Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Н" (часть 11, "НОР"-"НЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 11, "НОР"-"НЮР")

Нордман, Федор Давыдович

*НОРДМАН, Федор Давыдович, адм-л (1805-81). Окончил мор. к-с в 1820 г. гард-рином. В 1828 г., в чине лейт-та, на к-бле Эммануил участвовал в блокаде Дарданелл, в 1829-30 гг. на взятом у египтян корвете Львица ходил в Тулон. Плавал на разн. судах в Балт. и Нем. морях. В 1841 г. назн. ком-ром 1-го финск. экипажа; в 1854 г. командовал к-блем Андрей на Свеаборгском рейде, при защите Свеаборга от нападения англо-франц. флота. В 1855 г., произв-ный в к.-адм., состоял нач-ком свеаб. отряда гребн. фл-лии и командовал берегов. б-реями на о-ве Сандгам при бомбард-ке Свеаборга англо-франц. флотом, за что награжден орд. св. Станислава 1 ст. с мечами. В 1856 г., имея флаг на корабле Лефорт, перевозил десант. войска в Кронштадт. В 1859 г. командовал эс-дрой в Средизем. море, в 1863 г. назн. членом мор. ген.-аудиториата, в 1867 г. членом глав. в.-мор. суда и в 1874 г. произв. в адм-лы.

Адмирал Ф. Д. Нордман.

Адмирал Ф. Д. Нордман.

Нордфореландское морское сражение 4 августа 1666 г.

НОРДФОРЕЛАНДСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 4 авг. 1666 г. В этот день разбитый в 4-дневн. сражении и направивший свои повреждения англ. флот (см. Англо-голландския войны, т. II, стр. 470) в 2 ч. у., при ветре от N, снялся с якоря и стал выстраивать линию баталии в бейдевинд лев. галса; гол-цы шли в бакштаг лев. галсом, и оба флота, находясь приблиз-но между Сев. Фореландом и Орфорднесом, медленно сближались. У англичан в линии были 81 корабль (4.460 ор.) и 18 брандеров, у голландцев 88 кораблей (4.704 ор.), 10 посыльных судов и 20 брандеров. Английск. центром командовали Монк и прин. Руперт, имевшие флаг на к-бле Royal Chartes, ав-рдом командовал адм. Аллин и ар-рдом адм. Смит; голл. центр был под нач. Рюйтера, в ав-рде щель адм. Эверс, а ар-рдом командовал Корнелий Тромп, недовольный своим подчинением Рюйтеру. Англ-не держались в строю безукоризненно, гол-цев же за ночь сильно разбросало, и они шли в безпорядке, с значит. интервалами между центром и ав-рдом. Ок. 10 ч. у. (ветер отошел и дул теперь от NW) головные к-бли обеих колонн подошли на пушеч. выстрел, и между эс-драми Аллина и Эверса начался жесток. бой на парал-ных галсах. Через нек-рое время завязался бой в центре, а еще 2 часами позже стали сближаться и ар-рды; но Тромп, желая охватить голову непр-го ар-рда, неожиданно изменил курс вправо; Смит последовал его примеру, - оба отряда легли на прав. галс и без всякаго строя, ведя безпорядоч. стрельбу, стали уходить на з. и скоро скрылись за горизонтом. Т. обр., Тромп дал себя увлечь погоней за слабейш. численно эс-дрой Смита и отделился от гл. сил. М. тем, в центре и в ав-рде шел отчаян. бой; особенно терпел отряд Эверса, на к-рый англ-не обрушились с превосход. силами; вскоре сам Эверс и оба его младш. флагмана, Вриес и Кендерс, б. уб., а ок. 1 ч. д. голл. ав-рд не выдержал огня и стал уходить на в. Часть эс-дры Аллина преследовала его, а больш. часть присоединилась к своему центру, до сих пор безуспешно сражавшемуся с Рюйтером. К-бль англ. ком-щих в этом бою б. так избит. что они принуждены б. перенести свой флаг на друг. к-бль; 2 друг. англ. к-бля со сбитыми мачтами д. б. выйти из строя. Но и к-бль Рюйтера после жесток. схватки с англ-ми лишился всех своих мачт. К 4 ч. положение гол-цев стало оч. тяжелым, и Рюйтер начал отступать; но отст-ние это совершалось так мастерски (наиболее избитые к-бли он пропускал вперед, все время заслоняя их от яростн. атак англ-н), что гол-цы не потеряли при этом ни одного к-бля. Перестрелка продолжалась всю ночь, и только утр. 5 авг., в виду усилившагося NO и близости под ветром мелководья, англ-не приостановили преслед-ние и вернулись в свои порты. К веч. 5 авг. Рюйтер стал на якорь в Виллингене, а на след. сутки пришел сюда и Тромп; резул-том его погони за эс-дрой Смита было уничтожение лишь одного 64-пуш. к-бля. Потери обеих сторон в этом бою точно неизвестны; англ-не лишились 1 к-бля и 3 брандеров, гол-цы потеряли ок. 10 к-блей, 4 т. уб. (в том числе 4 адмирала) и 3 т. ранеными.

Нордфореландское морское сражение 4 августа 1666 г.

Нормальный разрыв

НОРМАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ. См. Высота разрыва.

Норман

НОРМАН, франц. судостроит. завод в Гавре, один из старейших в Европе (с 1688 г.), специализировавшийся на постройке мин-цев и водотрубн. котлов (см. это) того же имени. Занимая небольш. площадь, завод м. строить одновр-но до 15 мелк. судов с мех-змами; также изготовляет свои котлы отдельно. Н. имеет заслуженно хорошую репутацию и получает много иностран. заказов (для России построил неск. миноносцев).

Норманы

НОРМАНЫ, сев. пираты, в течение неск-х веков грабившие берега Европы, особен. Франции, и основавшие здесь герц-во Нормандское. Из Скандинавии и Дании они делали мор. набеги во все стороны, распространив свое влияние на з. до Америки, на в. до России. Весною они уходили в поход на небольш. парусн. судах, к-рыя можно б. в случае нужды тащить по берегу, а к зиме возвращались с добычею домой. С V в. они уже появляются на сев. берегах Франции, но в 530 г. несут тяжел. поражение от Теодеберта и на время прекращают свои набеги. Вместе со скандинавами в набегах участвовали фризы, саксонцы и балт. славяне. Такия смешан. толпы назывались в рус. летописях варягами, а собственно Н. - урмянами, под к-рыми разумели жителей Норвегии. С 833 г. набеги Н. распространились на о-ва Англии. В 840 г. они разорили Руан, в 845 г. - Гамбург, в 847 г. - Бордо; с 843 г. стали опустошать берега Испании, потом Италии, разорили Пизу, ограбили Париж, в 881-882 гг. - берега Рейна и Мааса. В 891 г. потерпели поражение от германск. короля Арнульфа. В 912 г. основали герц-во Нормандию, в 1059 г. покорили Ю. Италию и Сицилию. С 1013 г. датск. конунги Свен и Кануть начали покорение Англии; Германия и Франция также подверглись их набегам; окончат-но Англия б. покорена в 1066 г. Наиб. замечат-ные Н-ские вожди б. Рагнар Лодборг, Гастингс, Кануть и Гаральд Гаарфагер, походы к-рых являются, однако, достоянием в большей степени легендарн. эпоса, чем истории.

Нортоновский колодец

НОРТОНОВСКИЙ КОЛОДЕЦ. См. Абиссинские колодцы.

Норфольк

НОРФОЛЬК, 1) принадлежащий Англии о-в в Тих. ок., расположен между Нов. Зеландией и Нов. Каледонией, в шир. 29° юж. и долг. 164° вост. от Гринвича. Площ. 23 кв. вер., население ок. 1.000 жит. (в 1910 г.). Пов-сть низменная (наивысш. точка ок. 1 т. фт.), почва отличается редк. плодородием, берега изобилуют бухтами с хорошими якорн. стоянками. До 1856 г. о-в служил местом ссылки англ. преступников. 2) Военный и коммерч. порт Соед. Шт. С. Ам. на Атлант. ок., в штате Виргиния, на прав. берегу р. Елизаветы. Через Н. проходят 3 судоход. канала, соединяющих Чезапикск. зал. с лежащими южнее его заливами Альбемарль и Памлико-саундь. Защищенный фортами Кальзун и Монроэ, расположенными в устье реки, Н. имеет воен. арсенал и адмир-ство с больш. запасами угля, хорошее оборудование, судостроит-ный и машиностроит. заводы, 3 казен. сухих дока (650×100×30, 492×79×26 и 320×60×25 фт.) и 2 Мортонов. эллинга для небольш. судов. Гавань оч. вместительна и доступна для больш. пароходов; у набережных глубина 26 фт. Город Н. имеет 67.452 жит. Оборот мор. торговли (1912 г.) 11/2 милл. тн. Во время войны за незав-сть Н. б. сожжен 1 янв. 1776 г. англ-ми (лорд Денмор), вторично осажден ген. Матьюсом в мае 1779 г., ген-лами Арнольдом и Корнуэльсом в 1781 г. В 1813 г. порт подвергся бомбард-ке англ. флота, к-рый разрушил близлежащий порт Гэмптон. Война за нераздел-сть Соед. Штатов началась сожжением южанами Н-скаго адмир-ства (1861 г.), и только в мае 1862 г. сев-нам удалось вернуть Н.

Норфольк

Норчепинг

НОРЧЕПИНГ (Norchöping), шведский коммерч. порт на бер. Балт. моря, при впадении р. Мотала в зал. Бровикен, на линии вост. шведск. ж. д., 46.629 жит. (1911 г.). Промышл. и торгов. центр ю.-в.; машиностр. и механ. заводы. Хороший рейд с 5-сж. глуб. и такая же гавань. Значит. портовыя средства; сухой док 240×34×10 фт.; у набережных 16 фт. глубины. Навигация прекращается с конца дкб. до нач. апр. Знач. мор. торговля. В 1719 г. Н. б. взят и сожжен русскими (см. Рус. -швед. войны1).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Нос корабля

*НОС КОРАБЛЯ, бывает прямой (у большинства соврем. боевых судов), таранный - весьма распространенный во 2-ой пол. XIX ст., но ныне оставленный (см. Тараны1), и с княвдигетом (разваливающийся вперед), принятый в дерев. судостроении (см. это) и сохранившийся в наст. время у яхт. В прежн. время Н. воен. судов украшался символич. фигурами, зачастую художеств. исполнения (см. таблицу).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

1. Нос. украшение 51-пуш. винтов. фрегата "Дмитрий Донской".

1. Нос. украшение 51-пуш. винтов. фрегата Дмитрий Донской

2. Нос. украшение 45-пуш. винтов. фрегата "Ослябя".

2. Нос. украшение 45-пуш. винтов. фрегата Ослябя

3. Нос. украшение 70-пуш. винтов. фрегата "Генерал-Адмирал".

3. Нос. украшение 70-пуш. винтов. фрегата Генерал-Адмирал

4. Модель нос. украшения 17-пуш. винтов. корвета "Витязь".

4. Модель нос. украшения 17-пуш. винтов. корвета Витязь

5. Модель нос. украшения 51-пуш. винтов. корвета "Богатырь".

5. Модель нос. украшения 51-пуш. винтов. корвета Богатырь

6. Модель нос. украшения крейсера 2 ранга "Джигит".

6. Модель нос. украшения крейсера 2 ранга Джигит

7. Нос. украшение 51-пуш. винтов. фрегата "Александр Невский".

7. Нос. украшение 51-пуш. винтов. фрегата Александр Невский

Носси-бей

НОССИ-БЕЙ (Nossy-bay), См. Мадагаскар и Русско-японская война1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Нотбек, фон, Владимир Васильевич

НОТБЕК, фон, Владимир Васильевич (1825-94), ген. от инф., член воен. сов., инсп-р стрелк. части в войсках и деятель по первооружению нашей армии винтовками Бердана. Из 1-го кадет. к-са в 1843 г. выпущен прап-ком в л.-гв. Егер. п., где, оставаясь до произв-ва в полк-ки в 1859 г., выделился, как отличн. стрелок. В 1860 г. переведен в л.-гв. Преображ. п., а в след. году назн. ком-ром Образцов. пех. б-на. В 1864 г. пожалован в фл.-ад-ты Е. В., в 1865 г. произв. в г.-м. с назн-м в свиту Е. В. и в 1857 г. - членом гл. ком-та по устр-ву и образ-нию войск. За это же время им составлено "Наставление для стрелк. образ-ния пехоты и драгун". В 1870 г., после командировки на загранич. оружейн. заводы, назн. сначала председ-м к-сии по переустр-ву Тульск. оруж. завода, а затем вскоре и его нач-ком. В течение 6 л. Н. совершенно переоборудовал завод для произв-ва малокалиберн. оружия с громадн. производит-стью, поставив его во мног. отнош-х с технич. стороны знач-но выше многих известн. заграничн. оружейн. фабрик. Поставив высоко машин. произв-во ружей, он принял меры к поддержанию старин. цеха оружейников, в видах развития ручн. произв-ва охотнич. оружия. В 1874 г. б. произв. в г.-л., а в 1876 г. назн. инсп-ром стрелк. части в войсках; почти ежегодно Н. перерабатывал строев. уставы и дважды переиздал наст-ние для обучения стрельбе. Под его рук-ством б. выработана инструкция для маневр-ния с боев. стрельбою отрядов из 3 родов войск. В 1881 г. Н. б. назн. еще и инсп-ром оружейных и патроннаго заводов. В том же г. Н. б. зачислен в списки Тульск. оруж. завода, по гв. арт-рии и по гв. пехоте. В 1888 г. произв. в ген. от инф., а в след. г. назн. чл. в. сов. с оставл-м в прежн. долж-тях. Н. в 1883 г. председательствовал в оруж. отделе артил. ком-та и много лет состоял чл. гл. упр-ния Кр. Креста.

Генерал от инфантерии В. В. фон-Нотбек

Генерал от инфантерии В. В. фон-Нотбек

Нотебург

НОТЕБУРГ. См. Шлиссельбург1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ноульс, Чарльс

НОУЛЬС, Чарльс, адм-л англ. и рус. флотов. Принятый на службу Имп-цей Екатериной в 1770 г. с тем же чином к-адм. и содержанием, усиленным на 6 т. руб. в год "на стол", Н. б. назн. на долж-ть ген.-инт-та флота для приведения этой запущенной части в порядок. Занявшись сейчас же Спб. и Кронштадт. адмир-ствами, Н. оправдал возлагавшияся на него надежды и в коротк. время своей службы в России сделал сравнит-но много: прекратив хищения в портах, ввел более простую и вместе действит. отчетность, ускорил судостроение и удешевил его, применив целый ряд усоверш-ний как в способах постройки воен. судов, так и в их вооружении. По проекту Н., в Кронштадтск. адмир-стве, в кресте канала, б. сооружены 3 дока, соединенных между собой и с бассейном, в к-рый из них выпускалась вода; для ускорения этой работы из Англии выписана "огнедействующая машина". Под личным рук-ством Н. б. построено в Спб. и Кронштадте 18 к-блей. Командированный в 1772 г. на Дунай "для осмотра и исправления взятых у непр-ля и построенных вновь судов", Н. сошелся с фельдм. Румянцевым. За свои труды он б. награжд. Имп-цей денежн. подарком в 5 т. руб., но дальнейш. деят-сть по приведению в порядок материал. части портов встретила противодействие в адмир-ств-коллегии и создала Н. много сильн. врагов, с к-рыми он не м. бороться за неимением достаточно высок. покров-лей. В резул-те Н. впал в немилость у Имп-цы; в упрек ему б. поставлены слишком большия требования, будто бы предъявленныя Н. для упорядочения портов. хоз-ва, и в мае 1774 г. он б. уволен по прошению от службы "с адмиральск. жалованьем по смерть в знак Монарш. благоволения за оказанныя им усердие и ревность к службе". До приглашения на рус. службу Н. служил более 40 л. в англ. флоте, участвовал во мног. сраж-х, был неск. раз ран. и заслужил репутацию отличн. админ-ра, благодаря к-рой и б. приглашен Имп-цей Екатериной. Уход его явился несомненно крупн. потерей для нашего флота.

Ночной бой

НОЧНОЙ БОЙ. См. Атака, Бой и Бой морской.

Ночные сигналы

НОЧНЫЕ СИГНАЛЫ. См. Сигналы морские1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Нравственный элемент в военном деле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нуар

НУАР, франц. гор. в Арденнск. деп-нте. Дело 29 авг. 1870 г. между войсками V франц. и XII саксонск. к-сов, во время движения Шалонской армии Мак-Магона на соединение с Базеном (см. Франко-прусския войны1). Рано утр. 29 авг. XII к-с б. двинут на Н. В 8 ч. у., когда ав-рд (46-я пех. бр-да, 1 кон. п., 2 б-реи) подходил к Н., к с. от него патрули б. встречены огнем пехоты из Шампи. Это были части V франц. к-са, к-рый двигался на в. к переправе через р. Маас. Появление саксонск. войск у Н. побудило ком-ра к-са ген. де-Файли приостановить это движение и расположить одну д-зию на позиции между дд. Буа-де-Дам и Шампи. Между тем, саксонск. ав-рд занял высоты между Н. и Тайльи, глав. же силы XII к-са подходили к Тайльи. Гористая закрытая мес-ть не давала возм-сти судить о силах прот-ка, а потому ком-р к-са приказал ав-рду, удерживая высоты у Н., атаковать Шампи, с целью заставить фр-зов обнаружить свои силы. 2 б-на, под огнем француз. арт-рии, перешли болотист. долину ручья Визепп, к с. от Н. и направились на Шампи. Тогда и фр-зы выдвинули пехотн. части между Шампи и Н. Началась огнев. борьба; обе стороны то успевали продвинуться вперед, то принуждены б. уступать захваченные местн. предметы. Тем временем подошли глав. силы XII к-са, к-рыя м. развить бой ав-рда, но предприятие достигло бы слишком больш. размеров, чего на этот день не желала глав. кв-ра, и саксонцы прекратили наст-ние. Фр-зы тоже не переходили в наст-ние, ограничиваясь ведением огня. С 9 ч. в. фр-зы стали отходить к Бомону, куда сосредоточились только к 5 ч. у. 30 авг. Необходимый отдых задержал переправу к-са через Маас, что привело к сражению при Бомоне (см. это). В бою у Н. саксонцы потеряли 13 оф. и 356 н. ч.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Нуар

Нуармутье

НУАРМУТЬЕ. См. Вандейская война.

Нуасвиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нумантийская война

НУМАНТИЙСКАЯ ВОЙНА (141-133 г. до Р. Х.), велась между римлянами и туземцами Испании. Т. к. вся война сосредоточилась в осаде Нуманции, она и носит название Н. войны. Римляне не успели еще замирить дальнюю Испанию (см. Лузитанския войны), как в ближней вспыхнуло возстание. Консул Квинт Помпей Руф, начальствовавший войсками в ближн. Испании, во главе 30 т. пех. и 2 т. кав-рии, в 141 г. осадил Нуманцию (8 т. ч., способных носить оружие). Каждый день происходили стычки между обеими сторонами и стоившия римлянам неск-х когорт. Видя невозм-сть овладеть городом, консул пытался окончить войну вероломством. Он заключил с нумантийцами мир. договор, по к-рому они обязались представить заложников, выдать в-пленных и перебежчиков и заплатить римлянам 30 талантов; не довольствуясь одним словесн. обещанием и клятвой, он заставил их подтвердить все статьи трактата особенным письмен. договором, к-рый д. б. идти на утверждение сената. Но едва нумантийцы исполнили условия словесн. договора, как римляне отказались от выполнения принятых ими на себя обязат-в, и война началась снова. Консул Марк Попилий Ленас, сменивший в 138 г. Помпея, пытался штурмовать Н., но без успеха. Преемник Попилия Ленаса, консул Кай Гостилий Манцин, в 137 г. терпел постоян. неудачи и даже вынужден б. вступить в переговоры с нумантийцами через квестора, знаменит. тинерия Семпрония Гракха. Последний, действ-но, заключил выгод. договор: нумантийцы, требовавшие только признания своей незав-сти, предоставили римлянам, запертым в собствен. лагере, свободн. выход. Но сенат не утвердил и этого договора. В след. 2 г. война приняла оборот крайне неблагоприятный для римлян, и вместе с тем в их войсках обнаружился безпорядок, неповиновение. Теперь сенат против воли вынужден б. прибегнуть к содействию победителя Карфагена. В 184 г. до Р. Х. Сципион Африканский Младший б. избран консулом и гл-щим испан. армией. Он застал последнюю в самом жалк. состоянии и только с больш. трудом, при помощи самой суров. строгости, ему удалось возстановить дисц-ну. Шанцевыя работы, ученья и маневры быстро перевоспитали армию, и только тогда Сципион решился обложить Н. Располагая 60 т. ч. и имея слонов, а равно и нумидийск. конницу, предводимую Югуртой, внуком Масиниссы, (Сципион деят-но принялся за осаду Н. Прежде всего, он расширил и укрепил свой лагерь. День и ночь одна часть войск д. б. рыть траншеи и насыпи, а другая стоять наготове для отражения неприятеля, который пользовался малейш. случ-стью для произв-ва вылазок. Сверх того, 10 т. ч. находились в резерве. Хотя г-зон Н. не превышал 8 т. ч., но в его состав входили отчаянные люди, решившиеся защищаться до крайности. Наступила зима, и земл. работы в римск. лагере пришлось прекратить, но с началом весны энергичный консул снова принялся за них, окружив город двойной циркум-валацион. линией и укрепив последнюю камен. стенами, башнями и рвами. Для воспрепятствования движению по Дуэро, Сципион вбил поперек русла сваи и прикрепил к ним балки и цепи. Окончив все эти работы, он м. терпеливо выжидать сдачи г-зона. Жители г. Лютии пытались подать помощь осажденным, но Сципион, оставив часть войск для продолжения осады, с остал. силами двинулся к Лютии и взял город штурмом. С безпримерн. муж-вом переносили нумантийцы все ужасы голода. Обезсилев от голода и потеряв, наконец, всякую возм-сть защищаться, они все-таки не сдались превосходн. силам врагов, а предпочли умертвить себя с женами и детьми, предоставив победителям один опустелый город. С падением Нуманции (133 г.) прекратилась война. (Вагнер, Рим; Ranke, Weltgeschichte; Duruy, Histoire des Romains; Herzberg, Römergeschichte).

Осада Нуманции.

Осада Нуманции.

Нумеа

НУМЕА, франц. коммерч. порт, место ссылки и угольн. станция на о-ве Новая Коледония (к в. от Австралии). Срочное парох. сообщение с Австралией (Сидней), подвод. телегр. кабель в Куинслэнд. Ок. 10 т. жит. Гавань доступна небол. судам до 16 фт. осадки; начаты углубительныя работы и постройка больш. сух. дока на казен. средства. Запасы казеннаго угля.

Нур

НУР, посад Островск. у., Ломжинск. губ., на прав. бер. р. З. Буг. Сражение 10 (22) мая 1831 г. Получив известие о наст-нии польск. армии Скржинецкаго (см. Польско-русская война1 1830-31 гг.) с фронта и о перерыве у Н., занятаго польск. отрядом ген. Лубенскаго (12 т. ч. и 20 оруд.), связи с глав. силами, наш Гвард. к-с отошел за р. Нарев, к Тыкоцину и Жолткам. Между тем, фельдм. гр. Дибич, находившийся с глав. силами в Седлеце, узнав о наст-нии польской армии против Гвард. к-са, решил перейти Буг и таким образом выйти Скржинецкому во фланг. 9 мая ав-рд гр. Витта (9 т. ч. и 32 ор.), перейдя у мест. Гранне на прав. бер. реки, двинулся через Цехановец к Н. Н. б. окружен редким лесом, который пересекали 3 дороги: в Цехановец, в Остров и в Чижево. Опушка леса к стороне Цехановца была занята 2 польск. б-нами, главныя же неприят. силы стояли впереди Н. Наши 4 б-на, приблизившись к лесу, проникли в него и быстро вытеснили оттуда поляков, продвинувшись до находившейся за лесом поляны, где попали под сильный картечн. огонь 8 неприят. орудий. Однако, рус. арт-рия метк. огнем заставила их замолчать. Тем временем гр. Витт отрядил 24 эск. и 6 кон. ор. в обход лев. фланга прот-ка к Стренкову, чтобы занять больш. дорогу в Чижев и т. обр. отрезать Лубенскаго от гл. сил польск. армии. В то же время остальныя наши части продолжали наст-ние к Н., только что очищенному неприятелем. Между тем, достигнув Стренкова, к-ца увидела польск. войска в полн. отст-нии; эск-ны б. развернуты по обеим сторонам больш. дороги, и Лубенскому б. предложено положить оружие, но последний отверг это треб-ние и решился пробиться силой, но двукратныя атаки не имели успеха и только благодаря наступившей темноте, через болота и чащу поляки успели отойти по боков. путям - в Чижево. Потери поляков: 10 ран., 90 уб., 159 плен. Наши потери: 16 уб. и 74 ран. На друг. день (11 мая), собрав в Чижеве свой отряд, Лубенский двинулся к Замброву, где возстановил связь с глав. силами польской армии, в качестве авангарда последней. (Литература в ст. Русско-польския войны).

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует.

Нур

Нуха

НУХА, гор. Елисаветп. губ., входивший некогда в пределы Шекинск. ханства. В 1806 г. кавказский гл-щий гр. Гудович решил наказать Пекинскаго хана Селима за его вероломство и одновр-но привести к покорности лезгин, не прекращавших своих набегов на Грузию. Первая из этих задач возлагалась на ген. Небольсина, стоявшаго на р. Курюк-Чай, в 20 вер. от Елисаветполя, а вторая - на кн. Орбелиани, располагавшагося на р. Алазани при урочище Пейкоро. Обоим отрядам приказано в предстоящих действиях поддерживать друг друга. Небольсин, имея 26 оф. и 886 н. ч. с 5 ор., в половине окт. вступил в Шекинское ханство. Поддержкой ему служили: майор Просвиркин с 232 н. ч. и 2 ор. на Менгечаурской переправе и майор Токарев с 875 ч. в Елисаветполя Подходя к Н., в урочище Арватан Небольсин узнал, что больш-во жителей ханства ушло в горы, а сам Селим намерен защищаться и собрал 1.000 вооруж. людей. Разъезды его приближались к биваку Небольсина, но не решались вступать в перестрелку. Продолжая наступление от Арватана, Небольсин встретил сопротивление неприятеля при переправе через р. Ахри, где шекинцы укрепились в д. Кишлахи. Овладев укреплением, Небольсин принудил неприятеля к спешному отступлению, а 22 окт. в 2 вер. от Н. б. атакован со всех сторон толпой текинцев в 8 т. ч. Бой длился с 7 ч. у. до 7 ч. в. и закончился бегством неприятеля. Небольсин заночевал в 1 вер. от Н., а на другой день взял ее штурмом. Селим бежал в горы, потеряв до 500 ч. уб. У нас б. уб. 23 н. ч., ранено 4 оф. и 27 н. ч. (Н. Дубровин, История войны и владычества русских на Кавказе, т. V).

Ньюбери

НЬЮБЕРИ. См. Гражданская война в Англии.

Нью-Йорк

НЬЮ-ИОРК, укрепл. коммерч. порт и гл. воен. арсенал С. Шт. С. Ам., 2-й после Лондона порт мира по междунар. торговле, расположен на южн. оконеч-ти о-ва Манхаттан, при впадении в Атлант. океан рек Гудзон, Гарлем и Ист-ривер. Устья этих рек образуют Н-скую бухту, совершенно закрытую о-вами Лонг-Айленд и Стэтен-Айленд, между к-рыми пролив Нарроус, шир. ок. 2 вер. ведет на внеш. рейд, простирающийся на 80 вер. к ю. до мыса Санди-Хук. Основанный голл-цами в 1613 г. под именем Нов. Амстердама, город б. захвачен англ-ми в 1664 г. и от них получил нынешн. название. В 1673 г. голл-цы вернули город, но не м. удержать его: уже в след. году он снова перешел в обладание англ-н, сохранивших Н. в своей власти до 1783 г. В это время город имел не более 23 т. жит.; после войны за незав-сть С. Шт. Н. стал быстро расти и в 1820-х гг. имел уже до 150 т. жит., в 1870-х - до 1 милл., а в наст. время население города с Бруклином и др. окраинами достигает 4.766.883 ч. (1910 г.). Коммерч. гавань Н. находится в устьях Гудзона и Ист-ривера; бассейны, огражденные набережными и пристанями, расположены поперек течения этих рек. Обширнейшия портов. сооружения и плавуч. средства ускоряют нагрузку и выгрузку пароходов, прибывающих в Н. в колич-ве иногда неск. сот в день. Первоклассные судостроительные, машиностроительные и котельные заводы. Воен. адмиралтейство и арсенал находятся в Бруклине, богато оборудованы всеми портовыми средствами, сухими и плавучими доками. Число первых (вместе с частными - Морзе, Симпсон, Грент и др.) достигает неск. десятков; размеры наибольших 700×120×35 фт. В Н. сходится не менее 10 ж. д., неск. подводных телеграфных кабелей и множество пароходных линий. Оборот морск. торговли достиг в 1912 г. свыше 27 милл. тн. Подступы с моря к Н. укреплены рядом фортов и соврем. б-рей, вооруженных орудиями самых крупн. калибров (до 16 дм.) и в том числе динамитн. пушками. Перевооружаемыя в наст. время б-реи обстреливают все 3 входа в Н.: упомянутый выше Нарроус, Лонг-Айленд-Саунд и Ист-ривер (между материком и о-вом Стэтен-Айленд). В глав. проливе, Нарроус, на значит. глубине возводятся 2 нов. форта. Внутр. гавани обстреливаются б-реями на о-ве Гавернорс-Айленд.

Нью-Йорк

Ньюкастль

НЬЮКАСТЛЬ. 1) Первоклас. англ. комм. порт на берегу Нем. моря, в устье р. Тайн, второй в мире по колич-ву вывозимаго камен. угля (свыше 20 мил. тн. в г.). Также вывоз железа, свинца и металл. изделий. Знач-ный судостроит. центр, большия верфи, машиностроит. и механич. заводы, в том числе известн. сталелит. и оруд. завод Армстронга, судостроит. заводы Пальмерса, Ярроу, Хоуторн Лесли и др. Не менее 6 сух. доков (наибольшие 450×68×21, 438×66×21 и 400×75×24 фт.), 4 плавучих (наиб. 600×21×18 фт.) и 2 эллинга по 600 фт. дл. (Willinston slips). Срочные пароходн. рейсы в гл. порта Европы. 266.603 жит. (в 1911 г.). 2) Коммерч., порт на вост. берегу Австралии, в колонии Нов. Южн. Уэльс. 55.380 жит. (в 1911 г.). Огром. вывоз местн. угля. Укреплен неск. фортами и б-реями. Срочное каботаж. сообщение с портами Австралии и Полинезии. Хорошо оборудованная гавань с значительными портов. средствами. Механич. завод и ремонтныя мастерския. Два Мортонов. эллинга для судов до 1 т. тн.

Нью-Лондон

НЬЮ-ЛОНДОН, военный и коммерч. порт С. Шт. С. Ам. в штате Коннектикут, на сев. бер. прол. Лонг - Айленд - Саунд. Укреплен рядом б-рей, и мин. заграждениями; ближайшая от Нью-Иорка станция флота. Адмиралтейство с хорошими портовыми средствами, частн. машиностроительный завод, пароходныя мастерския и 2 Мортонов. эллинга. Значител. запасы казен. угля. Около 15 т. жит.

Ньюпорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ньюпорт-Ньюс

НЬЮПОРТ-НЬЮС (Newport-News), значит. торг. порт С.-Ам. С. Шт., в Атлантич. океане (штат Виргиния), на сев. бер. Гэмптонск. рейда (см. это), конечн. пункт ж. д. Охайо - Чезапик; отличн. гавань, доступная всяким судам и богато оборудованная портов. средствами. Крупн. торговля хлебом и хлопком (в 1908 г. порт посетило 608 судов с водоизм. 1.374.800 тн.); в 1910 г. ок. 29 т. ж. Здесь в 1892-95 гг. построен самый крупный в С. Штатах, образцово оборудованный судостроит. завод "Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company". Он состоит из 3 частей: судостроит-ная с 8 больш. стапелями (самыя крупныя воен. и коммерч. суда), доковый ремонтн. завод - самый крупн. в Нов. Свете (в Старом с ним м. конкурировать только Соутгэмптон и Девонпорт) и машиностр. завод с 2 обширн. бассейнами для достройки судов, оборудованными кранами (один на 150 тн.) и стрелами. Размеры доков: 860×105×33 и 639×96×25 фт.; 6 Мортонов. эллингов дл. до 650 фт. С 1896 по 1913 г. заводом построено 9 броненосцев и 5 броненосных крейсеров.

Ньюпортское сражение 8 октября 1652 г.

НЬЮПОРТСКОЕ СРАЖЕНИЕ 8 окт. 1652 г. (см. Англо-голландския войны). 2 окт. 1652 г. эскадрам голл. адм-лов Рюйтера и де-Витта (всего 64 к-бля) удалось соединиться между Дюнкирхеном и Ньюпортом. Главныя силы англ. флота (адм. Блэк, 68 к-блей), стоявшия в Доунсе из-за противнаго ветра, помешать этому соединению не могли. Гл-щий адм-л де-Витт стремился к генерал. сражению; но голл. к-бли б. снабжены и вооружены гораздо хуже англ-х, эскадра Рюйтера терпела нужду в продовол-вии, на судах было много больных, и сам де-Витт не пользовался популярностью во флоте (см. Витте): ком-ры не желали идти в бой под его нач-вом, и на воен. совете больш-во высказалось за возвращение в свои порта; но де-Витт настоял на своем. На разсвете 8 окт. англ. флот снялся с якоря и направился из Доунса на с. Ок. полудня прямо по курсу усмотрен б. шедший в бейдевинд лев. галса (ветер SW) голл. флот, к-рый, заметив прот-ка, лег в дрейф, при чем его головн. к-бли подошли вплотную к банке Кентиш-Нок. Для де-Витта, пренебрегшаго разведоч. службой, появление англ-н было полной неожид-стью (флот шел в 4 кильватерн. колоннах), и гл-щий д. б. свои инструкции разсылать по судам уже в виду непр-ля. Дав немного подтянуться отставшему ар-рду (адм. Бурн), Блэк начал спускаться на непр-ля, пытаясь пройти между головными его к-блями и отмелью. При этом маневре неск-ко англ. судов выскочили на банку. Ок. 4 ч. дня раздался 1-й выстрел. Голл. ав-рд (Рюйтер) и центр (де-Витт) сражались с необыч. отвагой, но перевес был на стороне англ-н; к веч. нек-рые из ком-ров голл. ар-рда умышленно уклонились от боя и стали уходить на SO. Темнота разъединила сражающихся. Утр. де-Витт, несмотря на протесты флаг-в и ком-ров, решил возобновить сражение; но сначала штиль, а затем противн. ветер обратили это сражение в незначит. стычку на дальн. разстоянии. 10 окт. де-Витт принужден б. начать отст-ние, и 13-го голл. флот достиг своих портов. Потери англ-н были незнач-ны, о потерях же гол-цев точн. сведений не имеется. Ком-ров, уклонившихся от боя, де-Витт хотел предать суду, но за них вступились политич. друзья (де-Витт был страстным прот-ком герц. Оранскаго), и самому адм-лу пришлось сдать команд-ние флотом Тромпу. - Сражение 12 июня 1653 г. (см. Англо-голл. войны). 4 июня голл. флот вышел в море; адм. Тромп поставил себе задачей отыскать и разбить глав. силы англичан; после недельн. крейсерства в Немецком море голл-цы 11 июня подошли к устью р. Темзы и стали на якорь к ю. от банки Галопер. Между тем, англ-не, стремившиеся к генеральн. сражению и получившие известие о появлении прот-ка, в тот же день перешли из Ярмута на ю. На разсвете 12 июня оба флота усмотрели друг друга; у Тромпа было в это время 98 к-блей и 6 брандеров, у англ-н (адм. Монк и Дин) 100 к-блей и 5 брандеров: противники для предстоящаго боя собрали все свои силы. Большим преимуществом англ-н были лучшия конструкция, снабжение и вооружение их судов. У гол-цев в 1-й раз руки не б. связаны необходимостью охранять караваны своих купцов. Усмотрев друг друга, прот-ки немедленно стали сближаться; Тромп лег в бейдевинд лев. галса, а англ-не стали спускаться на фордевинд (ветер NO). В 11 ч. у. Рюйтер (ав-рд голл. флота), выиграв ветер, обрушился на англ. ав-рд адм. Лаусона; эту атаку энергично поддержал и Тромп; но на помощь к своим атакованным к-блям успели подойти главн. силы англ. флота (адм. Дин в этой схватке б. уб.); в это время наступило маловетрие, и сражение приняло характер безпорядоч. свалки; на голл. к-блях начались пожары; ок. 3 ч. д. один из голл. к-блей стал тонуть, а через 2 ч. взлетел на воздух к-бль одного из младш. флагманов. Успех явно склонялся на сторону англ-н. Темнота разъединила сражающихся. Ночью к англ-м присоединился адм. Блэк с 18 к-блями, а на голл. судах обнаружился недостаток снарядов. Все это заставило Тромпа начать отст-ние. С разсветом англ-не возобновили атаку, но установившееся маловетрие превратило сражение в ряд нерешит. стычек и позволило главн. силам голл. флота отступить в свои порта. Сражение закончилось полн. поражением голл. флота, гл. обр. по причине небрежнаго снабжения и вооружения его к-блей. Англ-не захватили 11 призов, 6 голл. к-блей затонуло, 2 к-бля взорвались; 1.350 ч. попало в плен (число уб. и ран. неизвестно). Англ-не потеряли 126 уб. и 236 ран. Результатом этой победы были тесная блокада голл. портов и полный застой их торговли.

Ньюпортское сражение 8 октября 1652 г.

Ньюпортское сражение 8 октября 1652 г.

Нью-Фаундлэнд

НЬЮ-ФАУНДЛЭНД (франц. Terre-neuve), больш. о-в и англ. колония близ с.-вост. берега С. Америки, против зал. Св. Лаврентия, между 461/2-511/2°с. шир. и 521/2-591/2° з. долг. от Гринвича. О-в, открытый Дж. и Сев. Кабо, принадлежит Англии с 1583 г., но в XVI и XVII ст. его оспаривали фр-зы, поселившиеся в вост. части и особенно заинтересованные в праве рыбн. ловли по берегам Н. Это право б. сохранено за ними наравне с англ-ми и амер-цами, но весь о-в безраздельно уступлен Англии по Утрехтск. миру в 1713 г. Пов-сть его представляет возвыш. плоскогорье, изрезанное глубок. долинами, с част. озерами и болотами и редк. населением внутри о-ва. Сев. и вост. берега обрывисты и изрезаны заливами, западные отложе и ровнее. На о-ве свыше 1.000 вер. ж. д., между портами поддерживается правил. сообщение почтов. пароходами. Климат суровый, с частыми и густ. туманами по ю.-вост. берегу. Почва производит рожь, картофель, овес; из металлов найдены золото, серебро, олово, железо и медь; залежи кам. угля в вост. части о-ва; горы покрыты хвойн. породами; но главн. богатство Н. составляет рыба, в особ. изобилии держащаяся над Н-ми мелями, к ю.-в. от о-ва. Рыбные промыслы Н. считаются богатейшими в мире. Большая Н-ская мель тянется на протяжении ок. 700 миль, при шир. 100-200 м. и глубинах 20-80 сж.; к ю. от нея расположен ряд меньших мелей, достигающих Нов. Шотландии. Над всеми Н-ми мелями большую часть года держатся густые туманы, во время к-рых суда легко могут наскочить на горы плавающих льдов, попадающияся близ Н. даже в летние месяцы; вследствие этого главныя линии пароходн. сообщения между С. Америкой и Европой проходят знач-но южнее Н. Коренное, индейское население о-ва почти вымерло; белые - англ. и франц. происхождения - живут по южн. и вост. берегам Н. В состав колонии входят, кроме Н., о-в Антикости и вост. берег Лабрадора; площадь о-ва Н. ок. 100 т. кв. вер., население - 238.670 ч. (в 1911 г.). Во главе колонии стоят губ-р и законодат. собрание из 2 палат (верхняя - по назначению, нижняя - выборная). Значит. часть жителей - католики. Гл. город и порт Н. - Сент-Джонс, на вост. берегу полуо-ва Авалон, имеет хорошо защищенный, глубок. рейд и гавань, доступную всяким судам. Сильно укрепленный в XII-XVIII ст., когда он служил одною из баз англ. флота, порт этот в наст. время не имеет воен. значения и служит складочн. пунктом для мор. рыбных промыслов Н. В нем имеются все необходимыя портов. средства, 2 механич. и 1 котельн. заводы, сухой док 610×86×24 фт., плавучий - 135×49 ×12 фт. и постоянные значит. запасы кам. угля. К ю. от С.-Джонса, на мысе Рэс (Cape Race) стоит знаменит. маяк - первый или последний форпост Америки на путях в Европу, а на з. от него - зал. Троицы (Trinity bay), в к-ром выходят на берег главные транс-атлантич. телеграф. кабели. К ю. от Н. находятся франц. о-ва Микелон и Сен-Пьер, незнач-ные по площади (вместе ок. 210 кв. вер.) и населению, но с богатыми рыбн. промыслами и отличн. рейдом на о-ве С.-Пьер, соединенном телегр. кабелями с Брестом, Н. (Хартс-Контент), Сиднеем на о-ве Кап-Бретон и Бостоном. (Harvey, Newfoundland, England’s oldest colony, London, 1897; Mc. Grath, N. in 1911, Lond., 1911; Prowse, A history of N., London, 1897).

Ньючуанг

НЬЮЧУАНГ (Ньючванг, Ньючжуан), кит. коммерч. порт в Манчжурии, на лев. берегу р. Ляо-хе, в неск. верстах от ея впадения в Печилийск. зал. Навигация прерывается на 2-3 зимн. мес. Каботажное парох. сообщение с др. портами Китая. Гавань доступна небол. судам, портов. оборуд-ние недостаточно. Запасы угля ок. 1.000 тн. 61 т. жит. (в 1911 г.). Нередко Н. смешивают с приморск. городом Инкоу (см. это), к-рый в отличие называют Новым Н-м. Н. находится на больш. дороге, идущей от Инкоу и около д. Шахечжень выходящей на Мандаринск. дорогу, прорезывающую всю Манчжурию с с. на ю. и соединяющую Мукден с П.-Артуром. Т. обр., Н. лежит на глав. пути из Манчжурии в Средин. Китай. По этому пути шли с незапамятн. времен все монгольск. завоеватели; шел по нем в Пекин с 40-тыс. ордой и Нурачи, последний великий сев. завоеватель; шли и англ-не в 1861 г. В 1900 г., во время боксерок. возстания, когда южно-манчжурск. отряд г.-м. Суботича, предназначенный для действий против Мукдена, сосредоточился у г. Хайчена, разведками б. выяснено, что на лев. фл. нашей операцион. линии, в Н., находится кит. отряд полк. Жуй-лу. Суботич решил прежде, чем начать движение к Мукдену, покончить с этим отрядом. Эта операция б. возложена на г.-м. Флейшера, нач-ка 1-ой В.-Сиб. стрелк. бр-ды. В его распоряжение б. назн. отряд в составе 6 б-нов, 13/4 сот., 8 пеш. и 2 кон. орудий и полуроты сапер. 10 снт. в 2 ч. д. Флейшер выступил и с наст-нием темноты стал на ночлег у д. Сытайцзы. До Н. оставалось 10 вер. Несмотря на строгия меры охранения, китайцы, очевидно, знали о нашем наст-нии, т. к. всю ночь жители соседн. деревень подавали сигнал. огни. На след. день, в 5 ч. у. Флейшер продолжал свое движение. Через 2 ч. начался бой, к-рый, благодаря посевам гаоляна, велся на близк. разстояниях; арт-рия, по той же причине, не приняла участия, кроме 2 казач. орудий сотника Никонова, обстрелявшаго кит. окопы у д. Сытайцзы с дис-ции 70 сж. Бой продолжался 8 ч. и в 4 ч. д., пройдя Н., отряд стал на ночлег у д. Цыфантунь. Китайцы бежали по напр-нию к д. Шахечжень. Наши потери: уб. 2 н. ч,; ран. 2 оф. и 10 н. ч. В рус.-яп. войну 1904-05 гг., во время набега нашей кон-цы на Инкоу, у Н. произошло небольш. столк-ние (см. Инкоу). (Орлов, От Хайчена до Мукдена, "Воен. Сб." 1904 г., №№ 6 и 7).

Нэпир

НЭПИР (Napier), англ. коммерч. порт на вост. берегу сев. о-ва Нов. Зеландии, в заливе Хаукиса. Центр торговли скотом. Ж.-д. и срочное каботажное сообщение с другими портами острова. Гавань доступна всяким судам. Мортон. эллинг для небольших судов. Местный каменный уголь. Население ок. 11 т.

Нэпир, Чарльз, Карлос да Понза, граф С.-Винцент

НЭПИР, Чарльз (Sir Charles Napier), Карлос да Понза, гр. С.-Винцент, адмирал англ. и португ. флота (1786-1860). Окончив высшее Эдинбургск. уч-ще, поступил волонтером во флот и сейчас же получил боев. крещение, участвуя в 1800 г. в февральской эксп-ции Дж. Варрена, затем во взятии франц. 80-пуш. к-бля Marengo и фр-та Belle-Poule. Во время крейсерства в В.-Индии в 1807 г., командуя бриг. Pultusk, участвовал в вырезке исп. купеч. к-бля, стоявшаго под защитой б-рей у о-ва Порто-Рико. В 1808 г., командуя 18-пуш. бригом Recruit, ран. в упорн. бою с 22-пуш. франц. корветом Diligente, к-рый он заставил обратиться в бегство. В 1809 г. на о-ве Мартиника Н. съехал на берег с 5 подчиненными и среди бела дня поднял англ. гюйс на б-рее Эдвард в 309 фт. от франц. форта Бурбон. В том же году, после более 2 суток погони за 3 франц. к-блями, взял 74-пуш. к-бль d’Haupoult. Гл-щий, адм. Кохрэн, назначил его ком-ром этого приза. В 1810 г. Н., уволенный со службы за неосторожн. речь к избирателям своего округа, отправился в Португалию, вступил в ряды англ. армии и здесь б. вторично ран. в делах с фр-зами. В след. году Н. б. возвращен во флот, получил в команд-ние 32-пуш. фрег. Thames и отличился в ряде боев с фр-зами на итал. воен. театре, захватив до 40 мелк. судов и неск. б-рей. В 1812 г., продолжая свои набеги на итал. порта и о-ва, Н. взял франц. шебеку La Fortune, до 20 купеч. судов и заставил выброситься на берег франц. фрег. Baleine. Посланный в отряде кап. Кинга в воды Сев. Америки, Н. особенно отличился в операциях против Балтиморы, где снова б. ран. В 1815 г., по возвращении в Англию, фр-т его б. сдан к порту, и Н., награжденный орд. Бани, до 1829 г. жил во Франции, где м. проч. занимался орг-зацией пароходства по р. Сене. Вернувшись в строй в 1829 г., Н. снова командовал судами, но в 1833 г. оставил англ. службу и перешел с чином в.-адм. в португ. флот; за одержанную у мыса С.-Винцент решит. победу над сильнейш. флотом дона Мигуэля Н. получил титул гр. С.-Винцент и прибавку к фамилии "да-Понза". Вернувшись на англ. службу в 1839 г. и командуя соедин-м англо-австро-турецким отрядом, Н. в окт. 1840 г. разбил египетск. отряд, занимавший, под ком. Ибрагима-паши, сильн. позицию в горах близ Бейрута и взял в плен около 5 т. ч. После падения Акры (см. это) Н. принял в Александрии нач-во над союзн. эс-дрой и заключил с Магометом-Али конвенцию о мире, за к-рую награжден высш. знаками воен. отличия - англ. орд. Бани, рус. св. Георгия, австр. Марии-Терезии и прус. Красн. Орла. По возвращении в Англию назн. мор. ад-том при королеве и в 1846 г. произв. в к.-адм. С началом Вост. войны произв. в в.-адм. и назн. ком-щим англ. флотом в Балт. море. Но здесь боев. удача покинула Н.: не имея достат. средств для решит. действий, Н. за невзятие Свеаборга подвергся порицанию адмир-ства и б. отозван с эскадры. Из литер. трудов Н. необходимо отметить: "Замечания о конструкции и кач-вах фр-тов Вернон и Кастор и о корабельн. архитектуре вообще"; "Замечания о состоянии флота"; "Описание войны в Португалии между Дон-Педро и Дон-Мигуэлем"; "Описание войны в Сирии"; "История Балтийской кампании 1854 г.". (Napier, Life and correspondence of admiral Sir Charles Napier, London, 1862).

Нэпир, Чарльз, Карлос да Понза, граф С.-Винцент

Ню-Карлебю

НЮ-КАРЛЕБЮ, город в Финляндии, на бер. Ботнич. залива. Ариергардное дело 10 июня 1808 г. (в рус.-шведск. войну 1808-09 гг.). К нач. весен. кампании 1808 г. ген. Раевский б. выдвинут с 5-ой пех. д-зией далеко на с. и расчитывал легко удержаться против шведской армии Клингспора на позиции у Гамле-Карлебю (карта в т. I, стр. 26). На деле это оказалось трудным, п. ч. хотя шведы и бездействовали, но население энергично вело партизанск. действия. С целью сокращения коммуникац. линии, Раевский считал необходимым отступить на ю. к Вазе и в ночь на 2 июня незаметно для шведов перешел в Лильпоро, в 18 вер. от Вазы, оставив ар-рд ген. Янковича (1.300 ч., 7 ор.). 10 июня определилось движение шведов против Янковича. Наш ав-рд, приготовившись к обороне, расположился по окраине Н.-К. и по обе стороны переправы через речку, выделив б-н для прикрытия прав. фл. Между тем, шведы решили, демонстрируя с фронта, обходить оба фланга позиции Янковича, особенно, правый, чтобы отрезать его от пути отст-ния. Эта послед. задача возлагалась на бр-ду ф.-Дебельна, к-рому предписывалось выступить в полночь и, следуя по лесной, трудно проходимой тропинке, выйти прямо к городу, где захватить мост в тылу наших передов. частей. Об успехе предприятия д. б. возвестить звон церковн. колокола, после чего начнется общая атака. Для развлечения же войск Янковича особый отряд Лангеншильда неск. ранее д. б. переправиться на лодках в устье реки и атаковать лев. фланг Янковича. В 4 ч. у. колонна главных сил столкнулась с нашими сторожевыми частями, значительно севернее реки. Прождав напрасно полчаса в ожидании условленнаго звона, шведы стали теснить наше сторожевое охранение, к-рое отступило, но в лесу зарвавшиеся шведы наткнулись на засаду и понесли большия потери, особенно от огня батареи, хорошо скрытой на берегу реки. Но вскоре подъехала шведск. б-рея, принудившая нашу артиллерию сняться с позиции. Одновременно на зап. окраине Н.-К. Пермск. и. вступил в жарк. бой с отр. Лангельшильда, ворвавшагося в гор. В виду превосх-ва неприят. сил Янкович решил отходить, перевел все войска за реку и зажег мост. Только тогда появилась голова колонны Дебельна, задержанная дурной дорогой. Занесенный им удар не удался, наши успели его избежать. Б-н же, выделенный на прав. фланге, сдерживая противника, обезпечил отступление войск Янковича. (Литература в ст. Русско-шведския войны).

Нюрнберг

НЮРНБЕРГ (Nürnberg), гор. в Баварии, 333.142 жит. (1910 г.); ныне в нем расположен штаб III Баварск. к-са. Долго был имперск. городом. Во время 30-лет. войны, в 1632 г. Н. был сборным пунктом шведск. войск Густава-Адольфа, шедшаго на помощь саксонск. курфюрсту. Валленштейн, пытаясь соединиться с Максимилианом Баварским, тоже подошел к Н. и 16 июня укрепился в лагере на Фюрте, не вступая в сражение. Густав-Адольф решил выбить его оттуда и 24 авг. произошел т. наз. Бургстальский бой (или бой при Альте-Фесте) - см. это.

Предыдущая страница Следующая страница