Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Канат якорный

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Канат якорный

КАНАТ ЯКОРНЫЙ, цепь, с помощью к-рой судно удерживается на якоре. В воен. флоте употребляются исключ-но якор. К. с контрофорсами, т.-е. распорками, служащими для предупреждения сжатия звеньев при растягивании К. и увеличения их крепости (приблиз-но на 0,2). Для замены износившихся частей К. он составляется из т. наз. смычек, длина к-рых достигает в Англии и у нас 121/2 сж. 6-фт. меры, в Германии - 13,7, во Франции - 16,4 сж. Первое и послед. звено каждой смычки делаются без контрофорсов и выковываются с паралл. сторонами для удобства закладывания соединит. скоб (фиг. 1), к-рыми смычки связываются между собою. Скобы соединяются со звеньями посредством болтов на шпильках, к-рыя выколачиваются, когда К. приходится расклепать. Для удобства соединения концевыя звенья делаются усиленнаго диаметра =1,1-1,2 д-тра остал. звеньев. С якорем К. соединяется якорн. скобой, устр-во к-рой не отличается существенно от соединит. скоб, но размеры неск. больше. Друг. конец К. соединяется с к-сом судна посредством откидн. гака, закладываемаго в обух внутри канат. ящика и называемаго жвака-галсом. Чтобы К. при стоянке на якоре не закручивался и в нем не получались излишния напряжения, в ближайшую от якоря и в последнюю смычки К. вставляются вертлюги (фиг. 2). Разновидностью обыкнов. вертлюга является фертоинговая скоба1 (см. это). Звенья обычно выковываются ручн. способом из круглаго железа, д-тром к-раго измеряется толщина К.; нарезанные куски железа свариваются концами по придании им должнаго овала. Место сварки на цепях до 11/2 дм. д-ром находится на продольной, а при большей толщине К. на попереч. части звена. Чугун. контрофорсы загоняются в еще горячия звенья и после их охлаждения держатся одним натяжением. Дороговизна заставляет кованные якор. К. заменять вальцованными по способу завода Борзига. Для быстраго исправления лопнувшаго К. существуют разъемныя звенья, заменяющия соединит. скобы: каждое такое звено состоит из 2 частей, заходящих друг за друга шипами и скрепленых шпонкой, к-рая проходит насквозь через чугун. распорку звена (фиг. 3). Из механич. способов выделки К. цепей ни один не получил значит. распространения; наиболее удачную попытку представляет способ инж. Ури и Клатта, по к-рому К. вырезается непосред-но из полос крестообразнаго сечения; но цепи с д-тром свыше 1 дм. механически изготовить не удавалось, почему этот способ для воен. судов не применяется. Пробное натяжение, т.-е. крепость, к-рой д. удовлетворять К. при испытаниях, приближенно определяется по формуле P=18 d2, a разрывное сопротивление - по формуле Q=27 d2, где Р и Q даются в тн., а д-трь d - в дм. Согласно циркуляру мор. техн. ком-та от 3 окт. 1901 г. за № 12, адмиралт. К. подвергаются при испытаниях след. натяжениям:

Диаметр цепи

в дюйм.

Вес 1 сж.

в пд.

Наибольшая допускаемая

нагрузка в тн.

0,50

0,4

4,5

0,75

0,8

10,1

1,00

1,5

18,0

1,25

2,3

28,1

1,50

3,3

40,5

1,75

4,6

55,1

2,00

5,9

72,0

2,25

7,5

91,1

2,50

9,3

112,5

Разрывная крепость К. д. превышать пробную на 50%, а рабочая принимается равной половине пробной крепости. Длинныя звенья вообще крепче коротких. Перед приемом на воен. корабль всякий К. подвергается наруж. осмотру (пр. по мор. вед-ву 1875 г. № 112). При этом требуется, чтобы д-тр звеньев, длина и ширина их не отличались заметно от табличной; вес К. м. превышать положенный на 0,05. Пробное натяжение определяется на гидравлич. станке для каждой смычки К. отдельно; по К. в натянутом до предела положении ударяют тяжелым молотом, после чего цепь вторично осматривают, сомнительныя и вытянувшияся более чем на 0,1 d звенья вырубают и заменяют новыми. Об испытании составляется акт, к-рый вносится в формуляр К. Во время плавания К. осматриваются судовою к-сией каждые полгода. Перед этим осмотром К. очищается от краски и ржавчины, а при осмотре выколачиваются и смазываются теплым салом все вертлюги, болты соединит. скоб и шпильки; последния, кроме того, тщат-но лудятся, а звенья пробуются постукиванием молотом, при к-ром не должно наблюдаться хлябанья контрофорсов. Срок службы К. зависит от его хранения и ухода за ним. Отдача якоря на больш. ходах особенно вредна для К. Также вредно отзываются на К. хранение в сырых местах (ржавчина), навивка на кнехты или битенги малаго д-тра и т. п. Для равномер. изнашивания коренной и ходовой концы К. иногда меняются. Для определения приблизит. веса 1 сажени К. пользуются формулой P=1,5 d2, где д-тр d дается в дм., a вес Р получается в пд. На наши большия воен. суда отпускаются 3 К.: два становых и 1 запасный; длина этих К. бывает обык-но 100 сж. для внутренняго и 150 сж. для дальн. плавания. Для предохранения от ржавчины К. красят газовой смолой. Чтобы судить о длине вытравленнаго К., на контрофорсы звеньев через 10 сж. накладывают марки из отожженной проволоки: на послед. звене 1-го десятка саженей 1 звено с маркой, на 20 сж. - 2 звена с марками и т. д. После 60 сж. первонач. марки повторяются, но красятся в белый цвет, тогда как до 60 сж. оне красныя. Перед выпуском с завода К. испытываются на растяжение; резул-ты испытания выбиваются на звеньях, как показано на фиг. 4, где 6 и 12 означают гидравлич. станки, на к-рых производилась проба К., 91 - год испытания, №№ - название цепопробной станции, 8.985 - номер свидетельства; 10.2.2. - пробное натяжение в тоннах, центнерах и квартерах; 15.2.2. - разрывное натяжение в тех же единицах.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

В начало энциклопедии