Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 22, "АРИ"-"АРМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 22, "АРИ"-"АРМ")

Арика

АРИКА, небольш. город в Перу, в шир. 19° южн. и долг. 70½° зап., при заливе того же имени, служит главн. портом вывозной торговли Боливии. Во время войны Чили с Перу в 1879-80 гг. у А. произошло два морск. сражения и порт подвергся бомбардировке. Первое сражение при А. 13 (25) февр. 1880 г. - Рейд А. был защищен батареями из нескольких десятков орудий, наибольшее из них было 250-фнт. нарезное. В А. стоял на якоре перуан. монитор Manco-Capac, имевший в двух башнях IV - 500-фнт. гладкоств. пушек, когда к порту подошли два чилийских воен. корабля: взятый у перуанцев монитор Huascar, и канон. лодка Madellanes, назначенные для блокады А. В 9 час. утра, когда H. находился от батарей в разст. 5½ кабельт., оне дали по нему первый выстрел. Началась перестрелка между чил. судами с одной стороны и монитором М.-С. и батареями - с другой, при чем чил. суда все время находились в движении и получили мало попаданий. Около полудня монитор М.-С. снялся с якоря и пошел на H., который решил дать ему отойти от берега, а затем, пользуясь преимуществом в скорости хода, отрезать монитор от порта. При исполнении этого плана у H. случилась поломка в машине, остановившая его на 20 мин.; в это время мон. М.-С. подошел к нему на 1 каб. и дал несколько залпов из своих 500-фнт. орудий, при чем на H. был убит командир и снесены мачта и компас. Канон. лодка М., желая облегчить полож. H., подошла к монитору М.-С. до 3½ каб. и усиленно его обстреливала, но при этом сама пострадала от огня берегов. батарей. Когда H. мог, наконец, дать ход, он начал преследовать мон. М.-С., но тот успел уйти под защиту форта. Во время этого преследования в H. попало с батарей 3 снаряда. Следует отметить попытку мон. М.-С. вооружить миною шлюпку для атаки H. в то время, когда у того бездействовала машина; попытка эта была прекращена вследствие сильнаго огня мелкой артиллерии H. Общая продолжительность боя была 6½ час., за это время чил. судами было выпущено всего 184 снаряда (не считая скор. пуш.); перуанцы выпустили около 300 снар. Повреждения с той и другой стор. были незначительны. Бомбардирование А. 17 (29) февр. 1880 г. Для подкрепления блокады порта А. прибыло еще два чил. судна: броненосец Blanco Encalado и пароход Angamos, (бывший англ. коммерч. пароход, купленный и вооруж. чилийцами); на последнем была установлена 8″ Армстронг. пушка нов. чертежа. Angamos, заняв позицию в 38 каб. от берега, начал бомбардировать берег. батареи, которыя, за дальностью разстояния, не могли отвечать на его огонь. Вскоре на помощь к Angamos подошел мон. Huascar, расположился в разст. 33 каб. от батарей и открыл огонь по городу. Бомбардировка с перерывами продолжалась 7 дней; в последний день Angamos выпустил по порту 200 снар., после чего бомбард. прекратилась; в дальнейшем чилийцы довольствовались одной блокадой. Матер. потери в городе от бомбардировки были незначительны, убитых и ранен. оказалось около 12 чел.; чил. суда, находившияся вне дальности огня берег. батарей, совершенно не пострадали. Второе сражение при А. 5 (11) марта 1880 г. А. блокировали Huascar и пароход Amazonas (бывш. почтовый пароход Ю.-Америк. комп., вооруженный чилийцами), при чем оба держались довольно далеко от берега, опасаяс мин. атак перуанских миноносок. Ночью перуан. корвет Union, везший оружие и боевые припасы для южных перуан. армий, успел без огней незамеченным прорвать блокаду и войти в порт. На разсвете мон. H., увидев U., подошел к нему на разст. 22 каб. и открыл огон; вскоре к H. присоединились пароход Amazonas и бронен. фрегат Cochrane. Корвет U. в это время выгружал боевые припасы и мог отвечать только из орудий своего прав. борта, но он был поддержан перуан. монитором Мапсо-Capac и берег. батареями. К полудню бой сделался общим между тремя чил. судами с одной стороны и двумя перуан. судами и берег. батареей - с другой. Чил. суда, не отвечая батарее, обстреливали перуан. суда и подошли к ним до 3¼ каб. Корвет U. все время, ведя бой, продолжал выгрузку снарядов и погрузку угля. Командир фрегата Cochrane, бывший за нач. отряда чил. судов, не рискуя оставаться дольше под огнем батарей, в 4 часа дня отвел чил. суда, решив ограничиться блокадой корв. Union в порту. Немного спустя корв. U., окончив грузить уголь, несмотря на присутствие вблизи чил. судов и на то, что было еще светло, вышел полным ходом из порта и направился на юг. Чил. суда бросились за ним в погоню, но мон. Huascar и брон. фрегат Cochrane вскоре отстали, и лишь парох. Amazonas продолжал погоню до ночи; корв. U. удалось уйти от него в темноте и благополучно прибыть в Каллао. Повреждения, полученныя судами в этом сражений, были незначительны.

Аримания

АРИМАНИЯ, по предположению, древне-германская армия из нескольких дружин (гелейтов), в противоположность ополчению из народа (геербан).

Ариовист

АРИОВИСТ, вождь германскаго племени свевов, живших между Рейном, Дунаем и горами Таунус. В I веке до Р. X. эдуи, обитавшие между Луарой и Саоной и пользовавшиеся покровительством Рима, производили набеги на соседния племена. Особенно терпевшие от них секваны соединились с арвернами и призвали на помощь А. В 72 г. до Р. Х. А. перешел Рейн с 15.000 чел., разбил эдуев и наложил на них дань. Прельщенный плодородием страны, А. привлек сюда множество варваров (до 120.000) и потребовал у секванов третью часть их владений в уплату за оказанную услугу. Тогда секваны соединились уже с эдуями и двинулись на А., но потерпели поражение. В 63 г. эдуи через друида Дивитиака обратились за помощью к римлянам; но те опасались в то время нападения гельветов и обезпечили пока нейтралитет А. подарками и титулом "друга римскаго народа". Победив, однако, гельветов, Ю. Цезарь сошелся с войском А. у Везонция (Безансона). Узнав, что, вследствие дурных примет, А. не решается начать бой, Цезарь напал первый. Сражение произошло у Нижн. Анспаха, западнее Мюльгаузена. Потерпев жестокое поражение, А. бежал к Рейну, переплыл на челноке через реку и удалился на родину, где вскоре умер. (Aöler, Caesars gallischer Krieg. Freiburg, 1880; Stoffel, Guerre César et d’Arioviste. Paris, 1891).

Арисака

АРИСАКА (Arisaka), ген. японской артил., председатель артил. комитета, конструктор полевых и горн. орудий и 6,5 млм. винтовки, принимавших участие в последней восточной войне. Руководит преобразованием современной японской артиллерии.

Арисака винтовка

АРИСАКА ВИНТОВКА. См. Винтовки.

Аристотель Фиоравенти

АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВЕНТИ, знаменитый итал. зодчий, вывезенный из Венеции нашим посольством с Семеном Толбузиным во главе (1475 г.). По словам "Русскаго Временника, сиречь летописца" (Москва, 1820 г.), "мастер Муроль, именем Аристотель (Альберти) Фиоравенти" был привезен "хитрости ради с сыном и работником с платою по 10 грив. в месяц", Ф. построил нашу первую "Пушечную избу" (сгорела в 1488 г.) - литейную мастерскую и обучил первых наших литейщиков (Яков). Он же построил и московский Успенский собор.

Арифметическая школа

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. В 1730 г. ген.-фельдм. Миних устроил в С.-Петербурге особую артил. школу на 60 чел. пушкарских сыновей, для приготовления из них писарей и мастеровых; школа эта впоследствии стала называться артиллерийскою А. школою, и в ней положено было обучать "словесной и письменной науке, а также арифметике, геометрии и тригонометрии". Впоследствии школа эта была соединена с чертежной артиллерийской школой в одно заведение под общим наименованием С.-Петерб. артиллер. школы. (Лалаев, Воен.-уч. завед. Спб., 1880 г., гл. I, стр. 11-12).

Аркан фуражный

АРКАН ФУРАЖНЫЙ, веревка, употребляемая в кавалерии, артиллерии и казачьих частях для вязки фуража. Являясь частью конскаго снаряжения, аркан кладется в правую переметную суму. Его положено изготовлять из хорошей чистой пеньковой веревки, толщиною 5/32-3/16 верш., ссученной из 3 прядей, из которых каждая состоит из двух подпрядей; длина аркана в отделке 12 арш., оба его конца загибаются на 10 верш. и из них образуются сращиванием концов петли в 5 верш. длиною. Вес А. около 54 зол. Описанный аркан установлен для нижних. чинов кавал. и кон. артил. в 1885 г. (Прик. по воен. вед. № 68) и распространен в 1895 г. на казачьи части (Прик. по воен. вед. № 125), а в 1900 г. на пешую артиллерию (Прик. по воен. вед. № 150). У казаков А. фуражный складывается в несколько раз, концом своим обвивается на манер жгута и вешается на луку с правой стороны, запуская его под нижнюю вьючную торочину. Кроме своего прямого назначения, А. фуражный употребляется для припряжки строевых казачьих лошадей, если бы во время боя встретилась крайняя необходимость увезти орудие, оставленное на позиции по случаю убыли лошадей, или отбитое у противника, а также и при походных движениях, при крутых подъемах и в трудно-проходимых местах. Припряжка устраивается так: казак, который должен припрячь свою лошадь, делает шлейку, которую и надевает на шею своей лошади. Засим, взяв два фуражных А. и сложив каждый пополам, он пристегивает их сложенною стороною к шлейке, против каждаго плеча лошади и в образовавшуюся петлю пропускает свободные концы аркана, закрепляя так. образ. А. у шлейки; затем свободные концы арканов привязывает к ваге, крюку на хоботе орудия, или к крючьям на станинах. Употребляется у казаков еще и следующий способ его припряжки: А. одним концом прикрепляется к крюкам на хоботе или станинах, или к ваге, дышлу, постромке или концу оси; другой же конец аркана пропускается под ногу казака, между тебеньком и путлищем стремени и удерживается рукой на ляжке. Срок службы аркана: в военное время - 2 года, а в мирное 4 года.

"Арканзас"

"АРКАНЗАС", конфедеративный броненосец типа Меримак, построенный южанами в 1862 г. и принимавший участие в войне Сев. Амер. Соед. Штатов за нераздельность. А. имел 3-дм. железную броню и артил. вооружение, состоявшее из II - 9 дм., II - 8 дм., II - 32-фнт. гладкостенных и IV - 6,4 дм. нарезных. орудий. Адм. Фаррагут, соединившись с флотилией канонерск. лодок капитана Дэвиса у Виксбурга, послал 15 июля в реку Язо для уничтожения А. броненосец Carondelet, дерев. канон. лодку Tyler и таран Queen of the West. Суда эти встретили А., идущий вниз по реке, и отстреливаясь начали отступать. А., идя за ними, благополучно прошел мимо всех федеральных судов Фаррагута, не успевших поднять пары, и стал на якорь под защитой батарей Виксбурга. В этот день А. получил значительныя повреждения и мог идти со скоростью всего 1 узла. В ту же ночь Фаррагут повел все свои суда мимо укреплений Виксбурга, при чем каждый федеральный корабль, проходя мимо А., давал по нему залп; А. не был уничтожен, но получил большия повреждения. 22 июля А. был атакован броненосцем Essex и тараном Queen of the West, при чем этот последний дважды безуспешно его таранил. 3 августа на пути к Baton Rouge у А. испортилась машина, и он стал на мель. Когда к броненосцу начал приближаться Essex, А. был сожжен своим командиром.

Аркас, Захар Андреевич

АРКАС, Захар Андреевич, старший брат адмирала А. (род. 1793 г., ум. 1866 г.). В 1806 г. поступил волонтером в Черном. флот, а в 1811 г. зачислен в штурм. ученики. Получив классич. образование от своего отца, преподавателя древн. языков и истории в Николаеве, А. унаследовал от него любовь к археологии. С производства в мичманы до 1838 г. А. все время плавал на судах Черном. флота; во время турецкой войны 1828-29 гг. участвовал при взятии крепости Варны и в отряде к.-адм. Скаловскаго в сражении при Пендераклии и при сожжении турецкаго корабля у Румелийских берегов. В 1836 г. за 25 л. службы в офиц. чинах награжден орденом св. Георгия 4-го кл. С оставлением в 1838 г. службы в строю по разстроенному здоровью, А. занял должность члена правления Севастопольскаго воен. карантина; это позволило ему отдаться любимому делу - археологии и истории. С 1851 г. А. состоял председателем комиссии по постройке Севастоп. храма св. Владимира, директором и строителем Севастоп. офиц. библиотеки, которую перед осадой Севастополя он вывез в Николаев. Горячо привязанный к Черном. флоту, он посвятил свои силы изучению давняго прошлаго Чернаго моря и истории Черном. флота; перу А. принадлежат труды: "Опис. Ираклийскаго полуострова и древностей его". "История Херсонеса", "Сравнит. таблица Еллинских поселений по Евксинскому Понту - безъимен. автора, с местностями, назначенными на меркат. карте, составл. в 1836 году"; "Начало учрежд. Росс. флота на Черн. море и действия Черном. флота с 1788 по 1866 г.". (Записки Одесск. общ-ва истории и древностей, т. т. III-vi).

Аркас, Николай Андреевич

АРКАС, Николай Андреевич, ген.-адъютант, адмирал, брат предыдущаго. Н. А. родился в 1816 году в г. Николаеве. С началом турецкой войны 1828-1829 гг. А. двенадцатилетним мальчиком поступил во флот и в качестве волонтера на корабле Императрица Мария участвовал во взятии креп. Варны. Старшим офицером на том же корабле служил старший брат Н. А. - Зах. Андр. А. Пробыв по окончании войны в штурманском училище в Николаеве около года, Н. А. был определен гардемарином в Черноморский флот, а в 1833 г. произведен в мичманы. Участвовал на фрегате Агатополь в занятии мыса Адлер в 1837 г. и в том же году произведен в лейтенанты. В следующем году, командуя по болезни командира фрегатом, участвовал в десантных операциях на Кавказском берегу, отличился при взятии мест. Туапсе и Псезуапе. В 1841 г., по поручению В. А. Корнилова принимал участие в составлении штатов и расписаний для судов Черноморскаго флота, а в 1844 г. блестяще выполнил проводку из Петербурга в Астрахань отряда в 12 судов, посланных для усиления Каспийской флотилии. Собрав в Астрахани 3 парохода (Торки, Ленкорань и Кура), А. первый открыл пароходство на Каспийском море. В 1846 г. назначен ком-ром пар.-фрегата Бессарабия, а в 1848 г. командирован в Англию для наблюдения за постройкой заказаннаго там пар.-фрегата Владимир, который он и привел в Одессу. За отличное командование Владимиром А. был награжден званием флигель-адъютанта. При этом Государь Николай Павлович, совершавший переход на Владимире из Николаева в Севастополь, утвердил проекты двух новых винтовых кораблей для Черноморскаго флота. Государь был вообще против винтовых судов и утвердил проекты под влиянием В. А. Корнилова и А. В своих записках А. разсказывает много интереснаго о времени и порядках во флоте непосредственно перед войной 1854-55 гг. Все приносилось в жертву параду и внешнему виду. Весной 1853 г., во время смотра морским командам в Кронштадте Государь заметил тщательно подготовленный обман и сделал строгий выговор всему кронштадтскому начальству; но это не помогло, по свидетельству А., и в 1854 г. он нашел корвет Наварин, только что отремонтированный в Кронштадте и посланный в Голландию, в самом ужасном виде: корпус корвета был совершенно гнилой и держался на одной обшивке. Назначенный в 1853 г. членом пароходнаго комитета, образованнаго для ускорения постройки паровых судов, А. в начале Восточной войны был командирован за границу для исправления корвета Наварин, но выполнение этого поручения оказалось весьма затруднительным: корвет пришлось сдать голландским властям за совершенной его непригодностью к дальнейшей службе. В таком же состоянии оказались и многие другие корабли Балтийскаго флота, в составе котораго, кроме того, не было ни одного винтового корабля или фрегата. По окончании войны, в 1856 г. А. открыл пароходство по Черному, Азовскому и Средиземному морям, учредив Русское общество пароходства и торговли, в котором он состоял первым директором до 1857 г., когда был назначен командиром гвардейскаго экипажа. В 1860 г. А. произведен в к.-адм., а в 1866 г. - в вице-адмиралы; с 1871 до 1881 гг. он состоял главн. ком-ром Черноморскаго флота и портов. Деятельность А. в этом звании еще не оценена в достаточной степени, но подвиги Черноморскаго флота в последней турецкой войне говорят в его пользу. А. скончался в 1881 г. в г. Николаеве, городская дума котораго поднесла ему в 1880 г. звание почетнаго гражданина. (Общий мор. список, т. IX; Чубинский, Участие моряков в войне с Турцией 1877-1878 г.; Записки Н. А. А. в апрельской кн. Историческ. Вестн. за 1901 г.).

Аркас, Николай Андреевич

Аркбалисты

АРКБАЛИСТЫ (или токсобалисты), средневековыя метательныя машины, по своему устройству напоминавшия большие арбалеты: длинный лук, доходивший до 5 арш., деревянный или железный, прикреплялся к раме, расположенной на паре колес большого диаметра. Тетива натягивалась укрепленным на раме воротом. А. стреляли обыкновенными стрелами, стрелами "карро" (короткия, толстыя с четырех-гранными наконечниками) или небольшими каменными и свинц. шаровыми снарядами, для чего к тетиве прикреплялся деревян. точеный стержень с чашкою впереди. А. перевозились вместе с полев. войсками и потому как бы составляли первобытную полевую артиллерию.

Аркбалиста.

Аркбалиста.

Аркебуза

АРКЕБУЗА (русская пищаль), первоначальный тип огнестрельнаго оружия, происшедший от ручной кулеврины; вооружение это относится к XIV, XV и XVI вв. в Зап. Европе. Для стрельбы дульная часть А. опиралась на подставку. Воспламенение заряда производилось фитилем. На рис. представлена А. 1550 г. В XIV в. с уменьшением калибра ствола и с приспособлением удобной ложи является возможность уничтожить подставку. В XV в. введен фитильный замок. На Руси пищали были ручныя (ручницы), завесныя, носившияся за спиною, в отличие от затинных, т.-е. артиллерийских. Древнейшим представителем их является медная пищаль, отлитая в 1485 г. мастером Яковом и хранящаяся ныне в Спб. артил. музее.

Аркебуза.

Аркебуза.

Арколе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аркское сражение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арктический океан

АРКТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. См. Сев. Ледовитый океан1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Армада

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армата

АРМАТА, старинное название артил. орудия; слово перешло к нам из Польши вместе с первым артил. орудием. "Лета 6897 вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и от того часа уразумети из них стреляти", - гласит Голицинская летопись.

Арматолы

АРМАТОЛЫ, греческая милиция времен Палеологов. После покорения страны турками, смельчаки из греков и христиан-арнаутов бежали в горы Эпира, Фессалии и Македонии, образуя, под предводительством так наз. капитанов, вооруженные отряды, именовавшие себя арматолиями, а своих членов - арматолами; они занимались партизанскою войной и разбоем. Турецкое правительство вступало с ними в договоры, гарантируя им безопасность, взамен обещания с их стороны выполнения некоторых функций полицейскаго характера. В начале XVI в. султан Селим I приспособил эту милицию для борьбы с клефтами. Во время греческаго возстания 1821-28 гг. А. присоединились к повстанцам и оказали немало услуг делу освобождения. Из их рядов вышел знаменитый вождь Марко Боцарис. В 1820-22 гг. 12.000 А. сражались против турок под нач. Алитебелина.

Арматура

АРМАТУРА, старинный термин (с латинскаго), прежде употреблявшийся в отношении всех предметов вооружения и снаряжения воина. Теперь это название присваивается медной или стальной облицовке отверстий в корпусах пассивных подводных мин, служащих для заряжания мин или для вкладывания различных приборов, а также этот термин дается броне подводных бронированных минных кабелей (см. Кабель).

Арматура котельная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арматура электрическая судовая

АРМАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СУДОВАЯ, приборы, служащие для распределения электр. энергии на корабле: фонари, выключатели, штепселя и вилки для переносных ламп, рефлекторы для освещения верхней палубы и трюмов, люстры и бра в офицерских помещениях, системы фонарей, служащих для сигнализации между кораблями, измерительные и контрольные приборы, распределительныя коробки для разветвления проводов и подачи электр. энергии к приборам освещения, электродвигателям и другим потребителям тока. К судовой А. предъявляются несколько иныя требования, чем к устанавливаемой на суше, а именно: 1) она должна быть герметичной, чтобы постоянная влажность воздуха, брызги соленой воды, а иногда и обливание ею приборов не окисляли и не разъедали электр. контактов и зажимов. Требование это предъявляется еще затем, чтобы в случае пробоины, полученной кораблем, разноименные контакты непосредственно не замыкались через воду; для этого приборы заключаются в металлическия оболочки со стеклами и резиновыми прокладками, заливаются парафином и т. под. 2) Внешняя оболочка должна предохранять А. от механических повреждений, возможных при погрузках на корабль и выгрузках с него угля, материалов и т. п. Самая поверхность А. должна противостоять разъеданию соленой водой, для чего приборы снаружи серебрятся, никелируются или покрываются масляной краской. 3) Конструкция А. должна быть такова, чтобы вибрация корпуса и переборок корабля от работы механизмов и от выстрелов из орудий не разрушали самой А. и частей, помещенных внутри ея. 4) Вес судовой А. должен быть доведен до минимума. 5) К судовой А. предъявляются повышенныя требования изоляции сравнительно с береговыми электр. приборами, т. к. вся судовая А. устанавливается и крепится к металлическим переборкам и потому незначительное повреждение изоляции дает сообщение электр. тока с корпусом корабля. 6) Наконец, последнее требование - заменяемость частей судовой А., т. к. в этом случае число запасных приборов может быть уменьшено в значительной степени.

Арматурная записка

АРМАТУРНАЯ ЗАПИСКА должна находиться у каждаго из нижних чинов флота; она содержит в себе перечень всех отпущенных нижнему чину вещей казеннаго обмундирования с указанием их сроков, а также таблицу жалования, добавочнаго, морского и друг. видов полагающагося ему денежнаго содержания. Форму А. зап. см. в приложении к ст. 42 кн. XIV Св. Морск. Пост.

Арматурный список

АРМАТУРНЫЙ СПИСОК, документ, в котором показывается, какия казенныя вещи, не выслужившия срока, состоят на нижн. чине, переводимом из одной части или команды в другую. Часть, из которой выбывает нижний чин, посылает А. сп. в 2 экземплярах в ту часть, куда нижний чин переводится. Один экземпляр А. сп. остается в части, в которую нижний чин выбыл, с занесением на приход тех вещей, которыя нижний чин принес, а второй экземпляр, по засвидетельствовании, пересылается обратно в ту часть, из которой нижний чин прибыл; на основании этого возвращеннаго экземпляра А. сп. выписываются в расход вещи, состоящия на нижнем чине, выбывшем из части. В А. сп. указываются сроки служения передаваемых вещей, - на вещи же, выслужившия срок, А. сп. не выдаются (Прик. по воен. вед. 1890 г., № 8). Правила составления А. сп. на вещи, выдаваемыя нижним чинам на сборных пунктах, и порядок поверки по ним казенных вещей, состоящих на нижних чинах и военных арестантах, пересылаемых посредством этапов, объявлены в Цирк. Гл. Штаба 1872 г., № 125, и 1874 г., № 144. А. сп. на военных арестантов должен составляться на каждаго военнаго арестанта отдельно, на целом листе. Впрочем, в арестантские поезда ж. д. в попутных городах начальникам конвоя разрешается принимать военных арестантов и без А. сп. (Цирк. Гл. Шт. 1875 г. № 118, 1888 г. № 171, 1892 г. № 70 и 1897 г. № 196). В А. сп. не допускаются поправки и подчистки, о всяком же исправлении должна делаться соответственная оговорка (Цирк. Гл. Шт. 1867 г. № 196). А. сп. имеется и в каждой роте и содержит перечень всех вещей казеннаго обмундирования, состоящих на нижних чинах флота; форма А. сп. показана в приложении к ст. 42 кн. XIV Св. Морск. Пост.

Армейская конница

АРМЕЙСКАЯ КОННИЦА, средство стратегической разведки и решающих ударов в руках высшаго командования. Получая широкия задачи, она должна иметь возможность выполнять их совершенно самостоятельно, без помощи других родов войск, отчего и может быть названа самостоятельной конницей. Сводится в крупныя тактическия соединения - дивизии, силою, обыкновенно, 24 эск. или сот. с конной артиллерией, пулеметами и всеми вспомогат. средствами современной военной техники. Такая организация придает ей способность к любому виду боя, а техническия средства придают ей более надежности и независимости от местности и служат для поддержания связи с главными силами армии. Средства связи особенно важны в смысле своевременной доставки донесений, без чего сама разведка теряет почти все свое значение. Вопрос о составе самостоятельной конной дивизии (быть ли ей 2-х или 3-х бригадной) разрешается различно, но в настоящее время уже ясно сознается необходимость более законченной организации самостоятельных конных отрядов, с целью предоставления им большей свободы в маневрировании. Вопрос о сведении конных частей в более крупныя соединения (корпуса) из 2 и более дивизий решается в большинстве случаев отрицательно. Признается более удобным делать дивизии сильнее, составляя их, напр., из трех бригад, по 3 полка в каждой бригаде. Наилучший состав дивизии А. к.: 3 бригады по 2 пяти-эскадронных полка (30 эск.), 3 конно-арт. батареи (12 кон. ор.) 3 пулеметныя отд. (12-18 пулеметов), конно-саперная команда, сигнальныя отд. (безпроволочные, особенно телефонные и прочие легкие приборы для связи), военно-врачебный обоз, продовольств. обоз, повозки боевого снабжения, мостовое имущество. Иногда полезно придавать пехоту на самокатах. В последнее время возник вопрос о соотношении между самостоятельной конницей и управляемыми воздушными приборами, дополняющими друг друга при разведке. Воздушные самолеты дают возможность широких обзоров и притом устанавливают и возстанавливают связь с противником быстро и легко, но они зависят от погоды, времени дня и различных других условий, а боем добывать сведений и вовсе не могут. Наоборот, конница, работая при всяких условиях и обладая способностью добывать сведения боевыми действиями, не имеет широких обзоров, труднее устанавливает связь с противником и легче ее теряет. Поэтому лучше всего иметь впереди армии и воздушные самолеты, и конницу, в их тесном взаимодействии, как это и предполагают делать немцы, намереваясь придавать дивизиям своей А. к. в военное время воздушныя эскадры из 2-4 воздушных аппаратов. В истории военнаго искусства А. к. представляет собой часто встречающееся явление. Мы видим ее со времен царя Кира и Александра Македонскаго до самаго последняго времени; особенно поучительна ея организация в армиях Петра Великаго (драгунская конница) и Наполеона (резервные кав. корпуса), а в более позднее время - у нас при императоре Николае I (драгунский корпус); наконец, в настоящее время мы видим ее в виде постояннаго тактическаго соединения в западно-европ. армиях, где, как, напр., у англичан и немцев, она достигает высокой степени совершенства, как по своему составу, так и по своему снабжению всем необходимым для разведки и боя.

Армейская семинария

АРМЕЙСКАЯ СЕМИНАРИЯ. При Императоре Павле I военное духовенство было обособлено от епархиальнаго, вследствие чего явилась надобность в учреждении особаго учебнаго заведения для детей военнаго духовенства. Для комплектования военнаго духовенства, по инициативе обер-священника Озерецковскаго, 1 июня 1800 г. была учреждена А. сем. исключительно для детей военных священно-служителей. Она просуществовала недолго. Когда, вследствие увеличения числа поступающих в А. сем., средств, определенных на ея содержание, стало не хватать, обер-священник Державин вошел в 1817 г. с ходатайством о добавочном ассигновании. Это не было уважено, и 4 сент. 1818 г. А. сем. была закрыта; военному же духовенству было разрешено воспитывать своих детей в ближайших к месту расположения полков епархиальных семинариях на те средства, которыя отпускались до того времени на содержание упраздненной А. сем.

"Армейские вопросы"

"АРМЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ". (Сборн. статей гг. Офицеров), издание, предпринятое в 1891 г. Д. Д. Кашкаровым. Целью издания было поставлено "с одной стороны, способствовать всестороннему обсуждению нарождающихся воен. вопросов, т. к. при всем желании со стороны существующих журналов быть объективными, личные взгляды редакторов не могут не отразиться на характере печатаемых статей, с другой - привлечь к печатанию в издании своих статей новыя силы, людей практики, стоящих непосредственно у дела воспитания и обучения войск". По программе своей издание должно было состоять из следующих отделов: 1) статьи по поводу главнейших событий в мире военном (их историческое значение); 2) воспитание и обучение войск; 3) строевыя заметки (статьи, относящияся до частностей строевого обучения и хозяйства войск); 4) жизнь и быт войск; беллетристика; 5) военная охота и путешествия; 6) воен.-истор. статьи, воспоминания участников последних войн, характеризующия деятельность батал. и ротн. ком-ров на походе и в бою; 7) выдержки из военных и общих журналов и газет; 8) библиография. Издание должно было выходить выпусками - по два в год - размером не менее 10 печ. листов каждый, по цене 1 р. за выпуск. Выходили они, однако, крайне неравномерно: 1-й вып. появился в 1891 г.; 2-й - в 1893 г.; 3-й - в 1897 г.; 4-й - в 1898 г.; 5-й - в 1899 г. и 6-й - в 1900 г.; более "А. В." не появлялис. Первые два выпуска изданы в Спб., остальные - в Иркутске. Из напечатанных в "А. В." статей следует отметить, как наиболее значительныя и содержательныя: в 1-м выпуске: Подготовка офицеров к штабным должностям и хозяйство войск - А. Попова; Больные офицеры - Д. Кашкарова; Заметки полевого артиллериста - Э. Вейль; О подготовке фейерверкеров в артиллерии - его же. Во 2-м вып.: Обязательная служба офицеров - полк. Шнеура; Взгляды Скобелева на войну и военное дело - Д. Кашкарова. В 3-м вып.: Участие и тактическая роль артиллерии в ночных боях - Вл. Апушкина; Обстоятельства, способствующия развитию в офицерах способности к самостоятельному почину - Мокржецкаго. В 4-м вып.: Воен.-истор. заметки - Д. Кашкарова; Новый вид тактических занятий (из указаний, данных войскам ген. Скугаревским); Зимния занятия с унт.-офицерами - подполк. Мокржецкаго. В 5-м вып.: - Человеческая природа и воен. наука; Практич. указания для обучения рот и бат-нов (из приказов ген. Скугаревскаго); Повстанье 1863 г. по мемуарам его участников - Вл. Апушкина; Выдача по чарке водки - А. Попова. Вып. 6-й, по случаю 100-летней годовщины со дня смерти Суворова, целиком посвящен ему (статьи Д. Д. Кашкарова, Вл. Тавастшерна, И. А-те и Вл. Апушкина) "А. В." были встречены очень сочувственно критикой ("Разведчик" - №№ 82 и 387; "Русск. Инв." 1888 г. № 40; "Вестовой", № 36; "Гражданин" 1892 г. № 18 и др.), но не нашли достаточной материальной поддержки со стороны подписчиков-офицеров.

Армейский корпус

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армейский резерв

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армейский флот

АРМЕЙСКИЙ ФЛОТ. В отличие от корабельнаго флота, называвшагося также морским, гребной или галерный флот назывался при Петре I еще и армейским. Царь Петр с первых дней существования нашего галернаго флота посадил на него гребцами армейских солдат, от которых это название и пошло. По тем временам это было значительное новшество; в других современных флотах гребцами сидели пленники или преступники, отбывавшие наказание и нередко прикованные цепью к своим местам; самое название "галер" нередко отождествлялось с понятием высшаго уголовнаго наказания - каторги. Нововведение Петра I значительно повысило боевую способность русскаго гребного флота, улучшив нравственный элемент личнаго состава. Сохранению названия А. фл. способствовало, повидимому, и обычное совместное действие русскаго гребного флота с сухопутными или армейскими войсками, следовавшими берегом Финскаго залива, тогда как гребной флот двигался в шхерной полосе прибрежных вод. Выражение "А. фл." вышло из употребления в конце XVIII столетия.

Армения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арминий

АРМИНИЙ, сын князя херусков Зигмара, родился в 17 г. до Р. Х. и сделался освободителем Германии от римскаго ига. Главноком-щий римскими войсками в нижней Германии, Публий Квинтилий Вар, держал себя самодержавным властителем, возстановляя против себя местное население. А. начал готовить свой народ к возстанию, склоняя на свою сторону и соседния племена. Поздно летом 9 г. по Р. Х. Вар, возвращаясь с летняго лагеря на р. Везер на зимния квартиры на Рейне, получил от А. известие о вспыхнувшем в тылу у римлян возстании. Для подавления его Вар свернул с прямого пути, и в узких бездорожных долинах Тевтобургскаго леса обремененная обозами римская армия была атакована со всех сторон германцами. В течение перваго и второго дня Вар с трудом отбивался от противника, на третий же день стойкость и сопротивление римлян были сломлены. Вар покончил самоубийством, три легиона вместе с конницей и вспомогательными отрядами (20 тыс. чел.) погибли под ударами германцев. Разгром произвел на Рим удручающее впечатление: опасались новаго нашествия варваров, для встречи которых приняты были серьезныя меры. Ни та, ни другая стороны долго не решались перейти границу, и лишь в 14 г. Германик, сын Друза, возобновил военныя действия. На следующий год Германик решил нанести А. решительный удар, для чего снарядил экспедицию к р. Эмс. Дойдя до Тевтобургскаго леса, Германик, наконец, заставил А. принять бой, который не имел решительных результатов. Немногим счастливее оказался поход 16 г. Хотя Германику, доставившему свою армию к устью Эмса на кораблях, и удалось разбить А. у Миндена, но большия потери вынудили его отступить. Этим кончились попытки римлян продвинуть границу к востоку от Рейна. Германцы не сумели отблагодарить своего освободителя: А. в 19 г. погиб от руки убийцы. (Lamprecht, Deutsche Geschichte, I; Tacitus, Annales, I, 55-70; II, 7-23, 45, 46, 88).

Армия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница