Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 13, "БЕР")
БЕРГ, Густав Густавович, ген.-аншеф. Род. в 1716 г. В Семилетнюю войну выделился проявлением инициативы и умелаго руководства легкими войсками. В сражении под Куннерсдорфом 1 авг. 1759 г. Б. первый из наших генералов перешел в решительное наступление и вырвал победу из рук Фридриха Вел. Поддержанный кн. Волконским и Вильбуа, Б. ударил во фланг пруссакам и, отбив у них батареи, заставил отступить за Кунгруд После Куннерсдорфа Б. подал совет главноком-щему идти на Берлин. В 1761 г. Б. во главе летуч. коннаго отряда произвел ряд смелых набегов на пруссаков и приобрел славу лихого кавал. генерала, под нач. котораго Суворов начал свою боевую школу. 22 июня в окрестностях Бриги Б. разбил прусских гусар, 16 июля одержал новую победу у Бреславля. После ряда стычек Б. 4 окт. занял Нейгардт и 5 окт. совершил набег на Вейсентинский лагерь, закончившийся упорным и удачным боем 8 окт. у Цаилова со сдачей в плен 1 тыс. пруссаков. С началом войны с Турцией в 1769 г. Б. командовал отд. корп. в Крыму. В 1770 г. при осаде Бендер он прикрывал ее со стороны Очакова. В 1771 г. участвовал в походе кн. Долгорукова в Крым и 29 янв. под Кафою, командуя правым крылом, был одним из главных виновников одержанной победы. В 1773 г. произведен в ген.-аншефы. Ум. В 1778 г. (Казадаев, Рукописный словарь; Масловский, Русская армия в Семил. войну, вып. III; Петрушевский, Ген. Суворов, I; Давыдов, Теория партизанских действий). |
БЕРГ, Николай Васильевич, известн. воен. писатель и поэт-переводчик славянск. поэтов, род. в 1823 г. В 1853 г. Б. в качестве корреспондента отправился на театр войны в Севастополь и до окончания осады его состоял при штабе главноком-щаго в должности переводчика; участвовал в сраж. при Черной речке. Литературн. плодом его участия в кампании явились изданныя им "Записки об осаде Севастополя" с 2 планами, в 2 том. (Москва, 1858 г.) и "Севастопольский альбом" с 37 рис. (Москва, 1858 г.), на русск. и франц. языках. По окончании Крымской войны Б. едет на Кавказ и присутствует при пленении Шамиля (1856-59 гг.), затем отправляется в качестве корреспондента "Русскаго Вестника" в Италию, к Гарибальди. По прекращении польскаго возстания Б. б. приглашен лектором русск. яз. и литературы в Варшавск. Главную школу (1868 г.), преобразованную впоследствии в университет. Эту должность Б. занимал до дня своей кончины в 1884 г. В Варшаве Б. составил и издал в 1873 г. "Записки о польских заговорах и возстаниях с 1831 г. до 1862 г." (из печатн. и рукоп. источников). Одно время Б. редактировал "Варшавский Дневник" (1874-77 гг.). Из числа его многочисленных сочинений отметим его воен.-ист. статьи: "Польское возстание в 1863-1864 гг." ("Русск. Стар." 1879 г.), "Морская экспедиция повстанцев в 1861 г." ("Ист. Вест." 1881 г., 1), "Повстанская экспедиция Сигизмунда Милковскаго в 1863 г." (там же), "Граф Ф. Ф. Берг" ("Русск. Стар." 1881 г.), "Граф Мих. Ник. Муравьев-Виленский", очерк ("Русск. Стар." 1883 г.). (Д. Д. Языков. "Обзор жизни и трудов покойных русск. писателей", Спб. 1888 г., вып. IV; автобиогр. Н. В. Берга - "Русск. Стар." 1891 г.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРГГИСХЮБЕЛЬ. См. Гисхюбель. |
БЕРГЕН, норвежский укрепл. порт в шир. 60° 24′ сев. и долг. 5° 18′ вост. от Гринв. Насел. 72.000 жит. Удобная гавань с глуб. 6-9 сж., набережными длиною до 700 сж. и 3 сухими доками; пароходное сообщение с Англией (Гулль и Ньюкастль). Вывоз - рыба и минералы; ввоз - зерно, кам. уголь, железо и соль. Годовой оборот торговли ок. 40 мил. руб. 12 авг. 1665 г. тут произошло сражение между англ. эскадрой адм. Тиддимэна и отрядом купеческих ост-индских судов. Отряд этот собирался понемногу в Б., который в то время принадлежал Дании, чтобы оттуда уже достичь Голландии. Он состоял из 10 больших ост-индских судов и 60 других, преимущественно пришедших из Леванта. Для уничтожения и захвата этого транспорта англичанами был послан к.-адм. Тиддимэн (Tyddiman) с 18 судами. Англ. король Карл вошел по этому поводу в сношение с датским королем Фридрихом III и заручился его согласием на это нападение, которое Дания полагала оправдать перед Голландией боязнью бомбардировки Б. со стороны англичан. Голдандский транспорт в Б., в ожидании конвоя со стороны голландск. флота, принял тем временем меры для отражения нападения со стороны англичан: самые большие корабли были поставлены на якоря в форме полумесяца; вооружение внешних бортов, обращенных к морю. было усилено пушками, взятыми с внутренняго борта. Оба фланга были защищены пушками, поставленными на берегу; с кораблей были свезены люди для обслуживания этих батарей и в помощь датчанам, для защиты их укреплений. Командовавший береговыми укреплениями датский ген. Алефельд, не имея точных инструкций от короля, решил принять участие в отражении англичан. 12 авг. 1665 г. к Б. подошла эскадра Тиддимэна и атаковала голландск. транспорт, не войдя предварительно в сношения с ген. Адефельдом; вследствие этого англичане имели против себя и датчан. Свежий ветер, дувший из гавани, не позволил употребить в дело брандеры и относил весь дым на англичан. После 4-час. боя англичане, имея сильныя повреждения и большую потерю в личном составе, должны были уйти. |
БЕРГЕНДАЛЬ (Дальманута), сел. в вост. Трансваале у ж. д. Претория - Делагоабай. Бои с 21 по 28 авг. 1900 г. После потери Претории, Луи Бота с 4.000 чел. занял широкое расположение (48 клм.) от Бельфаста до Махадодорпа для прикрытия жел.-дор. линии, тогда как лорд Робертс сосредоточил у Бельфаста 2 пех. дивизии, кавал. дивизию Френча и 2 бригады конной пехоты (см. карту к ст. Англо-бурск. война). Несмотря на разбросанное положение буров, Робертс не решился на фронтальную атаку, а приказав ген. Буллеру атаковать противника с ю., сам с кавал. дивизией и 1 пех. бригадою решил нанести бурам удар с з. В виду этого, англ. войска совершили передвижение к лев. флангу, во время котораго кавал. дивизия была задержана выдвинувшимися вперед бурскими частями. Прочия войска исполнили передвижение безпрепятственно, и к 26 авг. весь маневр был закончен. Подошедши почти вплотную к ж. д., Буллер 26-го открыл огонь из тяжелых орудий по вынесенному вперед центру позиции буров, в особенности против Б-скаго укрепления, занятаго иоганнесбургской полицией. После двухчасового обстреливания противника пех. бригада и части ездящей пехоты атаковали укрепление и смежныя части позиции. В то время, как правый фланг англичан зашел защитникам укрепления в тыл, атака с фронта, поддержанная артил. огнем, подвигалась настолько удачно, что буры вынуждены были отступить. 28-го Буллер занял Махадодорп, после чего англичане двинулись за противником к Люденбургу. (Vierteljahrshefte für Truppenführung und Heereskunde III jahrg. 4 Heft; Scheibert, Freiheitskampf der Buren). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРД, Карл Николаевич (Charles Baird), известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в 1786 г., вместв с Гаскойном, который был приглашен для усовершенствования Александровскаго пушечно-литейнаго завода в Петрозаводске и у котораго он пробыл помощником 3 года. В 1792 г. Б. вступил в товарищество с петербургским заводчиком Морганом. Благодаря своим знаниям и энергии, он умело воспользовался усиленной стройкой Спб., и незначительное прежде производство завода Моргана развил до больших размеров. Механическо-литейный завод его был первым по времени в России (1792 г.); рядом с ним он построил лесопильный завод, паровую мукомольню, корабельную верфь и др. В 1815 г. устроил пароходство на Неве и долгое время был единственным хозяином транспортнаго (с помощью буксиров) и пассажирскаго сообщения между Спб. и Кронштадтом. Завод Берда, расположенный в Спб. на лев. берегу р. Невы, при впадении в нее р. Пряжки, в 1881 г. б. уступлен внуком Б. франц. "Акцион. обществу франко-русских заводов в Спб.", под каковым именем он и известен в настоящее время. |
БЕРДАН, полк. американской арт., известный изобретатель затворов и патронов для ручного оружия в период перехода от заряжания с дула к казнозарядным ружьям. Откидной впереди затвор его системы, усовершенствованной артиллеристами полк. Горловым и кап. Гуниусом, был принят в 1868 г. к нашей 4-лн. берданке № 1. В 1869 г. для Б. был разработан затвор скользящаго типа для нашей 4-лн. винтовки обр. 1870 г. (берданка № 2). Им же были разработаны некоторыя детали латунной гильзы в патронах для берданок № 1 и № 2. |
БЕРДАНКА. См. Винтовки. |
БЕРДМОР, В., и Ко (William Beardmore and C°, Ltd., Shipyard and Engine Works). Английская акцион. компания, владеющая большим судо- и машино-строительным заводом около городка Дальмюр (Dalmur), на р. Кляйд (Clyde), в 10 вер. от гор. Глазго. Береговая линия завода, вдоль реки, составляет почти 1½ версты; территория завода занимает 22 десятины. Завод расчитан преимущественно для постройки воен. судов и их механизмов. Оборудование завода весьма совершенное и современное. Имеется шесть стапелей, приспособленных для постройки судов до 750 фт. длиною. Бассейн для достройки судов, размерами 900 фт. × 360 фт., имеет глубину 59 фт. Для работы машин и станков на заводе пар вовсе не применяется: все работает на генераторном газе (динамо, калильныя печи, горны) и на электричестве (станки). Для обслуживания достраивающихся судов имеется 150-тонный береговой кран. На заводе может работать до 5.000 чел. мастеровых. Этой же компании принадлежит расположенный ближе к Глазго, также на р. Кляйд, прокатный броневой и машино-строительный завод в м. Гован (Govan), перестроенный из бывшаго судо- и машино-строительнаго завода "Robert Napier & Sons". Завод этот выпускает ежегодно около 8.000 тонн брони. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВО ФЛОТЕ. Служба во флоте по своей сущности резко разделяется на две отрасли: служба судовых команд, составляющих вместе с кораблями морскую вооруженную силу, и береговая, необходимая для обслуживания Б. учреждений, предназначенных для постройки, ремонта и снабжения флота. При основании русскаго флота Петр Великий образовал два рода морских команд: судовыя команды, находившияся всегда в ведении судовых командиров, независимо от того, находится ли корабль в плавании или нет, и Б. команды различных назначений: адмиралтейские баталионы, роты морских и адмиралтейских служителей, служители на заводах, верфях, в портах, госпиталях. Такая организация совершенно соответствовала сущности морской вооруженной силы, так как судовая команда всегда представляла собой цельную боевую часть, находилась в ведении судовых чинов и Б. службы не несла. В 1816 г. произведено полное переустройство морских команд. Команды нескольких судов были сведены в один экипаж. Каждому экипажу придана однообразная организация в 8 рот; в экипажах заведено береговое хозяйство и учреждены хозяйственныя нестроевыя роты. В обучении морских команд главное внимание уделено Б. строю и Б. службе. С окончанием плавания корабль выходил из ведения своего командира и поступал в полное распоряжение командира порта; команда расписывалась по различным экипажам, и связь судовых офицеров со своими командами прекращалась. Новые экипажи названы флотскими, вместо прежних корабельных. Флотский экипаж (Б. служба) разстраивал судовую команду (служба в море), а при отправлении судов в плавание судовая команда разстраивала флотский экипаж. Последний, не имея самостоятельнаго боевого значения, являлся основной флотской строевой частью, организация же судовой команды имела временный и потому случайный характер. При Императоре Александре II, в 1863-65 гг., была сделана попытка частичнаго исправления организации 1816 г., а именно - судовыя команды разбиты на постоянныя роты, которыя вошли в состав одного и того же экипажа. Экипаж состоял из команд нескольких судов. Особыя Б. команды уничтожены, и их обязаности возложены на флотские экипажи (1870 г.). Но и новое устройство не внесло улучшений в организацию службы, т. как судовыя команды не являлись отдельными частями, специальныя же команды для береговой службы перестали существовать. В 1891 г., в виду значительнаго увеличения флота, число экипажей утроено; к каждому экипажу приписан один большой корабль (броненосец или крейсер 1-го ранга) и несколько мелких судов. Но при этом организация оставлена прежняя, и это, в связи с огромным недостатком офицеров (см. Морской ценз), привело судовыя команды и службу во флоте в совершенное разстройство. Война и морские бунты 1904-06 гг. обратили внимание властей на ненормальныя условия этой службы, и в 1908 г. организация морских команд изменена коренным образом. Главной целью поставлена продолжительная совместная служба начальников с подчиненными, а для нижних чинов, кроме того - прохождение всей службы на одном корабле или в одной команде. Для сего все морския команды разделены на судовыя и Б. Судовыя команды как на судах, так и на берегу составляют отдельныя части, всегда находятся в ведении судовых командиров и офицеров и Б. службы не несут. Для обучения и подготовки новобранцев, для содержания людей, предназначенных на пополнение убыли в судовых командах, и для ведения письменных сведений о судовых чинах образованы флотские экипажи: два в Балтийском море (1-й в Кронштадте, 2-й в Спб.), один в Черном море (в Севастополе), один в Тихом океане (во Владивостоке) и одна Каспийская флотская рота (в Баку). Для несения караульной службы на берегу и обслуживания портов сформированы флотские полуэкипажи: Кронштадтский, Либавский, Севастопольский и Николаевский, и флотския роты: Ревельская, Свеаборгская и Каспийская. Реформа 1908 г. по своей идее приблизила организацию службы во флоте, как морской, так и Б., к началам, положенным Великим Основателем русскаго флота. Одновременно с разделением морских команд был разделен на две отдельныя части офицерский состав флота, с установлением для них различных условий прохождения службы и производства в чины; для офицеров Б. службы условия эти сводятся к обязательной выслуге определеннаго чисда лет в чине и соответетсвию новаго чина занимаемой должности. До чина капитана 1-го ранга включительно чины Б. и судового составов одноименны, далее офицеры Б. службы, занимающие высшия классныя должности, могут быть производимы в соответствующие должностям генеральские чины. При этом офицеры Б. службы должны представляться к производству в следующие чины не ранее своих товарищей, числящихся в судовом составе. |
БЕРЕГОВОЙ ЛЕЖЕНЬ, берегов. опора моста, состоящая из уложеннаго на берегу бревна (обтесан. на 2 канта), бруса или досок, на которую укладываются концы мостов. переводин (см. Мосты). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРЕЗАНЬ, залив, в 12 вер. к з. от Очакова. Вход в залив прикрывается крутым, скалистым островом того же наименования. Во 2-ю турецкую войну, в кампанию 1788 г., во время осады кн. Потемкиным Очакова, в помощь крепости прибыла 17 июля из Варны турецк. эскадра и стала на якорь у острова; тщетно старались турки доставить в крепость привезенныя на судах подкрепления; наконец, 21 окт., воспользовавшись противным ветром, не позволявшим нашей гребной флотилии произвести наступательныя действия, гарнизон был подкреплен с судов 1.500 чел.; присутствие турецкой флотилии у Б. поддерживало дух гарнизона, давая надежду получить новыя подкрепления. Потемкин приказал нашей севастопольской флотилии идти к Очакову и совместно с лиманской флотилией отогнать турецкий флот; узнав об этом, турки ушли к устьям Днестра, чем поставили в весьма затруднительное положение часть гарнизона крепости (320 чел.), находившуюся на Б., под нач. Османа-паши; Потемкин приказал пешему Запорожскому войску овладеть островом. 7 ноября Запорожцы, предводимые подполк. Головатым, отплыли на дубах, не отвечая на огонь турок, подплыли к острову, дали залп и, бросившись в воду, взобрались на крутой берег и стремительным ударом овладели окопами и прибрежной б-реей; орудия, снятыя с дубов, открыли огонь по крепости одновременно с канонерскими лодками бригадира Рибаса. Турки прекратили огонь и сдались; наши трофеи - 11 знамен и 21 орудие. |
БЕРЕЗИН, Евгений Васильевич, кап. 1-го ранга, морской писатель, историк, гидрограф и педагог. Начал службу в Балтийск. флоте юнкером из кандидатов Императ. Спб. университета в 1854 г.; 1857-60 гг. провел в кругосветном плавании. Возвращаясь в Россию на клипере Пластун, едва не погиб, когда клипер от неизвестной причины взлетел на воздух. В 1862 г. Б. получил в командование первое судно - вннтовую лодку Лук, а за нею винтовую лодку Марево, на которой проплавал почти 10 лет, занимаясь изследованием шхерных фарватеров. Своими работами Б. обратил на себя внимание начальства и в 1868 г. был прикомандирован к Морскому корпусу преподавателем воен.-морск. истории и морск. тактики. Читая зимой лекции, а летом плавая со своими воспитанниками в шхерах, Б. занимался обучением их морскому делу и съемке. Горячо отдавшись учебно-воспитательному делу, Б. за это время написал несколько трудов, из коих особенно известны "Курс воен.-морск. истории", "Опыт морск. тактики", "Морск. практика" и "Морск. походная книжка для воспитанников Морск. училища". В 1874 г. Б. был назначен нач-ком отдельной съемки по изследованию фарватеров в Финских шхерах и с этого времени до самой смерти в 1886 г. работал почти исключитеяьно по гидрографии. Последние годы Б. состоял начальником гидрографической экспедиции Балтийскаго моря. Многосторонняя деятельность Б. на поприще учебно-воспитательном и в области гидрографии была отмечена рядом наград. Почти все свои чины Б. получил "за отличие". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРЕЗИНА премия, учрежденная при Ник. инжен. акад. на капитал имени инж, действ. ст. сов. Владимира Ильича Березина. Из процентов с капитала выдаются 4 премии, по две за лучшие проекты дополнит. курса по строит. искусству и мостам: 2 премии (первыя) по 300 руб., а две (вторыя) - в зависимости от суммы проц. на капитал, оставш. после выдачи первых премий. Вл. Ил. Березин кончил курс Никол. инж. акад. в 1864 г. по 1-му разр. и вскоре перешел на службу в мин-ство путей сообщ. Известен как строитель Екатеринославскаго жел.-дор. моста, а также несколькими сочинениями по строит. искусству. |
БЕРЕЗОВСКИЙ, Владимир Антонович, военный издатель. Род. в 1852 г. Начал службу в л.-гв. Павловском п. и, командуя ротой Его Вел-ва, участвовал в войне 1877-78 гг. Под Горн. Дубняком был два раза ранен. По окончании войны служил старш. адъют. штаба гвард. корпуса. Близко соприкасаясь со службой и занятиями войск, Б. подметил потребность в пособиях и руководствах для обучения воен. делу и в 1879 г. начал свою книгопродавч. и издат. деятельность. В 1886 г. он вышел в отставку и всецело отдался воен.-книжному делу. Лучшие воен. писатели (Драгомиров, Куропаткин, Масловский, Пузыревский, Сухомлинов, Леер и др.) стали отдавать его фирме издания своих трудов. В 1888 г. появился "Листок конторы и склада В. А. Березовскаго", который затем превратился в еженед. иллюстр. воен. журн. "Разведчик", достигший большого распространения в армии. Кроме "Разведчика", Б. издает: воен.-библиогр. журн. "Вестовой" и еженед. журн. для нижн. чин. "Витязь". По июнь 1910 г. В. А. Березовским выпущено 3050 изданий. |
БЕРЕЙТОР (Bereiter), обучающий правильной верховой езде и выездке молод. лошадей. По штатам нашей армии Б. полагались по 1 в каждом кавал. полку, артил. бригаде и кон. батарее, в классном чине, а к ним назначались помощники из нижн. чинов. Б. назначались отличнейшие ученики Б-ской школы; в некоторых же полках унт.-офицеры, исправлявшие должность Б., по прослужении безпорочно 12 л. в унт.-офицерск. звании, определялись Б., обыкновенно с назначением в тот же полк. В 1882 г. штатные Б. в нашей армии упразднены (прик. по воен. вед. 1878 г., № 44, и 1882 г., № 82). |
БЕРЕЙТОРСКАЯ ШКОЛА основана в 1819 г. в Спб., с целью специальн. подготовки сведущих берейторов для частей кав. и конной арт., а также для выездки офицерск. лошадей. Первоначально школа состояла частью из унт.-офицеров, присылавшихся из полков, частью - из кантонистов. Занятия учеников ограничивались исключительно одною верховою ездою. В этом виде школа существовала до 1827 г., когда было введено преподавание теории верховой езды и иппологии. В школу положено б. принимать лишь вольноопределяющихся, среди которых расчитывали найти лиц с достаточным для указанной цели образованием. Высоч. утв. положением 24 ноября программа занятий в Б. школе была еще расширена. Курс продолжался 6 лет и разделялся на 2 класса. Ежегодно кончали курс 4-6 человек. Оказавшие хорошие успехи по всем предметам выпускались берейторами, с чином коллежск. регистратора. По учреждении в 1882 г. Офицерской кавал. школы, переформированной из учебнаго кавал. эскадрона, Б. школа б. упразднена, и взамен ея была образована школа инструкторов верхов. езды (ныне отдел наездников при Офиц. кавал. школе). |
БЕРЕСТЕЧКО, местечко Волынской губ., Дубенскаго у., в 25 вер. к з. от г. Дубно, на р. Стыри, известно происшедшим около него 30 июня 1651 г. одним из самых крупных сражений XVII века - трехдневной битвой между поляками и малоросс. казаками. Во главе польскаго войска (около 100 тыс.) был сам король Ян-Казимир III; во главе малоросс. войск (около 200 тыс. казаков и 100 тыс. крымских татар) - гетман Богдан Хмельницкий. Несмотря на численное превосходство малороссийскаго войска, Ян-Казимир одержал полную победу. 7000 убитых казаков и татар осталось на поле сражения. Главная причина неудачи малоросс. войска заключалась в малодушии их союзника, крымскаго хана Ислам-Гирея, бежавшаго при первой же частной неудаче войск и увлекшаго за собой остальных татар. Сражение при Б. привело к договору, заключенному 28 сент. 1651 г. в Белой Церкви между королем и Хмельницким, по которому Малороссия снова принуждена была признать владычество поляков. |
БЕРЕСФОРД, виконт, Вильям Чарльз, англ. генерал. Род. в 1770 г. Принимал участие в воен. действиях в Америке, Ост- и Вест-Индии, в Египте при занятии мыса Доброй Надежды, взял Буэнос-Айрес, но принужден был капитулировать и бежал из плена. Покорил о-в Мадеру и б. назначен его губернатором. С 1807 г. командовал Португальскою армиею и совершил с нею все походы на Пиренейском полуострове, а с переносом войны на ю. Франции действовал там против французов и с 12 тыс. чел. разбил корпус Луазона при Дуэро и Сульта при Альбуэре. В 1812 г., под нач. Веллингтона, командовал корпусом при Виттории, Байонне и Тулузе. По окончании войны сделан пэром и назначен англ. уполномоченным в Бразилии. С 1815 по 1820 г. снова командовал португальск. армией. Ум. в 1854 г. |
БЕРЕСФОРД, лорд, Карл, самый популярный и один из наиболее выдающихся английских адмиралов начала XX столетия. Род. в 1846 г. Во время бомбардировки Александрии 11 июля 1882 г. Б. командовал канонерск. лодкой Condor, а по окончании ея - высаженным на берег десантом. В 1884 г. принимал участие в походе в Хартум для освобождения ген. Гордона. С 1885 по 1889 г. Б. состоял членом нижней палаты от округа Мэрилебон (часть города Лондона) и в то же время, с 1886 по 1888 г., 4-м морским лордом адмиралтейства. С 1905 по 1909 г. командовал эскадрой Средиземнаго моря и флотом Канала. По смене, в 1909 г., избран членом парламента от города Портсмут, после чего уже больше не получал морских назначений. Отличаясь большим честолюбием, лорд Б. не довольствовался ролью моряка и адмирала; как общественный деятель с большим темпераментом, он не останавливался перед средствами, нередко осуждаемыми с точки зрения военной дисциплины, стремясь завладеть вниманием широких кругов публики. Особенно интенсивными стали выступления Б. после смены его в 1909 г. с поста начальника флота Канала. В ряде речей, статей и писем на имя отдельных членов кабинета Б. критиковал действия последняго, заявляя, что Англия в опасности, и предлагая свои проекты спасения отечества. Сущность требований лорда Б. заключалась в следующем: 1) постройка к 1913-14 гг. 25 дредноутов (принимая во внимание 21 германский дредноут) и соответствующаго количества крейсеров, миноносцев, доков, транспортов и т. п. Судостроительная программа Б. значительно отличалась от принятой англ. правительством; 2) усиленная постройка особых крейсеров для защиты торговли, и 3) создание автономных колониальных флотов, входящих в состав имперскаго флота. Лорд Б. по справедливости считается хорошим моряком, энергичным администратором, талантливым и популярным общественным деятелем (он пробыл в общей сложности 14 лет членом нижней палаты парламента). Усиление военнаго судостроения Англии в 1909 году можно всецело отнести к его заслугам, а в случае морской войны Б. является одним из наиболее вероятных кандидатов на должность ком-щаго флотом. |