Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАР"-"ВАХ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАРШАВСКАЯ КРЕПОСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ. В 1835 г., 15 июля, в Варшав. Александр. цитадели учрежден штат кр-сти 2-го класса с одною гарниз. арт. ротою, для чего из Брест-Литовска б. переведена 7-я рота 16-ой гарниз. арт. бр-ды, с переименованием в 9-ю р. 7-ой гарниз. арт. бр-ды. В 1837 г. еще б. переведена из Каменец-Подольска 1-я р. 9-ой гарниз. арт. бр-ды, с присвоением ей № 10-го 7-ой гарниз. арт. бр-ды. Обе роты соответственно переименованы в 1842 г., 30 июля, в р. № 8 и № 9, а в 1844 г., 9 июля, - в р. № 10 и № 11. В 1847 г., 14 апр., переведена из Бр.-Лит. 9-я р. 7-ой гарниз. арт. бр-ды, с присвоением ей № 13, а р. № 10 наименована р. № 12. В 1859 г. р. № 13 упразднена, а роты № 11 и № 12 наименованы 1 и 2-ой ротами В. креп. арт-рии. В 1864 г., 11 нбр., сформирована 3-я рота. В 1876 г., при введении баталионной орг-ции креп. арт-рии, эти три роты б. развернуты в 1 и 2-й Варш. креп. арт. б-ны, с пополнением 4-мя ротами из Киева, из коих № 5 б. переименована из сформиров. в 1809 г., 8 нбр., гарниз. р. № 31. В 1884 г. добавлен еще один б-н, сначала трехротнаго состава, к-рый в 1885 г. б. приведен в четырехрот. состав. Расписанием 1886 г. в В. креп. арт-рии определено б. содержать в мир. время 6 креп. арт. б-нов и в этом же году б. переведен туда 3-й б-н Киевской и один Керченской креп. арт-рии, с переименованием в 4 и 5-й б-ны В. креп. арт-рии, а в 1887 г. вновь сформирован 6-й б-н. В 1904 г. 2 и 23-я роты б. отправлены во Владивосток, а 13-я - в Порт-Артур; взамен их б. сформированы новыя. В 1906 г. 21-я рота б. выделена на сформирование Ломжинской креп. арт-рии, а вместо нея в 1907 г. б. сформирована новая. Отличия: знаки на головные уборы 14, 15 и 16-ой рот: - "За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 гг."; и у 5-ой роты юбилейная серебряная труба - "1809-1876-1909". |
ВАРШАВСКАЯ ЛИНИЯ Северо-Западн. ж. д., состоит из: 1) главной линии соединяющей С.-Петербург с Варшавою через Псков, Двинск, Вильну, Гродну и Белосток, общим протяжением 1.045 вер.; 2) ветви до прусской гранцы, от ст. Ландварово (гл. линии) до ст. Вержболово, всего 162 вер.; 3) Занеманской ветви, от ст. Ораны (главной линии) через Олиту (на Немане), Сувалки до Гродно (на главной линии), всего 225 вер. и 4) Пыталовской ветви, от ст. Пыталово (главной линии) до ст. Сита (на границе Лифляндской губ.), всего 63 вер. В. линия пролегает по территории трех пограничных военных округов: Петербургскаго, Виленскаго и Варшавскаго и имеет первостепенное значение для успеха наших операций как по обороне зап. границы, так и по подготовке нашего наступления в пределы Германии и отчасти Австрии. Главная линия открыта для движения с 1857 г.; она соединяет столицу Империи с Варшавою, важнейшим политич., стратегич. и администр. центром Передов. театра; она послужит для сосредоточения наших войск в важнейшие исходные районы Передов., Сев.-Зап. и Балт. театров, а равно явится одним из коммуникац. путей для этих армий или для прот-ка, наступающаго из Варш. окр. через Вильну на столицу. На всем протяжении гл. линия имеет 2 ширококолейных пути. Глубоких выемок и высоких насыпей нет. Охрана линии от разрушения, в виду свойств местности, потребует только надежнаго обезпечения от порчи искусств. сооружений, каковыми являются гл. обр. мосты. Наиболее значительных мостов 13, из них: через Зап. Двину (120 сж. дл.), через Неман у Гродны (100 сж.), через Нарев (75 сж.), через Зап. Буг (130 сж.), остальные - меньше. В отношении охраны весьма выгодно то, что на участках своих, приближающихся к нем. границе (от Вильны до Варшавы), гл. линия прикрыта целой системой трудно-одолимых для прот-ка водных линий: Немана, Бобра, Нарева и Зап. Буга. В более широком смысле, в связи с прилегающей варшавско-венской ж. д., гл. линия дает возм-сть нашим прибалт. и сев. губерниям кратчайшим ж.-д. путем связаться с сетью австр. ж. дорог. Ветвь до прусской границы построена в 1861-62 гг. Она проходит через кр-сть Ковну, связывая ее через Вильну не только со всеми частями Сев.-Зап. театра, но и с Петербургом и Москвою; содействует обороне прав. фланга важнейшаго участка Немана (между устьями рр. Черноганжи и Вилии), тянущагося параллельно нашей госуд. границе с Пруссией в разстоянии от нея 50-100 вер. и прикрывающаго собою наши области от вторжения прот-ка. Продолжаясь же далее в пределы Германии, она имеет огромное значение не только для нас, но и для прот-ка, как кратч. ж.-д. путь, непоср-но связывающий сеть дорог вост. Пруссии с сетью дорог с.-зап. России. Это - вероятный коммуник. путь для наших войск, оперирующих от Вильны и Ковны на Кенигсберг и Данциг, и для герм. армий, наступающих из вост. Пруссии на Ковну и Вильну. В связи с прилегающими к системе путей В. линии участками других ж. д. Европ. России, ветвь до прус. гр-цы получает более широкое обще-госуд. значение: она является как бы разветвлением линии Таганрог-Либава и, отходя от линии Спб.-Варшава и пересекая Московско-Брестскую ж. д., служит ближайшим и весьма удобным путем из Спб., Москвы и Таганрога в Кенигсберг и, след., связывает с этим важным портом Германии наши прибалт., центр., вост. и юго-вост. губернии. Ветвь на всем протяжения имеет два ширококол. пути. В отношении охраны пути имеет главное значение мост через р. Неман у кр-сти Ковны, отверстием в 112 сж., вполне обезпеченный своим расположением в кр-сти. Занеманская ветвь построена в период с 1895 по 1899 г. Она прорезывает кольцом Сувалкскую губ., облегчая переброску войск, обороняющих вышеназванный важнейший участок р. Немана в его центре (у Олиты) и на лев. фланге (у Гродны). В связи с пересеченной и закрытой местностью Сувалкскаго района, эта ветвь позволит с успехом активно оборонять и подступы к оборонит. линии р. Немана и, т. обр., будет содействовать: при нашей обороне - прикрытию нашей мобил-ции и соср-чению за линиею р. Немана, а при нашем наступлении в вост. Пруссию - прикрытию нашей базы за этою рекою, всего в 2-4 переходах от герм. гр-цы. Ветвь на всем протяжении имеет один ширококол. путь. Охрана линии затрудняется вышеуказанным характером местности, способствующим порче пути и сооружений неб. партизанскими партиями. Особенно надлежит обратить внимание на ж.-д. мосты, каковых наиб. значительных имеется 4: через Неман у Олиты (112 сж. дл.), через Бобр (40 сж.), через р. Сидру (25 сж.) и р. Лососну (20 сж.). Мост у Олиты прикрыт времен. укр-ниями. 4) Пыталовская ветвь построена в 1902 г. В воен. отношении она имеет нек-рое значение, облегчая (на линии Валк-Пыталово) связь между группами войск, отходящих от Вильны к Пскову и от Риги в Эстляндию или к Пскову. Ветвь имеет один ширококол. путь. |
ВАРШАВСКИЙ, 184-й пех., полк, имеет старшинство со дня сформ-ния Черниговскаго внутрен. губерн. полуб-на, т.-е. с 17 янв. 1811 г.; 27 мрт. того же года полуб-н б. развернут в б-н, к-рый 14 июля 1816 г. переименован в Черниговский внутр. гарниз. б-н, 13 авг. 1864 г. - в Черниговский губ. б-н, а 26 авг. 1874 г. - в Черниговский местн. б-н. 31 ноля 1877 г. из половины б-на б. сформирован 28 рез. пех. б-н, а 1 апр. 1878 г. вторично выделен полуб-н для сформ-ния 106 рез. пех. б-на. 31 авг. 1878 г. б-н переименован в пятиротный 65-й рез. пех. (кадров.) б-н, к-рому 31 мрт. 1880 г. пожаловано знамя. 25 мрт. 1891 г. б-н наименован 173-м пех. рез. В. п. и развернут в двухбат-ный п., на сформ-ние коего пошли, кроме рот б-на, еще роты Севастоп. креп. пех. б-на и Ивангородскаго креп. пех. б-на. 1 янв. 1898 г. полк назван 184 пех. рез. В. п. Во время войны с Японией полк 4 июля 1905 г. б. развернут в пех. полк 4-бат-наго состава; 15 мрт. 1906 г. снова сведен в 2-бат-ный состав и назван резервным. 14 нбр. 1910 г. переформирован в 4-бат-ный пех. п. с нынешним названием. В кампаниях не участвовал. Полк получил свое наименование в воспоминание взятия Варшавы приступом 25 и 26 авг. 1831 г.; поэтому и полк. праздник его установлен 26 авг. Выс. прик. 27 мрт. 1911 г. полку по случаю 100 лет со времени его учреждения пожаловано новое знамя с юбил. лентами и надписью "1811-1911". (Кратк. зап. о службе 184 пех. рез. В. п., составл. 1 дкб. 1907 г. ком-ром полка; Пр. по в. в. 1877 г., № 313; 1878 г., № 239; 1891 г., №№ 88 и 138; 1898 г., № 1; 1904 г., № 552; 1906 г., № 127 и 1911 г., № 25; Цирк. гл. шт. 1905 г., № 326). |
"ВАРШАВСКИЙ ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК", журнал "для самообразовательнаго и нравств.-воспитат. чтения рус. воинства", выходит с 1906 г.; ред.-изд. С. В. Тиминский. Срок выхода еженедельный, ранее был 2-3 раза в нед. Иногда даются иллюстрации и приложения в виде популярн. брошюр. Программа журн. - обычная для воен.-патриот. изданий, много места уделяется статьям по естествознанию, а также сочинениям читателей - н. чинов. |
"ВАРШАВСКИЙ ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛ", ежемес. воен. журн., издававшийся с янв. 1899 г. по дкб. 1904 г. при Варш. в.-окр. шт., под ред. оф-ров ген. штаба, с целью содействовать развитию спец. воен. образования среди оф-ров путем популярн. статей по воен. вопросам. С 1899 по 1901 г. журнал редактировал полк. Ходорович, с 1901 г. по снт. 1904 г. подплк. Монкевиц, а с окт. по дкб. 1904 г. кап. Юзефович. Сотрудниками журн. были: В. Чекмарев, Ф. Орлов, В. Борисов, В. Харкевич, Н. Монкевиц, кап. Харкевич, Юзефович. Евг. Августус, М. Хлыновский, Ф. Макшеев, Д. Карамышев, Н. фон-Фохт, П. Симанский, Юревич, В. Алексеев, В. Басков, П. Гейсман, К. Шрейтерфельд, М. Тыртов, Г. Перетц, д-р Высотский. Из наиб. крупных статей за пятилетнее существование журнала следует указать: "Кр-сть Мец и марш. Базен в войну 1870 г."; "Значение кр-сти-лагеря в действиях больших масс"; "Пушкин в воен. литературе"; "Англо-Трансваальская война"; "О войне Италии с Абиссинией на основании мемуаров ген. Баратьери"; "Об учреждении взаим. тов-ва страхования оф-ров гвардии, армии и флота"; "Теория современной креп. обороны"; "Воспоминания участника Англо-Бурской войны 1899-1900 гг."; "Тягость непр. вторжения и проигрыш войны"; "Записки ген. К. К. Бискупскаго"; "Рус. войска и польск. конфедераты в 1767-68 гг."; "Воен. дело и психология"; "Мародерство, как воен. преступление"; "Гумбиненский процесс"; "Здоровье н. ч. армии и основы его схранения". Журнал получал субсидию от шт. окр., печатался в типографии штаба, б. циркулярно рекомендован для офиц. библиотек. Книжки журнала выходили в нач. кажд. месяца в объеме от 2 до 2½ печ. листов. Причины его прекращения: малый интерес к нему среди оф-ров и недостаточность средствь. |
ВАРШАВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, б. образован одним из первых округов в 1862 г., из губерний Привислянскаго края; в 1875 г. Сувалкская губ. отошла в состав Виленскаго в. окр., а к В. в. окр. присоединены часть уездов Гродн. губ. и затем два уезда Волын. губ. В наст. время в пределы округа входят губ.: Варш., Калиш., Келецк., Ломж., Любл., Петроков., Плоцк., Радом., Седлец., Гродн. (без Гродн. и Слоним. уездов) и Владимир-Волынский и Ковельский уезды Волын. губ. Пространство округа - 2.856 кв. миль (1/35 часть тер-рии Европ. России) с населением в 13½ мил. или 4.780 жит. на кв. милю (в Европ. России 1.375 жит. на кв. милю). Находясь в центре зап. границы гос-тва, вдаваясь на 350 вер. в пределы Германской и Австро-Венгерской империй, вмещая большое количество населения, мало сплоченнаго с рус. народом, и имея важный политическо-административный пункт - Варшаву, В. в. окр., к-рому присвоено название Передового театра, имеет гл. значение на нашем зап. фронте; последнее сводится к принятию на себя перваго удара непр-ля в оборонит. войне, разобщая одновременно вероятныя против нас союзн. силы, а потому и требует соответственной подготовки тер-рии округа в инж. отношении и надлежащ. занятия его войсками; при наступат. же войне, В. в. окр. способствует нашему вторжению в пределы соседних гос-тв, т. к. его выдвинутое положение сокращает операц. напр-ния на Берлин и Вену (ок. 300 вер.) и преграду, представляемую р. Вислой, оставляет в наших руках. Рельеф В. в. окр., за малым исключением, не препятствует передвижениям и действиям больших массовых армий; оборонит. сила театра заключается, гл. обр., в реках, болотах и лесах. Климат умеренный и здоровый. Племенной и религиозный состав населения неблагоприятен. Местныя условия допускают сосредоточенное расквартирование, но помещения не отличаются удобством. Во время воен. действий войска м. б. обезпечены на месте мясом, перевозочными средствами и фуражем; для снабжения хлебом требуется подвоз. Сеть путей сообщения развита хорошо, особенно к в. от Вислы; почти все пункты, важные в воен. отношении, связаны и шоссейными, и ж.-д. путями; кроме того В. в. окр. прочно связан как с соседними театрами (Сев.-Западным и Юго-Западным), так и с тылом - Заднепровьем, ж.-д. путями, к-рые от линии Белосток - Брест-Литовск - Ковель отходят во внутрь Империи 11-ю колеями. Наиб. важные ж.-д. узлы: Брест-Литовск, Белосток, Черемха, Ковель, Варшава и Ивангород. Ж.-д. сеть округа входит в связь с герм. ж. д. у Граева, Млавы, Александрова, Калиша, Гербы и Сосновицы, с австрийскими - у Границы; однако, все эти линии запираются кр-стями при пересечении рр. Вислы и Бобра. В округе расквартированы: VI, XIV, XV, XIX и XXIII арм. к-са, в состав к-рых входят 9 пех. и 7 кав. д-зий, 2 стрелк. и 1 отд. кав. бр-ды, 5 мортирн. и 1 тяж. арт. д-зион, 5 сап. и 1 обозный бат-н, 1 искровая и 1 воздухопл. роты, а всего, не считая пограничной стражи, 166 б-нов, 180 эск. и сот. и 636 ор., кроме того, 1 ж.-д. б-н. Крепости и укр. пункты: Брест-Литовск, Осовец, Новогеоргиевск, Варшава, Ивангород, Зегрж, Пултуск, Рожаны, Остроленка и Ломжа. (Богданович, Историч. оч. деятельности воен. упр-ния в России 1855-80 гг.; Столетие воен. мин-ства. Историч. оч. развития воен. упр-ния в России, 1902; С. В. П., кн. II, изд. 1906 г.; Пр. по в. в. 1899 - № 161, 1905 - № 40, 1906 - № 292). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАРШАВСКОЕ ПЕХ. ЮНКЕРСКОЕ УЧИЛИЩЕ, б. открыто в 1864 г. Образовано из юнкерской школы, учрежденной в 1860 г. при штабе II арм. к-са. Упразднено в 1887 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАСИЛИЙ I, Дмитриевич, вел. кн. Владимирский и Московский, род. в 1371 г., сын Дмитрия Донского. 12-ти л. от роду, в 1383 г., б. послан отцом в Орду тягаться с тверск. кн. Михаилом Александровичем о великокн. столе. Там В. б. задержан ханом в обезпечение уплаты моск. долга и лишь через 3 г. ему удалось бежать из Орды и возвратиться в Москву через Пруссию, где он познакомился с дочерью литовскаго князя Витовта Софией, на которой впоследствии и женился. Умирая, Дмитрий Донской благословил В. на великое княжение Владимирское (1389 г.), остальные же свои уделы распределил между пятью сыновьями с таким расчетом, что владения одного В. были больше владений всех прочих. Но, не довольствуясь этим, В. после смерти отца поехал в Орду, где выхлопотал себе ярлык на Нижегор. княжество, к-рое и б. присоединено к Москве в 1393 г. Однако, при осуществлении этого присоединения В. пришлось вступить в борьбу со своим дядею, кн. Семеном Дмитриевичем, на помощь к-рому явились татары Тамерлана. В., оставив часть своего войска под нач-вом кн. Владимира Андреевича Храбраго в Москве, сам выступил к Коломне. В авг. 1395 г. Тамерлан, дойдя до Ельца, по неизвестным причинам повернул назад. После этого борьба за Н.-Новгород продолжалась без особаго напряжения до смерти кн. Семена в 1402 г. Воспользовавшись междоусобиями в Орде, В. прекратил посылку татарам "выхода". В 1408 г. новый хан Едигей вторгся в Рязанскую землю, разбил кн. Федора Олеговича и подступил к Москве. В. бежал в Кострому. Разграбив ряд городов, Едигей, простояв у Москвы зиму, д. б. вернуться в Орду. В княжение В. начавшаяся при Дмитрие Донском борьба с Литвою не прекращалась. Поводом к вражде служили Смоленск, Новгород и Псков. В 1395 г. Витовт присоединил себе Смоленск, а в 1408 г. двинулся со всеми полками на Москву. В. пошел навстречу к р. Угре, но оба войска, простояв друг против друга 3 мес., в открытый бой не вступили. Между вел. князьями б. заключен "вечный мир", по к-рому р. Угра б. признана пограничной чертою. В. Д. ум. в 1425 г. |
ВАСИЛИЙ II, Васильевич, Темный, вел. кн. Московский, род. в 1415 г., занял великокн. стол по смерти отца своего Василия Дмитриевича в 1425 г. Почти 40-л. княжение В. прошло в непрерыв. походах, - в борьбе с князьями за Москву и с татарами. Особою ожесточенностью отличалась борьба с дядею Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым, Дмитрием Шемякою и Дмитрием Красным, к-рые не хотели признавать за В. старшинства. Борьба эта тянулась много лет, хотя неоднократно прерывалась заключением "вечнаго мира". Весною 1434 г. кн. Юрий, разбив В. при р. Куси, заставил его бежать из Москвы в Новгород и сам сел на великое княжение, но вскоре умер. Этим воспользовался В. и вернулся в Москву, заключив мир с сыновьями Юрия, уступив им в удел часть своих земель. Однако, через неск. мес. Василий Косой нарушил свою "проклятую грамоту" (крестоцеловальную запись) и захватил Кострому, Галич и Устюг. В., наскоро собрав полки, сам выступил против Косого и, разбив его полки в Ростовской области, взял в плен Василия Косого и ослепил его. Борьба с князьями на время прекратилась, но В. пришлось вновь бежать из Москвы, когда в 1439 г. ее осадил хан Улу-Махмет. Пока В. набирал в Н.-Новгороде войско против хана, татары, разграбив посады возле Москвы, ушли в Орду. В 1443 г. татары царевича Мустафы ворвались в Рязанскую землю. В. выслал против них Оболенскаго и Голтяева. К этим воеводам присоединились мордва и рязанские казаки с рогатинами, топорами, сулицами и ослопами. Все эти ратные люди шли на лыжах. На р. Листани произошел жестокий бой, окончившийся лишь к вечеру полной победою русских, при чем цар. Мустафа б. убит. Спустя 2 года хан Улу-Махмет послал против В. сыновей своих Мамутяка и Ягуба. В. с своими полками подошел к Суздалю и здесь, возле Евфимиева монастыря, при р. Нерль, вступил в бой. Моск. войска б. разбиты на-голову и бежали, а сам В., сильно израненный, попал в плен, откуда б. освобожден за большой выкуп. Прибыв в Москву, В. нашел ее занятой Дмитрием Шемякою, к-рый объявил себя вел. князем, ссылаясь на то, что В. получил свободу, лишь благодаря клятвенному обещанию отдать хану моск. княжение. 14 фвр. 1446 г. В. б. вероломно захвачен Шемякою в Троицком монастыре, ослеплен и отправлен в заточение в Углич. Жестокое преследование Шемякою всех сторонников В. вызвало сильный ропот среди моск. людей и духовенства, и уже в след. году Дмитрий Шемяка освободил В. из заточения и, заключив с ним мир, даль ему в удел Вологду. Но В., к к-рому стали стекаться все недовольные Шемякою, уехал в Тверь. В то же время к нему на помощь явились татары и многие мелкие князья, бежавшие перед тем в Литву. Видя себя покинутым, Шемяка бежал. В 1450 г. возле Галича Костромского войска В. одержали победу над войсками Шемяки, к-рый спасся в Новгород. Наступившая в 1451 г. смерть Шемяки прекратила многолет. борьбу В. за права на великое княжение. Но борьба с татарами велась почти до конца княжения В. Последний поход его на Казань б. начат в 1461 г. и закончился без боя миром во Владимире. В. ум. 27 мрт. 1462 г. от "сухотной болезни". Несмотря на исключ. тревожный характер своего княжения, В. неуклонно стремился проводить политику своих предшественников, "собирателей земли русской". Ему удалось даже почти уничтожить вольность Велик. Новгорода и Пскова, к-рые, оставаясь формально независимыми от Москвы, обязаны б. платить дань вел. князю. (Карамзин, История гос. Рос.; Соловьев, История России; Свод летопис. известий о Новгородской земле; Экземплярский, Великие и удельные князья Северной Руси). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАСИЛИСК, старинное название нек-рых первобыт. арт. орудии типа пушки, встречающееся с XV по XVII в., гл. обр. в Германии, Голландии, Испании и др. Железныя, заряжающияся с казны пушки, стрелявшия ядром в 70-60 фн., т.-е. калибром ок. 8 дм. Длина их была ок. 20 клб. В уставе ратных, пушеч. и др. дел О. Михайлова, изд. 1777 г., описаны 75-фн. "пищали-каноны, они же именуются василиски". Вес ор. ок. 200 пд. У нас они принадлежали к стенобит. орудиям, т.-е. осадным. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАСКО ДЕ-ГАМА, впоследствии гр. Видигейра, знаменитый португ. мореплаватель и адм., вице-король колоний в Индии. Род. в 1469 г. Еще в юности В. так прославил себя, что король Иоанн II намеревался в 1487 г. поставить его во главе экспедиции в Индию. Смерть Иоанна и др. невыясненныя причины заставили отложить осуществление этого дела на 10 л. Преемник Иоанна II кор. Эммануил Вел. снарядил экс-цию из 4 кораблей и назначил ея нач-ком В. 9 июля 1497 г. флотилия с экипажем в 160 ч. отплыла из Лиссабона на юг; В. шел на к-бле Св. Гавриил, одним из 3-х ост. к-блей Св. Рафаилом командовал его брат - Паоло. Счастливо обогнув 22 нбр. м. Доброй Надежды (прежнее его название - м. Бурь), В. 7 мрт. 1498 г. достиг бер. Мозамбика, где решил остановиться для ремонта судов и пополнения запасов. Встреченные оч. недружелюбно населением, португ-цы оставались здесь всего 2½ недели. Приходилось угрозами и оружием добывать все необходимое. Такой же прием б. оказан и в Монбазе (местность на 350-400 миль к с. от Мозамбик. рейда на Занзибарском берегу). 15 апр. В. достиг Мелинды (под 3° южн. шир.). Здесь, наоборот, португ-цы б. приняты дружелюбно, совершили первый обмен товаров на туз. изделия и получили от местн. царька надежнаго лоцмана к Ост-Инд. берегам. 20 мая В. прибыл в Калькутту. Здешний владыка Самури-Раджа, самый могущ-ный из инд. князей, принял португ-цев сначала ласково. Передав радже письмо от кор. Эммануила, В. получил от него разрешение грузиться товарами. Но вскоре, по проискам купцов-мусульман, в руках к-рых была вся вывозная торговля Индии, В. б. выставлен, как предводитель опасн. пиратов; экс-ции начали чинить всякия препятствия, неск. человек б. арестованы (по другим версиям сам В. б. задержан на 2 дня). В. ответил захватом неск. рыбачьих лодок с 20 индусами. Это подействовало, и плен. португ-цы б. отпущены с извинениями. Сознавая свою слабость, В. 28 авг. поспешил отправиться с грузом перца и пряностей в обрат. путь, зашел опять в Мелинду и заключил с местн. владетелем торг. договор. Экипаж его судов сильно страдал от скорбута; потеряв много людей, в том числе и брата Паоло, В. д. б. сжечь одно из судов, чтобы управиться с остальными. 3 мрт., дойдя до м. Д. Надежды, В. остановился в одной из бухт по вост. африк. бер. и оставался там месяц. Эпидемия скорбута за это время прекратилась, и В. тронулся далее. У м. Зеленаго буря разъединила его и другое судно от 3-го, Беррио, и оно достигло берегов Португалии 14 июля. Сам же В. с остатками экипажа в 50 ч. на двух полуразвалившихся к-блях достиг Лиссабона только 29 авг. В. б. награжден титулом графа и чином адмирала. Немедленно б. снаряжена экс-ция в 13 к-блей, под нач. Педро Альварец-ди Кабраля, к-рый хотя и заключил кое-какие торг. договоры, но не сумел их использовать: в Калькутте, из-за жадности и неумелаго обращения португ-цев с туземцами, основанная Кабралем фактория б. разрушена после его отплытия и ок. 40 португ-цев б. перебито. Чтобы удержать монополию торговли и политич. влияние в Индии, король поручил В. эскадру в 20 к-блей и снабдил его большими полномочиями. В фвр. 1502 г. В. отплыл в Индию. По пути туда он основал фактории в Мозамбике, соседних с ним к северу Софалой и Килоа, заставив силой местн. владык признать протекторат Португалии. Утвердив и расширив условия договора с королями Кананора и Кохима, на с. и на ю. от Калькутты, и заручившись их содействием на случай разлада с Самури-Раджей, владетелем Калькутты, В. направился в последнюю и жестоко наказал жителей за разгром португ. фактории: уничтожил почти весь их флот и бомбардировал город. Вскоре после приведения к повиновению Калькутты к В., находившемуся в водах своего союзника короля Кохима, явился брамин и предложил устроить примирение с Самури-Раджей. В. согласился и двинулся в Калькутту, но, подозревая ловушку, приказал неск. к-блям быть невдалеке и оказать ему помощь в случае обмана. Едва В. вошел в Калькут. гавань, как б. атакован индусами. Благодаря принятым мерам, португ-цы отбили нападение. В. жестоко наказал туземцев за вероломство; Самури-Раджа д. б. согласиться на все условия. Построив здесь кр-сть-факторию, В. в конце нбр. отплыл в Португалию, по прибытии куда в дкб. 1503 г. оставался не у дел до 1524 г., когда б. назн. вице-королем Индии и во главе эс-дры в 14 к-блей прибыл в Кохиму 9 апр. того же года, выбрав его своей резиденцией; здесь он деятельно занялся орг-цией упр-ния инд. владений, но вскоре ум. (24 дкб. 1524 г.). Останки его б. перевезены в Португалию. Камоэнс прославил путешествия В. в поэме "Луизиада". (Stanley, The Three voyages of Vasco de-Gama, 1869). |
ВАССЕНАР (Wassenaer), Яков, голл. адм., начал службу в сухоп. войсках, отличился во многих боях в войнах с Испанией 1621-48 гг., был последовательно к-дантом кр-стей Гедесден, Кревекер, С.-Андре, де-Ворет и де-Гемен и членом верх. совета генер. штатов. После смерти адм. Тромпа В. в 1653 г. принял ком-ние над голл. флотом и в совершенно для него новой обстановке действовал с больш. успехом. Посланный в 1657 г. к берегам Португалии - искать удовлетворения за нанесенныя в амер. колониях обиды голл. подданным - он взял 21 воен. приз и привел их в Голландию. В след. году он командовал флотом, присланным Голландией на помощь Дании в войне ея со Швецией. Союзн. флот б. разбит швед. адм. Врангелем в Зунде, но В. отступил в Копенгаген, не потеряв ни одного к-бля. С началом англо-голл. войны 1665-67 гг. В. б. назн. гл-щим голл. флотом, но в сраж. 13 июня 1666 г. при Ловестофте погиб со своим к-блем. Легенда приписывает В., не желавшему сдаться англ-м, взрыв флагман. к-бля. Имя В. ставится гол-цами на одну доску с Рюйтером и Тромпом. |
ВАТЕРВЕЙС или ватервельс, дерев. (обык-но дубовый или тиковый) брус по борту палубы корабля, служащий для притыкания досок палуб. настилки, для чего в В. делаются соотв-щия вырубки; устанавливается раньше дерев. настилки; толщ. В. делается в два раза больше толщ. палуб. настилки. Крепится В. к месту обык-но оцинкованными жел. палубными болтами на гайках. В. также называют канал, образованный полками 2 угольников и залитый цементем для стока воды по борту палубы, когда сама палуба имеет стальную настилку. |
ВАТЕРЛИНИЯ, линия пересечения пов-сти корабля плоскостью, парал-ною уровню воды; таких пл-стей можно провести безчисл. множество, а потому слову В. предпосылают обык-но определение: грузовая или действующая. Под грузовой понимают ту В., по к-рую д. сесть судно при проектированной нагрузке. Эта линия пробивается краской по всему периметру корабля и для краткости письма обозначается тремя буквами G. W. L. Всякая В., лежащая выше или ниже G. W. L., называется действующей В. при перегрузке или недогрузке; кроме горизонт., различают и наклонныя В. (по отношению к G. W. L.), когда судно получает крен или дифферент. Величина площади действующей В. и ея момент инерции относительно осей, проходящих через ц. тяж. этой площади, имеют большое влияние на остойчивость корабля. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАТЕРФОРД (Waterford), англ., защищ. бер. б-реями, торг. порть на ю. бер. Ирландии; 23 т. ж., ж.-д. сообщение, пароход. мастерская, хор. набережныя и средства для погрузки пароходов с осадкой до 21 фт. Незнач. запасы угля. |
ВАТРАНГ, адм. швед. флота, нач-к эскадры, преградившей у мыса Гангут путь рус. гребному флоту в июле 1714 г. (см. Гангут). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАФАНДЯН. См. Вафангоу. |
ВАХАН. См. Афганистан и Бадахшан. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАХМИСТР (Wachmeister), звание или должность в кавалерии, соответствующая по служебному положению и обязанностям фельдфебелю в других родах оружия. Встречается у нас первый раз в штатах 1711 г. До 1877 г. В. были у нас: старшие - соответствующие современным, и младшие, или взводные В. - ныне взводн. ун.-оф-ры (урядники). В ср. века в зап.-европ. войсках было три звания В.: 1) при гл-щем состоял ген.-В., переименованный впоследствии в г.-м., 2) при полк. ком-ре - полковой В. (Oberst-Washmeister), переименованный современем в майора и 3) при роте - просто В. В герм. кав-рии существуют звания: В. и вице-В. Во фр-зской: - 1) старш. В. (adjudant sous-officier), к-рый в случае надобности исполняет обяз-сти младш. оф-ра, а в строю командует взводом и 2) В. (sergent-major ou maréchal de logis chef). Обязанности сходны с существующими у нас. В австр. армии имеется одно звание В. В итал. кав-рии на каждый эск. полагается фельдфебель. В англ. армии (европ). в каждом кав. п. по штату положено иметь по одному полков. фельдфебелю (Warrant officers) - старшая ступень в у.-оф. иерархии. На каждый же эск. положено иметь по В. (colour-sergent или segllant major). В туземн. войсках Индии званию В. соответствует звание кот-дуффадара. В яп. армии существ. звания: старш. фельдфебель (токму-со-чо) и В. - (со-чо). |
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА на флоте, сокращенно Вахта (le quare, die Wache, the Watch), представляет дежурство части оф-ров и н. ч. Для несения В. сл. оф-ры расписываются на 3 и не более чем на 5 вахт, а команда на 4 отделения. Обык-ное распределение вахт в сутках: с полночи до 4 ч. н., с 4 до 8 ч. у., с 8 до полдня, с полдня до 6 ч. в. и с 6 до полночи; часы смен наиб. удобны для жизни команды, и т. к. вахту несут посменно 4 отделения, то каждыя сутки для одних и тех же людей часы вахт меняются. При 5 оф-рах промежуток времени от полдня до полночи разбивается на 3 вахты, почему ежедневно оф-р стоить на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий В.) оф-р называется вахт. нач-ком; он отвечает за порядок и безопасность корабля; не имея права сходить с верхн. палубы, а во время хода к-бля - с мостика, вахт. нач-к д. посылать вниз подчиненнаго ему вахтеннаго офи-цера или же н. ч. вахт. отделения. На к-бле ничто существенное не м. происходить без разрешения или ведома вахт. нач-ка, к-рый подчинен только ком-ру и старш. оф-ру; распоряжаясь лично, он докладывает о происходящем на к-бле и вне к-бля своим нач-кам. В нашем флоте вахт. нач-ками назначаются лейтенанты, а вахт. оф-рами обык-но мичманы. Быть отставленным от вахты для оф-ра является тяжелым наказанием. Вахт. отделение команды разводится для несения службы по всему к-блю; оно находится в распоряжении оф-ров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется "подвахтенным" и в случае нужды его вызывают в помощь вахтенному. Машинная команда разводится на вахту отдельно от строевой она находится в подчинен. и вахт. механика. Все приказания вахт. нач-ка передаются вахт. у.-оф-ром, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значущим, что приказание идет с вахты; на обязанности вахтенных лежит проверка исполнения переданных приказаний. В другом значении слова, вахта означает половину команды, т.-е. 1-я вахта есть 1 и 3-е отд-ния, 2-я же - 2 и 4-е. Соотв-но этому разделению, нечетныя отд-ния размещаются на пр. стороне к-бля, а четныя на левой; все суд. расписания команды составляются, придерживаясь того же деления (см. Боевое расписание). В крайних случаяхь, обусловливаемых работой или опасностью, вахта несется командой повахтенно, т.-е. наверху находится половина всех н. ч. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахт. нач-к сменяется старш. оф-ром. Термин "боевая вахта" относится к машин. команде, находящейся в машине и кочегар. отд-ниях во время боя; она комплектуется лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машин. команда идет согласно боев. расписанию на пополнение строев. н. чинов у орудий, мин. аппаратов и подачи. |
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ, ведется во время плавания на всех кораблях флота. В него записываются главн. события и обстоятельства внутр. и внеш. жизни корабля. У нас В. ж. ведется согласно ст. 447 мор. устава, и правила ведения помещены в начале кажд. журнала. Одновр-но ведутся выписки из В. ж. о переменах в личн. составе и о времени плавания самого к-бля. Как эти выписки, удостоверенныя подписью ком-ра к-бля, так вообще всякая запись, внесенная в В. ж., являются офиц. документом, имеющим в отношении к-бля силу юридич. доказательства. В начале В. ж. помещаются таблицы, в к-рыя вносятся девиация компасов и все данныя, полученныя при каждом уничтожении и полном определении девиации; затем в отд. графах записываются: время, курс судна, поправка курса, показание часа, число пройденных миль, направление и сила ветра, состояние погоды и моря, высота барометра, темп-ры наруж. воздуха и моря и нек-рыя др. сведения, замечания и выдающияся распоряжения ком-ра и, наконец, все случаи внутр. судовой жизни и те из внеш. окружающих к-бль и касающихся его обстоятельств, к-рыя имеют для него какое-либо значение и впоследствии дадут возм-сть проследить все плавание и судовую деят-сть со всеми сопровождавшими ее случайностями. В В. ж. сверх того отмечаются результаты определений места к-бля, количество и расход разл. запасов. В наст. время (1911 г.) правила ведения В. ж. в нашем флоте подвергаются нек-рым изменениям, и выработан особый образец В. ж. для подводн. судов. По сдаче В. ж. с судов они хранятся неск. лет в гл. гидрогр. упр-нии в Спб., а затем сдаются на дальнейшее хранение в арх. мор. мин-ства. Новые журналы выдаются из порт. упр-ний прошнурованными, за номерами и подписью ком-ра порта или его помощника. |
ВАХТЕР. Интенд. заведения (вещевые склады, продовольствен. магазины и т. п.) обслуживаются служит. командами, к-рыя в зависимости от их числ-сти подчиняются или нач-ку служит. команды (об.-оф-р), или фельдфебелю. Ближайшими нач-ками служителей являются младш. и старш. В., соответствующие младш. и старш. у.-оф-рам в строю. На должности В. назначаются по общ. правилам н. ч., успешно окончившие курс учебн. команд, к-рыя учреждены в кажд. воен. округе при вещев. складах или иных интенд. заведениях. Нек-рые продовольств. магазины 4-го кл. находятся в заведывании В. (напр., в Кавказ. воен. округе). На обязанности В. лежат: проветривание, счет и взвешивание вещей и припасов, безотлучное нахождение как при приеме вещей и припасов в магазины и склады, так и при отпуске их из магазинов, сохранение вещей и припасов в целости с клеймами на них прием. комиссий и предохранение от порчи, сохранение в магазинах и складах чистоты и опрятности и ближ. надзор за рабочими. (Кн. IV. Св. штат., изд. 1893 г., штаты №№ 1-17; кн. XII С. В. II. 1869 г., изд. 3-е, пр. по в. в. 1886 № 176, 1900 № 307) |
ВАХТИН, Василий Васильевич, отс. кап. 1-го р., мор. писатель и педагог. Род. 6 апр. 1841 г. Образование получил в мор. кад. к-се; в 1861 г. выпущен в гардемарины; в 1863-66 гг. совершил кругосв. плавание на корветах Рында и Калевала и клипере Абрек. В 1868 г., в чине лэйт-та, назн. ком-ром тендера Кадет; плавал летом в отряде судов мор. уч-ща и состоял в нем отделенным нач-ком, а с 1878 до 1883 г. - рот. ком-ром. Зачисленный в этот году по флоту, В. сдал ком-ние тендером, посвятяв себя исключ-но воспитанию и обучению кадет к-са. В этот период изданы его учебники: "Морская практика" и "Объяснительный мор. словарь" (сокращ. изд. "Кратк. мор. словарь"). Последние годы службы В. состоял инсп-ром Имп. уч-ща правоведения, вышел в отставку в 1890 г. Ум. в 1905 г. Сотрудничал в "Мор. Сб.", помещая в нем оригин. статьи и переводы, из коих следует отметить его описание сев. экспедиции Беринга. |
ВАХТМЕЙСТЕР, гр., Ганс, г.-адм. швед. флота (1640-1714 гг.), основатель Карлскроны. Во время Сконенской шведско-датской войны (1675-79), в неудач. для шведов бою перед бухтой Кеге, В. командовал ар-рдом. В 1678 г. он вступил в ком-ние швед. мор. силами, а после заключения мира б. назн. гл-щим флотом. Во время войны 1699-1700 гг. швед. флот, под ком. В., совместно с англ. и голл. флотами бомбардировал Копенгаген. С нач. войны (1709-20 гг.) и до своей смерти (в 1714 г.) В. находился во главе швгд. флота. В 1710 г. он сражался с дат. флотом, под ком. Гильденлеве, в бухте Кеге. Выполняя поставленную ему в этой войне гл. цель - перевозку швед. сухоп. сил в Померанию и их снабжение - В. действовал нерешительно и терпел неудачи. ----------------------------------- ВАХТМЕЙСТЕР, гр., Ганс, адм. швед. флота, сын предыдущаго. В 1715 г., командуя отрядом (4 корв., 2 фрег.), имел бой близ Фемарна с дат. эс-дрой Габеля (7 корв., 2 фрег.); отступая после боя, выбросился со всем отрядом в Кильской бухте, после чего сдал к-бли и сдался сам со всем личн. составом. В кампанию 1716 г. В. командовал в Балт. море эс-дрой (14 корв., 6 фрег.) и пытался напасть на рус. флот у Данцига, но опоздал; рус. эс-дра ушла. В 1720 г., командуя эс-дрой, заставил рус. крейсера отойти от Данцига. |