Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 27, "АРХ"-"АСС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 27, "АРХ"-"АСС")

Архимедов винт

АРХИМЕДОВ ВИНТ, приспособление для подъема воды на высоту, изобретенное Архимедом и послужившее основанием для дальнейших применений винтового движения в деле мореплавания. А. винт состоит из оси, вокруг которой вьется винтовая поверхность, заключенная в цилиндре с открытыми основаниями. Через нижнее основание, погруженное в воду, при вращении винтовой поверхности около неподвижной оси, по законам центробежной силы и силы сцепления частиц жидкости, вода поднимается до верхняго основания и выливается наружу. Теоретическими изследованиями Бернулли и Уата над действием винта впервые воспользовался английский фермер Френсис Смит и утилизировал силу реакции отбрасываемой винтом воды, применив ее, как силу для движения судна. Для этой цели он брал часть А. винта, соответствующую длиною полному шагу винта, помещал его под водою за кормой судна и приводил во вращение. Сила реакции давала судну движение; новый способ применения винта быстро привился на практике, но форма самаго винта была изменена. См. Винт гребной.

Архип Осипов

АРХИП ОСИПОВ. См. Михайловское укрепление.

Архипелаг

АРХИПЕЛАГ, небольшое внутреннее море, часть Средиземнаго, лежащее между Грецией, Турцией и Малой Азией; границею его на юге можно считать линию о-вов Родос, Карпатос и Крит. (См. карту Средиземн. м., прилож. к ст. Англо-франц. войны). Протяжение А. с с. на ю. - около 600 клм., а с в. на з. - ок. 250 клм. Древние греки, для которых долгое время эта часть Средиз. моря была единственно хорошо знакомой, называли ее Эгея, что значит "море"; современное название означает "большое море". Самые большие о-ва архипелага - Крит (Кандия) и Эвбея (Негропонт); между ними расположен дугою ряд островов, названных греками Цикладами; из них наибольшие: Санторин, Милос, Парос, Наксос, Сирос и Андрос; с каждым из островов цепи Циклад связаны историческия воспоминания, относящияся, главн. образ., к древне-греческим (Пелопонесским) и Персидским войнам. Для нас эти острова, как и все море, связаны с историческими воспоминаниями о войнах 1769-1774 и 1807 г. г., иногда называемых Архипелажскими экспедициями. (См. Русско-франц. войны1). Другая цепь островов расположена тоже дугою от Родоса до Самоса и называется южн. Спорадами. Многие из этих островов имеют потухшие вулканы, на Санторине вулканическая деятельность проявляется и теперь. Кроме изобилия островов А. отличается изрезанностью своих берегов, образующих ряд глубоко вдающихся заливов и удобных месть для стоянок судов. На берегах А. теперь имеется три больших торговых морских центра: Афины, Салоники и Смирна. Наибольшия глубины А. доходят до 1.200 мтр. А. населен почти исключительно греками, главн. занятием которых является земледелие и виноделие.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Архитектура военная

АРХИТЕКТУРА ВОЕННАЯ. См. Военая архитектура.

Архитектура корабельная

АРХИТЕКТУРА КОРАБЕЛЬНАЯ. См. Кораблестроение.

Арцеулов, Николай Алексеевич

АРЦЕУЛОВ, Николай Алексеевич, корабельный инженер, принимал деятельное участие в постройке первых винтовых судов воен. флота. Воспитывался в кондукторских ротах морского учебн. рабочаго экипажа, преобразованных впоследствии в инженерное и артил. училище морск. ведомства; произведен в офицеры в 1836 г. Перестройка парусных кораблей Выборг и Гангут в винтовые, в эпоху преобразования нашего флота после Восточной войны, выдвинула А. В 1856 г. А. наблюдал за постройкой в Финлядии, на частных верфях, клиперов Абрек и Всадник, корветов Варяг, Витязь и нескольких канонерских лодок. В 1862 г. он был командирован в Сев. Америку для изучения железнаго судостроения и в частности - мониторов системы Эриксона. По возвращении в Россию А. был назначен старшим судостроителем Спб. порта, в котором в это время началась усиленная деятельность по постройке первых броненосных судов. В самый разгар начатой работы и в лучшие годы жизни, полный сил и энергии, А. скоропостижно умер в чине подполковника корп. кораб. инженеров. ("Морск. Сб.", 1863 г., № 12.).

Арчак

АРЧАК, ленчик казачьяго седла; называется также щепою. Это деревянное основание, к которому прикреплены четыре ремня - приструги, служащия для прикрепления подпруг, удерживающих седло на спине лошади, путлища для стремян и на которое кладется подушка казачьяго седла. Самая система А., как и название, заимствовано казаками у татар и существует более трехсот лет. А. составляют две луки - передняя и задняя; развилками своими луки упираются к двум гладким (обыкновенно липовым) дощечкам, называемым палицами, в палицах сделаны прорезы для путлищ и укреплены мочки для вьюка; между луками устроено деревянное посетье, к которому прикреплены приструги и мочки для кожаных тебеньков, образующих крылья казачьяго седла. А. в настоящее время оклеивается кожей, раньше он делался из полированнаго дерева и покрывался кожаным чепраком. Прежде арчаки выделывались по станицам и хуторам мастерами кустарями, теперь их делают фабричным способом. Прежние А. славились своею легкостью и прочностью, были А. весом около 3 фнт. К А., для удержания на месте подушки, полагается особый ремешок, охватывающий луки и называемый арчаковой стяжкой.

Аршеневский, Петр Исаевич

АРШЕНЕВСКИЙ, Петр Исаевич, ген.-поручик, род. в 1731 г. Образование получил в Сухоп. шлях. кад. корп., откуда в 1750 г. определен на службу подпоручиком в армию. К началу 1-й турецк. войны 1769-1774 гг., он состоял уже в чине капитана Архангелогородскаго пех. п. и в рядах последняго принимал участие в воен. действиях. За участие в 1770 г. в сраж. на р. Ларге и при взятии кр. Измаила, А. был пожалован в секунд-маиоры и получил начальство над егерск. бат-ном полка. Во главе своего баталиона он участвовал в штурме кр. Браилова и при взятии Бухареста войсками Гудовича, за что был награжден чином премьер-маиора. В 1771 г., при штурме Журжи, А. одним из первых ворвался в ея укрепления; затем участвовал в делах при Цимбре и Турно. Особенным отличием он ознаменовал свое участие в сражении 20 окт. при Бухаресте между корпусом Эссена и турецкими войсками сераскира - эмира Махмета. В самый разгар боя А., во главе охотников, стремительным натиском штурмовал одну из неприятельских батарей, опрокинул турок и занял главный ретраншамент укреплений Бухареста. За оказанный подвиг он был награжден орд. св. Георгия 4 ст., за участие же в кампании 1773 г. произведен в подполковники. В 1774 г. А. в числе отличнейших офицеров был отправлен в Оренбургский корпус, действовавший против скопищ Пугачева. Здесь, получив в командование небольшой отряд легких войск, он участвовал при поражении бунтовщиков в кр. Татищевой и при взятии Берды. В сражении под Каргалою А. атаковал и сбил с батареи пугачевцев, отнял у них пушки и, преследуя бунтовщиков, содействовал разбитию их на голову. Вслед затем он был отряжен для очищения и охранения московской дороги. За участие в усмирении пугачевскаго бунта, А. был пожалован обер-кригс-комиссаром и получил пожизненно пенсию по чину и единовременно 500 червонцев. В 1778 г. он был произведен в полковники с назначением командиром Апшеронскаго пех. полка, в 1783 г. получил чин бригадира и в 1786 г. - чин генерал-маиора. Назначенный в 1790 г. к управлению Смоленским наместничеством, А. в 1793 г. был произведен в ген.-поруч., а в 1797 г. переименован в тайные советники; в ноябре того же года уволен, по прошению, от службы. Ум. в 1804 г. (Н. Дубровин, Пугачев и его сообщники, т. II, стр. 93, 300, 302, 386; т. III, стр. 12 и 14; Я. К. Грот, Материалы для истории пугачевскаго бунта, т. т. I, III и XXV; Рукописи сенатора А. В. Казадаева; Кн. Лобанов-Ростовский, Русская родословная книга, т. I, стр. 23).

Арьергард

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арьергард морской

АРЬЕРГАРД МОРСКОЙ (стар. - арьергардия). См. Авангард.

Арьергардный бой

АРЬЕРГАРДНЫЙ БОЙ. См. Арьергард.

Асада Нобуоки

АСАДА НОБУОКИ, барон, генер.-лейт. японской службы. В кампанию 1904-1905 гг. командовал сначала 1-й гвард. бригадой, а затем, после назначения ген. Хасегава ком-щим войсками в Корее, принял от него гвард. дивизию. Первое ответственное поручение, возложенное на него, заключалось в прикрытии сосредоточения 1-й японской армии Куроки в окрестностях Анчжю, в сев. Корее, особым отрядом в составе 1-го гвард. пех. полка, двух бат-нов 14-го пех. полка, двух горн. батарей 12-й дивизии, гвард. и 12-го кавал. полков и роты гвард. сапер. В боях за Феншуйлинский (Далинский) перевал (на Сюянском операц. направлении) проявил большую решительность и умение оценивать обстановку, особенно в бою 14 июня (см. Далинский перевал). В боях на р. Шахэ и под Мукденом А. командовал гвард. дивизией. В 1907 г. назначен начальником 12-й дивизии.

Асан

АСАН, небольшой корейский городок, лежащий на берегу Желтаго моря у одноименной бухты залива Принца Жерома, верстах в 80 южнее Сеула. Этот пункт был избран китайцами местом высадки войск, направленных ими в июне 1894 г., - по просьбе корейскаго правительства и в предвидении осложнений с Японией, - морем в Корею. Первый отряд в 2.300 чел. пех. при 16 оруд. благополучно достиг Асана, второй же с 3.500 чел., недалеко от входа в бухту встретил японский крейсерский отряд, которым один транспорт (Коу-Шинг) с 1.200 чел. был потоплен, а один из конвоировавших китайскую транспортную флотилию крейсеров (Тзао-Кианг) - захвачен. Остальныя суда частью укрылись в бухту и присоединили свой десант к ранее высаженному здесь отряду, который, благодаря этому, увеличился до 4.500 чел., частью же бежали в Вей-хай-вей. Считая присутствие китайскаго отряда у себя в тылу и на фланге коммуникационной линии (Сеул - Фузан) опасным, начальник японскаго окупационнаго отряда (9-я бригада 5-й дивизии) г.-м. Ошима, 25 июля с 4 бат-нами., 12 оруд., 1 эскадр. и 1 саперн. ротой, общей численностью в 4.500 чел., выступил против него из Сеула, и в ночь с 28-го на 29-е атаковал китайцев. Последние занимали усиленную окопами позицию у д. Сейкан, к с. от А., фронт которой прикрывался широкой полосой частью непроходимых болот и протекающей среди них, двумя рукавами, параллельно позиции, проходимой в брод речкой. Единственная дорога, ведущая с с. к фронту позиции, запиралась д. Андзио, занятой китайцами в виде передового пункта. Для атаки противника, генерал Ошима направил один баталион с фронта, а с 3 бат-нами и всей артиллерией двинулся в обход праваго фланга позиции. Выступив в 2 часа ночи, правая колонна к 4 часам утра овладела д. Андзио; левая колонна, выступившая в полночь и вынужденная двигаться по болотам без дорог, лишь к 6 часам осуществила охват праваго фланга неприятельскаго расположения, после чего весь отряд дружно атаковал китайцев. Последние, застигнутые врасплох и оборонявшиеся крайне пассивно, уже в 7½ час. утра начали отступление к Конгчжю, откуда фланговым маршем присоединились к войскам, собиравшимся у Пеньяна. Японцы не преследовали, а, заняв лишь А., через несколько дней вернулись в Сеул (П. Н. Симанский, Японо-китайская война 1894-1895 гг.).

Асан

Асеев, Михаил Васильевич

АСЕЕВ, Михаил Васильевич, ген. шт. полковник, известен своим кавал. пробегом из г. Лубен (Полтавск. губ.) в Париж, совершенным в 1889 г., в бытность его корнетом 26-го драг. Бугскаго п. Споры в товарищ. кругу о качествах русской фронтовой и офицерской лошади побудили А. разрешить вопрос практически дальним кавал. пробегом. До того времени наиболее замечат. фактом в этой области считалось путешествие верхом поручика венгер. гонведов гр. Зубовича из Вены в Париж, совершенное в начале 70-х годов прошл. столетия. А. решил побить этот рекорд поездкой в Париж же из г. Лубен, где квартировал его полк. Взяв заграничн. отпуск, А. 16 апр. 1889 г. выехал верхом из Лубен, имея двух лошадей: одна - "Влага" - строевая, ремонтная, простой новороссийск. породы, 7 лет; другая - "Диана" - собственная, англо-донской породы, зав. Иловайскаго, 5 лет. А. имел при себе лишь форменный вьюк с самым огранич. количеством вещей. Кратчайший путь, избранный А., пролегал на Киев, Новоград-Волынский, Львов, Краков, Троппау, сев. часть Богемии и Баварии, Дармштадт, Трир, Люксембург, Лонгви, Монмеди, Реймс и Париж. В первые дни своего путешествия А. делал переходы от 45 до 50 вер. в день, затем, постепенно усиливая переходы, шел по Австрии и Германии, делая средним числом по 80 клм. в день, за исключением Богемии, где вследствие гористой местности ему пришлось сократить величину переходов; по Франции А. шел по 80-90 клм. в день, а последний переход к Парижу сделал в 110 клм. Обе лошади, по туркменск. способу, работали попеременно: сперва "Диана", потом, после привала, "Влага". Расчеть движения был таков: первые три дня - шагом, потом - каждыя полчаса 5 мин. рысью, далее 5 мин. рысью каждыя ¼ часа и, наконец, шаг и рысь поровну, по 10 мин.; при этом получалась скорость в 11 клм. в час. 19 мая, в 4 час. пополудни, А. прибыл в Париж, совершив в 33 дня путь в 2.447 верст. Путешественник и обе его лошади пришли вполне бодрыми. Пробег этот обратил на молодого офицера всеобщее внимание, и он был переведен по Высоч. повелению в л.-гв. Уланский Ея Величества полк. По окончании Никол. акад. ген. шт., А. б. переведен на службу в ген. штаб и в настоящее время состоит в чине полковника (с 1906 г.) и. д. нач-ка штаба 3-й Кавказской каз. дивизии. Род. А. в 1863 г.

М. В. Асеев и его лошади.

М. В. Асеев и его лошади.

Аскалон

АСКАЛОН (по-еврейски Ашкалон), город в Палестине, около Газы, при Средиземном море. Получил известность по битве 12 авг. 1099 г. между крестоносцами Готфрида Бульонскаго с сарацинами. После взятия крестоносцами Иерусалима, мусульмане получили помощь от египетскаго султана, пославшаго в Палестину 140 тыс. войска (в том числе 100 тыс. конницы), под нач. визиря Соадет-доуле или Эмир-Эль-Афдала, и флот. У короля Готфрида было всего лишь 20 тыс. крестоносцев, но воодушевленных предыдущими успехами. Свои войска Готфрид построил в боевой порядок ранее египтян; впереди, в две линии стали всадники; за ними, для фронтальной атаки, построились три отряда пехоты под нач. Роберта, герц. Нормандскаго, Роберта, графа Фландрскаго и Танкреда; Раймунд, гр. Тулузский, и сам Готфрид стали уступами за обоими флангами, для обезпечения армии от охвата. Афдал строил свой боевой порядок в большой поспешности, не предполагая со стороны крестоносцев решимости помериться с ним силами; безпорядок египтян увеличился еще более при виде громадных облаков пыли позади противника, принятых за подходящия подкрепления; на самом же деле это шли стада, захваченныя крестоносцами на берегах р. Сарека, где они были приготовлены для египтян. Сарацины и наемные турецкие отряды стали на прав. фланге; эфиопляне и мавры - на левом; египтяне в центре: впереди построились линии негритянской легкой пехоты с луками. Нападение крестоносцев и атака их конницы были встречены противником очень стойко; лишь захват герц. Нормандским неприят. знамени внес смятение в ряды эфиоплян и мавров; последние бросились к кораблям, но были атакованы Раймундом; войска прав. фланга, отступившия в горы, уничтожены Готфридом. Сам Афдал искал было спасения в А., а затем с остатками своей армии отплыл в Египет, бросив часть азиатских войск осажденными в городе. Потери мусульман простирались до 30 тыс; крестоносцы потеряли только 500 человек. (Heermann, Die Gefechtsführung abendländischer Heere im Orient u. s. w., Marburg, 1888; Delbrück, Geschichte der Kriegskunst, III, Berlin, 1907).

"Аскольд"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асланбегов, Авраамий Богданович

АСЛАНБЕГОВ, Авраамий Богданович, адмирал, участник Севастоп. обороны. Род. в 1822 г., воспитание получил в Морском корпусе, в мичманы произведен в 1838 г., службу начал в Балтийском флоте; в 1842 г. переведен в Черноморский флот, на судах котораго крейсеровал ежегодно, участвуя в десантных высадках и стычках с черкесами у вост. берегов Черн. моря. В 1854 г., в чине лейтенанта, командуя пароходом Эльборус, А. выходил 4 раза (30 июня, 7 июля, 3 и 6 авг.) для истребления неприятельских коммерч. судов, а в августе командовал подвижной батареей из десантных корабельных орудий, за что произведен в кап.-лейтенанты. С 13 сент. того же года до конца осады находился в гарнизоне Севастополя, причем 27 авг., во время отражения последняго штурма, был контужен. После Вост. войны находился при Николаевском порте, в котором командовал 36-м флотск. экипажем. В 1860-61 г. г., командуя винтов. корветом Сокол, плавал в Средиземн. море и привел этот корвет в Кронштадт. В 1863 г. А. вернулся с тем же корветом в Николаев, а через 2 года назначен командиром корабля Ретвизан и находился в штабе нач-ка броненосн. эскадры в.-адм. Г. И. Бутакова. В 1869-72 г.г. А. неоднократно назначали в комитеты, собиравшиеся для выяснения общегосударств. нужд по разным вопросам. В 1876 г. он б. назначен командиром 8-го флотск. экипажа, в 1878 г. произведен в к.-адмиралы. С 1879-82 г. А. командовал в чине к.-адм. отрядом судов Тих. океана и, имея свой флаг последовательно на клипере Наездник, фрегате Князь Пожарский и крейсерах Азия и Африка, плавал по островам и портам этого океана, обходя даже незначительныя группы о-вов Полинезии. Среди своих сослуживцев и подчиненных А. пользовался заслуженной популярностью: высоко держа престиж русскаго имени заграницей, он умел поднимать дух судовых команд, всегда поощрял личную инициативу даже младших чинов, отличался прямодушием и решительностью. О плаваниях А. сохранилось множество анекдотов, лучше всего доказывающих его популярность. В 1884 г. А. назначен младшим флагманом Балтийскаго флота, а в след. году зачислен по флоту. Умер А. в декабре 1901 г. В "Морск. Сборн." напечатаны след. его статьи: в 1861 г. "Плавание корвета Сокол" из Средиз. моря в Кронштадт; в 1868 г. - "Адм. Пав. Степ. Нахимов" (биограф. очерк); в 1873 г. - "Адм. Алекс. Самуил. Грейг"; в 1874 г. - "Адм. Алекс. Ив. Панфилов"; в 1877 г. - "Речь по пов. празднования 50-летия Морск. академии"; в 1881 г. - "Сведения о разных местах, посещенных к.-адм. Асланбеговым".

Адмирал А. Б. Асланбегов, (См. т. III, стр. 179)

Адмирал А. Б. Асланбегов, (См. т. III, стр. 179)

Асландуз

АСЛАНДУЗ (или Асландузский брод через р. Аракс, при устье речки Даравут-чай) известен поражением, которое нанесено при нем персидской армии под нач. Аббас-мирзы русским отрядом ген. Котляревскаго 19-20 окт. 1812 г. Котляревскому с 2 бат-нами Грузинскаго, 1 б. Севастопольскаго и 1 б. 17 егерск. п. п. и 6 сотн. каз., при 6 оруд., было поручено главноком-щим на Кавказе ген. Ртищевым наблюдать за спокойствием в Карабахском (Шушинском) ханстве и защищать нашу границу по Араксу (протяж. около 300 вер.). Ближайший русск. отряд ген.-м. Клодта-фон-Юргенсбурга был расположен в 150-250 вер. от Аракса на р. Тертере и имел спец. задачу - наблюдать за спокойствием в Кахетии, Шурагели и Шекинском (Нухинском) ханстве, объятых возстанием. Аббас-мирза к 10 окт. стянул к Асл-скому броду свои силы, состоявшия из 30 тыс. чел. при 12 оруд. и руководимыя англ. офицерами; его план действий состоял в том, чтобы, развлекая наши войска на всем протяжении границы, перейти Аракс у А., раздавить главн. силами отряд Котляревскаго (стоявш. в центре обор. линии, в уроч. Ах-Оглане), а затем - пройти через Карабах в Кахетию и Грузию, на соединение с грузинскими мятежниками. Для этого он приказал Эриванскому хану произвести нападение на наши погран. посты, а 4-тыс. отряду Пир-Кули-хана, выделенному из состава его армии, - двинуться в обход Карабаха в Нухинское ханство. Во исполнение этого плана один из перед. отрядов Аббас-мирзы переправился через Аракс, но б. прогнан казаками; так же неудачны были наступат. попытки Эриванскаго хана. Поэтому, не предвидя большой удачи от вторжения в гористый Карабах осенью со всей армией, Аббас-мирза изменил свой первоначальный план: оставил против Котляревскаго в виде заслона небольшой отр., а сам двинулся в Шекинское ханство и Кахетию, в обход Карабаха, вслед за Пир-Кули-ханом. Котляревский зорко следил за каждым движением персов и, сознавая, что движение Аббас-мирзы со всеми силами вслед за Пир-Кули-ханом имело бы для нас самыя бедственныя последствия, решил переправиться через Аракс и напасть на Аббас-мирзу, несмотря на то, что последний был в 12-15 раз сильнее его. Для этого 18 окт. 1812 г. с 1.422 чел. пех. и 485 казаков при 6 орудиях он сделал форсированный переход в 70 вер. из Ах-Оглана к А., переправился через реку в 15 вер. выше брода и утром 19-го атаковал укрепл. позиции персидской армии на прав. берегу Аракса. На возвышенности, командовавшей всем лагерем, стояла одна только конница, а пехота размещалась внизу, в долине лев. берега. Даравут-чая. Сразу оценив слабую сторону расположения противника, Котляревский первый свой удар направил на его конницу, которая была сбита с командующей высоты. Последнюю затем заняла наша артиллерия и начала громить строившуюся внизу пехоту противника. Видя невыгоды своего положения, но не рискуя атаковать занятую Котляревским возвышенность, Аббас-мирза повел свои войска в обход ея, чтобы отрезать наш отряд от Аракса. Но Котляревский оставил на горе часть своей пехоты и артиллерию, а с прочими войсками смело ударил в штыки во фланг обходивших персов. Последние, полагаясь на громадное превосходство своих сил и многочисленную артиллерию (руководимую англичанами), все время обстреливавшую наши войска, не ожидали столь смелаго удара, поэтому были приведены в замешательство, опрокинуты и прогнаны за речку Даравут-чай, к построенному у А. укреплению, при чем добычей русских явился весь персидский лагерь и часть артиллерии. Желая довершить поражение, Котляревский, не преследовавший противника 19 окт. вследствие утомления своих войск, на следующий день перешел через Даравут и атаковал персов столь неожиданно и решительно, что последние частью бежали, частью укрылись в укрепление, которое затем было взято штурмом. Поражение Аббас-мирзы было полное: 537 плен., 5 знамен, 11 англ. орудий и 36 фальконетов попали в руки русских, а сам Аббас-мирза едва спасся от плена с 20 всадниками. Русские потеряли 28 убит. и 99 ранен.; персы же оставили на поле сражения более 1.200 трупов. (Утвержд. русск. владычества на Кавказе. Изд. Военно-истор. отд. Штаба Кавк. воен. окр., т. II).

Схема боя у Асландуза.

Схема боя у Асландуза.

Асландузский, 186-й пехотный полк

АСЛАНДУЗСКИЙ, 186-й пех. полк ведет свое начало от Грузинскаго линейнаго № 14 бат-на, сформированнаго 21 марта 1834 г. из 3-го бат-на упраздненнаго Козловскаго пех. полка, который в свою очередь был сформирован под именем Украинскаго корпуса Козловскаго полка 15 дек. 1763 г. Последовательно баталион менял свои нумера, оставаясь Грузинским линейн.: 8 авг. 1840 г. - № 16, 31 авг. 1842 г. - № 17, 16 дек. 1845 г. - № 16, 5 дек. 1849 г. - № 12. 8 апр. 1858 г. баталион назван Кавказск. линейн. № 26, 23 марта 1868 г. - Тифлисским губернским, 1 авг. 1874 г. - Тифлисским местным (кадр.). 27 ноября 1876 г. баталион переформирован в Тифлисский местный 4-баталионный полк, а в 1878 г. вновь сведен в баталион. 9 ноября 1883 г. баталион переименован в 5-й Кавказский рез. пех. (кадр.) бат-н 25 марта 1891 г. назван Асландузским рез. пех. (кадр.) бат-ном. В 1910 г. А. рез. бат-н переформирован в А. 186 пех. полк. Полк имеет юбилейное знамя бывшаго А. бат-на с надписью: "1763-1863", пожалованное 15 декабря 1863 г. Кроме того, 5 рот А. п., сформированныя из рот А. рез. бат-на, имеют знаки отличия: нагрудные для офицеров и на головные уборы для нижн. чин., с надписью: "За Кавказскую войну". (Пр. по воен. вед. 1885 г. № 163.; Алфавит рез. и местн. бат-нов (общ. арх. Гл. Шт.); Гизетти, Хрон. Кавк. войск 1896 г.; Выс. утв. 14 ноября 1910 г. расписание переформир. и вновь сформир. пех. и стр. полков, - Пр. по воен. в. 1911 г. № 25).

Асмара

АСМАРА. См. Абиссино-итальянская война, 1895-96 г.г.

Асперн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аспид

АСПИД, название на Руси, в период XVI - XVII вв., артил. орудия с рельефным на наружной поверхности его изображением змеи (в зоологии аспид - ядовитая змея, vipera aspis). В первые периоды литейнаго дела наблюдается безконечное разнообразие форм, размеров и названий артил. орудий. На поверхности орудий отливались различныя характерныя символическия украшения и надписи, соответственно которым орудия получали особыя прозвища: медведь, барс, аспид и проч. (Описная книга пушек и пищалей XVII в., в в Имп. Публ. библ.; Разряды Смоленскаго похода 1632-34 г. (там же); документы XVIIi в., архива Гл. артил. управл.; Бранденбург, Историч. каталог Артил. музея. Спб., 1888 г.).

Аспремон

АСПРЕМОН (d’Aspremont, François de la Mothe Villebert, виконт, † 1678), выдающийся франц. инженер XVII стол., современник Вобана. Известен участием во многих осадах и атаках крепостей и укрепл. пунктов 1653-55-58-67 гг., а также как строитель крепостей. В 1668 г. и последующие строил по проекту Вобана цитадель в кр. Аррас. В 1672 г. был начальником инженеров в армии принца Конде и самостоятельно руководил атаками на Орсэ, Рейнберг, Нимвеген и взятием укреплений на Боммелерверде. С 1673 по 1676 г. строил крепость Оксону.

В 1677 разработал проект усиления крепостной обороны Тулона и его порта. В том же году в Испании, начальствуя левым флангом Каталонской армии в Эспульском сражении, своими решительными действиями повлиял на исход боя, при дальнейшем же отступлении армии на Руссильон, командуя арриергардом, три раза отражал нападения испанцев.

Аспремонте

АСПРЕМОНТЕ, горный узел Калабрийских Аппенин, около Реджо. 29 августа 1862 г. (н. ст.) здесь происходил бой, решивший исход возстания Джузеппе Гарибальди. Он старался поднять Сицилию для завладения Римом; но собрал не более сотни волонтеров. Тем не менее Джузеппе Гарибальди вместе со своим сыном Менотти отплыл во главе их из Катаны. 24 августа он пристал к Калабрийскому берегу, в 3 милях от Мелито. Здесь к Гарибальди присоединилась еще горсть мятежников, составив в общем около 1.500 человек. 27 августа он отправился на разведки в Реджо, но был встречен враждебно и тогда устремился в горы. По распоряжению генерала Чальдини, полковник Эмилио Паллавичини преследовал Гарибальди, во главе 5-линейных и двух стрелковых баталионов. 29 августа он настиг гарибальдийцев у плоской возвышенности А. Гарибальди, думавший, что армия останется нейтральной, - пытался остановить кровопролитие, но стрелки уже открыли огонь, и сицилийцы, стоявшие на правом крыле, энергично им отвечали. Все дело окончилось в четверть часа. Уже в самом начале боя Дж. Гарибальди получил две раны, в обе ноги. Сын его был также легко ранен. Когда явились парламентеры от Паллавичини, Гарибальди велел сначала их задержать, но затем, по совету своих помощников, сдался. Раненый, он был препровожден в форт Вариньяно, в Специи, и скоро получил амнистию. (Guerzoni, G. Gius. Garibaldi con documenti inediti, Fir. 1882, 2 v.).

Аспэ

АСПЭ, группа небольших островов в вост. части Финскаго залива, к с.-в. от о-ва Гогланда. Навигационное и возможное военное значение их определяется расположением на самой опушке шхер, на пути с моря к Роченсальму, Котке и Фридрихсгаму. Из всей группы наибольшее значение имеют о-ва А. и Луппи. Первый имеет закрытый, но мелкий залив, доступный для самых мелких судов, приметную каменную башню, служащую для входа в А. шхеры, лоцманскую станцию, финскую таможню и угольный склад для финск. таможен. судов. На втором, крайнем к ю., также стоит башня (деревянная, 4-угольная, краснаго цвета), служащая приметным знаком для входа в эту часть шхер с моря. Башня А. соединена телефоном с г. Коткой. Сражение в А. шхерах в ночь на 28 июня 1809 г. В начале навигации 1809 г. Англия прислала в Балтийское море и Финский залив свой крейсерский флот, подвергший блокаде все наши порта. Особенное внимание англичан было обращено на шхеры, которыми мы пользовались для подвоза к нашим базам на финском берегу продовольствия, снабжения и подкреплений войсками. Т. к. англичане не имели шхерных судов, то для действий в шхерах ими употреблялись корабельные барказы и катера, вооруженные гаубицами. Суда эти нападали на наши шхерные отряды и транспорты, препятствуя поддержанию сообщений между разбросанными в шхерах флотилиями. В ночь на 28 июня 1809 г., узнав, что около Поркалауда находятся 6 наших иолов и 2 канонерския лодки, англичане, вооружив около 20 барказов и катеров с кораблей Implacable, Bellerophon и фрегатов Melpomene и Prometheus и посадив на них 270 чел. команды, отправили свои гребныя суда к месту стоянки нашей флотилии. Пользуясь многочисленными шхерными проливами и темнотой, англичане подошли незамеченными к флотилии и, окружив 4 иола и 2 канонерския лодки, кинулись на абордаж. Застигнутые врасплох, наши суда, под командой мичмана Коробки, оказали мужественное и упорное сопротивление, продолжавшееся, несмотря на значительное численное превосходство неприятеля, около 2½ часов. Только после того как на атакованных судах было перебито больше половины личнаго состава и убиты все командиры, суда достались неприятелю. 2 иола, не подвергшиеся нападению, успели уйти в шхеры. Из 150 чел. русские потеряли: убитыми 2 офицеров, 39 нижн. чинов, и ранеными 52 чел. Все оставшиеся в живых были взяты в плен. Англичане потеряли 2 офицеров, 17 нижних чинов убитыми и 37 ранеными. Взятые в плен 4 иола и две канон. лодки были сожжены англичанами после боя. (Веселаго, История русскаго флота, т. II; Михайловский-Данилевский, История войны со Швецией 1808-09 г.; Кротков, Повседневная запись замечат. событий в русском флоте).

Асса д', Людовик

АССА д’ (D’Assas), Людовик (по некоторым данным - Николай), французский национальный герой, род. 28 авг. 1733 г. в небогатой дворянской семье. Поступив в молодых годах на военную службу, он, будучи капитаном охотников Овернскаго полка, во время войны Франции с Ганновером в 1760 г., совершил подвиг, который обезсмертил его имя, хотя сведения об этом событии не отличаются ни полнотою, ни точностью. По наиболее распространенной версии, в ночь на 16 окт. 1760 г. д’А. отправился один на разведку противника в лес, находившийся около лагеря французских войск у Клостеркампфа. Там он был окружен ганноверскими солдатами, которые, направив штыки ему в грудь, угрожали его заколоть, если он закричит и поднимет тревогу. Но д’А., чтобы предупредить французов об опасности, громко крикнул: "Ко мне, овернцы! Здесь неприятель!" (a moi Auvergne, ce sont les ennemis), и был поднят на штыки. Вольтер первый описал его подвиг во 2-м изд. своей "Истории царствования Людовика XV", вышедшей в 1769 г. В 1777 г. королева Мария Антуанета, услыхав разсказ о героизме "chevalier" д’Асса, поинтересовалась узнать, остался ли кто-нибудь в живых из его родных. Отыскали брата д’А., которому вместе с его семьей и была пожалована королем пенсия в 1000 ливров, переходящая всегда к старшему в роде. В документах, касающихся назначения этой пенсии, и содержится близкая к вышеприведенной официальная версия подвига д’А. Однако существуют описания подвига д’А., которыя значительно разнятся от предыдущаго. Во всяком случае трудно утверждать, что именно подвиг д’А. спас французскую армию: диспозиция, отданная для сражения маркизом де-Кастри, была составлена весьма хорошо, армия была искусно расположена и прикрыта авангардом (3.000 чел.) в Рейнберге, постами на канале Рейна и отрядом, который занимал аббатство по ту сторону канала. Но, действительно, армия едва не была захвачена врасплох неприятелем, который, обойдя аббатство, зашел в тыл некоторым аванпостам. Все же успешный исход боя был, конечно, результатом не столько подвига д’А., сколько таланта де-Кастри и мужества франц. войск. В заключение следует сказать, что хотя вопрос о том, кто именно произнес великия слова в сражении при Клостеркампфе, остается и до сих пор неразрешенным, но имя д’А., чтится во Франции. Пенсия, пожалованная его роду и прекращенная во время великой революции, была возстановлена при Наполеоне I и выдается до сих пор. Тогда же на месте, где пал д’А., была воздвигнута колонна и на ней были начертаны его последния слова; на родине его в гор. Вигане в 1830 г. поставлена ему статуя, а в Париже одна из улиц носит его имя.

Ассаб

АССАБ (Assab, Assabbal), бухта и селение в Эритрейской итальянск. колонии в 55 килом. от Баб-эль-Мандебскаго пролива, на зап. берегу Краснаго моря. Поселение это вместе с небольшими островками в заливе того же имени в 1881 г. было куплено итальянским правительством, вступившим этим актом на путь колониальной политики; в 1882 г. бухта была признана итальянской колонией, и последняя постепенно распространялась к с. в 1884 г. до мыса Дерма, в 1885 г. до Массовы, а договором 29 сент. 1889 г. между Италией и Абиссинией была установлена сев. граница Эритрейской колонии до мыса Рас-Казар. Климат до крайности жаркий, от апреля до декабря почти совсем не выпадает дождя. В селении есть несколько домов, построенных по-европейски; туземный город состоит из хижин; здесь нельзя достать ни угля, ни свежей провизии в сколько-нибудь значительном количестве. Лучшее якорное место в заливе находится к ю. от островов, с глуб. 6-7 саж.; также у селения А. и на рейде Buja. А. соединен подводным телеграфным кабелем с о-вом Перим и с портом Массова.

"Ассари-Тевфик"

"АССАРИ-ТЕВФИК", один из двух турецких броненосцев, гнавшихся 12 августа 1877 г. за яхтой Ливадия, когда она, после сожжения у Варны турецкаго двухмачтоваго судна направилась в Севастополь; А.-Т., шедший под флагом английскаго адмирала Гобарт-паши, командовавшаго турецким флотом, хотя и сильно отстал от Ливадии но, вместе с другим броненосцем продолжал погоню до самаго Севастополя, где обменялся с крепостью несколькими десятками выстрелов и затем ушел в море.

"Ассари-Шефкет"

"АССАРИ-ШЕФКЕТ", турецкий броненосец, подорванный минами на Сухумском рейде 12 авг. 1877 г. Атака на броненосец была произведена четырьмя катерами парохода Великий Князь Константин (командирь - лейтенант С. О. Макаров), под командой лейтенантов Писаревскаго, Вишневецкаго, Зацареннаго и мичмана Нельсон-Гирсть. Первый катер, пустивший мину у самаго борта броненосца, под непрерывным ружейным и пушечным огнем с корабля и берега, сцепился с турецким гребным катером, стоявшим у борта; в рукопашной схватке турки пробили веслом голову лейтенанту Писаревскому и отпорным крюком стащили его в воду, но команда спасла Писаревскаго и отбилась от турок. За этот подвиг лейт. Макаров был награжден чином капитан-лейтенанта и орденом св. Георгия 4 степ.; этого же ордена были удостоены лейтенанты Зацаренный и Писаревский; остальные офицеры и вся команда получили другия награды. О степени повреждения броненосца А.-Ш. до сих пор имеются самыя разноречивыя сведения.

Ассей

АССЕЙ, селение в Вост. Индии, близь котораго 23 сент. 1803 г. во 2-ю маратскую войну (1803-04 г.) англ. ген. А. Велльслей (впоследствии герцог Веллингтон) с 3.000 европейских войск и 16.000 сипаев разбил 40-тысячный отряд маратов. Велльслей перешел р. Кайтну (приток р. Джуя), прикрывавшую фронт неприятельской позиции, и построил свой отряд в две линии, так что левый фланг англичан примыкал к р. Кайтне, а правый - к р. Джуя. Резерв, правое крыло, а также отряд на южн. берегу р. Кайтны, прикрывавший тыл, были составлены из кавалерии. Мараты выстроились против англичан в виде громаднаго полумесяца и открыли сосредоточенный артиллерийский огонь из 100 орудий. Велльслей атаковал противника и, овладев всею его артиллерией, стал его преследовать. Маратские артиллеристы, притворившиеся мертвыми при взятии орудий, вновь открыли огонь по англичанам с тылу, в то же время маратская пехота остановилась, а конница обошла англичан с флангов. Велльслей, однако, вновь овладел артиллерией маратов, а его авангард, под командой полк. Максвелля, остановил наступательное движение непр. пехоты. После трехчасового боя мараты отступили, оставив на поле сражения 1.200 убитых и 4.000 раненых и потеряв 98 орудий и 7 знамен. Потери англичан убитыми и ранеными достигали 91 офицера и 1.444 нижн. чинов. (Grant Duff. History of the Marathas).

Ассендруп

АССЕНДРУП, местечко в южной Ютландии, при котором произошла стычка 28 марта 1864 г. между прусскими и датскими войсками. Утром этого дня капитан Стокфлет высадился у Клакринга с 200 чел. 20-го датскаго пех. полка и несколькими кавалеристами (из гарнизона Фридерисии), к вечеру достиг Хорнумкьера и, разведав расположение сторожевых частей стоявшаго у Бейле прусскаго отряда Мюнстера, в 11 час. веч. двинулся на Ассендруп. Там находились 2 взвода 4-го эскадрона прусских гвардейских гусар, которые считали себя вполне обезпеченными за возведенными баррикадами. Выставленные часовые прозевали противника и успели дать несколько выстрелов лишь тогда, когда датчане ворвались в местечко. Последние захватили в плен 22 гусара и заставили остальных отступить на Тирсбек, где находился другой полуэскадрон, Стокфлет скрылся так же неожиданно, как появился и безнаказанно сел на свои шлюпки у Розенвольда. (Der Deutsch-Danische Krieg 1864, herausgegeben vom Gr.-Generalstab, 1. Bd.).

Ассенизация

АССЕНИЗАЦИЯ, совокупность мер санитарных, гигиенических и полицейских для оздоровления местности; в частности удаление отбросов и нечистот. Всякая скученность жилищ вызывает загрязнение почвы, мешает обмену воздуха и удалению миазмов. В основе - А. покоится на устройстве обильнаго водоснабжения и удалении загрязненных вод, нечистот, отбросов, грязи, пыли, клозетных вод и пр. Средствами служат: канализация, вывоз твердых отбросов и разнаго рода промывки. Другая задача А. - воздействие на самую почву, когда она сыра и нездорова, и на подпочвенныя воды. В военном быту, где скученность почти неизбежна, А. является существенно необходимой при устройстве казарм, казематов в крепостях и военных лагерей. Главнейшими общими требованиями туть должны быть надлежащий выбор здороваго места, обезпечение хорошей водой, своевременное удаление нечистот, устройство вентиляции и применение искусств. мер против вреднаго воздействия подпочвенных вод.

Ассинарус

АССИНАРУС (теперь Азинаро), река на. о-ве Сицилии, впадающая в Ионическое море на середине разстояния между Сиракузами и мысом Пассаро. Здесь в сент. 413 г. до Р. Х. закончилась предпринятая афинянами Сицилийская экспедиция. После 4 морских сражений в Сиракузском заливе, в результате которых афинский флот был отрезан от моря, Никий и Демосфен решили бросить флот и тяжелый обоз и пробиться с оставшейся у них 40-тыс. армией к северу, в дружественную афинянам Катану (Катанию), откуда они надеялись вернуться в Грецию. Однако, приняв такое решение, они промедлили несколько дней и этим дали возможность предводителю сиракузян Гилиппу занять все горные проходы. Уничтожение флота тоже было произведено недостаточно основательно, т. к. сиракузянам удалось воспользоваться 50 афинскими триремами. Не будучи в состоянии пробиться к с., афиняне бросились на ю., преследуемые по пятам сиракузской конницей, которая не давала им отдыха ни днем, ни ночью. При безпорядочном отступлении Демосфен с 6.000 чел. отделился от Никия, был окружен и принужден сдаться. На след. день был окружен и Никий, и только с огромными усилиями его изнемогающей от жажды армии удалось пробиться к А.; но здесь настигли его сиракузяне и после страшнаго побоища, в котором, по Диодору, погибло 18.000 греков, пришлось с остальными сдаться и Никию.

Предыдущая страница Следующая страница