Приглашаем посетить сайт
Изоляция судовая
ИЗОЛЯЦИЯ СУДОВАЯ, имеет назначением предохранение арт. и мин. погребов, жилых палуб и т. п. от чрезмернаго нагревания через переборки соседних отделений (котельныя, машинныя, корридоры пар. труб и т. п.), температура к-рых во время действия механизмов достигает часто оч. высоких пределов. В летн. время борта к-бля сильно нагреваются солнцем, а зимою совершенно не выдерживают холода, вызывая значительное отпотевание и сырость. Во избежание этого нек-рыя переборки, наружный борт и верх. палуба воен. судов покрываются изнутри изолирующим вещ-вом; так же одеваются и все части судов. механизмов, нагреваемыя непосредственно паром (пар. цилиндры, корпуса пар. турбин, котлов, испарителей и т. п.) или отходящими газами из топок котлов (напр., кожухи котлов). Для И. машин. частей лучшими являются магнезиальные и азбестовые составы (ткани). В мор. вед-ве производятся постоянно испытания для выбора лучшей в данное время И. Обыкновенно цилиндры машин, корпуса турбин и т. п. части поверх И. покрываются тонким листовым железом, а трубы обшиваются окрашенной парусиной, часто с прокладкой тонкаго слоя азбестоваго картона. Попытки делать И. с прослойками воздуха не имели успеха вследствие сложности и дороговизны такого устройства, Более целесообразной оказалась И. готовыми матрасниками из азбеста или смеси его со стеклянной ватой. Вопрос о рационал. И. паров. труб во флоте имеет громадное значение в виду сложности трубопроводов, для уменьшения конденсации пара и сбережения топлива. Результаты сравнительных испытаний:
Род изоляции |
t° на внешней пов-сти изоляции по Цельсию |
Весь конденс. воды с кв. фт. изолир. трубы в фн. |
Весь кв. фт. изоляции толщ. 1½ дм. в фн. | |
Магнезиальная (смесь магнезии и азбеста) |
75,8 |
3,55 |
||
74,8 |
3,39 |
3,25-4,11 | ||
71,8 |
4,26 |
|||
67,0 |
4,43 |
|||
Азбест. войлок |
85,5 |
5,23 |
4,8 | |
Канский азбест |
72,0 |
4,37 |
- | |
70,9 |
3,87 |
- | ||
Рус. азбест (матрасами) |
77,7 |
4,56 |
5,35 | |
Кизельгур |
85,3 |
5,1 |
7,78 | |
92,7 |
5,16 |
|||
Лапидит |
66,9 |
3,63 |
4,11 | |
Инфузорн. земля |
103,7 |
4,74 |
- | |
Пробколит |
49,1 |
3,24 |
6,7 | |
Шелков. очески |
78,3 |
3,42 |
3,15 | |
Уголь с магнезитом |
83,2 |
6,64 |
9,61 |
Примечание. Температура пара была 173-176° по Цельсию. Парь насыщенный. Температура помещения 30-33°.
И. арт. погребов от соседних, более теплых отд-ний достигалась прежде обшивкою стенок, потолков и полов погреба изнутри дерев. досками, оставляя слой воздуха толщиною 2-8 дм. Однако, такая И. могла гореть; обшивка дерева медн. листами знач-но утяжеляла и удорожала устр-во, почему послед. время стали предлагать разл. патентованныя массы, чаще всего из крошенной пробки, обработанной магнезиал. цементом, азбеста и т. п.; нек-рые из этих составов дали весьма удовлетворит. результаты; т., напр., лапидит не сгорал даже в сталеплавил. печи. И. Кригсмана при действии на нее пламени больш. паяльной лампы в течение 10 мин. не пропускает тепла. Но И. эти имеют и недостатки, к., напр., намокаемость в воде, малая прочность, разъедание металлов и проч. Предлагается в послед. время для И. стекл. вата, но закрепление ея ненадежно. В нек-рых случаях применяется И. смешанная (воздушная и из дерева или изоляцион. массы); воздух сам по себе представляет прекрас. И., особенно, если он неподвижен. От отд-ний, имеющих невыс. t°, но опасных в смысле пожара (угольн. ямы), И. ставится только огнеупорная (смесь кизельгура, магнезии и любого цементирующа-го вещ-ва). В англ. флоте И. ставится снаружи стенок арт. погребов и состоит обык-но из азбеста или кремн. ваты. И. бортов и палуб до послед. времени была воздушная, а, именно, в разстоянии 6-8 дм. изнутри устанавливали вторую тонкую обшивку, оклеенную линолеумом или окрашенную пробковою мастикою для предохранения от отпотевания. В послед. время для И. бортов применяют разл. массы, напр., лапидит, к-рый наклеивается непосред-но на стальн. борт изнутри.