Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БАР"-"БАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БАР"-"БАС")

Бард

БАРД, местечко в итальянск. провинции Турин, основанное, по преданию, Ганнибалом, с крепостцой того же имени. Известна сопротивлением, оказанным армии Бонапарта в 1800 г. и едва не разрушившим весь план Маренгской операции. С 14 по 20 мая 1800 г., 40-тыс. армия Бонапарта прошла из Швейцарии через С.-Бернард, чтобы выйти в тыл австр. армии Меласа, занимавшей сев. Италию. Авангардная дивизия Ланна, спустившись в долину г. Аосты, разбила встреченный здесь австр. отряд и, преследуя его, неожиданно наткнулась на форт Б. Форт увенчивал одинокую пирамидальную скалу на лев. берегу р. Доры-Балтеи, держа под огнем всю долину с проходящей дорогой и лежащее у подошвы местечко того же имени. Форт имел двойную ограду и защищался гарниз. из 400 чел. при 22 ор. под нач. кап. Бернкопфа. Прочныя казармы укрывали гарнизон со стороны командующей горы Альбаредо, находившейся в разстоянии ружейн. выстрела. Французы быстро овладели местечком, но рекогносцировка форта выяснила безнадежность его штурма. Двукратная попытка штурма была отбита с большими потерями. Тогда с огромн. трудом разработали тропинку через гору Альбаредо, по которой направилась в обход форта пехота и конница. Орудия и зарядн. ящики протаскивали по ночам мимо крепостной стены на веревках. Так. обр., армии удалось миновать дефиле и продолжать движение в Ломбардию. Для осады Б. оставлена дивизия ген. Шабрана, которая в непродолж. времени принудила форт капитулировать. Современный форт Б., построенный в 1825 г., располож. на крутом холме в виде неправильн. четыреугольника. Казематы форта увенчаны 2-ярусными, а с сев. стороны - 3-ярусными казематирован. батареями. Вооружение 150 ор., из которых 65 обстрелив. дорогу из Аосты. Гарнизон - 1.500-1.800 чел. Западнее форта передвижн. мост через р. Дору. Для воспрепятств. обходу через гору Альбаредо, левым берегом реки, на высотах в начале 90-х годов были построены батареи Махалей и форт Колло. Крепостца запирает шоссе и жел. дорогу Аоста - Турин. (M. Dumas, Précis des événements militaires etc., v. I, Paris, 1816; Angodat, Aperçu historique, Paris, 1864).

 

 

Барж, Яков Савич

БАРЖ (Барш), Яков Савич, вице-адмирал. Начал службу в русском флоте в 1713 г. В 1734 г., командуя кораблем Леферм, принимал участие в осаде Данцига. В 1739 г. Б. был назначен начальником Днепровской флотилии и, по ходатайству графа Миниха, произведен в контр-адмиралы. В 1743 г., начальствуя над Ревельской эскадрой, Б. крейсеровал в Балтийском море для наблюдения за шведским флотом, а в то же время, вследствие указа Имп. Елисаветы от 23 ноября 1747 г., адмиралт.-коллегия поручила Б. разведение устриц на берегах Финскаго залива, но, несмотря на его старания, предприятие это не имело никакого успеха. В 1754 г. Б. был назначен председателем комиссии для собрания всех узаконений, относящихся к флоту. Скончался Б. в Петербурге в ноябре 1755 г.

Баржа

БАРЖА, судно для перевозки грузов на рейдах; в зависимости от рода груза Б. получают специальныя названия; артиллерийских, минных, угольных, мусорных и др. Мусорныя Б. поддерживают чистоту рейдов и гаваней, предохраняя их от засорения отбросами с судов, или обслуживают землечерпательные караваны, перевозя добытый ими грунт и ил, для чего имеют особо устроенныя откидныя днища. Артиллерийския и минныя Б. снабжаются внутри особыми устройствами и стелажами для перевозки этих тяжелых и ценных грузов. Назначение угольных Б. - доставлять уголь из береговых складов к борту корабля для погрузки. Б. строятся из дерева и из стали. Б. прежде называлась одна из разновидностей шлюпок (см. это слово1).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Бари

БАРИ (Bari delle Puglie), город и коммерч. порт итальянск. провинции того же имени на берегу Адриатическаго моря, в шир. 41°8′ сев. и долг. 16°55′ вост. от Гринвича. Гор. Бари лежит на жел.-дор. линии Фоджиа - Отранто, в 120 кмл. от Бриндизи, имеет ок. 80 тыс. жит., хорошо защищенную брекватером гавань, доступную для больших судов. Глуб. канала 251/2 фт. длина набережн. 45.000 фт., большия суда становятся на якорь у брекватера; прямые рейсы в Венецию. Вывоз - вина, олифы, лимоны, фиги, мыло; ввоз - камен. уголь, хлопок, шерсть, железо, нефть, зерно, табак. В 1799 г., после временнаго захвата его якобинцами, Б. был приведен к повиновению неаполитанскому королю отрядом кап. 2-го ранга Сорокина, посланным из Корфу адм. Ушаковым по просьбе неаполитанских монархистов. Возстановив порядок в городах Бриндизи, Монополи и Мола, Сорокин с 4 фрегатами 2 мая 1799 г. подошел к Б. Еще до постановки отряда на якорь к Сорокину прибыла из города депутация с уверениями в преданности королю. На следующий день Сорокин высадил на берег десант в 150 чел. при 4 орудиях, занял форты и вступил в город, при чем жители приветствовали русских моряков радостными возгласами в честь Императора Павла.

Баритовый порох

БАРИТОВЫЙ ПОРОХ, первая попытка устранить важный недостаток чернаго пороха, выражавшийся в быстроте его горения. Это имело следствием быстрое развитие сейчас же по воспламенении заряда высоких давлений, рискованных для прочности орудий. Бельгийский маиор Винан предложил заменить калиевую селитру целиком или частью баритовою селитрою, что делало порох медленнее горящим. Однако, увеличение плотности и величины зерен чернаго пороха дало, как показали сравнительные опыты в Пруссии в 1866 г., еще более решительный результат, что и привело к введению призматическаго пороха увеличенной плотности.

Барк

БАРК, парусное судно с тремя мачтами и более, из коих задняя имеет тендерское вооружение, т.-е., стеньгу и только косые паруса, а остальныя мачты снабжены полным вооружением, состоящим из стеньги, брам-стеньги, реев, прямых и косых парусов.

Барказ

БАРКАЗ. См. Шлюпка1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Баркалон

БАРКАЛОН (от итал. barca longa), тип судна, строившийся только для Азовскаго флота Воронежскими верфями или кумпанствами при Петре И (1696-1701 гг.). Несколько схожие с галеасами, баркалоны расчитывались на далекия морския путешествия и имели 110-120 фт. длины, 25-30 фт. ширины и от 7 до 8 фут углубления. Вооружение их состояло из 26-44 пушек.

Барклай-де-Толли, Михаил Богданович, князь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барнаби, Натаниель

БАРНАБИ, Натаниель, известный англ. кораб. инженер. Родился в Чатаме, в 1829 г. Один из основателей старейшаго англ. общества морских инженеров (Institution of Naval Architects), Б. с 1870 по 1885 г. был главным инспектором кораблестроения англ. воен. флота. Сэр Б. считается одним из главных инициаторов введения новых, более целесообразных правил для распределения и конструирования водонепроницаемых переборок на больших судах.

Барнаульский, 12-й пехотный Сибирский полк

БАРНАУЛЬСКИЙ, 12-й пех. Сибирский полк, согласно Высочайшаго повеления 5 июля 1900 г., имеет старшинство со дня учреждения в Тобольске гарнизоннаго полка, т. е. с 19 февраля 1711 г.; 13 ноября 1727 г. полк назван Енисейским гарнизонным, из котораго в 1762 г. выделена Колывано-Воскресенская команда, переименованная 26 авг. 1764 г. в Колывано-Воскресенский баталион. 3 янв. 1802 г. бат-н назван Колывано-Воскресенскою горною штатною командою, а 21 апр. 1820 г. - горным бат-ном № 4. 29 апр. 1829 г. бат-н переименован в Сибирский линейный № 12, а 27 окт. 1830 г. - в Сибирский линейный № 10. 18 марта 1865 г. бат-н назван Алтайским горнозаводским бат-ном, а 1 мая 1871 г. сведен в Барнаульскую местную команду. В 1899 г. из команды был образован 5-ротный Б. рез. бат-н. 9 июля 1902 г. к наименованию бат-на прибавлен нумер 12-й. По случаю войны с Японией, Б. бат-н мобилизован в полк. 10 июня 1904 г. в составе отряда ген. Мищенко участвовал в бою под дер. Сандяю, а 13-14 июня - в бою на позициях впереди дер. Мугую и Сандяю. В бою под Дашичао 11 июля весь день позиция полка была под огнем, и успешно отбиты 4 атаки японцев. Под Ляояном Б. полк 17 авг. атаковал д. Чжуцзяпудзы и, взяв ее в ночь на 18 авг., отбивает атаки японцев, пытавшихся вновь овладеть деревней. 20 авг. ведет наступательный бой у д. Шицяоцзы с целью оказать поддержку соседу. В Шахэйском сражении 28 сент. полк выдвинут был в боевую часть для прикрытия отступления бригады 31-й пех. дивизии (May) и выдержал упорный 2-дневный бой 28 и 29 сент., приняв на себя удар превосходных японских сил. После значительных потерь временно был в 2-бат-ном составе. В Мукденских боях части полка попали в разные отряды, но везде действовали блестяще. В ночь с 12 на 13 фев. 1905 г. 1 бат-н полка выбивает японцев, захвативших линию сторожевого охранения Тобольскаго полка, а 16 февр. бат-н отбивает атаку японцев, 21 февр. 9-я рота вместе с ротами 18-го Вост.-Сиб. стр. полка берет обратно занятый японцами окоп. 24 февр. японцы под покровом песочнаго урагана перешли р. Хуньхэ у Киузаня. 1-й и 3-й бат-ны под командой ком-ра полка полковн. Добротина временно задерживают их и, оттесненные далее, 25 февр. у д. Мадюэнза вновь преграждают путь наступления японцам. За боевыя отличия Б. полк получил Георгиевское знамя с надписью "За Дашичао 10-11 июля 1904 года". В 1906 г. полк переформирован в 2-бат-ный резервный. В 1910 г. полк пошел на сформирование 44-го Сиб. стрелк. полка, которому 15 янв. 1911 г. присвоено старшинство и надпись на Георгиевском знамени Б. полка. (М. К. Соколовский, История Б. полка; Журнал воен. действия Б. полка, изд. под ред. С. Н. Писарева, 1906 г.).

Барнс, Фредерик

БАРНС, Фредерик, англ. кораб. инженер. Родился в 1826 г. Всеобщую известность Б. приобрел разработанным им способом расчета остойчивости судна, опубликованным в сборнике английскаго общества Institution of Naval Architects за 1861 г. Он также участвовал в составлении известнаго руководства по кораблестроению проф. Ранкина Shipbuilding: Theoretical and Practical.

Барр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баррикады

БАРРИКАДЫ (завалы), заграждения, из разнаго рода подручных материалов и предметов поперек дорог и улиц, у мостов, в горных проходах и проч., с целью задержать в этих местах неприятеля, а также для упорной внутренней обороны населен. пунктов. При устройстве Б. на булыжн. мостовых, последния разбираются на некотором протяжении спереди и сзади Б., а самыя Б. складывают из этого камня и, в случае устройства обороны из-за них, прикрывают слоем земли из вырытаго впереди рва. Для лучшаго обезпечения Б. от штурма их усиливают еще искусствен. препятствиями. Чтобы выполнить свое тактическое назначение, Б. должны иметь оборону непосредственно из-за них или обстреливаться действительн. ружейным и пулеметн. огнем из расположенных по сторонам и сзади зданий и построек. Чтобы не прерывать Б-ами совсем сообщения вдоль улиц и дорог, их нередко устраивают из 2 или 3 частей, друг за другом, образуя попеременно то с одной, то с другой стороны узкие проходы. Самое действительн. средство против Б. - артиллерийский огонь, почему подготовка атаки Б. этим огнем всегда должна быть обязательной при малейшей к этому возможности. Пехотная атака Б. всегда будет сопряжена с трудностями и сопровождаться большими потерями, как атака фронтальная, притом узким и глубоким фронтом. Поэтому особенно необходимым является производство до штурма тщательной разведки и попытки сделать обход Б. через ближайшие дома, дворы, сады и боковыми улицами и дорогами. Для такой разведки и обхода пехоте должны быть приданы саперы с разнаго рода инструментами, лестницами и подрывными патронами. Военная история дает немало примеров устройства Б. и боевых столкновений на них. Так: 1) при защите Сарагоссы в 1808 г., устроенныя испанцами Б. много способствовали успешности и упорству обороны города; 2) во время движения марш. Сульта к Лиссабону в 1809 г. португальцами был забаррикадирован мост через р. Тамегу у гор. Амаранты. Французам, благодаря этому, пришлось форсировать в этом месте переправу с тяжелым боем, большими потерями, применять подрывн. средства и потратить около двух недель времени; 3) во время Кавказск. войн нашими войсками и горцами широко практиковалось устройство завалов, т.-е. тех же Б. из срубленных деревьев, земли и камней; 4) во время франко-прусск. войны 1870-71 гг., при обложении Парижа, там была образована особая баррикадная комиссия, и в Париже уже в окт. 1870 г. начали строиться и подготовляться Б. Германския войска в свою очередь устраивали Б. на путях, ведущих к Парижу. - Б-ныя заграждения могут быть и постоянными, устраиваемыми заблаговременно, главн. обр. для заграждения и обороны горных проходов. Как на примере таких Б., можно указать на оборону этого рода у Берзецио в Италии, у горнаго прохода Коль-де-Ларош. Новый частный случай применения Б. может иметь место для борьбы с бронирован. разведочными автомобилями. Б. в этом случае должны устраиваться при выставлении сторожев. охранения, при чем располагаться несколько впереди застав под наблюдением особых постов. Большое применение такия охранительн. Б. найдут себе в действиях под крепостями.

Барро

БАРРО (fort Barrault), франц. форт в Альпах, у итальянск. границы, на прав. берегу р. Изер, у сев. входа в долину Гризиводан, между Альбертвиллем и Греноблем. Как укрепление старой постройки, форт Б. большого оборонительн. значения не имеет, а лишь играет некоторую роль в связи с новыми фортами, построен. на лев. бер. Изера в окрестностях г. Моданы. Эта так наз. Моданская позиция запирает пути сообщения к вершине Мон-Сенисскаго перевала и жел.-дор. путь от Шамбери и Альбертвилля к ю. через Мод-Сенисский тунель в Италию на Турин. Форт Б. построен в конце XVI стол. герц. Савойским во время войны его с франц. королем Генрихом IV и вскоре после того перешел во владение Франции.

Барроу

БАРРОУ (Barrow in Furness), англ. порт в сев.-зап. Ланкашире, на вост. берегу Ирландскаго моря, в шир. 54° 4′ сев. и долг. 3° 10′ зап. от Гринвича. Населения города в 1910 г. было ок. 60.000 жит. Порт, известный, гл. обр., как место нахождения одного из наибольших частных судостроит. заводов Англии - Виккерс, Максим и К°, имеет хорошую гавань с доками и набережной для причала больших судов; глуб. в приливе достигает 311/2 фт. Вывоз - железн. изделия, ввоз - зерно.

Барсов, Александр Андреевич

БАРСОВ, Александр Андреевич, ген. от арт.; род. в 1823 г., воспит. в 1-м Кад. корп., выпущ. в прапорщики 20 арт. бр. в 1843 г. Со своей бригадой Б. в 40-х и 50-х г.г. участв. в Кавказской войне и в Восточн. войне 1853-55 г.г. на азиатск. ея театре. В Русск.-Тур. войну 1877-78 г.г. ген.-м. Б. стоял во главе артил. Эриванскаго отр. ген. Тергукасова, деятельно участвуя в боев. действиях. В числе нескольк. боев. нагр. за эту кампанию он получ. орд. св. Георгия 4 ст. Занимая потом должности нач-ка артил. корпус. (9-го и 12-го) и ком-ра корп. (9-го), Б. в 1893 г. б. назнач. на пост. товарища ген.-фельдц-ра, который и занимал до 1899 г., когда б. назнач. членом Воен. Совета. Ум. 27 марта 1908 г. ("Рус. Инв." 1908 г. № 74).

Генерал-от-артиллерииА. А. Барсов.(См. т. IV, стр. 398).

Генерал-от-артиллерииА. А. Барсов.(См. т. IV, стр. 398).

Бар-сюр-Об

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барт, Жан

БАРТ, Жан (Jean Bart), знаменитый франц. корсар; род. 21 окт. 1650 г. в Дюнкирхене, в бедной рыбачьей семье, с ранняго детства плавал на мелких судах, занимавшихся провозом контрабанды. Юношей поступил в голландский флот и боевое крещение получил в англо-голландск. войне 1665-67 гг.; как только Франция приняла участие в этих войнах, Б. вернулся на родину, вооружил купеческий корабль и, командуя им, заслужил репутацию безумно смелаго и всегда удачливаго корсара, обратив на себя внимание самого Людовика XIV, который наградил его чином лейтенанта. Б. нападал не только на мелкия воен. суда, но и на фрегаты, подходя к ним вплотную и стремясь свалиться на абордаж. По окончании войны Б. перенес свою деятельность в Средиземное море и здесь стал грозою многочисленных африканских пиратов. В следующей англо-голдандск. войне (1688-97 гг.) Б. попал в плен к англичанам, но вместе с другим отважным французом Дюгэ Труеном бежал из плена, после чего был произведен в капитаны франц. королевскаго флота и в сражениях при Бичи-Хэде и Лагосе командовал боевыми судами. Тем не менее, главная его деятельность протекала в крейсерских операциях. По его совету в Дюнкирхене, заблокированном англичанами, б. вооружен небольшой крейсерский отряд, командуя которым, Б. неоднократно прорывал блокаду и причинял много хлопот англ. торговле. Так, в 1692 г. он захватил целый караван англ. купцов вместе с военным конвоем из 3 небольших воен. кораблей; в том же году Б. уничтожил свыше 80 рыбачьих англ. судов. В голодный 1694 г. он привел во Францию свыше 100 купеческих судов, нагруженных хлебом; при этом Б. с 5 франц. крейсерами разбил голландский конвой, состоявший из 8 воен. судов, из которых 3 вместе с адмиральским кораблем попали в плен к французам. За этот подвиг Людовик XIV наградил знаменитаго корсара дворянским званием. Через 2 года Б. снова напал в Английском канале на голландский отряд, конвоировавший торговый караван, захватил 5 военных и 30 купеческих судов; в виду появления новаго неприят. отряда из 14 кораблей, Б. должен был сжечь свои призы, но сам ушел от несравненно сильнейшаго неприятеля. Смелые набеги франц. корсара наносили такой ущерб англ. торговле, что Англия временно отказалась от принятой системы конвоирования купеческих караванов. Последним подвигом Б. был прорыв блокады в 1697 г., когда он привез в запертый англичанами Данциг принца Конти, франц. претендента на престол Польши. Война за испанское наследство сулила Б. новые лавры, но 27 апр. 1702 г. он умер, оставив франц. флоту наследника сына, - который впоследствии достиг адмиральскаго чина, - и целую плеяду славных учеников. (Badin, Jean Bart, Paris, 1867; De La Laudelle, Etudes marines, Jean Bart Et son fils, Paris, 1874; Werncz, Berühmte Seeleute, Berlin, 1882).

Барфлёр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барцелона

БАРЦЕЛОНА, гл. гор. испанской провинции того же имени, в Каталонии, на бер. Средиземн. моря, около устья р. Лобрегат; важный военный и торговый порт; население 533.000 чел. Военное значение имеет, благодаря форту Монхуич, который командует над долиной р. Лобрегат и служит единственным проходом через Каталонския горы внутрь страны. Б. основана римлянами; в 415 г. по Р. Х. завоевана вестготами; в VIII ст. - аравитянами, от которых в 801 г. отнята Людовиком Благочестивым. Неоднократно выдерживала осады и служила во время испанских междоусобий главн. пунктом частых в Испании возстаний и революций. Б. была осаждаема несколько раз; 1) французами в 1697 г., когда ген. Вандом обложил ее с суши с 28 тыс. чел., а франц. флот (43 корабля) отрезал ее от моря; после продолжительнаго сопротивления крепость сдалась на капитуляцию; 2) в 1705 г., в войну за испанск. наследство, - войсками эрцгерц. Карла и десантом англо-голландцев (8 тыс. чел.) адм. Петерборо; после овладения союзниками фортом Манхуич (в сент.) комендант Веласко сдал крепость; 3) в 1706 г. - французами (22 тыс. чел.) марш. Пиессе и франц. десантом (10 тыс. чел.) с судов; в апреле был взят ф. Манхуич, но появление у Б. англо-голландск. флота вынудило Пиессе прекратить осаду и отойти на с.; 4) в 1714 г. французами - под руководством знаменитаго инженера Вобана; после правильной осады против сев. фронта был произведен штурм, и крепость взята и 5) в 1808 г., во время испано-португальской войны (1807-14 гг.), когда после поражения под Байленом франц. ген. Дюгем заперся в Б., где был осажден испанцами ген. Вивеса; на выручку Дюгему направился С.-Сир, совершивший быстрый и смелый марш от креп. Роза к Б. Навстречу ему двинулся Вивес, но в дек. 1808 г. при Кардеде был разбит французами. Б. была освобождена и оставалась затем в руках французов до 1814 г. Б. соединена подводными кабелями: с Марселем (с 1874 г.) и с о-вом Маиоркой (с 1907 г.).

 

 

Барьерные ворота

БАРЬЕРНЫЯ ВОРОТА, деревянныя ворота для запирания выходов из полевых и временных укреплений и обезпечения их от нечаяннаго нападения. В настоящее время Б. ворота в укреплениях не устраиваются.

Барьер-форт

БАРЬЕР-ФОРТ. См. Форт-застава1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Барьеры кавалерийские

БАРЬЕРЫ КАВАЛЕРИЙСКИЕ, искусств. препятствия, употребляемыя в кавалерии при обучении верхов. езде и при выездке лошадей, а также на офицерск. скачках. Специальное название Б. носят препятствия, имеющия вид плетня или забора (Б. соломен., хворостян. деревян. и т. п.), но под этим выражением часто подразумевают вообще препятствия всех видов. Кроме того, Б. назыв. также и стена манежа. По Уст. стр. кавал. сл. (изд. 1904 г.) для упражнения всадника и лошади в прыгании через препятствия полагается иметь: 1) соломен. Б.; 2) хворостяной Б. (хердель); 3) переносную канаву, состоящую из деревян. рамы с брезентом; 4) ров (канаву) в открытом манеже; 5) вал в открытом манеже. В Наставл. для выездки кавал. лошади (1910 г.), кроме того, указаны чухонский забор или деревян. Б. и стенка. Устройство всех этих препятствий и размеры их видны из чертежей, приложенных к уст. 1904 г. По уст. 1904 г. соломен. Б. должен б. устроен на стойках так, чтобы от толчка зацепившей его лошади он свободно падал. Однако в последн. время стал проводиться взгляд, что только на непадающих препятствиях лошади приучаются прыгать внимательно и с верным расчетом. Соответственно этому взгляду в наставлении 1910 г. указано, что препятствия должны быть построены так, чтобы они ни в каком случае не падали. На парфорсных охотах Офицерск. кавал. школы для офицеров старш. курса препятствия доводятся до 1 арш. 12 верш. выс. и 6 арш. шир. На спортивных состязаниях, напр., на concours hippique в Михайловск. манеже в Спб. в 1911 г. препятствия достигали 2 арш. 11 верш. высоты, а на кон. состязаниях 12-го гус. Ахтыр. п., устроен. в том же году в м. Межибужье, Б. служила спец. выстр. из земли и дерна крестьянск. хата, высот. 2 саж.

Барэ-Зунд

БАРЭ-ЗУНД, узкий и извилистый фарватер между о-вами Барэ и Орс-Ландет в Б.-зундских шхерах, расположенных между Поркалауддом и Тверминэ. Из всех шхер Финскаго залива этот архипелаг считается наиболее развитым и наиболее пригодным для активной обороны; высокие, поросшие густым лесом острова, 2 продольных фарватера, из которых южн. доступен на всем протяжении судам с 18-футовой осадкой (сев. - 8-футовой), несколько удобных выходов в открытое море и, наконец, самое положение всего архипелага в горле Финскаго залива указывает на то, что раион этот может сыграть весьма видную роль в военное время, как естественная база для операций минных флотилий. Недостатком Б.-зундскаго раиона является чрезвычайная узость его фарватеров, которые без труда могут быть закупорены затоплением нескольких небольших судов. Важное значение в стратегическом отношении имеет ограничивающий на з. этот раион совершенно укрытый Тверминский рейд, доступный даже для больших кораблей и по размерам своим способный вместить целую эскадру; от него 24-футовой фарватер идеть к г. Экнес, лежащему на жел. дороге Хювенке - Гангэ. Обычно Б.-зундский архипелаг замерзает на 41/2 месяца (с конца декабря до начала мая). Во время наших войн со шведами Б.-зундский архипелаг и в частности Экнес постоянно служили убежищем и базой неприятельским шхерным флотилиям и каперам, безпокоившим нашу торговлю. 5 сент. 1789 г. русский отряд, под нач. кап. 1-го ранга Тревенена (четыре 66-пуш. корабля, два 38-пуш. фрегата, несколько мелких судов) атаковал шведскую флотилию (1 фрегат и 15 галер), защищавшую вход в Б.-зунд под прикрытием судовых батарей. Когда русским кораблям удалось подойти на дистанцию пушечнаго выстрела, шведы после короткой перестрелки отступили, при чем потеряли две галеры и все пушки на берегу. Из русскаго отряда погиб один корабль (Сев. Орел), попавший на камни. В войне 1854-55 гг. союзники неоднократно пользовались Б.-зундом, как надежной стоянкой для мелких судов.

Барятинские, князья

БАРЯТИНСКИЕ (Борятинские), князья, потомки Рюрика, ведут свой род от св. кн. Михаила Черниговскаго. Наиболее замечательными военными деятелями из них являются:

1) Яков Петрович Б., соратник кн. М. В. Скопина-Шуйскаго. В "Смутное время" он удачно действовал против "воров" и поляков, взял Вязьму и Белую, очистил Дорогобуж от воровск. и литовск. банд с отличием участвовал в Калязинском сражении и был убит в Клушинской битве (24 июня 1610 г.).

2) Данила Афанасьевич Б., боярин. В 1662 г. разбил при Благовичах (Могилевск. губ.) поляков, в 1670 г. участвовал в усмирении Разинскаго бунта; очищая волжские города от "воров", он в течение октября разбил их "на восьми боях", взял приступом Козмодемьянск и разбил под ним вновь появившихся черемис и "воров". В 1673-77 гг., будучи воеводою в Томске, успешно боролся с бунтовавшими киргизами; в 1687 г. - участвовал в Крымском походе. Петром И б. пожалован в бояре.

3) Юрий Никитич Б., воевода Царя Алексея Михайловича. Участвуя в польской войне, он 23 окт. 1655 г., вместе с кн. С. Урусовым, одержал победу над поляками при Белых Песках, а затем при Верховичах; в 1659 г. разбил под Киевом малорос. полк. Яненко, сторонника гетмана Выговскаго. В 1660 г. Б. отказался признать условия невыгоднаго для России мира, заключеннаго с поляками старш. воеводой В. Б. Шереметевым, и не вывел своих войск из Переяславля, Нежина и Чернигова, вследствие чего мир не состоялся. После этого Б. участвовал в сражениях под Васильковом, Ригою, Смоленском и др.; в 1664 г. очистил от поляков Брянск. В 1670 г., во время Разинскаго бунта, он одержал над мятежным атаманом блестящую победу под Симбирском, которою, по словам Н. И. Костомарова, "спас русский престол". За эту победу Б. б. пожалован боярином.

4) Иван Федорович Б., внук предыдущаго, сподвижник Великаго Петра. В войне со шведами он в чине бригадира командовал Вологодским (после Астраханским грен.) полком и за отличие при Грейгаме (27 июля 1720 г.) получил золотую медаль, выбитую в память этого сражения. В 1723 г. в Персидском походе Петра, будучи нач-ком отдельн. отряда, овладел Сальянской областью. В 1735 г. б. назначен Московск. ген.-губ-ром; в 1736 г. ему было поручено высшее воен. и гражд. упр-ние Малороссии, в 1737 г. он б. награжден чином ген.-аншефа. При организации крымских походов 1737 и 1738 гг. Б. немало потрудился при укомплектовании полков, заготовлении запасов продовольствия, снарядов и т. п. Ум. в 1738 г.

Барятинский, Александр Иванович, князь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баскаков, Вениамин Иванович

БАСКАКОВ, Вениамин Иванович, ген.-маиор, бывший проф. Николаевской акад. генер. штаба. Род. в 1861 г. Участвовал в русско-японск. войне. Из его трудов известны: 1) "Северная война 1700-21 г.г.", Кампания от Гродна до Полтавы 1706-1709 гг. Критико-историческое изследование. Вып. I, 1890. - 2) "Стратегия и тактика Суворова в Итальянской кампании 1799 г. для характеристики эпохи в военном искусстве (Суворов в сообщениях профессоров Никол. акад. ген. шт., кн. II), 1901. - 3) "1809. Генеральный штаб", "Воен. Сборн.", 1903 г., №№ 11, и 12, - 4) "1809. Из войны Франции против Австрии (подготовка французских войск)", "Воен. Сборн.", 1904 г., № 2. - 5) "Войны Империи. Поход 1809 г. Наполеона в Германию и Австрию", кн. I, 1904. - 6) "Походы 1796-97 гг. Бонапарта в Италии", 1904.

Басов, Дмитрий Павлович

БАСОВ, Дмитрий Павлович, поручик 1-й Вост.-Сиб. стрелк. артил. бриг., известен пробегом, который он совершил, по окончании русско-японск. войны верхом на коне "Могол" из г. Херсу (в Маньчжурии) в Спб., пройдя всего 8.700 вер. в 8 мес. и 3 дня. ("Воен. Сборн.", 1906 г., № 12; 1907 г., №№ 1 и 2).

Басон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бассано

БАССАНО, гор. на р. Бренте в Италии, замечателен боями между франц. и австрийц. в камп. 1796 и 1813 г.г. Наибольшаго внимания заслуживают: 1) Бой 8 сент. 1796 г. После сраж. при Кастилионе, которым закончилась первая попытка австрийцев освободить осажденную французами креп. Мантую, фельдмарш. Вурмзер отступил в Тироль, а ген. Бонапарт снова занялся блокадой Мантуи. В конце авг. 1796 г. Вурмзер, усиленный новыми подкреплениями, получил приказание вторично идти на освобождение Мантуи и удержать этим Бонапарта от вторжения в Тироль. План для этого наступления сводился: часть армии (19 тыс. чел.) под нач. ген. Давидовича была назначена для обезпечения Тироля; главн. же силы (26 тыс. чел.) под нач. Вурмзера должны были двинуться по долине р. Бренты к Мантуе. Давидович занял все южн. проходы Тироля. Главныя силы 1 сент. выступили из Триента в Б. Между тем Бонапарт для оказания содействия рейнской армии решил вторгнуться в Тироль. Дивизия Вобуа (11 тыс.) была двинута по зап. берегу Гардскаго оз., див. Массены (13 тыс.) - по вост. берегу, див. Ожеро (9 тыс.) - правее Массены через горы, дивизия Сагюге (10 тыс.) осталась у Мантуи; обезпечение тыла наступающих войск и прикрытие блокады Мантуи было возложено на войска Кильмена (3 тыс.), расположенныя на прав. берегу Адижа, между Вероной и Леньяно. Вобуа и Массена потеснили передовыя части Давидовича. 4 сент. Массена атаковал у Каллиано главныя силы последняго, принудил его отойти за р. Лавис и 5 сент., соединившись с Вобуа, занял Триент. Здесь Бонапарт узнал, что до сих пор он имел дело лишь с частью австр. армии и что главн. ея силы двинулись в Б.; Бонапарт, обезопасивши себя со стороны Давидовича дивизией Вобуа, с двумя дивизиями направился форсированным маршем к Б. с целью разбить Вурмзера. Последний находился в это время с главн. силами в Б., выдвинув авангард к Виченце и слабый отряд (3 бат-на) в Примолано для связи с войсками Давидовича. 7 сент. Бонапарт подошел к Примолано, окружил и взял в плен находившихся здесь австрийцев. Узнав о приближении французов, Вурмзер решился принять бой у Б. 8 сент. утром он выдвинул по обоим бер. р. Бренты 2 авангарда (6 бат-нов): 1-й к Солано, 2-й к Камполунго; главн. же силы расположил на позиции впереди города. В 7 ч. утра Массена и Ожеро, наступавшие от Чисмоне (Кисмоне) первый по прав., второй по лев. берегу, опрокинули австр. авангарды и затем, соединившись, атаковали главн. силы австрийцев. Бой продолжался пол-часа, и в результате дивизия Кваждановича, отрезанная от остальной армии, отступила по направлению на Фриул, Вурмзер же с прочими войсками двинулся к Леньяго, где 9 сент. переправился на правый бер. Адижа. Овладев городом, Бонапарт принял меры для преследования, но неудачно - Вумзеру удалось достич Мантуи. 2) Сражение 6 ноября 1796 г. произошло при третьей попытке австрийцев освободить осажденную Бонапартом креп. Мантую. Фельдцейхмейстер Альвинци с 28 тыс. 4 ноября переправился через р. Бренту у Б. и Фонтанива. Бонапарт мог противопоставить ему группу войск в Монтебелло (див. Ожеро и Массены, резерв Макварта и конницу Дюма, всего ок. 22 тыс.). Направив Массену против Фонтанива, Бонапарт с главн. силами устремился к Б. Массене удалось отбросить левое крыло австрийцев за р. Бренту, но у Б. австрийцы удержались, отбив все атаки Ожеро. На следующий день Бонапарт, получив неблагоприятныя известия из Тироля, поспешил отойти к Вероне. Потери каждой стороны доходили до 3 тыс. 3) Бои с 29 окт. по 1 ноября 1813 г. Наступление, предпринятое австрийцами с середине окт. 1813 г. из Крайны в Тироль, вынудило итальянск. вице-короля отойти от р. Изондо за р. Эч. Для обезпечения своего лев. фланга он выслал див. Гренье к Б. Находясь 26 окт. к ю.-в. от Б., Гренье узнал о приближении австр. отряда ген. Экгардта от р. Пиаве. 29 окт. Гренье двинулся против австрийцев, атаковал их 30 окт. у Касони, сбил и продолжал теснить до Кисмоне. Здесь 1 ноября он снова атаковал Экгардта на сильной позиции, но был отбит с большими потерями. На следующий день Гренье удерживал Б., пока франко-итальянская армия переправлялась через р. Бренту у Фонтанива. (М. И. Богданович, Поход 1796 года Бонапарта в Италию; Спб., 1860 г.; Кн. Голицын, Всеобщая воен. история новейших времен, Спб., 1874-75 г.; Клембовский, Обзор камп. 1796-97 г.г. в Италии и Германии, Спб., 1890 г.; Баскаков, Революционныя войны, Спб., 1904 г.; Prècis, Des campagnes De 1796 et 1796 en Italie et en Allemagne, Bruxelles, 1889; U. Welden, Der Krieg Der Oesterreich in Italien gegen die Franzosen in Den Jahren 1813-14, Graz, 1853).

 

 

Бассейн опытовый

БАССЕЙН ОПЫТОВЫЙ, специальный бассейн, в котором производятся гидро-механические опыты, имеющие целью, главн. образ., определение величины сопротивления воды, испытываемаго при движении моделей судов, а также определение сопротивления движению и полезнаго действия моделей гребных винтов. Б. опыт. обязан появлением знаменитому английскому инженеру-теоретику Вильяму Фруду, выяснившему возможность определения сопротивления судна (а значит, и силы, необходимой для движения судна с известной скоростью) по сопротивлению его модели и построившему для этой цели в 1871 г., при содействии английскаго адмиралтейства, первый Б. в Чельстон-Кросс (Chelston Cross), около порта Торкей (Torqay). Имел длину ок. 85 мтр., при ширине в 11 мтр. и глубине ок. 3 мтр. Блестящий успех Фрудовских опытов привел к постройке целаго ряда в различных странах. В 1884 г. был выстроен бассейн судостроительной фирмой "Денни и Братья" в Дембартоне (Dumbarton Англия), в 1886 г. - английским адмиралтейством в Хазларе (Haslar), близ Портсмута; в 1889 г. - итальянским правительством в Специи, в 1893 г. - русским морск. вед. в Спб., в 1899 г. - правительством Сев.-Амер. Соед. Штатов в Вашингтоне, в 1900 г. - сев.-германским Ллойдом в Бремергафене, в 1903 г. - германским правительством в Шарлоттенбурге близ Берлина и т. д. Из всех современных бассейнов самым длинным является бассейн в Бремергафене (164 мтр.), самым широким и глубоким - бассейн в Вашингтоне (131/2 мтр. и 41/2 мтр.). Все они устроены по Фрудовской системе. Сущность этой системы состоит в следующем. Над бассейном, вдоль него, может передвигаться на рельсах с желаемой скоростью тележка, на которой установлен динамометр с самопишущим прибором, непрерывно отмечающим на барабане напряжение динамометра, время и пройденный путь. Плавающая под тележкой модель судна, отлитая из парафина или деревянная, прикрепляется системой рычагов к динамометру тележки. Тележка при своем движении увлекает за собою модель, а самопишущий прибор дает непрерывную запись величины сопротивления модели и соответствующей скорости ея движения. В новейших бассейнах вся система приводится в движение электромотором, установленным на самой тележке. Кроме вышеупомянутаго динамометра, на тележке часто еще устанавливают самопишущий прибор для измерения осадки и дифферента модели во время движения и такой же прибор для измерения сопротивления моделей гребных винтов. (Т. Schwarz, Die Schiffbauindustrie in Deutschland Und im Auslande, Berlin, 1902, т. I; журн. "Schiffbau", 1900; Тейлор, The United States experimental Model basin, - в "Transactions of The American Society of Naval Architects and Marine Engineers" 1900; Eger, Dix, Und R. Seifert, Die Königliche Versuchsanstalt für Wasserbau Und Schiffbau in Berlin, Berlin 1908, Велленкамп, доклад его Eine neue Modell - Schleppmethode в журнале "Jahrbuch Der Schiffbautechnischen Gesellschaft" 1908).

Бассиньяно

БАССИНЬЯНО, сел. в Италии на р. По, ниже Валенцы, при котором произошел бой 1 мая 1799 года между русским отрядом г.-м. Чубарова и французскими войсками ген. Моро. После поражения на р. Адде Моро отступил за р. Тичино. Имея двоякую задачу - прикрывать Турин и поддерживать сообщения с войсками Макдональда, находившимися в Неаполе, - Моро одну часть своих войск направил к Турину, а с другою расположился, в ожидании прибытия Макдональда, на весьма сильной позиции между крепостями Валенцою и Александрией за рр. По и Танаро. В это время Суворов, заняв Милан, получил известие, оказавшееся впоследствии неверным, о приближении армии Макдональда, а потому направился с главн. силами к переправам р. По, и 26 апр. союзныя войска стояли уже на обоих берегах. Одновременно с этим получилось и другое известие об оставлении французскими войсками Валенцы. На основании этого фельдмаршал приказал Розенбергу послать 27 апр. от его колонны авангард г.-м. Чубарова (около 3 тыс. чел.), для занятия этого города. Великий Князь Константин Павлович, прибыв 26 апр. в главн. квартиру Суворова и сгорая нетерпением видеть военныя действия, отправился в отряд Розенберга. Г.-м. Чубаров для переправы через р. По избрал место близ сел. Борго-Франко, верстах в 7 ниже Валенцы, и того же числа подошел к месту переправы, но неприятель заблаговременно уничтожил все суда, т. ч. Чубарову только 30-го удалось устроить большой паром и приступить к переправе на о-в Мугароне против Б. На противоположном берегу обнаружены были неприятельские передовые посты, которые, однако, не пытались мешать переправе. Во всяком случае это доказывало, что Валенца, еще не покинута, о чем в то же время получено было известие и в главн. квартире. Вследствие этого Суворов 30 апр. посылает из Тартоны Розенбергу одно за другим приказание, - вернуться назад на присоединение к главн. силам. Но Розенберг, соблазнившись отсутствием помехи к переправе, решил завладеть Валенцой. Утром 1 мая весь аванг. Чубарова был на о-ве Мугароне, откуда уже легко можно было перейти в брод на правый бер. По. Розенберг выжидал накопления войск; переправа его главн. сил шла медленно. 1 мая аванг. Чубарова перешел с острова на прав. берег, отогнал аванпосты и занял близлежащия высоты. Французы (дивизии Гранье и Виктора, около 13 тыс. чел.) зорко следили за движением аванг. Чубарова, и когда он продвинулся вперед, атаковали его с двух сторон. Несмотря на большое превосходство в силах неприятеля, Чубаров, построив войска в каре, стойко отбивался, ожидая подхода помощи. Однако Розенберг, направившийся было за своим авангардом к Б., получил новое приказание Суворова и возвратился на сев. бер. По. Г.-м. Чубаров, оставленный без поддержки, выдерживал неравный бой против наседающаго со всех сторон противника в течение 8 час. и нес значительныя потери. По словам участника этого боя Грязева, войска "начали слабеть и силами, и духом и, наконец, совершенно разстроились". Лишь при помощи подкреплений (31/2 бат.), двинутых Вел. Кн. Константином Павловичем измученный аванг. Чубарова отступил к Б.; с трудом оттуда в темноте войска перешли на о-в Мугароне и перевезли артиллерию под прикрытием бат-на мушкатерскаго г.-м. Барановскаго полка. Но и на острове войска вынуждены были всю ночь провести под губительным огнем неприят. арт., т. к. переправа с острова на сев. берег была замедлена. Итальянцы-перевозчики обрезали канат у парома, который унесло течением вниз по реке, и прошло много времени, пока казаки его не остановили и не приспособили снова к переправе. Ночью переправляли раненых, а войска на острове должны были отражать попытки французов перейти через рукав реки. Только утром Чубарову удалось переправить на лев. берег остатки своего авангарда. Потеря: русских: офиц. 7 убит. и 50 ран., в том числе и сам нач-к авангарда ген.-м. Чубаров, нижн. чин. 1.200 чел. и 2 ор.; французов - 600 чел. (Милютин, История войны 1798 г., Спб., 1857 г.; Н. А. Орлов, Поход Суворова в 1799 г. по запискам Грязева, Спб., 1898 г.; Леер, Обзор войн Роосии, ч. I, Спб., 1885 г.).

 

 

Предыдущая страница Следующая страница