Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Изоляция судовая

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Изоляция судовая

ИЗОЛЯЦИЯ СУДОВАЯ, имеет назначением предохранение арт. и мин. погребов, жилых палуб и т. п. от чрезмернаго нагревания через переборки соседних отделений (котельныя, машинныя, корридоры пар. труб и т. п.), температура к-рых во время действия механизмов достигает часто оч. высоких пределов. В летн. время борта к-бля сильно нагреваются солнцем, а зимою совершенно не выдерживают холода, вызывая значительное отпотевание и сырость. Во избежание этого нек-рыя переборки, наружный борт и верх. палуба воен. судов покрываются изнутри изолирующим вещ-вом; так же одеваются и все части судов. механизмов, нагреваемыя непосредственно паром (пар. цилиндры, корпуса пар. турбин, котлов, испарителей и т. п.) или отходящими газами из топок котлов (напр., кожухи котлов). Для И. машин. частей лучшими являются магнезиальные и азбестовые составы (ткани). В мор. вед-ве производятся постоянно испытания для выбора лучшей в данное время И. Обыкновенно цилиндры машин, корпуса турбин и т. п. части поверх И. покрываются тонким листовым железом, а трубы обшиваются окрашенной парусиной, часто с прокладкой тонкаго слоя азбестоваго картона. Попытки делать И. с прослойками воздуха не имели успеха вследствие сложности и дороговизны такого устройства, Более целесообразной оказалась И. готовыми матрасниками из азбеста или смеси его со стеклянной ватой. Вопрос о рационал. И. паров. труб во флоте имеет громадное значение в виду сложности трубопроводов, для уменьшения конденсации пара и сбережения топлива. Результаты сравнительных испытаний:

Род изоляции

t° на

внешней

пов-сти

изоляции по

Цельсию

Весь

конденс. воды

с кв. фт.

изолир. трубы

в фн.

 

Весь кв. фт.

изоляции толщ.

1½ дм.

в фн.

Магнезиальная (смесь магнезии и азбеста)

75,8

3,55

Изоляция судовая

 
 

74,8

3,39

3,25-4,11

 

71,8

4,26

 
 

67,0

4,43

 

Азбест. войлок

85,5

5,23

 

4,8

Канский азбест

72,0

4,37

 

-

 

70,9

3,87

 

-

Рус. азбест (матрасами)

77,7

4,56

 

5,35

Кизельгур

85,3

5,1

Изоляция судовая

7,78

 

92,7

5,16

 

Лапидит

66,9

3,63

 

4,11

Инфузорн. земля

103,7

4,74

 

-

Пробколит

49,1

3,24

 

6,7

Шелков. очески

78,3

3,42

 

3,15

Уголь с магнезитом

83,2

6,64

 

9,61

Примечание. Температура пара была 173-176° по Цельсию. Парь насыщенный. Температура помещения 30-33°.

И. арт. погребов от соседних, более теплых отд-ний достигалась прежде обшивкою стенок, потолков и полов погреба изнутри дерев. досками, оставляя слой воздуха толщиною 2-8 дм. Однако, такая И. могла гореть; обшивка дерева медн. листами знач-но утяжеляла и удорожала устр-во, почему послед. время стали предлагать разл. патентованныя массы, чаще всего из крошенной пробки, обработанной магнезиал. цементом, азбеста и т. п.; нек-рые из этих составов дали весьма удовлетворит. результаты; т., напр., лапидит не сгорал даже в сталеплавил. печи. И. Кригсмана при действии на нее пламени больш. паяльной лампы в течение 10 мин. не пропускает тепла. Но И. эти имеют и недостатки, к., напр., намокаемость в воде, малая прочность, разъедание металлов и проч. Предлагается в послед. время для И. стекл. вата, но закрепление ея ненадежно. В нек-рых случаях применяется И. смешанная (воздушная и из дерева или изоляцион. массы); воздух сам по себе представляет прекрас. И., особенно, если он неподвижен. От отд-ний, имеющих невыс. t°, но опасных в смысле пожара (угольн. ямы), И. ставится только огнеупорная (смесь кизельгура, магнезии и любого цементирующа-го вещ-ва). В англ. флоте И. ставится снаружи стенок арт. погребов и состоит обык-но из азбеста или кремн. ваты. И. бортов и палуб до послед. времени была воздушная, а, именно, в разстоянии 6-8 дм. изнутри устанавливали вторую тонкую обшивку, оклеенную линолеумом или окрашенную пробковою мастикою для предохранения от отпотевания. В послед. время для И. бортов применяют разл. массы, напр., лапидит, к-рый наклеивается непосред-но на стальн. борт изнутри.

В начало энциклопедии