Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Змеи воздушные

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Змеи воздушные

ЗМЕИ ВОЗДУШНЫЕ, подразделяются на два глав. типа: плоские (рис. 1) и коробчатые (рис. 2). З. летают в силу образуемаго ветром давления на их плоскости и м. летать только на привязи. Плоские З. по большей части снабжаются хвостами, придающими им остойчивость при полете; в коробч. З. отстойч-сть достигается глубиной всей фигуры и нижн. коробкой, к-рая одновр-но увеличивает и подъем. силу З. Коробчатый З. вообще остойчивее плоскаго. За послед. время З. приобрели важное практич. значение в виду возм-сти подъема значит. грузов на большую высоту. В самых шир. размерах они применяются для метеоролог. наблюдений в верхн. слоях атмосферы (на выс. до 6 т. мтр.); имеются метеоролог. змейк. станции, производящия регулярно по 2-3 раза в день запускание З.; метеоролог. З. отличаются легкой и тщат. конструкцией; у нас принята система В. В. Кузнецова. З. могут применяться и для фотограф-ния местности, для чего снабжаются фотограф. ап-том спец. устр-ва (работы подплк. Ульянина). В прежн. время суда флота снабжались "спасательным З.", обык-но прямоуг. формы, с хвостом (рис. 3), при помощи к-раго подавался на берег конец спасат. каната. Вопрос о подъеме З. сигналов никогда серьезно не разрабатывался, ибо подача сигналов носила бы случ. характер, принципиально недопустимый. Гораздо более законченным является вопрос о подъеме на З. наблюдателей, как на суше, так и на море; но взгляд на пользу такого применения З., особенно с развитием авиации, еще не установился. В Англии и Франции употребление З. нашло нек-рое применение во флоте и полев. арт-рии, у нас же этому средству наблюдений не придается серьез. значения. Для подъема наблюдателей существует много разл. систем; по больш. части З. состоят из бамбук. палок, шелка или полотна. Корзина для наблюдателя подвешивается под З. и м. подниматься или опускаться на особ. блоке или вместе со З. Наблюдатель м. подниматься на выс. 300-400 мтр., при чем ветер в 5 баллов, т.-е. 12-13 мтр. в сек., является наиб. благоприятным: он обык-но не имеет еще сильн. порывов, но З. дают уже большую подъем. силу. При ветре 6-мтр. З. начинают летать, но достаточная подъем. сила развивается только при 9-10 мтр. Один из первых З., приспособленных для подъема наблюдателей, построен в Англии в 1895 г. кап. Baden-Powell и состоит из 6-10 плоских З., соединенных между собою послед-но (рис. 4). З. полк. Коди (Англия, рис. 5) принадлежит к разряду коробчатых, с попереч. переборками для большей остойч-сти; для увеличения подъем. силы, к задн. пов-сти верхн. клетки присоединена пара больш. крыльев, а к проч. плоскостям - 3 пары меньших; остов построен из бамбука и обтянуть шелком; размеры З.: выс. 2,1 мтр., шир. 1,4 мтр. и глуб. 0,70 мтр., общая пов-сть ок. 5 кв. мтр. У нас с 1904 г. применяются З. полк. Ульянина (рис. 6), плоские с 2 треуг. килями спереди; каркас устроен так, что по выпуске одного стержня м. закатать весь З. в трубку, что весьма удобно для перевозки; для подъема наблюдателя З. запускаются группами в 7-14 штук. Лейт. Шрейбер разработал в 1902 г. систему 6-8 З. для подъема наблюдателей с судов флота, применив коробч. З. основ. типа Hargrave и впервые соединив все З. на одном основ. канате (рис. 7 и 8); эта система является наиб. надежной и остойчивой, так как З. выдерживали ветер в 9 бал., недоступный друг. З. Кап. Saconney во Франции применил в 1909 г. подобным же образом З. с дополнит. крыльями, вроде З. полк. Коди (рис. 9). Применение З. для подъема наблюдателей м. б. полезным в воен. деле лишь как вспомогат. средство, местн. значения. В частн. случаях оно м. б. незаменимо, когда, напр., при сильн. ветре полеты аэропланов затруднены или невозможны. З. служат также хорошим дополнением к привязн. сферическим аэростатам, к-рые м. подниматься только при ветре не выше 8 мтр. При подъеме З. с к-бля нет надобности идти обязательно против ветра; м. уклоняться от этого напр-ния в обе стороны ок. 135°; при полн. штиле ход к-бля д. б. не меньше 20 узл., чтобы З. получил достаточ. подъем. силу. Подниматься на З. довольно безопасно, и до сих пор случаев падения людей со З. не было.

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

Фиг. 6.

Фиг. 7.

Фиг. 7.

Фиг. 8.

Фиг. 8.

Фиг. 9.

Фиг. 9.

Фиг. 10.

Фиг. 10.

В начало энциклопедии