ч. в. и закончился бегством неприятеля. Небольсин заночевал в 1 вер. от Н., а на другой день взял ее штурмом. Селим бежал в горы, потеряв до 500 ч. уб. У нас б. уб. 23 н. ч., ранено 4 оф. и 27 н. ч. (Н. Дубровин, История войны и владычества русских на Кавказе, т. V). |
НЬЮБЕРИ. См. Гражданская война в Англии. |
НЬЮКАСТЛЬ. 1) Первоклас. англ. комм. порт на берегу Нем. моря, в устье р. Тайн, второй в мире по колич-ву вывозимаго камен. угля (свыше 20 мил. тн. в г.). Также вывоз железа, свинца и металл. изделий. Знач-ный судостроит. центр, большия верфи, машиностроит. и механич. заводы, в том числе известн. сталелит. и оруд. завод Армстронга, судостроит. заводы Пальмерса, Ярроу, Хоуторн Лесли и др. Не менее 6 сух. доков (наибольшие 450×68×21, 438×66×21 и 400×75×24 фт.), 4 плавучих (наиб. 600×21×18 фт.) и 2 эллинга по 600 фт. дл. (Willinston slips). Срочные пароходн. рейсы в гл. порта Европы. 266.603 жит. (в 1911 г.). 2) Коммерч., порт на вост. берегу Австралии, в колонии Нов. Южн. Уэльс. 55.380 жит. (в 1911 г.). Огром. вывоз местн. угля. Укреплен неск. фортами и б-реями. Срочное каботаж. сообщение с портами Австралии и Полинезии. Хорошо оборудованная гавань с значительными портов. средствами. Механич. завод и ремонтныя мастерския. Два Мортонов. эллинга для судов до 1 т. тн. |
НЬЮ-ЛОНДОН, военный и коммерч. порт С. Шт. С. Ам. в штате Коннектикут, на сев. бер. прол. Лонг - Айленд - Саунд. Укреплен рядом б-рей, и мин. заграждениями; ближайшая от Нью-Иорка станция флота. Адмиралтейство с хорошими портовыми средствами, частн. машиностроительный завод, пароходныя мастерския и 2 Мортонов. эллинга. Значител. запасы казен. угля. Около 15 т. жит. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НЬЮПОРТ-НЬЮС (Newport-News), значит. торг. порт С.-Ам. С. Шт., в Атлантич. океане (штат Виргиния), на сев. бер. Гэмптонск. рейда (см. это), конечн. пункт ж. д. Охайо - Чезапик; отличн. гавань, доступная всяким судам и богато оборудованная портов. средствами. Крупн. торговля хлебом и хлопком (в 1908 г. порт посетило 608 судов с водоизм. 1.374.800 тн.); в 1910 г. ок. 29 т. ж. Здесь в 1892-95 гг. построен самый крупный в С. Штатах, образцово оборудованный судостроит. завод "Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company". Он состоит из 3 частей: судостроит-ная с 8 больш. стапелями (самыя крупныя воен. и коммерч. суда), доковый ремонтн. завод - самый крупн. в Нов. Свете (в Старом с ним м. конкурировать только Соутгэмптон и Девонпорт) и машиностр. завод с 2 обширн. бассейнами для достройки судов, оборудованными кранами (один на 150 тн.) и стрелами. Размеры доков: 860×105×33 и 639×96×25 фт.; 6 Мортонов. эллингов дл. до 650 фт. С 1896 по 1913 г. заводом построено 9 броненосцев и 5 броненосных крейсеров. |
НЬЮПОРТСКОЕ СРАЖЕНИЕ 8 окт. 1652 г. (см. Англо-голландския войны). 2 окт. 1652 г. эскадрам голл. адм-лов Рюйтера и де-Витта (всего 64 к-бля) удалось соединиться между Дюнкирхеном и Ньюпортом. Главныя силы англ. флота (адм. Блэк, 68 к-блей), стоявшия в Доунсе из-за противнаго ветра, помешать этому соединению не могли. Гл-щий адм-л де-Витт стремился к генерал. сражению; но голл. к-бли б. снабжены и вооружены гораздо хуже англ-х, эскадра Рюйтера терпела нужду в продовол-вии, на судах было много больных, и сам де-Витт не пользовался популярностью во флоте (см. Витте): ком-ры не желали идти в бой под его нач-вом, и на воен. совете больш-во высказалось за возвращение в свои порта; но де-Витт настоял на своем. На разсвете 8 окт. англ. флот снялся с якоря и направился из Доунса на с. Ок. полудня прямо по курсу усмотрен б. шедший в бейдевинд лев. галса (ветер SW) голл. флот, к-рый, заметив прот-ка, лег в дрейф, при чем его головн. к-бли подошли вплотную к банке Кентиш-Нок. Для де-Витта, пренебрегшаго разведоч. службой, появление англ-н было полной неожид-стью (флот шел в 4 кильватерн. колоннах), и гл-щий д. б. свои инструкции разсылать по судам уже в виду непр-ля. Дав немного подтянуться отставшему ар-рду (адм. Бурн), Блэк начал спускаться на непр-ля, пытаясь пройти между головными его к-блями и отмелью. При этом маневре неск-ко англ. судов выскочили на банку. Ок. 4 ч. дня раздался 1-й выстрел. Голл. ав-рд (Рюйтер) и центр (де-Витт) сражались с необыч. отвагой, но перевес был на стороне англ-н; к веч. нек-рые из ком-ров голл. ар-рда умышленно уклонились от боя и стали уходить на SO. Темнота разъединила сражающихся. Утр. де-Витт, несмотря на протесты флаг-в и ком-ров, решил возобновить сражение; но сначала штиль, а затем противн. ветер обратили это сражение в незначит. стычку на дальн. разстоянии. 10 окт. де-Витт принужден б. начать отст-ние, и 13-го голл. флот достиг своих портов. Потери англ-н были незнач-ны, о потерях же гол-цев точн. сведений не имеется. Ком-ров, уклонившихся от боя, де-Витт хотел предать суду, но за них вступились политич. друзья (де-Витт был страстным прот-ком герц. Оранскаго), и самому адм-лу пришлось сдать команд-ние флотом Тромпу. - Сражение 12 июня 1653 г. (см. Англо-голл. войны). 4 июня голл. флот вышел в море; адм. Тромп поставил себе задачей отыскать и разбить глав. силы англичан; после недельн. крейсерства в Немецком море голл-цы 11 июня подошли к устью р. Темзы и стали на якорь к ю. от банки Галопер. Между тем, англ-не, стремившиеся к генеральн. сражению и получившие известие о появлении прот-ка, в тот же день перешли из Ярмута на ю. На разсвете 12 июня оба флота усмотрели друг друга; у Тромпа было в это время 98 к-блей и 6 брандеров, у англ-н (адм. Монк и Дин) 100 к-блей и 5 брандеров: противники для предстоящаго боя собрали все свои силы. Большим преимуществом англ-н были лучшия конструкция, снабжение и вооружение их судов. У гол-цев в 1-й раз руки не б. связаны необходимостью охранять караваны своих купцов. Усмотрев друг друга, прот-ки немедленно стали сближаться; Тромп лег в бейдевинд лев. галса, а англ-не стали спускаться на фордевинд (ветер NO). В 11 ч. у. Рюйтер (ав-рд голл. флота), выиграв ветер, обрушился на англ. ав-рд адм. Лаусона; эту атаку энергично поддержал и Тромп; но на помощь к своим атакованным к-блям успели подойти главн. силы англ. флота (адм. Дин в этой схватке б. уб.); в это время наступило маловетрие, и сражение приняло характер безпорядоч. свалки; на голл. к-блях начались пожары; ок. 3 ч. д. один из голл. к-блей стал тонуть, а через 2 ч. взлетел на воздух к-бль одного из младш. флагманов. Успех явно склонялся на сторону англ-н. Темнота разъединила сражающихся. Ночью к англ-м присоединился адм. Блэк с 18 к-блями, а на голл. судах обнаружился недостаток снарядов. Все это заставило Тромпа начать отст-ние. С разсветом англ-не возобновили атаку, но установившееся маловетрие превратило сражение в ряд нерешит. стычек и позволило главн. силам голл. флота отступить в свои порта. Сражение закончилось полн. поражением голл. флота, гл. обр. по причине небрежнаго снабжения и вооружения его к-блей. Англ-не захватили 11 призов, 6 голл. к-блей затонуло, 2 к-бля взорвались; 1.350 ч. попало в плен (число уб. и ран. неизвестно). Англ-не потеряли 126 уб. и 236 ран. Результатом этой победы были тесная блокада голл. портов и полный застой их торговли.
|
НЬЮ-ФАУНДЛЭНД (франц. Terre-neuve), больш. о-в и англ. колония близ с.-вост. берега С. Америки, против зал. Св. Лаврентия, между 461/2-511/2°с. шир. и 521/2-591/2° з. долг. от Гринвича. О-в, открытый Дж. и Сев. Кабо, принадлежит Англии с 1583 г., но в XVI и XVII ст. его оспаривали фр-зы, поселившиеся в вост. части и особенно заинтересованные в праве рыбн. ловли по берегам Н. Это право б. сохранено за ними наравне с англ-ми и амер-цами, но весь о-в безраздельно уступлен Англии по Утрехтск. миру в 1713 г. Пов-сть его представляет возвыш. плоскогорье, изрезанное глубок. долинами, с част. озерами и болотами и редк. населением внутри о-ва. Сев. и вост. берега обрывисты и изрезаны заливами, западные отложе и ровнее. На о-ве свыше 1.000 вер. ж. д., между портами поддерживается правил. сообщение почтов. пароходами. Климат суровый, с частыми и густ. туманами по ю.-вост. берегу. Почва производит рожь, картофель, овес; из металлов найдены золото, серебро, олово, железо и медь; залежи кам. угля в вост. части о-ва; горы покрыты хвойн. породами; но главн. богатство Н. составляет рыба, в особ. изобилии держащаяся над Н-ми мелями, к ю.-в. от о-ва. Рыбные промыслы Н. считаются богатейшими в мире. Большая Н-ская мель тянется на протяжении ок. 700 миль, при шир. 100-200 м. и глубинах 20-80 сж.; к ю. от нея расположен ряд меньших мелей, достигающих Нов. Шотландии. Над всеми Н-ми мелями большую часть года держатся густые туманы, во время к-рых суда легко могут наскочить на горы плавающих льдов, попадающияся близ Н. даже в летние месяцы; вследствие этого главныя линии пароходн. сообщения между С. Америкой и Европой проходят знач-но южнее Н. Коренное, индейское население о-ва почти вымерло; белые - англ. и франц. происхождения - живут по южн. и вост. берегам Н. В состав колонии входят, кроме Н., о-в Антикости и вост. берег Лабрадора; площадь о-ва Н. ок. 100 т. кв. вер., население - 238.670 ч. (в 1911 г.). Во главе колонии стоят губ-р и законодат. собрание из 2 палат (верхняя - по назначению, нижняя - выборная). Значит. часть жителей - католики. Гл. город и порт Н. - Сент-Джонс, на вост. берегу полуо-ва Авалон, имеет хорошо защищенный, глубок. рейд и гавань, доступную всяким судам. Сильно укрепленный в XII-XVIII ст., когда он служил одною из баз англ. флота, порт этот в наст. время не имеет воен. значения и служит складочн. пунктом для мор. рыбных промыслов Н. В нем имеются все необходимыя портов. средства, 2 механич. и 1 котельн. заводы, сухой док 610×86×24 фт., плавучий - 135×49 ×12 фт. и постоянные значит. запасы кам. угля. К ю. от С.-Джонса, на мысе Рэс (Cape Race) стоит знаменит. маяк - первый или последний форпост Америки на путях в Европу, а на з. от него - зал. Троицы (Trinity bay), в к-ром выходят на берег главные транс-атлантич. телеграф. кабели. К ю. от Н. находятся франц. о-ва Микелон и Сен-Пьер, незнач-ные по площади (вместе ок. 210 кв. вер.) и населению, но с богатыми рыбн. промыслами и отличн. рейдом на о-ве С.-Пьер, соединенном телегр. кабелями с Брестом, Н. (Хартс-Контент), Сиднеем на о-ве Кап-Бретон и Бостоном. (Harvey, Newfoundland, England’s oldest colony, London, 1897; Mc. Grath, N. in 1911, Lond., 1911; Prowse, A history of N., London, 1897). |
НЬЮЧУАНГ (Ньючванг, Ньючжуан), кит. коммерч. порт в Манчжурии, на лев. берегу р. Ляо-хе, в неск. верстах от ея впадения в Печилийск. зал. Навигация прерывается на 2-3 зимн. мес. Каботажное парох. сообщение с др. портами Китая. Гавань доступна небол. судам, портов. оборуд-ние недостаточно. Запасы угля ок. 1.000 тн. 61 т. жит. (в 1911 г.). Нередко Н. смешивают с приморск. городом Инкоу (см. это), к-рый в отличие называют Новым Н-м. Н. находится на больш. дороге, идущей от Инкоу и около д. Шахечжень выходящей на Мандаринск. дорогу, прорезывающую всю Манчжурию с с. на ю. и соединяющую Мукден с П.-Артуром. Т. обр., Н. лежит на глав. пути из Манчжурии в Средин. Китай. По этому пути шли с незапамятн. времен все монгольск. завоеватели; шел по нем в Пекин с 40-тыс. ордой и Нурачи, последний великий сев. завоеватель; шли и англ-не в 1861 г. В 1900 г., во время боксерок. возстания, когда южно-манчжурск. отряд г.-м. Суботича, предназначенный для действий против Мукдена, сосредоточился у г. Хайчена, разведками б. выяснено, что на лев. фл. нашей операцион. линии, в Н., находится кит. отряд полк. Жуй-лу. Суботич решил прежде, чем начать движение к Мукдену, покончить с этим отрядом. Эта операция б. возложена на г.-м. Флейшера, нач-ка 1-ой В.-Сиб. стрелк. бр-ды. В его распоряжение б. назн. отряд в составе 6 б-нов, 13/4 сот., 8 пеш. и 2 кон. орудий и полуроты сапер. 10 снт. в 2 ч. д. Флейшер выступил и с наст-нием темноты стал на ночлег у д. Сытайцзы. До Н. оставалось 10 вер. Несмотря на строгия меры охранения, китайцы, очевидно, знали о нашем наст-нии, т. к. всю ночь жители соседн. деревень подавали сигнал. огни. На след. день, в 5 ч. у. Флейшер продолжал свое движение. Через 2 ч. начался бой, к-рый, благодаря посевам гаоляна, велся на близк. разстояниях; арт-рия, по той же причине, не приняла участия, кроме 2 казач. орудий сотника Никонова, обстрелявшаго кит. окопы у д. Сытайцзы с дис-ции 70 сж. Бой продолжался 8 ч. и в 4 ч. д., пройдя Н., отряд стал на ночлег у д. Цыфантунь. Китайцы бежали по напр-нию к д. Шахечжень. Наши потери: уб. 2 н. ч,; ран. 2 оф. и 10 н. ч. В рус.-яп. войну 1904-05 гг., во время набега нашей кон-цы на Инкоу, у Н. произошло небольш. столк-ние (см. Инкоу). (Орлов, От Хайчена до Мукдена, "Воен. Сб." 1904 г., №№ 6 и 7). |
НЭПИР (Napier), англ. коммерч. порт на вост. берегу сев. о-ва Нов. Зеландии, в заливе Хаукиса. Центр торговли скотом. Ж.-д. и срочное каботажное сообщение с другими портами острова. Гавань доступна всяким судам. Мортон. эллинг для небольших судов. Местный каменный уголь. Население ок. 11 т. |
НЮ-КАРЛЕБЮ, город в Финляндии, на бер. Ботнич. залива. Ариергардное дело 10 июня 1808 г. (в рус.-шведск. войну 1808-09 гг.). К нач. весен. кампании 1808 г. ген. Раевский б. выдвинут с 5-ой пех. д-зией далеко на с. и расчитывал легко удержаться против шведской армии Клингспора на позиции у Гамле-Карлебю (карта в т. I, стр. 26). На деле это оказалось трудным, п. ч. хотя шведы и бездействовали, но население энергично вело партизанск. действия. С целью сокращения коммуникац. линии, Раевский считал необходимым отступить на ю. к Вазе и в ночь на 2 июня незаметно для шведов перешел в Лильпоро, в 18 вер. от Вазы, оставив ар-рд ген. Янковича (1.300 ч., 7 ор.). 10 июня определилось движение шведов против Янковича. Наш ав-рд, приготовившись к обороне, расположился по окраине Н.-К. и по обе стороны переправы через речку, выделив б-н для прикрытия прав. фл. Между тем, шведы решили, демонстрируя с фронта, обходить оба фланга позиции Янковича, особенно, правый, чтобы отрезать его от пути отст-ния. Эта послед. задача возлагалась на бр-ду ф.-Дебельна, к-рому предписывалось выступить в полночь и, следуя по лесной, трудно проходимой тропинке, выйти прямо к городу, где захватить мост в тылу наших передов. частей. Об успехе предприятия д. б. возвестить звон церковн. колокола, после чего начнется общая атака. Для развлечения же войск Янковича особый отряд Лангеншильда неск. ранее д. б. переправиться на лодках в устье реки и атаковать лев. фланг Янковича. В 4 ч. у. колонна главных сил столкнулась с нашими сторожевыми частями, значительно севернее реки. Прождав напрасно полчаса в ожидании условленнаго звона, шведы стали теснить наше сторожевое охранение, к-рое отступило, но в лесу зарвавшиеся шведы наткнулись на засаду и понесли большия потери, особенно от огня батареи, хорошо скрытой на берегу реки. Но вскоре подъехала шведск. б-рея, принудившая нашу артиллерию сняться с позиции. Одновременно на зап. окраине Н.-К. Пермск. и. вступил в жарк. бой с отр. Лангельшильда, ворвавшагося в гор. В виду превосх-ва неприят. сил Янкович решил отходить, перевел все войска за реку и зажег мост. Только тогда появилась голова колонны Дебельна, задержанная дурной дорогой. Занесенный им удар не удался, наши успели его избежать. Б-н же, выделенный на прав. фланге, сдерживая противника, обезпечил отступление войск Янковича. (Литература в ст. Русско-шведския войны). |
НЮРНБЕРГ (Nürnberg), гор. в Баварии, 333.142 жит. (1910 г.); ныне в нем расположен штаб III Баварск. к-са. Долго был имперск. городом. Во время 30-лет. войны, в 1632 г. Н. был сборным пунктом шведск. войск Густава-Адольфа, шедшаго на помощь саксонск. курфюрсту. Валленштейн, пытаясь соединиться с Максимилианом Баварским, тоже подошел к Н. и 16 июня укрепился в лагере на Фюрте, не вступая в сражение. Густав-Адольф решил выбить его оттуда и 24 авг. произошел т. наз. Бургстальский бой (или бой при Альте-Фесте) - см. это. |