Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 25, "БРА"-"БРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 25, "БРА"-"БРЕ")

Бранденбург, Николай Ефимович

БРАНДЕНБУРГ, Николай Ефимович, ген.-л., воен. писатель и археолог. Род. в 1839 г. Начал службу поруч. в Кексг. грен. п., затем служил в 21-й и л.-гв. 2-й арт. бр-де, когда поступил в Спб. ун-тет, на фак-т вост. языков, к-рый окончил с мед. в 1870 г. В 1872 г. переведен в гл. арт. упр-ние и назначен завед-щим арт. истор. музеем, в каковой должности оставался до конца своей жизни. Рус.-тур. война 1877-78 г. вызвала командировку полк. Б. в армию, для ведения подробн. записок об участии арт-рии в боях и собрания историч. материалов. Нек-рыя из его корреспонденций напечатаны в "Арт. Журн.". Б. не ограничился, однако, ролью корреспондента и, исходатайствовав отчисление в строй, принял участие в боев. действиях и, в рядах ос. арт-рии, участвовал в делах под Рущуком, Никополем и Плевною. По возвращении Б. с исключ-ною энергиею и любовью отдался делу устройства арт. музея, к-рый его трудами поставлен на высоту научн. учреждения. Объездами по монастырям Б. пополнил музей сотнями новых памятников, все истор. коллекции были распределены в строго научной системе, заведена спец. библиотека, издан каталог, наконец, открыт свободный доступ для занятий в музее. Вместе с тем, Б. б. привлекаем к участию в целом ряде спец. к-сий, из к-рых необходимо отметить к-сию ген. Богдановича для составления истории в. мин-ства, для коей Б. составил историю арт. упр-ния в России за первые годы XVIII ст., изданную в 1876 г. под заглавием "Приказ Артиллерии 1701-1720 гг.". Богатыя знания его по отечеств. археологии, многолетн. опыт производства раскопок древних погребений, ставят имя Б. наряду с именами выдающ. деятелей на этом поприще. В 1885 г. Имп. рус. археол. об-вом Б. было поручено изследование древняго городища "Рюриковой крепости" в Стар. Ладоге; результатом б. капитальный труд "Старая ладога". Б. ежегодно производил раскопки в различн. местностях, с целью обогащения доисторич. отдела арт. музея. Описанию последних посвящен отдельный труд его "Путеводитель по арт. музею". Б. оставил 62 научн. труда; главнейшие: "Род князей Масальских", "Материалы по археологии России. Курганы южнаго Приладожья", "500-летие русской арт-рии", "Указатель к Оружейному Сборнику" и др. В 1886 г. Б. б. произведен в ген.-м., а в 1896 г. - в ген.-л. Выполнение последняго служебн. поручения, - осмотр по Выс. повелению загранич. в.-истор. музеев, - свело Б. в могилу: переутомленный, Б. опасно занемог и 31 авг. 1903 г. скончался.

 

 

Брандеры

БРАНДЕРЫ, неб. рангоутныя суда, наполненныя легко воспламеняющимися веществами, с укрепл. на реях абордажн. крючьями, которыми они сцеплялись с непр-скими судами. Слабым местом дерев. судов прежняго времени была их легкая воспл-мость. Пользуясь этим свойством, Б. направляли свои усилия, гл. обр., на сожжение непр-скаго флота. Зажженный Б. пускался по ветру и был особенно опасен для судов, стоявших на якоре. В период паруснаго флота Б. не строили специально, а употребляли суда, пришедшия в негодность. С появлением арт-рии Б. стали вооружать орудиями мелких клб., для защиты гребн. судов и на случай абордажа, и снаряжать так, чтобы они могли вдруг загореться. Для этой цели взрывч. и горючия вещества ставились в открыт. ящиках, разсыпались на палубах и вывешивались в мешках за борт, все судно обливалось нефтью и скипидаром; для зажигания служила трубка с медленно горящим составом. Поставив паруса и закрепив руль, трубку зажигали, люди отваливали на шлюпке, а Б. предоставлялся течению и ветру. Б. применялись еще в 1304 г., в войне фр-зов с фламандцами; в 1585 г., во время осады Антверпена; в борьбе англичан с великой армадой; в XVII в. в англо-голл. войнах - в боях при Ловестофте, Па-де-Калэ, Нордфореланде и др. Адм. Рюйтер установил строй кильватера спец-но для защиты от Б., т. к., пройдя в промежуток между двумя кораблями, Б. уже не находил под ветром новых жертв; Б. с т. наз. "адскими машинами" употреблялись против укреплений: в 1693 г. - С.-Мало, в 1694 г. - Диепп, в 1695 г. - Дюн-кирхен. Ярким примером служит истребление Б. тур. флота при Чесме в 1770 г. В XVIII стол. развитие техники судостроения и арт-рии постепенно вытеснило Б. Гл. удар нанесло Б. изобретение разрывных гранат. Против судов, стоявших на якоре, Б. употреблялись до междоусобной америк. войны. С появлением миноносца Б., как тип в. судна, сошел со сцены, но еще сохранился как вспомог. средство. Т., напр., в войну 1904-05 гг. японцы применяли пароходы, начиненные горючими и взрывчатыми веществами, иногда с "адскими машинами", для заграждения выхода из П.-Артура и уничтожения судов, находившихся в проходе; но, под огнем арт-рии они не достигали цели, несмотря на геройство личнаго состава. Между ролью Б. и миноносца в соврем. войне существует несомненно принцип. сходство. Б. на реках устраивают пользуясь речн. судами, пускают по течению для повреждения моста и прекращения переправы. Вместо судна м. б. и плоты. (См. Антверпен).

Брандкугель

БРАНДКУГЕЛЬ, зажигат. снаряд. Сперва, с этой целью, применялись просто раскаленныя ядра (см. Каленыя ядра), а в сухопут. арт-рии каркасы (См. это слово). Собственно же Б. изобретены в Саксонии в XVIII в. ф.-Шиндлером и представляют сферич. чугун. бомбы, снаряженныя зажигат. составом и снабженныя неск. очками (3-5) со стопином, посредством к-раго при выстреле зажигался состав бомбы. Б. выстреливались из мортир или гаубиц. У нас Б. введены при П. И. Шувалове и продержались до нарезн. арт-рии, когда роль их перешла к обык-ным гранатам и фугасн. бомбам, к разрывному заряду к-рых прибавлялся иногда и зажиг. состав (Австрия).

Брандспоит

БРАНДСПОИТ (от голл. brand-spu t), переносная ручного действия помпа, служившая раньше гл. противопож. и водоотлив. средством на судах, а ныне употребляемая для окачивания палуб и осушения тех отсеков корабля, в к-рые не проведены отростки от обще-судовой осушит. системы. Б. называются и местныя ручн. пож. помпы на палубах корабля. В наст. время Б. во флоте почти всюду вытеснен паровыми или электрич. насосами.

Брандт, Генрих

БРАНДТ, Генрих, прус. ген. от инф. Род. в 1789 г. в В. Пруссии и в 1807 г. поступил в прус. войска; когда, после Тильзит. мира, его родина отошла к герцогству Варшавскому, он в 1808 г. поступил в вспомогательный польский легион (Weichsellegion) и под знаменами Наполеона участвовал в походах в Испанию и Россию. Под Лейпцигом Б. б. тяж. ранен и взят в плен. После войны в 1815 г. Б. снова вступил в прус. армию и дослужился до чина ген.-л. и должности нач-ка д-зии. В 1862 г. вышел в отставку. Ум. в 1867 г. Как воен. писатель Б. известен след. произведениями: "Handbuch für den Unterricht der höheren Kriegskunst"; "Grandzüge der Taktik der drei Waffen"; "Der kleine Krieg", и посмертные мемуары: "Aus dem Leben des Generals H. v. Brandt", извлеч. из к-рых - о походе 1812 г. - напечатано в "В. Сб." 1870 г., №№ 1-6).

Брандт, Карштен

БРАНДТ, Карштен, голл-ц, прибывший в Россию при царе Алексее Михайловиче для постройки с кап. Бутлером первых в. судов на Волге, для Каспийскаго моря. В качестве товарища кораб. пушкаря и плотника, Б. работал при постройке перваго воен. корабля Орел, сожженнаго Стенькой Разиным в 1670 г. Спасаясь от бунта, Б. бежал в Москву. Когда в 1688 г. Петр I нашел в амбарах села Измайлова бот "аглицкой работы" (см. Ботик Петра В.), учитель царевича Тиммерман вспомнил о Б. и представил Петру, как знающаго обращение с ботом и постройку подобн. судов. Б. сделался учителем Петра в морск. деле и вскоре стал строить для Петра новыя суда больш. размеров: 2 неб. фрегата и 2 яхты для плавания по Переяславскому озеру. Под его наблюдением начал изучение судостроения и сам Петр и от него впервые получил представление о Голландии; он же научил царя голл. языку. Ум. в 1693 г.

Брандт, фон, Яков Илларионович

БРАНДТ, фон, Яков Илларионович, ген.-аншеф, род. ок. 1720 г. В 1765 г. ген.-поруч. Б. б. назначен Новороссийским, а потом Казанским губ-ром, руководил в 1773 г., допросом Пугачева, когда же последний бежал, Б. не придал этому серьезнаго значения и лишь через 3 мес. донес в Спб. о бегстве самозванца. В этот промежуток времени Пугачев успел уже возмутить Оренбург. край и собирался двинуться к Казани. Тогда Б. проявил усиленную деят-сть, но ему удалось составить лишь отряд ок. 500 ч. из отст. солдат-поселенцев. Затем Б. обратился к дворянам с воззванием, в к-ром просил их вооружить своих крестьян и придти на помощь прав-ству; регулярныя войска были стянуты в Казань, а архиепископ Вениамин публично предал Пугачева анафеме. Надеясь помочь оренбуржцам, Б. отправился на границу своей губернии, откуда послал небольшой отряд на помощь ставропольскому коменданту Фегезаку. Но паника в Казани, благодаря слухам о приближении Пугачева, вызвала Б. обратно в город. Имея в своем распоряжении всего лишь 1½ тыс. солдат, Б. наскоро вооружил 6 тыс. обывателей и приготовился к обороне. 12 июля 1774 г. Пугачев подошел к Казани, поджег пригородныя слободы и начал осаду крепости. Б. оборонялся до подхода подполк. Михельсона, который разбил мятежников. Б., "измученный болезнию" и трудами, умер через две недели. "Бедный старик так замучен, - писал о нем А. И. Бибиков еще в декабре 1773 г., - что насилу таскается". (А. С. Пушкин, История Пугачевскаго бунта).

Брассея

БРАССЕЯ (The Naval Annual by T. A. Brassey), англ. морской ежегодник с иллюстрациями и чертежами (изд. в Лондоне и Портсмуте); разделяется на 4 части, вмещающия все новейшия сведения о флоте и морском деле всех держав в технич., тактич. и экономич. отношениях; издается с 1886 г., выходит весною; пользуется заслуженной репутацией не только одной из наиболее точных справочных книжек, но и серьезнаго руководства. Первым издателем был лорд Брассей.

Брасы

БРАСЫ, снасти, служащия для брасопки реев, т.-е. для поворачивания их в горизонт. пл-сти при маневр-нии корабля под парусами, подъеме на реях тяжестей и т. п. Б. тянутся назад. В помощь им для ниж. реев заводятся контр-Б. Впереди Б. ставится название того рея, к-рый он ворочает, напр.: фор-марса-Б., грот-брам-Б. (См. Парусное вооружение).

"Братская помощь"

"БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ", ежемес. воен.-обществ. иллюстр. журнал, выходивший в Москве с 1907 по 1910 г. Цель издания - благотворительная: на средства редакции производилась выдача единоврем. пособий и пенсий воинам, пострадавшим в рус.-яп. войну 1904-05 гг. Подписн. цена вначале - 8 р. 50 к., потом 9 руб. в год, с перес. Издание начала группа оф-ров ген. шт.: В. А. Афанасьев, А. С. Гришинский, Е. А. Искрицкий, С. П. Михеев, В. П. Никольский; редакторами первонач. были: М. С. Галкин и А. С. Гришинский, в посл. время - один А. С. Гришинский. Программа журнала довольно обширна: сведения о деятельности воен.-благотв. общ-в, статьи о службе и быте войск, воен.-воспитат. отдел, отд. воен. и воен.-истор., сведения об иностр. армиях, безпартийное освещение политич. и обществ. вопросов, воен. беллетристика, хроника, библиография. С 1911 г. "Б. П." изменила свое название на "Военный Мир", утратив филантроп. характер. За 4 г. существования журналом оказана помощь пенсионерам в размере 4 т. с неб. руб. Журнал привлек в качестве сотрудников значит. число извест. воен. писателей; Н. А. Орлова, В. Клембовскаго, А. Шеманскаго, А. Рябинина, М. Галкина, Д. Логофета, П. Н. Баженова и др.

Братья милосердия

БРАТЬЯ МИЛОСЕРДИЯ, светский орден, учрежденный в Испании в 1540 г. Juan’ом Di Dios для ухода за больными, в 1572 г. переименован в духовный; в XVII и XVIII вв. он распространил свою деят-сть по всем гос-вам З. Европы и Америки и обладал многочисл. и прекрасно устроен. госпиталями, в половине XIX в. пришел в упадок и прекратил сущ-вание. У нас во время рус.-яп. войны, стараниями кн. М. А. Лобановой-Ростовской, учрежден (1904 г.) на добров. пожертвования "Комитет по организации отрядов Б. м. во имя Христа" с целью разыскивания раненых на поле битвы и оказания им первой помощи. Б. м. комплектовались, гл. обр., интелл. молодежью, проходившей особ. подготовит. "курсы Б. м." при Имп. в.-мед. ак-мии. Помимо входивших в особ. отряд, большинство б. отправлено Кр. Крестом на театр в. действий в качестве санитаров для в.-врач. учреждений. Опыт, однако, показал неподготовленность Б. м. к черной работе по уходу за ранеными и больными, а рав-но непрактичность компл-вания их исключ-но из интеллигентов, претендовавших на офиц. удобства и льготы. После войны кн. Лобановой-Ростовской было исходатайствовано разрешение на учреждение (1906 г.) "Общества Б. м. во имя Христа", задавшагося целью: 1) иметь опытных Б. м. для ухода за больными и ранеными как в воен., так и в мирн. время; 2) приготовлять мужской санитар. персонал на случай войны и народных бедствий и 3) призревать увечных и престарелых Б. м. Деят-сть об-ва приостановлена (1910 г.) распоряжением адм-страции. (Краткий отч. о деятельности отряда Б. м. во имя Христа на театре воен. действий рус.-яп. войны, 1909 г.; Устав об-ва Б. м. во имя Христа, 1910 г.; Held, Geschichte der Heilanstalt der barmherzigen Brüder in Prag, 1823).

Браун

БРАУН (Бруних), автор изданнаго в Данциге в 1687 г. сочинения "Fundamentum et praxis Artilleriae", переведеннаго в 1710 г., по приказанию Петра В., на рус. яз. под назв. "Новая фундамент умышлением артиллерия".

Браун, Джон, и Ко

БРАУН, Джон, и Ко. (John Brown and Co., Ltd.), крупная англ. промышленная фирма, владеющая 2 заводами: 1) машино-судостроит. в м. Кляйдбанк, ок. Глазго (Clydebank Engineering and Shipbuilding Works) и 2) сталеделат. и бронепрокатным в г. Шеффильде (Atlas Steel and Armourplate Works). Машино-судостроит. завод имеет берег. линию по р. Кляйд, протяжением неск. более ½-вер. Тер-рия завода разделяется линией жел. дороги (Great Eastern Railway) на 2 части: прибрежную, судостроит. часть завода, и сухопутную, занятую машиностроит. мастерскими и конторами. В первой имеется 9 стапелей, из к-рых 3 для постройки самых больших судов. Имеется также бассейн с двумя 150-тонными берег. кранами. В 1905 г. выстроен Фрудовский бассейн для испытания моделей судов. Машиностроит. часть оборудована для постройки котлов, поршневых и турбинных машин всех размеров. На заводе работает ок. 500 чел. Завод известен, гл. обр., постройкой больш. торг. пароходов: громадный Luisitania (длина 785 фт., водоизм. 38.000 тн., турбинные механизмы 68.000 лош. сил). Им построено также ок. 12 бронир. судов для англ. флота (наиб. суда - бр-ц Hindustan в 16.350 тн. и крейсер Inflexible в 17.250 тн.), для японскаго флота - бр-ц Asahi (15.290 тн.). Завод в Шеффильде изготовляет катанную сталь, стальныя отливки, а также прокатывает и отделывает броню. В 1910 г. завод Д. Б. приглашен рус. морск. мин-ством на 6 лет в качестве ответственнаго конструктора паров. турбинных механизмов для кораблей, изготовляемых в Спб.; в силу договора, фирма Д. Б. обязывается давать все практич., технич. и коммерч. указания как по постройке турбин, так и вообще по организации судостроит. дела на ея заводах, для чего, между пр., предоставлен свободный доступ на заводы фирмы рус. морск. оф-рам, инженерам и рабочим.

Браунау

БРАУНАУ. 1) Город в Вост. Австрии, на пр. бер. Инна, на линии жел. и шос. дорог: Линц - Рид - Браунау, Зальцбург - Штрасвальхен - Браунау и Браунау - Зембах - Мюнхен. Имея 2 моста, Б. считается гл. переправой через р. Инн и лежит на операц. напр-нии Мюнхен - Вельс - Линц - Вена. Еще со времен римск. владычества Б. б. укреплен сильным т.-де-поном. В 1260 г. превращен в баварскую кр-сть, значит. усиленную затем при курфюрсте Максимилиане и Фердинанде-Марии (1672 г.). В фвр. 1742 г., в австро-прус. и австр. наследств. войну, при вторжении австр. ген. Кювенгюллера в Баварию, Б. перешел 3 фвр. в руки австрийцев, но в снт. б. ими очищен - в виду соср-чения всех австр. войск в Богемии для действий против фр-зов и опять занят баварцами. В след. же году (27 июня) Б. овладел пр. Карл Лотарингский. В эпоху Наполеоновских войн Б. перешел в руки фр-зов. По Прессбургскому договору Наполеон д. б. очистить его, но выполнил это лишь после того, как б. заключен союз между Австрией и Россией, т.-е. в дкб. 1807 г. 2) Город в сев. Богемии на границе с Пруссией, на ж.-д. линии Гальбштадт - Глац. Здесь 7 дкб. 1744 г. (в австро-прус. и австр. наследственную войну) прус. ар-рд (3 б-на грен., 1 пех. и 1 гус. п.) под нач. пр. Морица Ангальтскаго б. безуспешно атакован многочисл. австр. отрядом, под нач. Надасти, и 8 дкб. безпрепятственно отступил на Иоганнесберг.

Браунинг

БРАУНИНГ, система автоматич. пистолета; имеется 3 образца: 1-й - клб. 7,63 мм., 2-й - клб. 9 мм. и 3-й - клб. 6,35 мм. Принята на вооружение в Бельгии, у нас допущена (2-й обр.) для оф-ров армии наравне с 3-лн. револ-ром обр. 95 г.; образцы же 1-й и 3-й разрешено носить оф-рам нашей армии лишь вне строя, как карманное оружие. Система Б., вследствие портат-сти, получила значит. распр-нение. (См. Пистолеты автоматические).

Браунинг, И. М.

БРАУНИНГ, И. М., конструктор названных его именем автоматич. пистолетов. Род. в 1855 г. в штате Юта Сев. Америки; фабрикант и изобретатель, впервые Б. в 1879 г. взял привилегию на нек-рыя усовершенствования в винтовках; дальнейшия многочисленныя изобретения его касаются всех видов малокалибернаго оружия. Наиб. распространением пользуются его автоматич. пистолеты (См. это слово), к-рых национал. фабрика в Герстале (в Бельгии), купившая его патенты, выпустила уже до 1 мил. экз.

Браунсберг

БРАУНСБЕРГ, город в вост. Пруссии, на р. Пассарге. Сражение 26 февр. 1807 г. После сраж. при Прейсиш-Эйлау (8 фвр. 1807 г.) Наполеон двинулся вслед за русскими и пруссаками на Кенигсберг, но затем повернул обратно с целью расположиться на зимн. кв-рах за рр. Алле и Пассаргой. Союзныя войска последовали за ним, при чем 25 фвр. пр. крыло их, под нач. прус. ген. фон-Плетц (11 б-нов, 11 эск. и 2 кон. б-реи.), достигло Б., а ав-рд в составе 2 б-нов, 5 эск. занял сс. Цагерн, Вилленберг и Штангендорф, а также городской лес. 26 фвр., в 2 ч. д., б. получено донесение о наступлении пр-ка от Либштадта и Мюльгаузена на Б., после чего 4 б-на были посланы для занятия оврага впереди ю. фронта при Родельсгофене, 4 б-на с 1 б-реей заняли предместье у дороги на Эльбинг, 1 б-н - оба моста через Пассаргу. Фр-зы, под нач. ген. Дюпона, наступали 2 колоннами: 1 пех. и 1 стрелк. полки шли по дороге от Либштадта, а 3 пех. и 2 гус. полка - по дороге от Мюльгаузена. Дюпону было приказано взять обратно Б., т. к. обладание им признавалось необходимым для защиты зимн. кв-р. Как только перед. войска пруссаков были отброшены назад и фон-Плетц, получивший распоряжение не вступать в серьезный бой, убедился в превосходстве сил пр-ка, он тотчас же отдал приказание к отступлению. Сперва снялась кав-рия, затем двинулся б-н, стоявший у мостов. При выходе из тесных городских ворот войска приостановились. В это время пр-к стремительно бросился в город и занял его. Фр-зы удовольствовались занятием города и плотины. Урон союзн. войск до 700 чел. и 6 ор.

 

 

Брауншвейг

БРАУНШВЕЙГ, конституцион. герцогство Герм. империи. (См. карту к ст. Германия). Площадь - 3.672 кв. клм., население - 485.958 ч. (1905), или 132 ч. на 1 кв. клм. Гл. гор. - Б. Большое удаление г-ства от гр-ц Герм. империи и малое вероятие наступат. операций со стороны соседей лишают его стратегич. значения. Укр. пунктов не имеется. Сев. часть принадлежит холмистой Сев.-Герм. низм-сти (наиб. превышение 221 мтр.), с рр. Аллером и Окером; ю.-вост. часть прорезана Нижн. Гарцем (Вурмберг 968 мтр.) и рр. Окером и Бодэ, ю.-зап. часть имеет вид длин. полосы, идущей от Верхн. Гарца, по отрогам его, на з., до р. Везера. Горы проходимы по дорогам, во множестве пересекающим их; из рек лишь Везер (единственная судоходная в гос-тве) представит серьезное препятствие. Плем. состав населения в % %: немцев 99, поляков 0,8, чехов 0,1 и пр. 0,1; религиозный: лютеран 94,3, католиков 4,7, иудеев 0,4 и пр. 0,6. Состав весьма благоприятен для компл-ния армии по террит. системе, принятой в империи. Населенные пункты более редки (1 нас. п. на 7,7 кв. клм.), чем в других гос-твах империи, но наиб. по величине (в средн. 110 дв. в каждом), что составляет 14,3 дв. на 1 кв. клм. и создает полн. возм-сть расположения войск на отдых по квартирам (кроме гористой части). Действующия в гос-тве войска не м. расчитывать на сбор лошадей и не будут обезпечены скотом; сбор хлебов и овса лишь покрывает потребности населения, для обезпечения же войск понадобится подвоз. Сеть ж., шосс. и обыкн. дорог весьма развита; г. Б. - узловой пункт ж. дорог, связывающих его с Берлином (2-кол., пропускающая до 50 пар поездов в сутки), с переправами на Рейне и с франц. гр-цею. В 1907 г. гос. доход достигал 27 мил. марок, при расходе в 28 мил. мар. и гос. долге в 53 мил. мар. Особых вооруж. сил гос-тво не содержит, а комплектует части X арм. к-са, расположенныя в его пределах. (Г. М. Христиани, Военный обзор Германии, 1909 г.).

Брауншвейгский, Карл II Вильгельм-Фердинанд, герцог Брауншвейг-Вольфенбютельский

БРАУНШВЕЙГСКИЙ, Карл II Вильгельм-Фердинанд, герцог Брауншвейг-Вольфенбютельский, прус. ген.-фельдмарш. Род. в 1735 г. Во время Семилетней войны сражался в рядах брауншвейгской армии в боях под Гастенбеком (1757 г.), под Крефельдом (1758 г.) и в целом ряде дел на зап. театре в. действий. В 1773 г. перешел на прус. службу ген. от инф. и принял участие в войне за баварское наследство. В 1787 г. пожалован званием ген.-фельдм. прус. армии и назначен президентом вновь учрежденнаго в. коллегиума и в том же году стал во главе экспедиц. к-са, посланнаго в Голландию. В 1792 г. назначен гл-щим войск, собранных европ. коалициею для борьбы с великой франц. революциею и взял гг. Лонгви и Верден, но после бомбардировки г. Вальми принужден б. отступить. Разбив в 1793 г. Моро у Пирмасенса, заняв вместе с австр. ген. гр. Вурмзером Вейсенбургскую укр. линию, нанес поражение у Кейзерлаутерна фр-зам, бывшим под нач. Пишегрю и Гоша. Этим ограничились успехи прус. армии. Сдав в 1794 г. ком-ние союзн. ар-миею, Б. в войну 1807 г. снова является в роли гл-щаго прус. армиею. Однако 72-летний герц. Б. был только номинальным гл-щим, на деле же с его планами мало считались: во многое вмешивался король, чины свиты, князь Гогенлоэ, генералы Пфуль, Шарнгорст и Массенбах. Прусская армия не имела боевого опыта с 1794 г., пополнялась старой системой вербовки, обучалась в духе отжившей системы фридриховской муштры и во главе ея стояли генералы-рутинеры (средний возраст 69 лет). Под Иеной-Ауэрштедтом прусская армия была разбита, и герц. Б. убит. (Lord E. Fitzmaurice, Charles-William Ferdinand. duke of Brunswik, London, 1901; Herzog Karl Willhelm Ferdinand von Biaunschweig, eine Lebensbeschreibung, Tübingen, 1809; Preussischer Generalstab, Geschichte Der Kriege Friedrichs Des Grossen, Siebenjáhriger Krieg, Berlin, 1901; V. Lettow-Vorbeck, Der Krieg von 1806-1807, Bd. I, Berlin, 1891).

 

 

Брацлав

БРАЦЛАВ, гор. Подольской губ. Предполагалось укрепить его еще в 1832 г., для чего тогда же была сделана съемка. В 1843 г. признавалось, что кр-сть здесь, - на соединении двух б. дорог, ведущих от австр. и тур. границ к Киеву, - в случае совокупных наступат. действий этих держав, м. служить опорн. и складочн. местом для рус. армии. Проект не б. осуществлен. (Тимченко-Рубан, Очерк деятельности В. Кн. и Имп. Николая Павловича, как руководителя в.-инж. части).

Браццо

БРАЦЦО, один из Далматских о-вов (с кр-стью), взятых рус. флотом у фр-зов в 1806 г. Гл-щий в.-адм. Сенявин, подойдя 10 дкб. этого года к Б. с 2 кораблями и 1 шлюпом, начал бомбардировать кр-сть и высадил десант из егерей, черногорцев и бокезцев, напавший на фр-зов так стремительно, что те сдались почти без сопр-ления. В плен взяты комендант кр-сти, 3 оф-ра, 79 н. ч., захвачены 4 пушки; потерь с нашей стороны не было. 17 дкб. того же года у о-ва Б. произошло сражение нашего брига Александр с 5 франц. кан. лодками. (См. "Александр").

Брашпиль

БРАШПИЛЬ, горизонт. ворот, употребляемый на судах для подъема якоря. Б. с ручным или машинным приводом. (См. рис.). На воен. судах обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана с углублениями по форме звеньев якорн. каната (для пр. и л. каната). Барабаны соединяются с осью помощью муфт трения; регулируя нажатие их маховиками, можно разобщать (для отдачи якоря) или сообщать (для выбирания его) муфту любого каната с Б. На оси Б. устанавливается сильн. зажим. тормаз, помощью к-раго якорн. канат м. б. застопорен. Пробовали устанавливать на в. судах электр. Б., но без успеха, т. к. характер работы Б. не подходит к работе электромотора, ибо нагрузка сильно меняется в различн. моменты подъема якоря и м. перегорать предохранители.

 

 

Бреда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бредаль, Петр Петрович

БРЕДАЛЬ, Петр Петрович, один из наиб. деят., честн. и способн. морских нач-ков в России первой половины XVIII века. Род. в Норвегии, б. принят на рус. службу по реком-ции адм. Крюйса в 1703 г., с назначением унт.-лейт-том в гребной флот. В 1706 г. за отличие в битве со шведами под Кронштадтом произведен в лейт. С этого времени началась близость Б. к Петру I, доверявшему ему исполнение разл. ответств. поручений. Так, в 1710 г. Б. б. послан на ю. в виду войны с турками; в 1713 г. ходил на фрегате Св. Яков к Гельс-форсу для наблюдения за непр. судами; в 1714 г. за отличие при Гангуте награжден золотой медалью; в 1715 г. ходил дважды в крейс-во, захватил у Виндавы 3 швед. приза и на о-ве Готланде пленных; послан в Англию за двумя купленными там кораблями и привел их в Копенгаген; в 1716 г. ходил с ними в крейс-во к голл. берегам; в 1717 г. послан в Англию за кораблем Оксфорд, а в 1720 г. командирован в Данциг, Копенгаген, Любек и Мемель - для найма морск. оф-ров и штурманов, и в Гамбург - для покупки кораблей. В 1721 г. ездил в Испанию с известием о мире со Швецией. Разжалованный в матросы за оскорбление оф-ра, Б. б. вскоре прощен и в 1728 г. участвовал в ревизии Сестрорец. заводов, а в 1730 г. состоял гл. ком-ром в Ревеле и Архангельске, участвуя в то же время в к-сии по приведению флота в надлежащий порядок. В 1736 г. он принимал видное участие во взятии г. Азова, затем укрепил Воронежскую верфь и заложил верфь в Брянске; в 1737 г. участвовал в крымском походе и отличился близ Гениги, отразив атаки тур. флота; в 1741 г. вновь назначен гл. ком-ром Арханг. порта и в след. году послан с эскадрой из 10 судов из Белаго моря в Балтийское для действий против шведов. Вследствие ветхости и повреждений большей части судов, Б. вернулся из этого похода в Арх-ск и за это с 1744 г. находился под следствием. Следствие длилось безконечно. В 1756 г., после 53 лет службы, полной труда и боевых испытаний, Б. скончался, так и не дождавшись решения суда.

Бредов, фон, Фридрих-Вильгельм-Адальберт

БРЕДОВ, фон, Фридрих-Вильгельм-Адальберт, прус. кав. ген., прославившийся своей атакой в сраж. под Вионвилем 16 авг. 1870 г. Род. в 1814 г., оф-р с 1832 г. и затем вплоть до 1872 г. служил в кав-рии; командовал дивизией, а в 1883 г. вышел в отставку; ум. в 1890 г. В войну 1870-71 гг. он командовал 12-й кав. бр-дой, 5-й кав. д-зии. В день сраж. под Вионвилем 16 авг. 1870 г. Б. получил в 2 ч. д. от ген. ф.-Альвенслебена настойчиво повторяемое приказание атаковать стоявшия у римской дороги б-реи фр-зов с целью оказать содействие 6-й пех. д-зии, сильно страдавшей от огня этих б-рей; Б. повел в атаку южнее Тронвильскаго кустарника 7 эск. на пр. фланг франц. б-рей, а также 1-ю линию франц. пехоты и довел свои эск-ны до 2-й линии пехоты на высоте д. Резонвиль, где они были остановлены превосходной в числе кав-рией пр-ка, и с значит. потерями (16 оф., 381 н. ч., 461 лош.) пробился обратно через те же линии фр-зов. Эта лихая атака имела громадное значение для пруссаков, т. к. она остановила движение VI фр. к-са и тем выручила 6-ю прус. пех. д-зию из оч. тяж. положения. За эту атаку Б. получил орд. Жел. Креста 1 кл.

Брезе, Арман, маркиз

БРЕЗЕ, маркиз, Арман (Armand de Maillé, Marquis de Brezé и т. д.), франц. адм. (1619-1646 гг.), погиб 27 лет, достигнув звания нач-ка мореплавания и высш. почестей. Мал. роста и крайне невзрачной наружности, Б. отличался безумной храбростью, администр. способностями и необычайно рано проявившимся талантом флотоводца. Начав карьеру в в.-сух. службе в 1638 г., Б. отличился во Фландрии. Благодаря родству с кард. Ришелье, Б. перешел во флот, и в 1639 г. б. назначен нач-ком франц. эскадры в Средиз. море. 22 июня 1640 г., после упорнаго боя, он принудил укрыться в Кадикс исп. флот из 36 больших галиотов, из коих потоплено 5. В след. году Б. б. назначен посл-ком в Португалию; но мирная деят-сть была ему не по душе, и 1642 г. застал его снова нач-ком Средиз. эскадры. 29 июня, после неск. дней преследования, Б. удалось принудить к бою близ Барцелоны более сильный исп. флот, потерявший 1 корабль. Через 2 дня Б. снова сошелся с исп. флотом и принудил его укрыться под укр-ниями о-ва Маиорки, с потерей 2 кораблей. Затем Б. принял деят. участие во взятии Коллиура. После смерти своего дяди, кард. Ришелье, Б. получил звание вел. магистра, пэра Франции и нач-ка мореплавания и был назначен губ-ром кр-сти ла-Рошель и провинции Они. Вступив в командование франц. флотом в Средиземн. море, он 9 авг. 1643 г. взял в плен 6 исп. кораблей, а 3 окт. снова разбил превосходныя силы испанцев у Картагены, взял на абордаж исп. флагм. корабль и сжег корабль неапол. адмирала. В 1645 г. Б. поддерживал блокаду перед Таррагоной во время осады ея с суши. 20 мая 1646 г. он появился с флотом из 36 кораблей, 20 галер и 18 брандеров у мыса Арджентаро, где высадил 6 т. ч., завладел Теламоной, Салиной и Сан-Стефано и осадил Орбителло. 14 июня у Теламоны появился неапол. флот с подкреплениями для Орбителло, под ком. дона Ант. де Пиментель; Б. тотчас же атаковал его, но в конце 3-дн., удачнаго для фр-зов боя, б. убит ядром. Смерть Б. была б. потерей для молодого флота Франции. (L. Guérin, I es Marins illustres de la France; Troude, Batailles navales de la France).

Брезенты

БРЕЗЕНТЫ, принадлежность войск. снаряжения для предохранения от непогоды предметов и материалов. Делается из парусины, пропитанной озокеритовым составом (озокерит - горный воск, добываемый на о-ве Челекене, в Галиции, и ок. Баку). Рус. парусина для Б. выделывается из пеньк. пряжи и должна удовлетворять определ. условиям, установленным инструкциями на прием ея в войска. Озокеритовый непромокаемый состав д. пропитывать парусину насквозь и также удовлетворять опред. условиям. Прочность пропитки испытывается выдерживанием куска Б. в воде комнатной темп-ры в течение 24 час., после чего ткань не д. менять своих качеств, а озокерит не д. растворяться в воде. Непромокаемость же Б. испытывается так: кусок промятой руками ткани укрепляется на краях деревян. рамы, на ножках нек-рой высоты, и в углубление ткани наливают полторы кружки воды комнат. темп-ры; хорошая Б-ная парусина д. удерживать воду без малейшаго просачивания 24 час. С 1910 г. положено заготовлять Б. из парусины, пропитанной металлич. солями и органич. соединениями по усмотрению фабрикантов, лишь бы ткань Б. удовлетворяла техническим условиям. Для в. вед-ва шьются след. Б.: 1) для покрывания мешков с овсом при походной укладке; 2) малый - для покрывания ранцев на передках; 3) большой - для ранцев на задн. ходе зарядн. ящика; 4) на парныя повозки обр. 76 и 84 гг.; 5) на четверочную повозку; 6) на аптечную двуколку обр. 84 г.; 7) на лазаретную линейку; 8) Б.-чемодан для запасных кож и войлоков парной повозки; 9) Б.-чемодан для книг и бланков воен.-санит. отчетности. Кроме того, из той же непромокаемой ткани изготовляются водоп. ведра, вещевые мешки, сапож. чехлы, ранцы обр. 94 и 98 гг., торбы для овса, надхомутники и т. п. Наконец, из нея же шьются чехлы на нек-рыя части орудий: на прицельныя приспособления, подъемные механизмы, на казен. части орудий и т. п. Для покрывания повозок употребляются Б. прямоуг. формы, сшитые из полотнищ. Края Б. д. б. подогнуты и прострочены; на углах Б. д. б. вставлены медныя кольца с отверстиями (пистоны), диам. 3/8 дм., для продевания веревки. Близ краев Б. для покрывания ранцев пришиваются сыромятные ремешки. Большой Б. делается дл. 15¾ арш., шир. 7¼ арш., малый Б. - дл. 8 арш. 12 верш., шир. 7 арш. 1 верш. Технич. условия на прием повозок и описание бунтовых Б. утверждены в. сов. 18 фвр. 1910 г. (Прик. по арт-рии 1882 г. № 60, 1887 г. № 130, 1901 г. №№ 47 и 54).

Брейд-вымпел

БРЕЙД-ВЫМПЕЛ, - широкий вымпел начальствующих лиц, появившийся в рус. флоте при имп. Павле. (См. Вымпел).

Брейтгаупт, Вильгельм

БРЕЙТГАУПТ, Вильгельм, изобретатель дист. трубки, род. в 1809 г. в Касселе, ум. в 1880 г. До 1859 г. оф-р Кургессенской арт-рии, перешел затем на австр. службу и в 1866 г. вышел в отставку. Дист. тр-ка Б. с кольц. дист. составом; темпирование достигалось поворотом крышки; была принята в Австрии и швейцарии к снарядам нарезных орудий сист. Мюллера. Представляя развитие идеи дист. тр-ки Бормана (См. это слово1) она вместе с последней положила начало всем соврем. образцам этого рода дист. тр-к. В 1865 г. Б. выработал универсальную трубку для всех снарядов; однако, практически все это выполнено им не было. Им же дана идея шрапнели с центр. разр. зарядом. Его теории изложены им в сочинениях, издан. в Касселе: "Der Entwicke ungsgang u. die darauf Gegründete Systematik des Zunderwesens sowie das einheitl’ che Sprenggeschossfeur" и "Zum Sprenggeschossfeu rd. Land und See-Artillerie". (Rutzky, Geschoss u. Zünderkonstrukion, Wien, 1871).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Брейтенфельд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брекватер

БРЕКВАТЕР, мол, стенка и вообще всякое пост. сооружение для защиты рейда, гавани или берега от разрушит. действия волн; происходит от англ. слова Breakwater, - волнолом.

Бремен

БРЕМЕН, вольн. гор., второй по значению комм. порт Германии, на р. Везер; мелководность ф-тера побудила Б. основать в 1827 г. морскую гавань в Бремергафене и углубить реку, и теперь до Б. м. подниматься суда до 20 фт. осадки; зимою навигацию поддерживают ледоколы. Б. имеет 2 отлично оборуд. гавани, 2 сухих дока. Насел. в 1905 г. ок. 214 тыс.; вместе с Бремергафеном и гор. Вегезак, входящими в состав республики, Б. в 1905 г. посетило 4.115 судов. Б. соединен ж. дорогою с Берлином, Гамбургом, Ганновером, Бремергафеном и Нидерландами; торг. оборот свыше 700 мил. руб. В истории Б. упоминается с VIII стол.; Карл Вел. основал здесь епископство, под власть к-раго перешел и Б. в 967 г. После нашествия венгров (913 г.) Б. б. сильно укреплен. В нач. XIV стол. он освободился от власти епископа и вступил в Ганзейский союз. По Вестфальскому миру Б. подпал под власть шведов. После 30-л. войны Б. д. б. уступить Швеции значит. часть своих владений по нижн. Везеру. В 1810 г. Наполеон I объявил Б. гл. городом франц. деп-та устьев Везера, а в 1813 г. Б. б. взят союзниками и на Венск. конгр. признан вольным городом Герм. союза. По договору 1856 г. для Б. б. установлены особыя тамож. гр-цы и правила; в 1888 г. Б. вошел в состав герм. тамож. района. В 1866 г. войска Б. принимали участие в походах прус. армии, а после образования Герм. империи Б. вошел в ея состав в качестве самостоят. вольн. города с республ. образом правления.

Бремергафен

БРЕМЕРГАФЕН, наружный порт Бремена, на прав. берегу р. Везер, в 30 морск. мил. от ея устья, с насел. в 20.000; гл. - 5 сж., всегда свободен от льда. Гавань составляет 3 обширных бассейна, с набережными, прекрасно оборудов. для разгрузки судов. Имеется 5 плавуч. и 6 сух. доков и станция безпров. телеграфа. Укр-ния Б. к стороне моря состоят из 2 фортов-б-рей на л. берегу и форта и б-реи на правом; вооружены 34 ор. 6-11″ калибра в бр. куполах довольно устарелаго типа и снабжены приспособлениями для заложения минных заграждений. Б. дополняет с ю.-в. укрепл. приморск. систему Куксгафен - Гельголанд - Вильгельмсгафен, к-рая является опорою герм. флота в Немец. море и обезпечивает л. фланг канала имп. Вильгельма и входы в Эльбу и Везер. Находясь вблизи района гл. морск. центра Германии, Б. часто посещается герм. минными судами, в качестве времен. базы.

Предыдущая страница Следующая страница