Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 13, "БЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 13, "БЕР")

Берг, Григорий Максимович

БЕРГ, Григорий Максимович, ген. от инф. Род. в 1775 г. В чине секунд-маиора участв. в Финляндском походе 1788-90 гг. и отличился при С.-Михеле, Пумалазунде и Пардакоски, где был ранен. В 1794 г. Б. участв. в походе в Польшу, в 1805 г. б. ком-ром Малороссийскаго грен. п. и 27 окт. у Амштеттена, атакой своего полка поддерживая арьергард армии под нач. Багратиона, б. ранен, но уже 20 ноября снова был в огне при Аустерлице. Две контузии вывели Б. из строя, и он был взят в плен. В 1812 г. Б. получил назначение нач-ком 5-й пех. дивизии в I корпусе Витгенштейна. 18 июля под Клястицами дивизия Б. решила участь боя. 20 июня Б. обходом нанес поражение дивизии Вердье, перешедшей Дриссу. 30 июля дивизия Б. снова билась с французами на р. Свольне, 5 и 6 авг. под Полоцком, где Б. командовал левым крылом и по реляции Витгенштейна, "он более всех участвовал в одержании успеха". 6 и 7 окт. под тем же Полоцком Б. снова сыграл видную роль. В 1813 г. Б. сражался под Лейпцигом (орд. св. Георгия 3-й ст.) и Бауценом, б. тяжко ранен и назначен ревельским военн. губ-ром. Ум. Б. в 1838 г.

 

 

Берг, Густав Густавович

БЕРГ, Густав Густавович, ген.-аншеф. Род. в 1716 г. В Семилетнюю войну выделился проявлением инициативы и умелаго руководства легкими войсками. В сражении под Куннерсдорфом 1 авг. 1759 г. Б. первый из наших генералов перешел в решительное наступление и вырвал победу из рук Фридриха Вел. Поддержанный кн. Волконским и Вильбуа, Б. ударил во фланг пруссакам и, отбив у них батареи, заставил отступить за Кунгруд После Куннерсдорфа Б. подал совет главноком-щему идти на Берлин. В 1761 г. Б. во главе летуч. коннаго отряда произвел ряд смелых набегов на пруссаков и приобрел славу лихого кавал. генерала, под нач. котораго Суворов начал свою боевую школу. 22 июня в окрестностях Бриги Б. разбил прусских гусар, 16 июля одержал новую победу у Бреславля. После ряда стычек Б. 4 окт. занял Нейгардт и 5 окт. совершил набег на Вейсентинский лагерь, закончившийся упорным и удачным боем 8 окт. у Цаилова со сдачей в плен 1 тыс. пруссаков. С началом войны с Турцией в 1769 г. Б. командовал отд. корп. в Крыму. В 1770 г. при осаде Бендер он прикрывал ее со стороны Очакова. В 1771 г. участвовал в походе кн. Долгорукова в Крым и 29 янв. под Кафою, командуя правым крылом, был одним из главных виновников одержанной победы. В 1773 г. произведен в ген.-аншефы. Ум. В 1778 г. (Казадаев, Рукописный словарь; Масловский, Русская армия в Семил. войну, вып. III; Петрушевский, Ген. Суворов, I; Давыдов, Теория партизанских действий).

Берг, Николай Васильевич

БЕРГ, Николай Васильевич, известн. воен. писатель и поэт-переводчик славянск. поэтов, род. в 1823 г. В 1853 г. Б. в качестве корреспондента отправился на театр войны в Севастополь и до окончания осады его состоял при штабе главноком-щаго в должности переводчика; участвовал в сраж. при Черной речке. Литературн. плодом его участия в кампании явились изданныя им "Записки об осаде Севастополя" с 2 планами, в 2 том. (Москва, 1858 г.) и "Севастопольский альбом" с 37 рис. (Москва, 1858 г.), на русск. и франц. языках. По окончании Крымской войны Б. едет на Кавказ и присутствует при пленении Шамиля (1856-59 гг.), затем отправляется в качестве корреспондента "Русскаго Вестника" в Италию, к Гарибальди. По прекращении польскаго возстания Б. б. приглашен лектором русск. яз. и литературы в Варшавск. Главную школу (1868 г.), преобразованную впоследствии в университет. Эту должность Б. занимал до дня своей кончины в 1884 г. В Варшаве Б. составил и издал в 1873 г. "Записки о польских заговорах и возстаниях с 1831 г. до 1862 г." (из печатн. и рукоп. источников). Одно время Б. редактировал "Варшавский Дневник" (1874-77 гг.). Из числа его многочисленных сочинений отметим его воен.-ист. статьи: "Польское возстание в 1863-1864 гг." ("Русск. Стар." 1879 г.), "Морская экспедиция повстанцев в 1861 г." ("Ист. Вест." 1881 г., 1), "Повстанская экспедиция Сигизмунда Милковскаго в 1863 г." (там же), "Граф Ф. Ф. Берг" ("Русск. Стар." 1881 г.), "Граф Мих. Ник. Муравьев-Виленский", очерк ("Русск. Стар." 1883 г.). (Д. Д. Языков. "Обзор жизни и трудов покойных русск. писателей", Спб. 1888 г., вып. IV; автобиогр. Н. В. Берга - "Русск. Стар." 1891 г.).

Берг, Федор Федорович, граф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Берггисхюбель

БЕРГГИСХЮБЕЛЬ. См. Гисхюбель.

Берген

БЕРГЕН, норвежский укрепл. порт в шир. 60° 24′ сев. и долг. 5° 18′ вост. от Гринв. Насел. 72.000 жит. Удобная гавань с глуб. 6-9 сж., набережными длиною до 700 сж. и 3 сухими доками; пароходное сообщение с Англией (Гулль и Ньюкастль). Вывоз - рыба и минералы; ввоз - зерно, кам. уголь, железо и соль. Годовой оборот торговли ок. 40 мил. руб. 12 авг. 1665 г. тут произошло сражение между англ. эскадрой адм. Тиддимэна и отрядом купеческих ост-индских судов. Отряд этот собирался понемногу в Б., который в то время принадлежал Дании, чтобы оттуда уже достичь Голландии. Он состоял из 10 больших ост-индских судов и 60 других, преимущественно пришедших из Леванта. Для уничтожения и захвата этого транспорта англичанами был послан к.-адм. Тиддимэн (Tyddiman) с 18 судами. Англ. король Карл вошел по этому поводу в сношение с датским королем Фридрихом III и заручился его согласием на это нападение, которое Дания полагала оправдать перед Голландией боязнью бомбардировки Б. со стороны англичан. Голдандский транспорт в Б., в ожидании конвоя со стороны голландск. флота, принял тем временем меры для отражения нападения со стороны англичан: самые большие корабли были поставлены на якоря в форме полумесяца; вооружение внешних бортов, обращенных к морю. было усилено пушками, взятыми с внутренняго борта. Оба фланга были защищены пушками, поставленными на берегу; с кораблей были свезены люди для обслуживания этих батарей и в помощь датчанам, для защиты их укреплений. Командовавший береговыми укреплениями датский ген. Алефельд, не имея точных инструкций от короля, решил принять участие в отражении англичан. 12 авг. 1665 г. к Б. подошла эскадра Тиддимэна и атаковала голландск. транспорт, не войдя предварительно в сношения с ген. Адефельдом; вследствие этого англичане имели против себя и датчан. Свежий ветер, дувший из гавани, не позволил употребить в дело брандеры и относил весь дым на англичан. После 4-час. боя англичане, имея сильныя повреждения и большую потерю в личном составе, должны были уйти.

Бергендаль

БЕРГЕНДАЛЬ (Дальманута), сел. в вост. Трансваале у ж. д. Претория - Делагоабай. Бои с 21 по 28 авг. 1900 г. После потери Претории, Луи Бота с 4.000 чел. занял широкое расположение (48 клм.) от Бельфаста до Махадодорпа для прикрытия жел.-дор. линии, тогда как лорд Робертс сосредоточил у Бельфаста 2 пех. дивизии, кавал. дивизию Френча и 2 бригады конной пехоты (см. карту к ст. Англо-бурск. война). Несмотря на разбросанное положение буров, Робертс не решился на фронтальную атаку, а приказав ген. Буллеру атаковать противника с ю., сам с кавал. дивизией и 1 пех. бригадою решил нанести бурам удар с з. В виду этого, англ. войска совершили передвижение к лев. флангу, во время котораго кавал. дивизия была задержана выдвинувшимися вперед бурскими частями. Прочия войска исполнили передвижение безпрепятственно, и к 26 авг. весь маневр был закончен. Подошедши почти вплотную к ж. д., Буллер 26-го открыл огонь из тяжелых орудий по вынесенному вперед центру позиции буров, в особенности против Б-скаго укрепления, занятаго иоганнесбургской полицией. После двухчасового обстреливания противника пех. бригада и части ездящей пехоты атаковали укрепление и смежныя части позиции. В то время, как правый фланг англичан зашел защитникам укрепления в тыл, атака с фронта, поддержанная артил. огнем, подвигалась настолько удачно, что буры вынуждены были отступить. 28-го Буллер занял Махадодорп, после чего англичане двинулись за противником к Люденбургу. (Vierteljahrshefte für Truppenführung und Heereskunde III jahrg. 4 Heft; Scheibert, Freiheitskampf der Buren).

Берген-оп-Зоом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бергфриде

БЕРГФРИДЕ, местечко в вост. Пруссии, на верхнем течении р. Алле. Здесь 22 янв. 1807 г. произошло дело между русскими и французами, составившее частный эпизод действий армии Наполеона (ок. 75 тыс.) против русск. армии гр. Беннигсена (до 80 тыс.). Последняя, с целью отразить наступление Наполеона из-под Варшавы в вост. Пруссию, угрожавшее флангу и тылу Беннигсена, двигавшагося, в свою очередь, к нижней Висле, - заняла позицию у Янково. Лев. ея фланг обезпечивался отрядом гр. Каменскаго (Архангелогородск., Углицкий и Тенгинский пех. пп., 9 бат. с арт.), который занимал переправу у Б. на р. Алле, не вполне замерзшей и потому сохранявшей значение препятствия. Мост не был разрушен, а 1 бат-н Углицкаго полка был выдвинут на правый берег р. Алле. Наполеон расчитывал, закончив сосредоточение всей своей армии в окрестностях Алленштейна 23 янв., атаковать в этот день главными силами (3 корпуса) русскую армию с фронта, между рр. Алле и Пассаргой, а двумя корпусами (Сульта и Даву) захватить в тылу леваго фланга Беннигсена переправы на Алле и, так. обр., отрезать ему пути отступления на в. Однако, полная боевая готовность русск. армии 22 янв. заставила императора начать атаку в этот день, чтобы боем удержать противника на месте. Направив часть главн. сил на фронт русских, Наполеон приказал Сульту овладеть передовой позицией у Б. и, осуществив этим угрозу лев. флангу обороняющагося, обезпечить развитие в этом направлении действия для корпуса Даву, головная дивизия котораго могла подойти к Алле не ранее 23-го. Сульт атаковал авангард отряда Каменскаго конницей ок. 3 час. дня. Баталион Углицкаго полка, угрожаемый охватом и потерей пути отступления, отошел на левый бер. Алле, под прикрытием огня арт. Подошедшая французская пехота, обстреливаемая картечью русских орудий, перешла по мосту на лев. берег и атаковала батарею. Г.-м. Герсдорф, с Углицким полком и 1 бат-ном Тенгинскаго ударил в штыки и отбросил головныя части колонны французов. На переправе между тем образовалось столпление. Завязался упорный рукопашный бой. Наконец, французы были оттеснены на прав. берег. Сульт повторил атаку, овладел снова переправой и утвердился на лев. берегу. Каменский, считая невозможным продолжать оспаривать переправу у значительно превосходных сил противника, решил ограничиться в ночь на 23-е удержанием его на лев. берегу Алле, тем более, что Беннигсен принял решение уклониться от боя 23-го числа и отдал приказ об отступлении армии на с. (на Прейсиш-Эйлау). Отступление совершилось в ночь на 23 янв. Потери отряда Каменскаго под Б.: офиц. - 8 уб. и 9 ран., нижн. чин. - ок. 800 чел. уб. и ран. (Записки гр. Беннигсена о войне с Наполеоном 1807 г., 1900 г.; Леттов-Форбек, История войны 1806-7 гг., т. IV, 1893 г.; Михайловский-Данилевский. Описание второй войны Императора Александра с Наполеоном в 1806-7 гг., 1846 г.).

 

 

Бергштрих

БЕРГШТРИХ, короткая черта, употребляемая при изображении рельефа местности горизонталями, для более легкаго определения направления скатов. Б. разной толщины поясняют крутизну скатов, когда рельеф глазомерно набрасывают отрывками горизонталей, которыя предстоит затем вычертить соответствующей толщины штрихами.

 

 

Берд, Карл Николаевич

БЕРД, Карл Николаевич (Charles Baird), известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в 1786 г., вместв с Гаскойном, который был приглашен для усовершенствования Александровскаго пушечно-литейнаго завода в Петрозаводске и у котораго он пробыл помощником 3 года. В 1792 г. Б. вступил в товарищество с петербургским заводчиком Морганом. Благодаря своим знаниям и энергии, он умело воспользовался усиленной стройкой Спб., и незначительное прежде производство завода Моргана развил до больших размеров. Механическо-литейный завод его был первым по времени в России (1792 г.); рядом с ним он построил лесопильный завод, паровую мукомольню, корабельную верфь и др. В 1815 г. устроил пароходство на Неве и долгое время был единственным хозяином транспортнаго (с помощью буксиров) и пассажирскаго сообщения между Спб. и Кронштадтом. Завод Берда, расположенный в Спб. на лев. берегу р. Невы, при впадении в нее р. Пряжки, в 1881 г. б. уступлен внуком Б. франц. "Акцион. обществу франко-русских заводов в Спб.", под каковым именем он и известен в настоящее время.

Бердан

БЕРДАН, полк. американской арт., известный изобретатель затворов и патронов для ручного оружия в период перехода от заряжания с дула к казнозарядным ружьям. Откидной впереди затвор его системы, усовершенствованной артиллеристами полк. Горловым и кап. Гуниусом, был принят в 1868 г. к нашей 4-лн. берданке № 1. В 1869 г. для Б. был разработан затвор скользящаго типа для нашей 4-лн. винтовки обр. 1870 г. (берданка № 2). Им же были разработаны некоторыя детали латунной гильзы в патронах для берданок № 1 и № 2.

Берданка

БЕРДАНКА. См. Винтовки.

Бердмор, В., и Ко

БЕРДМОР, В., и Ко (William Beardmore and C°, Ltd., Shipyard and Engine Works). Английская акцион. компания, владеющая большим судо- и машино-строительным заводом около городка Дальмюр (Dalmur), на р. Кляйд (Clyde), в 10 вер. от гор. Глазго. Береговая линия завода, вдоль реки, составляет почти 1½ версты; территория завода занимает 22 десятины. Завод расчитан преимущественно для постройки воен. судов и их механизмов. Оборудование завода весьма совершенное и современное. Имеется шесть стапелей, приспособленных для постройки судов до 750 фт. длиною. Бассейн для достройки судов, размерами 900 фт. × 360 фт., имеет глубину 59 фт. Для работы машин и станков на заводе пар вовсе не применяется: все работает на генераторном газе (динамо, калильныя печи, горны) и на электричестве (станки). Для обслуживания достраивающихся судов имеется 150-тонный береговой кран. На заводе может работать до 5.000 чел. мастеровых. Этой же компании принадлежит расположенный ближе к Глазго, также на р. Кляйд, прокатный броневой и машино-строительный завод в м. Гован (Govan), перестроенный из бывшаго судо- и машино-строительнаго завода "Robert Napier & Sons". Завод этот выпускает ежегодно около 8.000 тонн брони.

Бердыш

БЕРДЫШ, широкий, длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко. В России Б. с XV по XVII ст. служили, на-ряду с саблями, вооружением "бердышников" - лучшей пехоты того времени. Б. носился на ремне за плечами. Стрельцы пользовались Б. при стрельбе вместо подсошек для опоры дула. С появлением иноземных наемных войск, у нас прививается видоизменение Б. - алебарды (франц. hallebarde), оружие швейцарской пехоты еще в XIV ст. У нас алебарды составляли почетное вооружение дворцовой стражи и царских телохранителей; у наших полицейских будочников оне просуществовали почти до конца XVIIi ст. Алебарда от Б. отличалась тем, что трубка вверху заканчивалась копьем.

Бердыш.

Бердыш.

Алебарда.

Алебарда.

Береговая артиллерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Береговая оборона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Береговая служба в Московском государстве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Береговая служба во флоте

БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВО ФЛОТЕ. Служба во флоте по своей сущности резко разделяется на две отрасли: служба судовых команд, составляющих вместе с кораблями морскую вооруженную силу, и береговая, необходимая для обслуживания Б. учреждений, предназначенных для постройки, ремонта и снабжения флота. При основании русскаго флота Петр Великий образовал два рода морских команд: судовыя команды, находившияся всегда в ведении судовых командиров, независимо от того, находится ли корабль в плавании или нет, и Б. команды различных назначений: адмиралтейские баталионы, роты морских и адмиралтейских служителей, служители на заводах, верфях, в портах, госпиталях. Такая организация совершенно соответствовала сущности морской вооруженной силы, так как судовая команда всегда представляла собой цельную боевую часть, находилась в ведении судовых чинов и Б. службы не несла. В 1816 г. произведено полное переустройство морских команд. Команды нескольких судов были сведены в один экипаж. Каждому экипажу придана однообразная организация в 8 рот; в экипажах заведено береговое хозяйство и учреждены хозяйственныя нестроевыя роты. В обучении морских команд главное внимание уделено Б. строю и Б. службе. С окончанием плавания корабль выходил из ведения своего командира и поступал в полное распоряжение командира порта; команда расписывалась по различным экипажам, и связь судовых офицеров со своими командами прекращалась. Новые экипажи названы флотскими, вместо прежних корабельных. Флотский экипаж (Б. служба) разстраивал судовую команду (служба в море), а при отправлении судов в плавание судовая команда разстраивала флотский экипаж. Последний, не имея самостоятельнаго боевого значения, являлся основной флотской строевой частью, организация же судовой команды имела временный и потому случайный характер. При Императоре Александре II, в 1863-65 гг., была сделана попытка частичнаго исправления организации 1816 г., а именно - судовыя команды разбиты на постоянныя роты, которыя вошли в состав одного и того же экипажа. Экипаж состоял из команд нескольких судов. Особыя Б. команды уничтожены, и их обязаности возложены на флотские экипажи (1870 г.). Но и новое устройство не внесло улучшений в организацию службы, т. как судовыя команды не являлись отдельными частями, специальныя же команды для береговой службы перестали существовать. В 1891 г., в виду значительнаго увеличения флота, число экипажей утроено; к каждому экипажу приписан один большой корабль (броненосец или крейсер 1-го ранга) и несколько мелких судов. Но при этом организация оставлена прежняя, и это, в связи с огромным недостатком офицеров (см. Морской ценз), привело судовыя команды и службу во флоте в совершенное разстройство. Война и морские бунты 1904-06 гг. обратили внимание властей на ненормальныя условия этой службы, и в 1908 г. организация морских команд изменена коренным образом. Главной целью поставлена продолжительная совместная служба начальников с подчиненными, а для нижних чинов, кроме того - прохождение всей службы на одном корабле или в одной команде. Для сего все морския команды разделены на судовыя и Б. Судовыя команды как на судах, так и на берегу составляют отдельныя части, всегда находятся в ведении судовых командиров и офицеров и Б. службы не несут. Для обучения и подготовки новобранцев, для содержания людей, предназначенных на пополнение убыли в судовых командах, и для ведения письменных сведений о судовых чинах образованы флотские экипажи: два в Балтийском море (1-й в Кронштадте, 2-й в Спб.), один в Черном море (в Севастополе), один в Тихом океане (во Владивостоке) и одна Каспийская флотская рота (в Баку). Для несения караульной службы на берегу и обслуживания портов сформированы флотские полуэкипажи: Кронштадтский, Либавский, Севастопольский и Николаевский, и флотския роты: Ревельская, Свеаборгская и Каспийская. Реформа 1908 г. по своей идее приблизила организацию службы во флоте, как морской, так и Б., к началам, положенным Великим Основателем русскаго флота. Одновременно с разделением морских команд был разделен на две отдельныя части офицерский состав флота, с установлением для них различных условий прохождения службы и производства в чины; для офицеров Б. службы условия эти сводятся к обязательной выслуге определеннаго чисда лет в чине и соответетсвию новаго чина занимаемой должности. До чина капитана 1-го ранга включительно чины Б. и судового составов одноименны, далее офицеры Б. службы, занимающие высшия классныя должности, могут быть производимы в соответствующие должностям генеральские чины. При этом офицеры Б. службы должны представляться к производству в следующие чины не ранее своих товарищей, числящихся в судовом составе.

Береговой лежень

БЕРЕГОВОЙ ЛЕЖЕНЬ, берегов. опора моста, состоящая из уложеннаго на берегу бревна (обтесан. на 2 канта), бруса или досок, на которую укладываются концы мостов. переводин (см. Мосты).

Береговые батареи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Береговые знаки

БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ устанавливаются большею частью на берегах, имеющих однообразный характер, и служат для опознания местности, определения по ним места корабля, для указания места поворота курса, обозначения фарватеров и вообще для облегчения плавания в виду берегов. В зависимости от своего назначения, Б. знаки бывают самаго разнообразнаго вида. Нередко их заменяет хорошо видимый береговой предмет (дерево, церковь, дом и т. п.); пятна, накрашенныя на скале, часто служат, особенно в шхерах, для указания фарватеров; знаки бывают также в виде шеста с фигурою наверху, деревяннаго щита, ажурной или сплошной постройки или в виде каменной башни. Иногда ставятся освещаемые знаки, которые являются как бы маяками, но с небольшим раионом видимости. Снятие знаков в военное время может значительно затруднить действия неприятельских судов; пятна и другие секретные знаки могут служить для облегчения навигации своим судам, когда нельзя пользоваться обыкновенными знаками. Описание и виды знаков и башен Российской Империи помещаются в ежегодном изд. главн. гидрограф. упр-ния "Описание маяков, башен и знаков", для иностранных же морей эти данныя имеются в лоциях и дополнениях к ним. Разнообразие Б. знаков объясняется стремлением выделить каждый из них из числа окружающих, чтобы избежать возможности смешения. Весьма характерными являются Б. знаки Белаго моря, где они окрашиваются черными и белыми полосами для большей видимости на белом фоне при наступлении зимы; в других морях встречаются знаки различной окраски. Наибольшим разнообразием отличаются Б. знаки Финских шхер, где число их достигает многих тысяч. Несколько таких знаков приводится на прилагаемой таблице.

К статье "Береговые знаки".

К статье Береговые знаки

К статье "Береговые знаки".

К статье Береговые знаки

Березань

БЕРЕЗАНЬ, залив, в 12 вер. к з. от Очакова. Вход в залив прикрывается крутым, скалистым островом того же наименования. Во 2-ю турецкую войну, в кампанию 1788 г., во время осады кн. Потемкиным Очакова, в помощь крепости прибыла 17 июля из Варны турецк. эскадра и стала на якорь у острова; тщетно старались турки доставить в крепость привезенныя на судах подкрепления; наконец, 21 окт., воспользовавшись противным ветром, не позволявшим нашей гребной флотилии произвести наступательныя действия, гарнизон был подкреплен с судов 1.500 чел.; присутствие турецкой флотилии у Б. поддерживало дух гарнизона, давая надежду получить новыя подкрепления. Потемкин приказал нашей севастопольской флотилии идти к Очакову и совместно с лиманской флотилией отогнать турецкий флот; узнав об этом, турки ушли к устьям Днестра, чем поставили в весьма затруднительное положение часть гарнизона крепости (320 чел.), находившуюся на Б., под нач. Османа-паши; Потемкин приказал пешему Запорожскому войску овладеть островом. 7 ноября Запорожцы, предводимые подполк. Головатым, отплыли на дубах, не отвечая на огонь турок, подплыли к острову, дали залп и, бросившись в воду, взобрались на крутой берег и стремительным ударом овладели окопами и прибрежной б-реей; орудия, снятыя с дубов, открыли огонь по крепости одновременно с канонерскими лодками бригадира Рибаса. Турки прекратили огонь и сдались; наши трофеи - 11 знамен и 21 орудие.

Березин, Евгений Васильевич

БЕРЕЗИН, Евгений Васильевич, кап. 1-го ранга, морской писатель, историк, гидрограф и педагог. Начал службу в Балтийск. флоте юнкером из кандидатов Императ. Спб. университета в 1854 г.; 1857-60 гг. провел в кругосветном плавании. Возвращаясь в Россию на клипере Пластун, едва не погиб, когда клипер от неизвестной причины взлетел на воздух. В 1862 г. Б. получил в командование первое судно - вннтовую лодку Лук, а за нею винтовую лодку Марево, на которой проплавал почти 10 лет, занимаясь изследованием шхерных фарватеров. Своими работами Б. обратил на себя внимание начальства и в 1868 г. был прикомандирован к Морскому корпусу преподавателем воен.-морск. истории и морск. тактики. Читая зимой лекции, а летом плавая со своими воспитанниками в шхерах, Б. занимался обучением их морскому делу и съемке. Горячо отдавшись учебно-воспитательному делу, Б. за это время написал несколько трудов, из коих особенно известны "Курс воен.-морск. истории", "Опыт морск. тактики", "Морск. практика" и "Морск. походная книжка для воспитанников Морск. училища". В 1874 г. Б. был назначен нач-ком отдельной съемки по изследованию фарватеров в Финских шхерах и с этого времени до самой смерти в 1886 г. работал почти исключитеяьно по гидрографии. Последние годы Б. состоял начальником гидрографической экспедиции Балтийскаго моря. Многосторонняя деятельность Б. на поприще учебно-воспитательном и в области гидрографии была отмечена рядом наград. Почти все свои чины Б. получил "за отличие".

Березина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Березина премия

БЕРЕЗИНА премия, учрежденная при Ник. инжен. акад. на капитал имени инж, действ. ст. сов. Владимира Ильича Березина. Из процентов с капитала выдаются 4 премии, по две за лучшие проекты дополнит. курса по строит. искусству и мостам: 2 премии (первыя) по 300 руб., а две (вторыя) - в зависимости от суммы проц. на капитал, оставш. после выдачи первых премий. Вл. Ил. Березин кончил курс Никол. инж. акад. в 1864 г. по 1-му разр. и вскоре перешел на службу в мин-ство путей сообщ. Известен как строитель Екатеринославскаго жел.-дор. моста, а также несколькими сочинениями по строит. искусству.

Березовский, Владимир Антонович

БЕРЕЗОВСКИЙ, Владимир Антонович, военный издатель. Род. в 1852 г. Начал службу в л.-гв. Павловском п. и, командуя ротой Его Вел-ва, участвовал в войне 1877-78 гг. Под Горн. Дубняком был два раза ранен. По окончании войны служил старш. адъют. штаба гвард. корпуса. Близко соприкасаясь со службой и занятиями войск, Б. подметил потребность в пособиях и руководствах для обучения воен. делу и в 1879 г. начал свою книгопродавч. и издат. деятельность. В 1886 г. он вышел в отставку и всецело отдался воен.-книжному делу. Лучшие воен. писатели (Драгомиров, Куропаткин, Масловский, Пузыревский, Сухомлинов, Леер и др.) стали отдавать его фирме издания своих трудов. В 1888 г. появился "Листок конторы и склада В. А. Березовскаго", который затем превратился в еженед. иллюстр. воен. журн. "Разведчик", достигший большого распространения в армии. Кроме "Разведчика", Б. издает: воен.-библиогр. журн. "Вестовой" и еженед. журн. для нижн. чин. "Витязь". По июнь 1910 г. В. А. Березовским выпущено 3050 изданий.

Берейтор

БЕРЕЙТОР (Bereiter), обучающий правильной верховой езде и выездке молод. лошадей. По штатам нашей армии Б. полагались по 1 в каждом кавал. полку, артил. бригаде и кон. батарее, в классном чине, а к ним назначались помощники из нижн. чинов. Б. назначались отличнейшие ученики Б-ской школы; в некоторых же полках унт.-офицеры, исправлявшие должность Б., по прослужении безпорочно 12 л. в унт.-офицерск. звании, определялись Б., обыкновенно с назначением в тот же полк. В 1882 г. штатные Б. в нашей армии упразднены (прик. по воен. вед. 1878 г., № 44, и 1882 г., № 82).

Берейторская школа

БЕРЕЙТОРСКАЯ ШКОЛА основана в 1819 г. в Спб., с целью специальн. подготовки сведущих берейторов для частей кав. и конной арт., а также для выездки офицерск. лошадей. Первоначально школа состояла частью из унт.-офицеров, присылавшихся из полков, частью - из кантонистов. Занятия учеников ограничивались исключительно одною верховою ездою. В этом виде школа существовала до 1827 г., когда было введено преподавание теории верховой езды и иппологии. В школу положено б. принимать лишь вольноопределяющихся, среди которых расчитывали найти лиц с достаточным для указанной цели образованием. Высоч. утв. положением 24 ноября программа занятий в Б. школе была еще расширена. Курс продолжался 6 лет и разделялся на 2 класса. Ежегодно кончали курс 4-6 человек. Оказавшие хорошие успехи по всем предметам выпускались берейторами, с чином коллежск. регистратора. По учреждении в 1882 г. Офицерской кавал. школы, переформированной из учебнаго кавал. эскадрона, Б. школа б. упразднена, и взамен ея была образована школа инструкторов верхов. езды (ныне отдел наездников при Офиц. кавал. школе).

Берендейки

БЕРЕНДЕЙКИ, выдолбленныя из дерева трубочки с крышками, обтянутыя кожею и служащия для носки порох. зарядов для оружия, заряжающагося с дула. Такия 8-12 Б. привязывались ремешками к банделеру или перевязи - портупее, которая тоже иногда называлась берендейкой. Б. можно считать прототипом патронташей, носимых нашими стрелками или американскими и бурскими войсками через плечо. (Савваитов, Описание старинной утвари, одежды, оружия и пр.; Н. Бранденбург, Историч. каталог Спб. артил. музея, ч. I, 1877 г.).

 

 

Берестечко

БЕРЕСТЕЧКО, местечко Волынской губ., Дубенскаго у., в 25 вер. к з. от г. Дубно, на р. Стыри, известно происшедшим около него 30 июня 1651 г. одним из самых крупных сражений XVII века - трехдневной битвой между поляками и малоросс. казаками. Во главе польскаго войска (около 100 тыс.) был сам король Ян-Казимир III; во главе малоросс. войск (около 200 тыс. казаков и 100 тыс. крымских татар) - гетман Богдан Хмельницкий. Несмотря на численное превосходство малороссийскаго войска, Ян-Казимир одержал полную победу. 7000 убитых казаков и татар осталось на поле сражения. Главная причина неудачи малоросс. войска заключалась в малодушии их союзника, крымскаго хана Ислам-Гирея, бежавшаго при первой же частной неудаче войск и увлекшаго за собой остальных татар. Сражение при Б. привело к договору, заключенному 28 сент. 1651 г. в Белой Церкви между королем и Хмельницким, по которому Малороссия снова принуждена была признать владычество поляков.

Бересфорд, Вильям Чарльз, виконт

БЕРЕСФОРД, виконт, Вильям Чарльз, англ. генерал. Род. в 1770 г. Принимал участие в воен. действиях в Америке, Ост- и Вест-Индии, в Египте при занятии мыса Доброй Надежды, взял Буэнос-Айрес, но принужден был капитулировать и бежал из плена. Покорил о-в Мадеру и б. назначен его губернатором. С 1807 г. командовал Португальскою армиею и совершил с нею все походы на Пиренейском полуострове, а с переносом войны на ю. Франции действовал там против французов и с 12 тыс. чел. разбил корпус Луазона при Дуэро и Сульта при Альбуэре. В 1812 г., под нач. Веллингтона, командовал корпусом при Виттории, Байонне и Тулузе. По окончании войны сделан пэром и назначен англ. уполномоченным в Бразилии. С 1815 по 1820 г. снова командовал португальск. армией. Ум. в 1854 г.

Бересфорд, Карл, лорд

БЕРЕСФОРД, лорд, Карл, самый популярный и один из наиболее выдающихся английских адмиралов начала XX столетия. Род. в 1846 г. Во время бомбардировки Александрии 11 июля 1882 г. Б. командовал канонерск. лодкой Condor, а по окончании ея - высаженным на берег десантом. В 1884 г. принимал участие в походе в Хартум для освобождения ген. Гордона. С 1885 по 1889 г. Б. состоял членом нижней палаты от округа Мэрилебон (часть города Лондона) и в то же время, с 1886 по 1888 г., 4-м морским лордом адмиралтейства. С 1905 по 1909 г. командовал эскадрой Средиземнаго моря и флотом Канала. По смене, в 1909 г., избран членом парламента от города Портсмут, после чего уже больше не получал морских назначений. Отличаясь большим честолюбием, лорд Б. не довольствовался ролью моряка и адмирала; как общественный деятель с большим темпераментом, он не останавливался перед средствами, нередко осуждаемыми с точки зрения военной дисциплины, стремясь завладеть вниманием широких кругов публики. Особенно интенсивными стали выступления Б. после смены его в 1909 г. с поста начальника флота Канала. В ряде речей, статей и писем на имя отдельных членов кабинета Б. критиковал действия последняго, заявляя, что Англия в опасности, и предлагая свои проекты спасения отечества. Сущность требований лорда Б. заключалась в следующем: 1) постройка к 1913-14 гг. 25 дредноутов (принимая во внимание 21 германский дредноут) и соответствующаго количества крейсеров, миноносцев, доков, транспортов и т. п. Судостроительная программа Б. значительно отличалась от принятой англ. правительством; 2) усиленная постройка особых крейсеров для защиты торговли, и 3) создание автономных колониальных флотов, входящих в состав имперскаго флота. Лорд Б. по справедливости считается хорошим моряком, энергичным администратором, талантливым и популярным общественным деятелем (он пробыл в общей сложности 14 лет членом нижней палаты парламента). Усиление военнаго судостроения Англии в 1909 году можно всецело отнести к его заслугам, а в случае морской войны Б. является одним из наиболее вероятных кандидатов на должность ком-щаго флотом.

Предыдущая страница Следующая страница