Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "К" (часть 16, "КЕС"-"КИМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 16, "КЕС"-"КИМ")

Кессон

КЕССОН, водонепроницаемый закрытый ящик, употребляемый для подвод. работ. К. применялись в 1904 г. в П.-Артуре для заделки судов. подвод. пробоин небол. размера. Так, на броненосце Ретвизан для починки пробоины, размер. 5×4 фт. б. сделан К., представлявший собою прочный дерев. ящик, размерами 8×8 фт. и глуб. ок. 3 фт., обшитый с краев парусин. подушкою, набитой мочалой. К К. б. пристроплены подкильные концы, к-рыми его подвели, как обыкнов. пластырь, к пробоине и выкачали воду из поврежденнаго судов. отделения; давлением забортной воды К. прижало плотно к борту, а когда отд-ние опорожнилось, получился доступ к пробоине изнутри судна. В К. заблаговр-но б. положен жел. лист с вырубленной в нем горловиной и прикрепленными обухами (см. фиг. 1); по получении доступа к пробоине лист этот подтянули внутрь помощью концов, взятых за обухи в листе. Затем рабочие пошли через горловину в К., обсверлили лист кругом, прикрепили его болтами, подложив резину под кромку, а по окончании этой работы, закрыли изнутри горловину крышкой. Важную роль сыграли в П.-Артуре незаменимые, при отсутствии дока, К. другого рода, - открытые сверху, к-рые правильнее следовало бы называть понтонами. Помощью К. этого рода б. заделаны громад. мин. пробоины на бр-цах Цесаревич (в 200 кв. фт.), Ретвизан (160 кв. фт.), Победа (123 кв. фт.) и Севастополь (две пробоины - 114 и 96 кв. фт., не считая кругом больших вмятин корпуса). Эти послед. К. (фиг. 2) представляли собой сколоченный из толст. дерев. брусьев ящик с дном и тремя стенками, напоминающий половину плавуч. дока. Задняя стенка делалась плоской, длина ея неск. превосходила длину поврежденнаго места судна (на Победе - 45 фт.), а высота расчитывалась так, чтобы К. дном своим опускался на неск. фут ниже поврежден. места и при этом над водою оставалось 10-15 фт. Бок. стенки К. имели кривизну согласно обводам шпангоутов к-бля в соответств. месте; по краям оне, как и нижний порог К., б. снабжены парусин. подушкой в виде колбасы, диаметром ок. 11/2 фт., плотно набитой резаной и битой мочалой, а за недостатком последней - паклей или древесн. укупорочной стружкой. К. подкреплялись внутри связями и раскосами против давления воды, хорошо проконопачивались и снабжались обухами для подъем. и подкильных концов; с помощью последних К. устанавливался к борту к-бля и закреплялся. В то же время К. притягивали к борту талями и постепенно загружали балластом. Когда по указанию водолазов К. оказывался на месте, закрепляли все концы и откачивали воду из поврежденнаго отд-ния и К.; при этом судно само собою перекренивалось на противоположный пробоине борт. По мере осушения К., устанавливались прочныя распорки с клиньями между его заднею стенкою и к-сом к-бля. Когда К. б. осушен и оконч-но закреплен, в него спускали сверху людей, как в сух. док, и они производили ремонт подвод. части судна, конечно, принимая все предосторож-ти, чтобы не потревожить К. Отд-ние К. от борта по окончании ремонта производилось с помощью плавуч. крана, наполнив К. предвар-но водой до ватерлинии. (Кутейников, Из боев. опыта кораб. инж-ра под П.-Артуром, 1905).

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Кефалония

КЕФАЛОНИЯ, наибольший из Ионич. о-вов; ок. 70 т. жит.; гл. город Аргостоли; в политич. отношении разделял судьбу прочих Ионич. о-вов и с 1863 г. принадлежит Греции. В окт. 1798 г. о-в б. взят у фр-зов десантом в 180 ч. с отряда из 4 рус. и 1 тур. судов, под ком. кап. 2 р. Поскочина, отправленного адм. Ушаковым; франц. г-зон, 11 оф. и 197 н. ч., б. выбить из кр-сти и б-рей и взят в плен; нам досталось также 56 пуш. За время упр-ния Ушаковым Ионич. о-вами на К. вспыхнули внутр. безпорядки из-за борьбы враждовавших между собою партий; адм-л, написав кефалонийцам, что в случае продолжения безпорядков он отправить зачинщиков в такия места, "откуда и ворон костей ваших не занесет", немедленно прекратил смуту. При уходе в 1800 г. рус. флота с Ионич. о-вов в Черн. море кефалонийцы, в знак признат-сти за заботы об упр-нии о-вом, поднесли Ушакову большую зол. медаль с изображениями адм-ла (надпись вокруг: "Доблестный благочестивый Федор Ушаков, гл-щий рус. флотом"), кр-сти Корфу и о-вка Видо, между к-рыми стоять 2 франц., а перед Видо - 6 рус. к-блей (надпись: "Всех Ионич. о-вов спасителю Кефалония").

Кефалония

Киао-Чао

КИАО-ЧАО, герм. колония в Китае, на южн. бер. полуо-ва Шантунг; заключает в себе весь внутр. бассейн бухты К.-Ч. и часть тер-рии на вост. ея берегу (всего ок. 552 кв. клм.); кроме того, сфера герм. влияния распространяется на тер-рию радиусом ок. 50 клм. Климат К.-Ч. зимою сухой и холодный, летом влажный и жаркий (сред. t −11° Ц. зимой и +32° лет.), считается в общем здоровым и благоприятным для европейцев. Рейд К.-Ч. открыт для навигации кругл. год, и лед появляется только в глубине зал. В Германии с 80-х гг. XIX ст. поднимался вопрос о необходимости нем. базы в кит. водах. Кроме К.-Ч. намечены б. герм. прав-ством Амой, зал. Самсах, бухта Мирс и о-ва Шузан. В 1897 г. для решения вопроса б. послана экс-ция, к-рая остановилась на К.-Ч., где еще в.-король Лихун-Чанг предполагал построить первокласс. воен. порт для кит. флота, и уже начаты б. работы по укр-нию К.-Ч., прекратившияся с началом яп.-кит. войны. Герм. прав-ство сочло возможным соверш-но игнорировать слухи, что по секрет. рус.-кит. трактату 1895 г. К.-Ч. передавался в аренду на 15 л. России для обезпечения входа в Печилийский зал., а внимание России б. отвлечено занятием П.-Артура. Поводом к занятию К.-Ч. послужило убийство 2 герм. миссионеров в Уен-Чу; Германия немедленно послала в К.-Ч. эскадру, под нач. к.-адм. Дидерихса, и Цин-Тао б. очищен китайцами без всякаго сопротивления. Вскоре после этого в Печил. водах появилась герм. эс-дра, под нач. пр. Генриха Прусскаго, и в мрт. 1898 г. подписан б. Китаем договор, уступавший Германии К.-Ч. в аренду на 99 л. и предоставлявший ей право эксплоатации каменноуг. копей и ж. дорог провинции Шантунг. Несомненно, эта аренда была только предлогом для распространения герм. госп-ва на Шантунг. полуо-ве и в Китае вообще. В то же время владение К.-Ч. обезпечивало Германии возм-сть получить свою долю в случае дальнейш. дележа Кит. империи. Значение К.-Ч. одинаково важно в экономич. отношении для распространения герм. торговли на Дальн. Востоке и в.-политическом - как база герм. флота, у входа в Печил. зал. К.-Ч. - единственная из герм. колоний, не подчиненная мин-ству иностр. дел, а находится в ведении мор. мин-ра. Орг-зация колонии носить чисто воен. характер; губ-ром назначается мор. шт.-оф-р или адм-л, к-рому подчинены все воен. и гражд. власти колонии. Почти все должности заняты лицами мор. вед-ва. Колония разделена на два округа: Цин-Тао и Ли-Тзун. Администрат. центр - Цин-Тао. Нач-к эс-дры в К.-Ч. - единственное лицо в колонии, не безусловно подчиненное губ-ру; в случае войны, высшее нач-во принимает старший из них. Г-зон составляют ок. 2 т. ч. мор. пехоты. Главн. богатство колонии заключается в залежах кам. угля и железа на кит. тер-рии. Через К.-Ч. идет крупная торговля с внутр. областями Китая, значительно превышающая собствен. торговлю колонии. В 1909 г. импорт К.-Ч. составлял ок. 65,5 милл., а экспорт ок. 54,7 милл. мар. Правильное сообщение Цин-Тао с метрополией поддерживается пароходами Hamburg-Amerika-Linie и Norddeutscher Lloyd. Цин-Тао связан ж. д. с общеимпер. кит. сетью. Нем. телеграф. подвод. кабель соединяет Цин-Тао с Чифу и с группой Каролинских о-вов (о. Яп) через Шанхай. Порт Цин-Тао хорошо оборудован; арсенал, судостроит. и механич. мастерския для ремонта судов, плавучий док (410×98×36 фт.). Население К.-Ч. составляет ок. 4 т. европейцев (включая г-зон) и ок. 169 т. к-цев. Во время рус.-яп. войны в К.-Ч. пришли после боя 28 июля брон. Цесаревич и мин-цы Безшумный, Безстрашный и Безпощадный, а после падения П.-Артура, в ночь на 20 дкб. - мин-ц Властный; все эти суда, разоружившись, оставались в К.-Ч. до окончания войны и б. отремонтированы в мастерских порта. (Frauzmis, Kiaotschau, Deutschlands Erwerbung in Ostasien; Chéradame, La colonisation et les colonies allemandes).

Киари

КИАРИ. См. Испанская наследственная война.

Киберон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кивер

КИВЕР. См. Головные уборы.

Ки-Вест

КИ-ВЕСТ (Key-West), небол. песчаный о-в в Мексикан. зал., против южн. оконеч-ти полуо-ва Флориды, с городом (в 1906 г. 21.200 жит.) и портом (24° 40′ с. ш. и 82° з. д.); второстепенная база флота Соед. Шт.; значит. склады угля (ок. 15 т. тн.), нефти и газолина; 2 мощныя радио-станции. Через К.-В. проходит 4 подводных кабеля из Пунта-Роза на Гаванну. Порт и гавань оборудованы слабо, но дают надежное убежище для судов с углублением до 27 фт.; доков нет. Во время испано-американской войны 1898 г. К.-В. служил базой мониторной эскадре и, затем, местом посадки на суда десант. экс-ции в Сант-Яго (см. Испано-американская война). Гавань защищена фортом Тэйлор, построенным в 1846 г. и перевороуженным заново после исп.-американской войны.

Кившенко, Алексей Данилович

КИВШЕНКО, Алексей Данилович (1851-95), художник-баталист. Ученик историч. живописца Гуна, он не б. подготовлен спец-но к батал. живописи, но еще в ак-мии выбрал самост-но темой для своей изв. картины военный совет в Филях. Живой, разнообразный художник, он с успехом работал по жанру, охоте и пейжзау. После войны 1877 г. К. объехал Закавказье, потом Болгарию и стал баталистом; не видав наст. боя, он сумел все же просто и правдиво его передать. Гл. обр., им изображены воен. события на Кавказ. театре: "Штурм Ардагана", "Штурм Горгохотанских высот", "Зевинский бой", "Поражение при Деве-Бойну", "Преслед-ние турок к Карсу"; особенно удачно схватил К. характер соврем. "невидимаго" боя в картине "Поражение Мухтара на Аладжин. высотах". Из воен. событий на Дунайск. театре им изображены: "Третий день боя на Шипке", "Последний Шипкин. бой", "Горный Дубняк". Недолгое время перед смертью К. руководил батал. классами Имп. ак-мии художеств.

Киев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киевский, 5-й гренадерский, полк (генерал-фельдмаршала князя Николая Репнина, ныне наследника цесаревича)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киевский, 9-й гусарский, полк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киевский арсенал

КИЕВСКИЙ АРСЕНАЛ, в г. Киеве, на Печерске, площ. ок. 5 дес. Основан в 1764 г: и до 1854 г. находился в Лыбедской части, где были слесар., дерев. и кузнеч. мастерския. В 1854 г., с переводом арс-ла в теперешния помещения (казематы упраздненнаго форта), установлены б. 2 паров. машины в 60 сил и большие токар. станки и начался постепенный рост арс-ла. В наст. время К. арс-л составляют след. мастерския: 1) Кузнечная - с паров. молотами в 3, 2, 3/4, 1/4 тн. и двумя по 1/2-тн., гидравич. прессом в 500 тн., неск. ножн. молотами Оливера, гидравлич. ножницами для железа сечением до 4 дм. в квадра-те, кузнеч. горнами с вент-ром Рута в 30 сил, отжигател. печью и одним болторезным стан-ком; кузнеч. мастерской принадлежит отделение для ошиновки колес и дерев. ступиц и для клепки крупн. частей; в кузнеч. мастерской изготовляются вчерне все жел. и стал. поковки и нек-рыя вполне готовыя (кольца, болты, шины, тяги и пр.). При кузнице имеет-ся, паров. отд-ние с 4-мя котлами Шухова для паров. молотов и водян. насосов гидравлич. пресса. 2) Слесарная - с многими механич. станками для изготовления предметов из поковок или стал. и жел. материалов толщ. более 1/8 дм.; в ней производится окончательн. отделка и сборка готов. частей лафетов и проч. метал. изделий, а также исправление их; инструментал. отд-ние с 2-мя печами для закалки и отпуска стал. изделий. 3) Сборочная - соединяет в себе бывшую клепальную, малярную и сборочную; в ней изготовляются: коробки заряд. ящиков и передков, снаряд. лотки и проч. метал. изделия толщ. не более 1/8 дм., оконч-но собираются и окрашиваются части арт. повозок, лотков и пр.; исправляются и вновь окрашиваются присланныя на переделку; имеются 2 кузнеч. горна и печь для отжига, отковки и закалки инстр-тов. 4) Деревянная - соединяет столярную и шорную мастерския; изготовляет и собирает все дерев. части: повозки, дерев. ящики, колеса, косяки для колес, интенд. повозки и кожан. изделия; для сушки лесн. материалов имеются 4 сушила с воз-душ. отоплением и вентиляторами. 5) Механическая - ведает всеми двигателями, станками и механизмами, имеющимися в мастерских арс-ла; изготовляет медн. части лафетов и повозок, а также медн. и чугун. части станков и мех-змов для ремонта станков; при мастерской литейная с вагранкой для выплавки чугуна до 50 т. пд. и двумя горнами для медн. плавки в 2 графит. тиглях емкостью по 6 пд. Все станки и мех-змы приводятся в движение электричеством от 2 динамомашин с 2 нефт. двиг-лями Дизеля но 150 сил каждый; кроме того, имеются: пар. машины в 130 с. для электрич. генератора в 80 киловатт и запас. пар. машина в 19 с; пар. котлы для них: Шмидта с пов-стью нагрева в 50 кв. мтр. и Шухова - в 150 кв. мтр., с максимал. давлением 10 атм. Водопровод в.-инж. ведомства из р. Днепра. При арс-ле имеются чертежная и механич. и химич. лаборатории. К. арс-л выпускает ежегодно изделий на сумму ок. 1 милл. 200 тыс. р., не считая накладн. расходов. Число рабочих - свыше 600 ч.; вольнонаемн. труд введен с 1868 г. Заготовка материалов, а также штаты администрации такие же, как и в Брянском арсенале.

Киевский военный округ

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, учрежден в 1862 г., из Киев., Волын. и Подольск. губ.; в 1888 г., после упразднения Харьков. воен. округа, к нему присоединены Полтав., Курск., Харьк. и Черниг. губ., а в 1910 г. произведены нек-рыя изменения по уездам (точный состав округа по уездам см. Военные округа). Простр-во округа составляет 6.018 кв. миль с населением 23,2 милл., или 3.855 жит. на 1 кв. милю. К. в. окр. Днепром делится на 2 почти равныя части. Зап. половина, находясь к ю. от Полесья и занимая даже южн. его полосу, обнимает большую часть Ю.-Зап. театра и непосред-но прилегает к австр. гр-це и к Передов. театру (см. это); на тер-рии ея с первых же дней объявления войны возможны воен. действия, а потому эта половина является в воен. отношении важнейшей частью округа (более подробное выяснение значения см. Юго-Западный театр1). Вост. половина (Черниг., Полтав., Курск. и Харьк. губ.), на тер-рии к-рой воен. действия маловероятны, является, вместе с Заднепровскими губ-ми дру-гих округов, богатейш. базой не только для запад. части округа, но и для запад. погранич. полосы. Вся тер-рия округа вообще богата местн. средствами и продуктами обработки сырых материалов, только топлива не всегда будет достаточно в южн. частях запад. половины. Населенные пункты редки (по 1 на 17 кв. вер.), но большие (по 125 двор. в сред.) просторны и опрятно содержимы; условия раскварт-ния в воен. время вполне благоприятны. Племенной и религиоз. состав населения, за небол. исключением (поляки в зап. части округа и немцы-колонисты близ гр-ц Полесья), благоприятен. Климат умеренный и вне частей Полесья - здоровый. Искусств. путями округ не богат, уступая в этом отношении Варшав. и Вилен. воен. округам. Шоссе только одно: Киев - Житомир - Ровно - Брест, связывающее его с Передов. театром, а потому и весьма важное в воен. отношении; от этого шоссе в районе Ровно - Луцк отходит неск. коротк. веток к гр-це. Ж. дороги в запад. части имеют преобладающее напр-ние с ю.-в. на с.-з. и все выходят на 2-кол. линию Киев - Казатин - Здолбуново - Ковель, к-рая, разветвляясь, входит в связь с дорогами Передов. театра. Эта линия вместе с линией Киев - Сарны - Ковель, идущей по югу Полесья, и являются наиб. важными в воен. отношении путями округа; отсюда вытекает и важность киев. ж.-д. узла с мостовой переправой на Днепре; затем следуют узлы: Черкассы (строющийся мост) и Кременчуг с мостами; Казатин - централ. узел; Жмеринка - централ. узел с выходом у Волочиска в Австрию; Здолбуново с выходом у Радзивилова в Австрию на Львов; Ровно - важнейший стратегич. узел, дебуше с Полесск. ж. д., связь с Сев.-Западными через Лунинец и с Передов. театром через лунинец - Брест или Сарны - Ковель - Брест, или прямо через Ковель - Брест. Грунт. дороги, за исключ. Полесья, вполне удобны для движения войск в течение большей части года. В округе расквартированы IX, X, XI, XII и XXI арм. к-са, в состав к-рых входят 10 пех. и 5 кав. д-зий, 6 мортир. и тяж. арт. д-зиона, 5 сап. и 2 понт. б-на, 1 искр. и 2 воздухопл. роты, 2 обоз. б-на и 1 осад. парк, - всего 170 б-нов, 120 эск. и сот., 684 ор. (Богданович, Истор. оч. деят-сти воен. упр-ния в России 1855-80 гг.; С. В. П. 1869 г., кн. II, изд. 1908 г.; Столетие воен. мин-ства, истор. оч. развития воен. упр-ния в России, т. I, 1902; Высоч. пр. 29 авг. 1910 г.).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Киевский военный округ

Киевское военное училище

КИЕВСКОЕ ВОЕН. УЧИЛИЩЕ. 1 окт. 1865 г. в г. Киеве б. открыто пех. юнк. уч-ще для войсков. юнкеров и вольноопр-щихся с недостаточ. образованием. Уч-ще заняло помещения в части оборонит. казармы под лит. Е., в здании, к-рое б. раньше занято уч-щем воен. вед-ва. 9 июля 1897 г. уч-ще б. переименовано в К. воен. уч-ще. С 1897 г. б. разрешено принимать в уч-ще не только вольноопр-щихся из полков, но также и молод. людей со стороны, с зачислением тех и других на службу непосред-но в уч-ще, подобно тому, как это установлено для воен. уч-щ, прекратив в то же время прием кадета, пользующихся правом непосред-наго, по окончании курса в к-се, поступления в одно из воен. уч-щ. Одновр-но уч-ще б. подчинено непосред-но Гл. Нач-ку в.-учебн. зав-ний, с изъятием из ведения гл. штаба. В уч-ще в наст. время 4 роты и 400 юнк. По штату положены 1 батал. ком-р, 4 ротн. ком-ра и 10 младш. оф-ров (в том числе адъютант). Знамя было Высочайше пожаловано 6 мая 1896 г. Училищный праздник - 1 окт. (Пр. по в. в. 1897 г. № 200, 1900 г. № 137, 1901 г. № 215, 1905 г. №№ 242 и 433).

Кизик

КИЗИК, древний город на перешейке полуострова Арктонисса, в Пропонтиде (Мраморное море). После своего двукратнаго пораже-ния в Геллеспонте (см. Киноссема и Пелопонесская война), пелопонес. флот, под начальством Миндара, получив подкрепления, ушел в марте 410 г. до Р. Х. из Абидоса в Пропонтиду и с помощью персов овладел К. Узнав об этом, Алкивиад, командовавший афин. мор. силами в сев. части Архипелага, поспешил собрать отряды, разошедшиеся по островам для сбора денег с союзников, и с 86 триремами направился к К. Т. к. противник, заняв позицию вблизи от берега, м. получать подкрепления от перс. войск, находившихся в К., то Алкивиад решил увлечь Миндара в море хитростью. Он показался в виду К. только с третью флота, оставив две трети под нач-вом Тразибула и Терамена в открытом море. Увидев немногочисленнаго прот-ка, Миндар погнался за ним, и Алкивиаду удалось отвлечь его далеко в море. Между тем, показавшиеся Тразибул и Терамен, форсируя гребцов, обошли пелопонесцев и расположились между ними и берегом. В упорном бою Миндар б. разбить на-голову; все его суда б. потоплены или взяты. Немедленно после этого Алкивиад высадился на берег, разбил персов и овладел К. (Литература в ст. Киноссема).

Кизикермень

КИЗИКЕРМЕНЬ, небол. тур. кр-сть, взятая рус. войсками при Петре Вел. после осады в 1695 г., лежала на прав. бер. нижн. Днепра (севернее нынешняго Бериславля), на возвышении, с крут. обрывом к реке. К. б. окружен двойной оградой из камен. стены с башнями; на нижн. уступе, у самой реки, находился больш. блокгауз с орудиями для обстрел-ния нижн. уступов бер. и реки, а также для поддержки двух близлежащих тур. кр-стей Аслан-Кирменя и на о-ве Тамани. Все эти 3 укрепл. пункта имели назначением препятствовать плаванию русских в низовьях Днепра. Осада 1695 г. Одновр-но с 1-м Азов. походом 100-тыс. армия, под нач. боярина Бориса Петровича Шереметева, перешла Днепр и, соединившись с полками гетм. Мазепы, двинулась к К., куда и прибыла 24 июня 1695 г. Г-зон кр-сти в числе 6.700 ч., произвел вылазку, но б. отброшен в кр-сть с значит. уроном. 25 июля осаждающий приступил к осад. работам. Когда подступы приблизились к кр-сти, из ближайш. пар-ли повели мин. галлерею под 8-уг. башню, стоявшую со стороны Очакова у больш. рва. На 34-й день осады мин. г-рея б. закончена и заряжена, к-данту б. предложено сдаться, но он отказался. 30 июля б. произведен взрыв, вслед за к-рым последовал приступ и после 3-час. упорн. боя г-зон отступил в сред. город. Затем осаждающий направил сильн. навес. огонь на сред. город. 31 июля кр-сть сдалась. Перед кампанией 1736 г. против Турции произведены б. большия полев. оборонит. работы у исходн. пунктов наших наступат. действий против Крыма, в том числе и у К. 7 мая рус. армия под предвод-ством фельдм. гр. Миниха, назначенная для вторжения в Крым, достигла К., где для помещения складов жизн. припасов б. устроен против самой кр-стцы новый опорн. пункт, в к-ром впоследствии помещался госпиталь. Этот пункт вместе с тем б. назн. сборным для армии, по выступлении из к-раго она д. б. при дальнейш. движении удаляться от берегов Днепра. Поэтому занятая ею здесь временно позиция б. усилена с фронта 6 редутами, а в тылу ея, на бер. Днепра, б. помещены 3 сомкнут. окопа. У К. произошла первая встреча рус. войск с крымскими татарами. Вслед за тем рус. ар-мия двинулась дальше на юг. Овладев большею частью Крыма, гр. Миних в начале авг. оставил Крым и отошел в пределы Империи. Вероятно, при этом укр-ния при К. б. разрушены, т. к. в камп. 1737 г., при нов. движении гр. Миниха в Крым, их пришлось возобновлять. С этого времени К. оконч-но переходит к русским. В 1739 г. на остр. Тамани, против К., б. построены новыя землян. укр-ния. (Ф. Ласковский, Материалы для истории инж. иск-ва в России, ч. II и III, Спб., 1861-65).

Кизильская крепость

КИЗИЛЬСКАЯ КРЕПОСТЬ, служила опорн. пунктом бывш. Оренбург. погранич. линии; б. построена в 1743 г. на прав. бер. Урала в 428 вер. от Оренбурга. Ограда ея состояла из дерев. бревенч. заплота, а местами из палисада. Вооружение: 1 мед. и 11 чуг. пушек; г-зон - 2 роты драгун и 1 р. пехоты. (Ф. Ласковский, Матер. по ист. инж. иск-ва в России, ч. III, Спб., 1865).

Кизляр

КИЗЛЯР, ныне гл. гор. (с 7 т. жит.) в Кизляр. отделе, Терск. обл., бывш. кр-сть на лев. фланге Кавказ. погранич. линии, на лев. бер. Терека, в 75 вер. от впадения его в Каспийск. море. Время основания К. неизвестно; в первый раз он упоминается в 1616 г. в отписке Терск. воеводы Хохлова. Значит. поселком он стал с 1715 г., когда сюда выселилось неск. семейств армян, грузин и персиан. В 1725 г. он б. выжжен при набеге горцев. После уступки в 1734 г. Персии завоеванных перед тем у нея провинций, нашу южн. гр-цу составлял Терек, почему К. обратился в погранич. пункт, лежавший, кроме того, на больш. пути, вдоль берега Касп. моря к Астрахани. Тогда же возникло решение укрепить К., и в него б. переведен г-зон из уступленной персам кр-сти Св. Креста. В 1736-37 гг. селение между лев. бер. Терека и прав. берегом почти всегда сух. русла его рукава Кизлярки б. ограждено земл. валом; на лев. же бер. Кизлярки, горжей к ней и Тереку, б. возведено небол. земл. укр-ние с тремя бастион. фронтами; Терек б. огражден по лев. берегу плотинами. В 1744-55 гг., вместо прежн. укр-ния на лев. бер. Кизлярки, б. возведен по неск. измененному проекту инж. ген. ф.-Люберас более обширн. и сильн. штерншанец с 5 баст. фронтами и 3 рав-нами. Глав. надзор за постройкою кр-сти б. возложен на ком-ра Астрахан. инж. команды инж.-майора Кутузова. В XVIII и XIX ст. К. неоднократно подвергался набегам горцев; наиб. знач-ный из них был в 1824 г., когда Кази-Мулла с значит. отрядом горцев ворвался в К., разграбил его и увел мног. жителей в плен. С постепен. покорением Кавказа К-ская кр-сть утрачивала свое значение и в 1857 г. б. упразднена, (Ф. Ласковский Матер. для истории инж. иск. в России, ч. III, 1866).

Кизляр

Кизыл-Кула

КИЗЫЛ-КУЛА. См. Аладжа.

Кизыл-Тапа

КИЗЫЛ-ТАПА. См. Аладжа.

Кикины

КИКИНЫ. 1) Александр Василъевич К., адмир-ств-советник, в Азов. походе сопровождал Петра В. в звании царск. денщика. В 1697 г. б. послан в Голландию для обучения мор. делу и в звании мачт-макера работал сначала на Воронежской, а затем (1703-04 гг.) на Олонец. верфи. В янв. 1706 г. б. назн. командовать отдел. к-сом, стоявшим в Митаве, и д. б. препятствовать соединенно Карла XII с Левенгауптом; в мрт., взорвав Митавский замок, отступил в Минск. В 1707 г. вступил в упр-ние Спб. адмир-ством, а в 1712 г. произведен в адмир-ств-советники. К. вначале был близок к Гос-рю и пользовался больш. влиянием, но затем положение его пошатнулось, благодаря обнаруженным злоупотреблениям по службе. Вражда к Меншикову и неудовлетвор. честолюбие заставили его стать в ряды наиб. деят. приверженцев Цес-ча Алексея. В фвр. 1718 г. К. б. арестован 17 мрт. колесован, а 18-го обезглавлен. Его дома и имения отписаны в казну.

2) *Петр (Варфоломей) Андреевич К., г.-м., впоследствии ст.-секр. и сенатор, участник Отеч. войны, род. в 1775 г.; кончил Моск. унив-т и поступил в л.-гв. Семенов. п. В строю он оставался недолго и состоял при ген. Михельсоне, Мейендорфе и кн. Прозоровском. В 1802 г. он б. пожалован фл.-ад-том к Е. И. В. В 1812 г. К. был уже полк-ком и состоял деж. ген. 1-ой армии. Под Смоленском К. б. ран. в глаз. Произведенный в г.-м., К. по возвращении из загран. похода вышел в отставку, но в 1816 г., по желанию Государя, снова поступил на службу, б. назн. ст.-секр. по принятию прошений, на Выс. Имя приносимых, и лишь в 1826 г. оконч-но оставил ее со званием сенатора. Ум. в 1834 г. К. принадлежит идея о сооружении в Москве храма Христа Спасителя в память Отеч. войны. Из обществ. деят-сти К. следует отметить: основание им в 1820 г. вместе с кн. И. А. Гагариным и И. Д. Мамоновым общ-ва поощрения художников и участие в Вольно-Экономич. общ-ве и в Импер. Моск. общ-ве сельск. хоз-ва. Ермолов очень ценил К., как деж. генерала, отмечая в нем "особенную, сродную ему, наклонность к порядку, необыкнов. деят-сть, честность правил и прекрасныя свойства души". (В. Кн. Николай Михайлович, Русские портреты; А. П. Ермолов, Записки о 1812 г., М., 1863).

Генерал-маиор П. А. Кикин.

Генерал-маиор П. А. Кикин.

Килевание

КИЛЕВАНИЕ, наказание за тягчайшия преступления; практиковалось гл. обр. в голл. флоте до XVIII ст. Осужденнаго привязывали к решет. люку, и затем этот люк с помощью подкильных концов протаскивали под кораблем от одного борта к другому. К. назначалось с выдержкой под килем и без выдержки; оч. часто оно оканчивалось смертью наказуемаго. В рус. законодательсте наказание К. упоминалось в "Статьях Крюйса", предшествовавших "Мор. уставу" Петра Великаго.

Килевание судна

КИЛЕВАНИЕ СУДНА, наклонение его на бок настолько, чтобы киль вышел из воды, производится для осмотра, исправления или окраски подвод. части, когда нет дока. Перед К. подвод. борт тщат-но проконопачивают, закрывают все люки, иллюминаторы, отлив. отверстия помп и проч. Затем судно подводят к спец. понтону, на к-ром установлены сильн. шпили, заводят гини (тали) за верхн. части мачт и ходовые концы их берут на шпили. В виду значит. усилий, развиваемых шпилями при К., мачты, во избежание поломки их, подкрепляются с одной (наклоняемой) стороны подпорками, а с другой времен. штагами. К. производится медленно, все время регулируя работу шпилей; иногда для выравнивания крена нос к-бля загружают балластом, а под кормов. часть подводят поплавки или пустыя бочки. Чтобы судно, перейдя предел. угол остойчивости, не перевернулось, принимаются также особ. меры. Когда судно м. подойти вплотную к берегу, то вместо понтона шпили устанавливаются на земле, а гини от мачт закрепляются к берег. якорям и т. п. Глубок. место у берега вместе с оборуд-нием его для К. называется килен-балкою. В наст. время, при наличии сух. и плавуч. доков, К. производится оч. редко, тем более, что соврем. больш. к-бли килевать почти невозможно. Во время рус.-яп. войны в П.-Артуре применялось К. для заделки подводн. пробоин (напр. на мин. транс-те Амур).

Килектор

КИЛЕКТОР, порт. судно, спец-но приспособленное для постановки и уборки мертв. якорей и подъема со дна грузов. К. снабжается мощн. шпилями и прочн. балкой впереди нос. части; на конце балки имеется 1 или неск. шкивов, через к-рые и проходят подъем. лопари от шпилей.

Килен-Бухта

КИЛЕН-БУХТА, продолжение балки того же имени, находится в южн. части Севастоп. рейда, восточнее Южн. и Корабел. бухт. В прежнее время служила местом для килевания судов (см. Килевание судна). Берега ея возвышены и приглубы. На зап. берегу находятся угол. склады мор. вед-ва с оборудован. пристанями, у к-рых грузят уголь мелк. суда Черномор. флота. У вост. бер., при входе в К., обык-но стоит плавуч. тюрьма мор. вед-ва.

Киликийские войны

КИЛИКИЙСКИЯ ВОЙНЫ (1137 г. и 1155-56 гг.) велись крестоносцами, основавшими ряд маленьк. гос-тв в Сирии, по бер. Средизем. моря, с византийск. имп-рами, предъявлявшими права на Антиохию. В 1137 г. Имп-р Иоанн I Комнен вторгнулся в антиохийск. владения. Несмотря на помощь армян. царя Льва, крест-цы понесли поражение. Король Фульк Анжуйский, призываемый антиохийск. владетелем Раймундом на помощь, не м. оказать ее, т. к. д. б. спешить на помощь гр. Триполийскому, сильно теснимому султаном Зенги. Фульк б. разбит, осажден в одном из замков, к-рый вскоре и сдался. После этого Раймунду пришлось заключить мир с имп-ром. Он д. б. присягнуть греч. гос-рю, признать его верхов. повелителем Антиохии и обязался променять свое княж-во на друг. сирийск. города, к-рые Иоанн намеревался отнять у неверных. В 1155 г., в царст-ние имп-ра Мануила I, вспыхнула война между ним и армянским владетелем Фором, к-рому помогал антиохийск. кн. Ренальд. Для своих походов в М. Азию, имп-р по примеру древн. римлян, прокладывал воен. дороги. Однако, крест. поход Конрада III и Людовика VII заставил его отказаться от этого предприятия и сосредоточить войска во внутр. провинциях гос-тва. В виду этого византийск. полк-дец Андроник (впоследствии имп-р, 1183-85), отправленный с частью войск в Киликию против армян, не м. достигнуть решит. резул-тов и вскоре б. отозван в Константинополь. (Michaud, Histoire des croisades; Rambaud, L’Empire grecque au dixième siècle; Neumann, Zur Landeskunde und Geschichte Kilikiens).

Килия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кильватерная колонна

КИЛЬВАТЕРНАЯ КОЛОННА и КИЛЬВАТЕРНЫЙ СТРОЙ. См. Боев. строй кораблей.

Кильпатрик, Джедсон

КИЛЬПАТРИК, Джедсон, выдающийся кав. ген. армии южан в междоусобную американ. войну 1861-65 гг., род. в 1838 г. и получил воен. образование в Вест-Пойнтской воен. ак-мии, в к-рую поступил в 1856 г. единственно благодаря своей находчивости и своему выдающемуся красноречию. Комплектование этой ак-мии происходило в то время, между прочим, и путем назначения туда воспит-ков от каждаго избират. округа С.-А. Соед. Штатов по 1 в каждые 4 г., через представителя округа в Конгрессе. Заручившись согласием кандидата в депутаты от своего округа на зачисление в ак-мию, К. обошел весь округ, всюду произнося пламенныя речи в пользу избрания своего покровителя в Конгресс. Оне имели успех, и последний б. избран, а К. поступил в академию. Когда в 1861 г. между сев. и южн. штатами вспыхнула война, К. стал на сторону штатов, поддерживавших рабовладение, но только с 1863 г. принял в ней деятельное участие. Поставленный во главе кон. корпуса армии южан, К. быстро приобретает известность рядом лихих кав. рейдов. Это был чрезвычайно честолюбивый, деятельный, находчивый и безстрашный человек, обладавший нек-рой долею романтизма и эксцентричности и пользовавшийся огромным влиянием на своих подчиненных, к-рых он умел вдохновлять своими речами на самыя рискованныя предприятия. Не менее воен. подвигов приобрели себе известность его алчность и безнравств-сть, являвшияся бичем для населения тех местностей, где действовали его войска. Однако, прав-ство южан д. б. смотреть на них сквозь пальцы, ценя воен. таланты К. Когда в окончат. итоге этой войны северяне победили, кончилась и воен. карьера К. Год смерти его неизвестен. (Л. Сухотин, Рейды и набеги конницы в Сев.-Амер. войну 1861-65 гг.).

Кильпатрик, Джедсон

Кильсау

КИЛЬСАУ, гор. в прус. Померании, в 50 клм. к с. от Штетина. Сражение 20 нбр. 1761 г. В послед. период 7-лет. войны1 (см. это) отряд подплк. Суворова, состоявший из Тверск. драг. п. и гусар полк. Зорича с 4 ор., подойдя к К., атаковал прус. отряд полк. Курбьера (3 б-на и 6 эск.). После упорн. боя пруссаки б. разбиты; наши захватили в плен 70 ч. и взяли 3 ор. (Хронол. указатель воен. действий рус. армии и флота, т. I, 1695-1800, Спб.,1908; Gaston Bodart, Militärhistorisches Kriegs-Lexikon).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Кильский канал

КИЛЬСКИЙ КАНАЛ или канал Имп. Вильгельма I, между Балт. и Нем. морями, начат постройкой в 1887 г., открыт 20 июня 1895 г.; полная дл. 61 миля, шир. по дну 85 фт., на уровне воды 200 фт., гл. 29,5 фт.; места расхождения для судов располагаются на 61/2 клм. друг от друга. Канал начинается в Балт. море, у мест. Хольтенау близ Киля. Пройдя через Шлезвиг-Голштинию и оставив к с. гор. Рендсбург, канал идет вдоль течения р. Эйдер, от к-рой отделяется плотинами, перерезывает оз. Меккель и входит в долину Эльбы; у Грюненталя он поворачивает круто на ю., прорезывает Бургския и Кудензейския болота и оканчивается у прав. бер. Эльбы близ Брунсбюттеля, где имеется якорн. стоянка. На обоих концах канала имеются шлюзы для впуска и выпуска судов. Суда всех наций за установленную плату м. пользоваться каналом днем и ночью, но размеры судов не д. превышать дл. 443 фт., шир. 651/2 и углубл. 261/4, а выс. мачт 131 фт. Ск-сть хода 6-71/2 узл. Иностранныя военныя суда и королев. яхты м. пользоваться каналом лишь по получении дипломатич. путем разрешения. К. кан. освещается электрич. фонарями, а на широк. фарв-рах обставлен баканами и знаками; зимой навигация поддерживается 2 ледоколами. К. кан. пересекают 4 ж.-д. линии и 1 шоссе; 2 пост. моста (у Левензау и Грюненталя) перекинуты через К. канал на выс. 42 мтр. от ординара и 2 моста - низкие, разводные - у Рендсбурга и Кудензее. Канал проходит мимо Рендсбурга, где имеется неск. судостроит. верфей; между Рендсбургом и Брунсбюттелем мест-сть низменная, болотистая; селений почти никаких. Входы в канал обороняются кр-стями Киль и Куксгафен. Шлюзы у Брунсбюттеля для защиты от мелк. десант. отрядов ограждены на обоих берегах жел. оборонит. решеткой, выс. 12 фт., образующей довольно значит. плацдарм; позади нея, ближе к каналу, тянется приспособленная к руж. обороне земл. дамба, в к-рой устроены оруд. места с бетон. брустверы, стенками и бетон. основаниями, в к-рыя заделаны оруд. конич. тумбы; у решетки вост. берега установлены 3 пуш. тумбы, стрелковых же окопов нет. В особ. зданиях хранятся электрич. прожекторы, выкатываемые по рельсам на молы к ю. от шлюзов; на вост. бер. имеется мачта искров. тел-фа, а вне решетки, у гл. ворот, расположены порох. погреба. К шлюзам подходит ветка ж. д. от ст. С.-Маргаретен Хейде-Итцехойской ж. д. В гавани громад. склады камен. угля; имеющиеся впереди шлюза 2 камен. волнолома приспособлены к руж. и пуш. обороне; на конце зап. мола, у маяка, и на вост. моле также имеется пушеч. оборона. В виду роста соврем. судов, в 1907 г. начаты обшир. работы по расширению К. кан., к-рый уже недоступен для лин. к-блей типа дреднаут; шир. по дну д. достичь 132 фт., по пов-сти - 306 фт., при глуб. в 33 фт.; в местах расхождения ширина по дну будет 400 фт. и будут увеличены радиусы кривых. Затем будут построены нов. вход. шлюзы рядом со старыми, к-рые, как и весь канал, остаются открытыми для польз-ния на все время работ. Все развод. ж.-д. и шосс. мосты будут заменены постоянными. Окончание работ предполагается в 1915 г. Мысль о соединении каналом Нем. и Балт. морей восходит еще к XIV ст., в конце к-раго Ганзейск. союзом б. соединены между собою Эльба и р. Траве; в течение последующих 500 л. б. неоднократно делаемы новыя попытки, и К. кан. в этом ряду занимал 18-е место. Стратегич. значение К. кан. для герм. флота заключается в возм-сти быстро (проход К. кан. всем герм. флотом с мин-цами и крейсерами занимает 8-10 ч.), скрытно и в полной безопасности перебросить мор. силы из Балт. моря в Немецкое и обратно; разстояние между Килем и Вильгельмсгафеном сократилось с 600 до 150 миль. Для коммерч. флота канал сокращает путь и устраняет опасности, связанный с огибанием Ютландскаго полуострова. В 1895 г. через канал проследовало 5.258 суд. (0,8 милл. регистров. тонн), в 1900 г. - 29.045 суд. (4,3 милл. рег. тн.) и в 1905 г. - 33.147 суд. (5,8 милл. рег. тн.).

Кильский канал

Кильсон

КИЛЬСОН, лежащая над килем продольная связь днища корабля. (См. Деревянное судостроение и Железное судостроение).

Кильштет

КИЛЬШТЕТ. См. Дирсгейм.

Кимберлей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киме

КИМЕ, греч. ионийская колония в Италии, на сев. бер. Неаполит. зал. Здесь в 474 г. до Р. Х. сиракузский флот под нач. тирана Перо нанес жестокое поражение флоту этрусков. Это поражение нанесло решит. удар движению этрусков на ю. и считается поворот. пунктом в истории их борьбы с греч. элементом в Италии. (Schrader, Atlas de géographie historique, 1896; Stenzel, Seekriegsgeschichte, 1909).

Киме

Кимито

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница