Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 30, "БУД"-"БУЛ")
БУДЖАК, южн. часть Бессарабской губ., состоит (см. карту в ст. Бессарабия) из низменной равнины степного характера, известной также под названием Ногайской степи; благодаря своему положению при л. рукаве устья Дуная, Килийском гирле, играл всегда важную историч. роль и имел большое воен.-стратег. значение. Уже Геродот упоминает расположенный здесь город Тирас, нынешний Аккерман. Во II в. после Р. Х. имп. Троян предпринял поход на эту страну, покорил ее и присоединил к Дакии. Страна эта постоянно подвергалась нашествиям разных кочевников: уг-ров, печенегов, половцев, монголов, сильно раззорявших ее. В половине XIV ст. Б. вошел в состав Молдавскаго княжества, а в 1503 г. б. присоединен к Турции, к-рой были сооружены здесь сильныя кр-сти: Аккерман, Бендеры и Измаил. В 1560 г. в разоренном и малонаселенном Б. поселилось 30 тыс. Ногайских татар, с какового времени ю. часть Бессарабии и стала называться Б., а населившие ее татары Буджакскими. Название свое страна эта получила от имени Б., сына Ногая, предводителя Кипчакской орды, или же, по другим источникам, от тур. слова Б., что значит угол, в виду положения страны в углу между Днестром и Черн. морем. Через Б. пролегала сухоп. дорога из России в Турцию; Килийское гирло с расположенными на нем тур. кр-стями составляло естеств. преграду для наступления рус. войск во внутр. тур. области и служило путем для действий на нем судов нашего и тур. флота. А потому Б. являлся театром воен. действий во время всех войн с Турцией. Достаточно назвать расположенные здесь, памятные в нашей воен. истории: Измаил, Тульчу, Исакчу, Килию, Рени, Троянов вал, Болград, Аккерман. Во время всех наших войн с Турцией с начала XVIII в. Б. занимался рус. войсками: так, он служил театром воен. действий с Турцией в 1739 г., в войну 1768-74, 1787-91 и 1806-12 гг. В 1812 г. по Бухарестскому трактату Б. присоединен к России. В войну с Турцией в 1828-29 гг. и во время Восточной войны 1853-56 гг. Б. служил районом действий тыла нашей армии, а по Париж. трактату в 1856 г. Россия уступила Турции ю.-зап. часть Б., к-рая вошла в состав Молдавскаго княжества, но, согласно Берлинскаго трактата, в 1878 г. эта часть была возвращена России. (Штукенберг, очерки Бессарабской области; Семенов, Географическо-статистический словарь; Защук, Бессарабская область; памятныя книжки Бессарабской области). |
БУДКА ПОСТОВАЯ, служит часовому на наружн. посту для хранения постовой одежды (тулупа или плаща и кенег), положенной ему на случай мороза или непогоды. Прежде, в этих случаях, в ней разрешалось укрываться и самому часовому; но приказом по в. в. 1881 г. № 2 это разрешение было исключено; теперь даже постовой одеждою часовой имеет право воспользоваться не иначе, как по распоряжению караул. нач-ка. Б. имеет установленные размеры и окрашена косыми полосами бело-черно-оранж. цвета (с коричневой крышею). Эта окраска (цвета "Священнаго союза" эпохи имп. Александра I) служит знаком гос-твеннаго значения поста и самого часового. Б. ставится на посту открытой стороною туда, куда лицом должен стоять (при смене или отдавая честь) часовой. У входа она располагается с л. стороны, а на караул. платформе (для часового у фронта) - в 3 ш. от передняго и в 1½ ш. от пр. барьера платформы (при этом правее будки, на линии задней ея стенки, ставится навес с колоколом для вызова караула). На парных постах полагается ставить 2 Б., открытыми сторонами друг к другу. (Уст. г-зонной сл. 1900 г., прил. 4 и 9). |
БУДРУМ, тур. гор. и кр-сть в Мал. Азии на бер. Средиземн. моря, подвергся в 1773 г. нападению эскадры к.-адм. Елманова (2 к-бля, 1 фрег., 1 пинк и 3 бомб-рских судна). Посланный адм. Спиридовым из Аузы для разорения тур. селений и магазинов по малоаз. берегу, Елманов 30 июля стал на якорь под стенами Б. и в 7 ч. веч. начал бомбардировать кр-сть и город; в тот же вечер с эскадры б. свезен десант из албанцев и славян в 1.030 ч.; к ночи десант занял выгодныя позиции; 31 июля в 4 ч. у. б. свезен второй десант в 431 ч. Войска под командой инж.-м. Матвеева вскоре овладели форштадтом; посланный с эскадры для уничтожения стоявшаго под кр-стью тур. фрегата, лейт. Бухарин с 20 матросами сжег неск. мелких тур. судов, адмиралт. и провиант. магазины, но не мог уничтожить фрегата. Свезенный вторично десант из албанцев в успешной стычке совершенно разбил непр-ля. 5 авг., получив попутный ветер, Елманов ушел от Б. к о-ву Станчио. Наши потери под Б.: уб. 21, ран. 25 ч.; турки потеряли ок. 300 ч. уб. и столько же ран., кр-сти нанесены значит. повреждения, самый же город Б. б. сожжен бомбард-кой с эскадры еще 31 июля. |
БУЖИ (Bougie), франц. порт на Алжирском побережьи, на шир. 36°44' сев. и долг. 5°4' вост., в 400 морск. мил. от Марселя. Хорошая якорная стоянка на рейде, защищенном брекватером, глуб. 23 фт.; станция для судов подвижной обороны алжирскаго побережья. На вершине массива Гурайя, господствуя над морем на далекое разстояние и защищая аван-порт и порт, расположены: форт Гурайя на выс. 700 мтр., а немного ниже его к в. и ю.-в. ф. ф. Лемерсье, Руж и Клозель. На с.-з. от Б. находится ф. Барраль, входивший в состав старой ограды; на. с.-в. от города, в том месте, где начинается мол, тянущийся на ю., расположены форты, защищающие порт: ф. Абд-ель-Кадер со своей б-реей, а к ю.-з. от Б. - старый ф. Касба; б-рея мыса Буак в юж. части мыса того же названия защищает вход в аванпорт. |
БУЖИВАЛЬ. См. Мальмезон. |
БУЖИН, местечко Киевской губ., Чигиринскаго у., близ пр. б. Днепра, в 20 вер. к с. от г. Чигирина. В 1663 г. русские потерпели здесь поражение от Юрия Хмельницкаго, изменившаго России. В 1664 г. Б. б. сожжен польским полк-цем Чарнецким, в 1667 г. разорен турками, а в 1678 г. близ Б. боярином кн. Ромодановским и малороссийским гетманом Самойловичем была одержана победа над тур. визирем Кара-Мустафой (известным по осаде Вены в 1683 г.). Неудовольствия, возникщия между Россией и Турцией еще в царст-ние Алексея Михайловича и постепенно увеличивавшияся, благодаря проискам варшавск. кабинета, возросли в 1677 г. до такой степени, что привели к войне. 100-т. армия турок и крымск. татар, вступив в Малороссию, осадила Чигирин, но, благодаря действиям Ромодановскаго и Самойловича, принуждена была снять осаду и удалиться. В след. г. весною султан опять послал в Малороссию 100-т. армию, под нач. Кара-Мустафы, из турок, татар, молдаван, валахов и 4 т. казаков с Юрием Хмельницким; рус. армия также состояла из 100 т. войск, вверенных кн. Ромодановскому. Чигирин, приведенный за зиму в оборонит. состояние, б. снабжен г-зоном из 6 т. русских, 9 т. казаков под нач. храбраго воеводы Ржевскаго. Появление Кара-Мустафы 8 июля перед городом было столь внезапно, что часть войск, находившаяся на постройке наружн. укр-ний, едва успела спастись в городе, оставив укр-ния во власти непр-ля. В это время Ромодановский и Самойлович, переправясь через Днепр ниже Б., остановились на пр. б. р. Тясмина. Чтобы прервать сообщения с ними и г-зоном Чигирина, Кара-Мустафа двинул для занятия высот между Чигирином и рус. лагерем сильный кав. отряд, приказав ему ежедневно тревожить русских. Главная же тур. армия в это время сильно теснила осажденных. Получив в конце июля ожидаемое подкрепление, Ромодановский 3 авг. напал на безпокоившую его конницу и обратил ее в бегство. Однако, столь решит. успех не был использован и, вместо преследования убегавшаго пр-ка, Ромодановский и Самойлович сменили лишь утомленный г-зон. К несчастью для города Ржевский вскоре погиб при взрыве мины, и 10 авг. Чигирин, превращенный в развалины, б. взят турками. Это побудило Ромодановскаго отступить к окопам, построенным у Б., на бер. Днепра. После недельной осады Ромодановский и Самойлович решили, наконец, выйти из оборонительнаго положения и в ночь на 19 авг. атаковали турок. Произошел упорный и кровопролитный бой. Две армии смешались на незначительном пространстве в сплошную массу и вступили в рукопашный бой; арт-рия не переставала действовать с ближняго разстояния. Усилия русских и малороссов взяли верх, при чем сражение окончилось бегством всей непр. армии. Но и на этот раз, вместо преследования бегущих, Ромодановский и Самойлович ограничились только занятием тур. стана. Следствием этой победы, в к-рой рус. оружие впервые восторжествовало над тур., было то, что Порта отказалась от дальнейших попыток завладеть Малороссией. Самойлович за оказанныя услуги и преданность б. щедро награжден, а Ромодановский, действиями и распоряжениями к-раго были недовольны, б. отозван в Москву. (С. М. Соловьев, История России, т. III). |
БУЗАКО, монастырь и селение в Португалии, в провинции Вейра, на пути из Коимбры в Альменду, на возвышенности Серра-де-Бузако. Сраж. 27 снт. 1810 г. (война на Пиренейск. полуо-ве 1808-14 гг.) между франц. войсками марш. Массены и англо-португ. армией герц. Веллингтона. В начале снт. 1810 г. Массена вторгся из сев. Испании в Португалию с 65 т. ч.; его ближ. целью являлось занятие г. Коимбры (на р. Мондего); он успел уже дойти до окр-стей г. Мартагоа (в 10 клм. к в. от г. Бойальвы), пока пр-к собирал свои силы и сосредоточивал их в г. Мельгада. К 25 снт. Веллингтон успел занять войсками ген. Гилля (1, 3, 4 и 5-я д-зии) позиции на Серра-де-Б., опираясь своим л. флангом на неприст. кручи Серра-де-Карамульо и правым на быструю р. Мондего. Эта возвышенность, с ея крутыми склонами, представляла почти непреодолимыя трудности для атаки. Легкая пехота ген. Крауфорда, вместе с португ. бр-дой, заняла командующую террасу впереди гл. позиций у л. фланга. Масса кав-рии вместе с резервом была оставлена в Мельгаде для обезпечения тыла и противодействия возможному обходу л. фланга между Серра-де-Б. и Серра-де-Карамульо. Разведав расположение пр-ка еще 26 снт., Массена решил атаковать одновременно с фронта и л. фланга. Согласно диспозиции, ранним утром следующ. дня Ней д. б. 3 колоннами двигаться на расположение ген. Крауфорда, Ренье - 2 колоннами атаковать центр, а Жюно - остаться в резерве. Колонны ген. Ренье задержались в пути, следствием чего явилась разновременность нападения. Последнее в связи с невозможностью, по местным условиям, подготовить атаку арт. огнем, в значит. степени обусловило ея неуспех. Тем не менее, войскам Нея удалось отбросить легк. пехоту и португ-цев ген. Крауфорда, укрепиться на занятой позиции и обстрелять англ. арт-рию и окопы на склонах Серра-де-Б.; однако, упорное сопр-ление англ. резервов принудило фр-зов отступить. Так же неудачно б. нападение ген. Ренье; отбросив на первых порах войска Пиктона, он затем не мог удержаться и, будучи охвачен с обоих флангов, очистил занятыя им высоты. Равным обр. было отражено обходное движение фр-зов; только д-зия Маршана (пр. крыло к-са Нея) держалась еще нек-рое время в лесу на склонах Серра-де-Бузако. К 2 ч. д. сраж. прекратилось, и впечатление понесенной фр-зами неудачи было так велико, что на первых порах Массена решил было отступить из Португалии. Потери фр-зов достигали 4.500 ч., англичан - не превышали 1.003 ч. Однако, в тот же день, 27 снт., фр-зы заняли дорогу из Мартагоа в Бойальву, а 28-го предприняли дальний обход л. фланга англичан; занятие г. Бойальвы и появление франц. войск в долине Коимбры заставили Веллингтона уже вечером 28-го отступить к Лиссабону, оставив неуничтоженными продовольственные запасы, к-рыми фр-зы пользовались в течение 6-мес. стоянки перед Торрес-Ведрасскими укр-ниями. Ход сраж. при Б. доказывает, что фронтальная атака хорошо обороняемой и сильно укрепленной позиции уже в Наполеоновскую эпоху приводила к печальным результатам для атакующаго, особенно при отсутствии надлеж. арт. подготовки. (Napier, History of the war in the Peninsula, London, 1851). |
БУИ, плавучий знак, соединенный концом или цепью с якорем (грузом) и служащий для указания фарватера или подводной опасности. Обык-но Б. - пустотелая бочка, иногда оч. больших размеров, выкрашенная в бел. или красн. цвет. Б. снабжаются нередко осветит. приборами, заряжаемыми на продолжит. время и светящими днем и ночью без перерыва. Конец или цепь, на к-ром стоит Б., называется буйрепом и д. б. вытянут возможно туже, чтобы Б. не перемещался с течением и ветром. Спасательные Б. делаются из пробки, дерева или представляют собою пустотелые предметы разнообр. формы, обладающие большим запасом плавучести. На судах флота употребляются Б. в виде пробк. кругов, обшитых парусиной и снабженных флажком на шесте с грузом, а также металлич., полые шары с выскакивающим из соединенной с ними вертик. трубки флажком или фальшфейером. Последний загорается от трения при падении Б. и показывает утопающему его место. При понтонной службе Б., поплавок, указ-щий местонахождение невыбраннаго якоря. При устройстве понтон. мостов приходится отдавать частью или все якоря на Б. при наводке и разводке моста поворотом и во всех случаях, когда люди в понтоне не в силах выбрать якорь. При разводке моста под натиском пр-ка якоря отдаются без Б., чтобы пр-к не мог ими воспользоваться. Б., смотря по силе течения, м. служить весло, подкладка, лежень, смычной брус и т. п. |
БУЙНИЦКИЙ, Нестор Алоизиевич, воен. инж., ген.-м., заслуж. проф. Ник. инж. ак-мии и постоян. член инж. ком-та гл. инж. упр-ния. Род. в 1863 г. По окончании курса в б. 2-й воен. г-зии, Ник. инж. уч-ще и ак-мии б. выпущен воен. инж. в кр-сть Осовец, где под рук-ством инж.-ген. Крассовскаго в течение 4 л. участвовал в постройке оборонит. сооружений кр-сти. В 1893 г. Б. б. назначен репетитором по форт-ции в Ник. инж. уч-ще и ак-мии и через 2 г. блестяще защитил диссертацию на звание преподавателя, под заглавием "Влияние последних нововведений в области оружия на полевую фортификацию", где выяснил многие спорные фортификац. вопросы. В 1900 г. Б. б. избран экстраорд. проф. ак-мии, в 1904 г. - орд. и в 1910 г. - заслуженным. Среди рус. воен. инж-ров Б. является выдающимся специалистом по вопросам форт-ции и талантливым воен. писателем в этой области. Многие важные вопросы, - как, напр., о надлежащей организации приморск. обороны, о времен. постройках, о постройках вспомогат. назначения в сухоп. кр-стях, о наиб. целесообразном расчете г-зонов и арт-рии вооружения кр-стей и др., - частью им переработаны, частью выдвинуты и разработаны самост-но. Внимательно следя за соврем. состоянием и развитием воен. искусства и воен. техники, Б. в крепостн. вопросах явился сторонником группового расположения фортов и применения в них башен. установок и бронев. закрытий. Сверх прямых обязанностей проф. и чл. инж. ком-та, Б. принимал и принимаеть постоян. участие в разл. специальных к-сиях и совещаниях по вопросам инж. обороны гос-тва и устройства кр-стей. Воен.-литературных трудов у Б. очень много; большинство их напечатано в воен. периодич. изданиях (в "Инжен. и Артил. Журн.", в "Воен. Сборн.", "Руск. Инв." и др.). Из отдельно изданных наиб. значительны по своему содержанию: "Современное состояние долговременной и временной фортификации" - капитальный, выдающийся и практически полезный в.-инжен. труд; "Инжен. оборона государств" с "дополнением" к нему - пособие для оф-ров Имп. Ник. воен. ак-мии. С начала издания "Военной Энциклопедии" ген. Б. состоит одним из деятельнейших ея сотрудников. |
"БУЙНЫЙ", эскадрен. мин-ц в 350 тн. водоизм., участвовавший в Цусимском бою 14 мая 1905 г. под командой кап. 2 р. Коломейцова. Приказом от 10 мая Б. была поставлена в бою единственная цель - следить за флагманским бр-цем Ослябя и, в случае выхода корабля из строя, снять с него адмирала. Когда Ослябя неожиданно перевернулся, Б. подошел немедленно к месту его гибели и спас из воды значит. часть команды (свыше 200 ч.), но при этом погнул себе гребные винты. В 5-м часу дня, видя объятый пламенем к-бль ком-щаго эскадрой, Князь Суворов, кап. Коломейцов под огнем непр-ля подошел к нему и принял в.-адм. Рождественскаго с частью его штаба. Отходя от борта бр-ца, Б. получил пробоину в носов. части, близкую к ватерлинии. Несмотря на заделку, она пропускала воду. Кроме того, на мин-це б. поврежден теплый ящик, в котлы попала соленая вода и ход упал до 11 узлов. Поэтому Б. с трудом догонял эскадру. По желанию раненаго адмирала, флаг ком-щаго не б. поднят на мин-це. Ок. 6 ч. в., догнав эскадру, лежавшую в 2 колоннах на курсе с.-з., Б. прошел между колоннами, держа сигнал: "ком-щий эскадрой передает начальство к.-адм. Небогатову". После поворота к-серов на ю., Б. нек-рое время держался за к-сер Дмитрий Донской; отстав от него, мин-ц повернул на с.-в., а затем на с. Встречая неприят. суда, Б. уклонялся в сторону, огней не открывал. На разсвете увидели шедший вдали Дмитрий Донской, мин-ц лег на него, но к-сер, обладая большим ходом, стал уходить и остановился только, приняв радиограмму Б. В.-адм. Рождественский со штабом были переведены на шедший с к-сером мин-ц Бедовый, а спасенная на Б. команда бр-ца Ослябя - на Дмитрий Донской, после чего последний продолжал путь на с.; Б. пробовал следовать за ним, но поврежд. машина не могла развить даже ср. хода. Тогда по предложению ком-ра к-сера, кап. 1 р. Лебедева, весь экипаж Б. перешел на Дмитрий Донской, на мин-це были открыты кингстоны и для ускорения он б. оконч-но затоплен неск. выстрелами из 6-дм. орудий к-сера. Двукратная остановка с пересадкой людей задержала Дмитрий Донской на 6-7 ч. и послужила, вероятно, одной из причин его гибели. За проявленную инициативу и доблестное поведение в бою кап. Коломейцов б. награжден орд. св. Георгия 4 ст. и зол. оружием. |
БУЙРЕП, цепь или конец, соединяющий буй (бочку) с якорем (грузом). |
БУКОВИНА. См. Австро-Венгрия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БУКСИР, трос для буксирования судов. Б. называются также спец. буксирные пароходы, служащие для буксирования барж, вывода больших судов из рек и гаваней. (См. Буксирование судов). |
БУКСИРНАЯ СТОЙКА, род короткой мач-ты с бугелем и Б. гаками (крючьями) в верхней части, за к-рые крепятся буксиры; употребляется на шлюпках. Б. стойка вставляется в степс (гнездо) задней мачты; цель - закрепить буксиры не в корме шлюпки, а в середине, чтобы шлюпка не утратила поворотливости. |
БУКСИРНЫЕ КНЕХТЫ, скрепл. с палубой тумбы, на к-рыя завертываются буксиры. |
БУКСИРОВАНИЕ СУДОВ. Буксировать в море приходится корабли, не могущие вследствие аварии управляться, или суда с ограниченным районом действия (напр., мин-цы), если им нужно идти совместно с эскадрой. Для Б. служат пеньковые, манильские или стальные тросы. Первые удобны, благодаря своей эластичности и легкости передачи с корабля на корабль, но зато они слишком слабы для буксировки больших судов в море и поэтому употребляются для неб. судов или для разворачивания в гавани в тихую погоду. Стальн. тросы гораздо крепче, но мало эластичны, по чему на волнении при резких натяжениях быстро лопаются. Лучшим буксиром является соединение стальн. троса с якорным канатом: на буксируемом судне с кормы выпускается неск. сж. каната; к нему присоединен стальн. трос, к-рый в свою очередь присединяется к якорн. канатам, отклепанным от якорей буксируемаго судна. Благодаря выпущенному за борт канату, вся эта система имеет значит. вес; на волнении, при постоян. натяжениях и толчках, бол. часть ж. силы толчка идет на выпрямление каната, и стальн. трос не лопается, как бы это могло б. без каната. Натяжение буксира определяется по формуле Афанасьева где D - водоизм. в тн., L - дл. судна без подзора в фт., B - наиб. шир. подвод. части в фт., δ - переменный коэф-т, величина к-раго зависит от сопр-ления недействующих гребных винтов. Для одного средн. винта δ = 0,1; для двух винтов, разобщенных от машин δ = 0,15, для вращающихся с машинами - 0,30 и для застопоренных - 0,50. Примерное натяжение буксира в тн. при разных ск-стях Б.:
Чтобы завести буксиры, буксирующий корабль подходит к буксируемому и на шлюпке подает ему сначала легкий манил. трос; к концу его привязан стальн. буксир. При сильн. волнении вместо проводника-манил. троса пускають спасат. ракету и, пользуясь ея линем, передают стальн. трос. Ход дают на буксирующем корабле постепенно, чтобы не оборвать буксиров в самом начале. Ск-сть Б. зависит от состояния моря и для больш. судов не д. превышать 12 узл. в тихую погоду. Большия суда следует буксировать на двух буксирах, крепость к-рых д. б., однако, одинаковой с тем случаем, когда Б. производится при помощи одного буксира. Причина этого та, что вследствие рыскливости обоих судов, на поворотах и в др. случаях буксиры работают неравномерно. Большое внимание д. б. обращено на выравнивание обоих буксиров. Лучшим местом для крепления буксиров является середина буксирующаго судна, близь оси его вращения, как это делается на специально букс. судах; на воен. судах буксиры крепят: буксируемый - скобами к якорным канатам, выпускаемым за борт через канатные клюзы, буксирующий - за кормовые кнехты на верх. палубе, вокруг башни, мачты или люка, заводя еще и добавоч. перлиня для распределения оч. значит. вообще натяжения буксиров на большее число точек. Для быстрой отдачи буксиров служат т. наз. глаголь-гаки. Буксиры лучше подавать с буксируемаго судна, чтобы корма и винты буксирующаго не были стеснены перлинями. С бортов буксирующаго заводятся серьги для той же цели. Для подачи буксиров в море без шлюпок и ракет буксирующий корабль подходит к неподвижному, выпустив за корму плавучий проводник с привязанным к нему анкерком, маневрируя так, чтобы проводник этот поднесло к борту неподвижнаго корабляу на к-ром его вылавливают кошками. Обык-но для этого проходят под острым углом под кормою стоящаго на месте корабля, разворачиваются с помощью машин и ложатся по другую сторону его на паралл. курс. От ск-сти взятия корабля на буксир в бою иногда зависит его участь и потому на обучение этому маневру в эскадрен. плавании д. обращать серьезное внимание. Б. борт о борт практикуется в гаванях и вообще там, где нет достаточнаго места для Б. на кормовых буксирах. В свежую погоду и в открыт. море при качке этот способ неприменим, т. к. суда будут толкаться друг о друга, и неминуемы поломки. |
БУЛАИРСКАЯ УКРЕПЛЕННАЯ ЛИНИЯ, в Турции, на перешейке между Мраморн. морем и Саросским заливом, по имени деревни Булаир, в самом узком (5 кил. шир.) месте полуо-ва Галлиполи; служит для обезпечения Константинополя и проливов со стороны европ. континента; Протяжение ея ок. 6½ клм. Построена во время Крымской камп. франц. и англ. инж-рами в 1854 г.; в 1876-77 гг. была исправлена и значит. усилена, после чего состояла из 3 фортов, между к-рыми расположена непрерывная линия б-рей и укр-ний; кро-ме того, впереди имеется целый ряд укр-ний разнаго рода. В 90-х годах прошл. столетия линия усиливалась постройкой еще 3 новых долговр. фортов. Артил. оборону позиции считают расчитаннойна 15-20 тыс. пехоты и 120 ор. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БУЛГАКОВ, Сергей Алексеевич, ген.-л., кавказ. воен. деятель. О службе его до чина ген.-м., как и о годах его рождения и смерти, сведений не сохранилось. Произведенный в этот чин в 1789 г., Б. б. назначен нач-ком одного из 3 отрядов, к-рые под общей командой ген. Германа д. б. воспрепятствовать наступлению в Крым армии Батал-паши, высадившейся близ кр-сти Анапы и занявшей ее и кр-сть Суджук-Калэ. Однако в поражении Батал-паши на р. Тохтамыш отряд Б. участия не принимал. В 1791 г. Б. участвовал в осаде кр-сти Анапы и во время взятия ея 22 июня того же г. командовал одной из штурм. колонн и б. награжден орденом св. Георгия 3 ст. Подавив затем возстание Шейх-Мансура, он в 1792 г., в звании нач-ка пр. фланга Кавказской линии, много способствовал ея заселению станицами дон. казаков. В 1796 г. он после трудн. похода осадил Дербент и 10 мая принудил его к сдаче; затем занял и присоединил к России ханства Бакинское, Казы-Кумухское и Кубинское. Произведенный в ген.-поручики, Б. принял от гр. Зубова нач-во над войсками, предназначенными для похода в Персию, но вскоре б. уволен в отставку и пробыл в ней до 1805 г., когда, по ходатайству гр. Гудовича, б. назначен ком-щим войсками Кавказской линии. Вероломное убийство бакинцами кн. Цицианова побудило Б. предпринять против них карат. экс-цию. Он занял Баку, а затем привел к покорности и отложившияся было от России ханства Кубинское и Казы-Кумухское. В 1807 г. с огромн. трудностями Б. проник в самый ц. Чечни и покорил ее, а в 1810 г., чтобы обезпечить спокойствие на Кавказ. линии, двинулся за Кубань, разгромил до 200 аулов и привел к присяге кабардинск. племена. Однако администр. деят-сть Б. вызвала недовольство им правящих сфер, и для разследования его действий б. отправлен г.-м. Вердеревский. Оскорбленный наветами и считавший ниже своего достоинства оправдываться, Б. отказался отвечать на вопросы следователя, в 1811 г. б. отстранен от должности, уехал в Россию и вскоре скончался. (Потто, Кавказск. война в очерках и эпизодах, Спб., 1897). |
БУЛЕВЫЕ КОЛОДЦЫ. См. Атака булевыми колодцами. |
БУЛИВАНА СЕТИ. См. Сетевыя заграждения.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
БУЛИНЬ, снасть, служащая для вытягивания наветренной (боковой) шкаторины прямого паруса. Называется по имени того паруса, который она обслуживает, напр., фока-Б. Б. фор-марселя называется магерманом. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БУЛОНЬ (Boulogne sur mer), франц. торг. порт при впад. р. Лианы в Англ. канал, в 26 морск. мил. от маяка Фолкстон на англ. бер. канала. Наружн. гавань Б. зашищена брекватером и мысом Cap Grisnez; глуб. достаточны для больш. судов (28 фт. в мал. воду). Имеются мокр. доки (бассейны) и хорошия набережныя. Б. является гл. рыбной станцией на с. Франции, имеет ок. 50.000 жит., ж.-д. и пароходн. сообщение с гл. портами страны. Воен. значение Б. определяется близостью Англии. |
БУЛЬВАР (Boulevard). Так называли сомкнутыя землян. укр-ния, усиленныя различными искусств. препятствиями, употреблявшияся в XV ст. в качестве опорн. п. линии обложения кр-сти. Впервые Б. были применены англичанами при осаде Орлеана 1428 г. Они представляли квадр. редуты с кругл. выступами по углам, в к-рые помещали но 3 ор., действовавшия через блиндир. амбразуры. Позднее это название перешло к линии валов в кр-стях, а по упразднении валов сохранилось за аллеями для прогулок, устраиваемых на их местах. |