Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Зарядный ящик

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Зарядный ящик

ЗАРЯДНЫЙ ЯЩИК, арт. повозка для перевозки боев. припасов. До Петра В. у нас З. ящ. не было и боев. припасы перевозились на обывател. подводах. Петр В. ввел для полев. арт-рии т. наз. "скорострельный" З. ящ. (фиг. 1), состоящий из дерев. двухскат. короба на двухколес. ходе, разделеннаго на гнезда. На дно гнезд ставились снаряды стоймя, а поверх их укладывались лежмя заряды в картузах и в жестян. футлярах, выложенных изнутри овчиною и называвшихся "шубами". Для гаубиц и мортир введены тогда же 4-колес. бомбовые ящики (см. это слово). В Зап. Европе З. ящ. введены лишь во второй половине XVIII в. (см. Грибоваль). В 20-х гг. XIX в. Англия вводит у себя З. ящ. на двух ходах (фиг. 2) с передком, одинаковым с орудиным, с крюковым соединением ходов и с посадкою на ящик прислуги, т. ч. в подвижности, поворотливости и незав-сти ходов этот З. ящ. уже не уступал орудию. В остал. гос-твах быстро следуют примеру Англии. У нас же петровский тип З. ящ. оставался до 1845 г., когда он б. переделан в плоский (фиг. 3), для посадки на него прислуги; 4-колесный же б. введен только в 1876 г. переделкою того же петровскаго и взятием его на оруд. передок (фиг. 4). На стреле задн. хода помещен ящик А для принадлежности. Однако, этот З. ящ. оказался тяжелым (ок. 160 пд. с посаженной прислугой), поэтому в след. же году б. введен новый железный З. ящ. обр. 77 г. (фиг. 5), продержавшийся до введения в 1900 г. скорострел. материал. части. Жел. короб задн. хода вдвое больше короба передка, одинаковаго с орудийным. Две откидныя дверцы задн. хода открываются - одна вперед, другая назад. Снаряды, вложенные в жел. клетки, вдвигаются в нижн. ярусы коробов, а заряды в жестян. футлярах и в кожан. сумах - в верхние. Соединение ходов шворневое; короба подрессорены каучуков. буферами. З. ящ. обр. 1900 г. для полев. скорострел. арт-рии (фиг. 6) имеет оба хода одинак. устройства и вместимости. Короба подрессорены, соединение ходов посредством подрессореннаго буфером шворня. Патроны в лотках вдвигаются в горизонт. гнезда коробов. Для горн. арт-рии З. ящ. д. допускать вьючку на спину лошади. Вьючный З. ящ. горн. арт-рии обр. 83 г. представляет (фиг. 7) плоский дерев. ящик, окованный железом и разделенный внутри гориз-ною и двумя вертикал. перегородками на 5 отделений. В 2 нижних помещаются в соответств. гнездах 6 снарядов, плотно прижимаемых нажимн. планками; в 2 крайних верхн. отд-ниях укладывается 6 зарядов в жестян. футлярах, а в среднее - принадлежность. Ящик закрывается обитою железом крышкою C, верхн. край к-рой с петлями прикрывается жел. углов. зонтом В. Два таких З. ящ. для похода пристегиваются скобами на крючки вьючн. седла по обе стороны лошади. Для скоростр. горн. арт-рии принимается колесно-вьючное передвижение в походе, поэтому вводятся колесные передки как для орудия, так и для перевозки вьючн. З. ящ., чтобы дать возм-сть совершать быстрые переходы на колесах по сравнит-но ровной местности и удоб. дорогам. На фиг. 8 представлен ящичный и орудийный передок 3-дм. горн. скоростр. пушки с 8 вьючн. З. ящ. для патронов, предложенный поруч. В. В. Тарновским. Жел. легк. рама, соединенная с двухколес. ходом, несет на себе 8 вертик. гнезд, в к-рыя вставляются 8 вьючно-патрон. ящиков с 5 патронами каждый. Такого же устройства и задн. ход с крюков. соединением. Запряжка четверочная в дышле с одним уносом. При переходе на вьюки под З. ящ. идет 12 лошадей: 8 для вьючно-патрон. ящиков и 4 для разборной материал. части обоих ходов колеснаго З. ящ. Подрессоривание коробов З. ящ. у нас впервые введено для ящиков обр. 77 г. Способы подрессор-ния см. Буфер. Соединение между собою перед. и задн. ходов З. ящ. было прежде также жестким, двух типов: шворневое или крюковое. В наст. время (у нас с 1889 г.) и это соединение делается упругим, для устранения резких толчков между ходами и на плечи упряжных лошадей, и имеется трех типов: 1) Шворневое подрессоренное соединение ходов З. ящ., принятое для скоростр. полев. арт-рии обр. 1900 г. (см. Буфер). Упругая установка шворня на раме передка увеличивает еще и незав-сть ходов и гибкость соединения; 2) Крюковое соединение состоит (фиг. 9) из крюка а, укрепленнаго проушиной в связи C и подрессореннаго снизу буфером b, а в проушине двумя буферами b1. Для удержания на крюке стрелы задн. хода З. ящ., в отверстие D крюка закладывается ключ с бородкою; 3) Шарнирно-крюковое соединение ходов (фиг. 10), принятое для З. ящ. обр. 89 г., состоит из шарнир. крюка AB с буферами C и D, помещеннаго в задн. угольнике передковой сницы, и бруса Е с кольцом, надетым на крюк над буфером D. Брус Е вставляется в скобы над сницами задн. хода ящика и удерживается засовом. Несмотря на большую гибкость, поворотливость и незав-сть ходов, шарнирно-крюк. соединение применяется реже шворневаго в виду затруд-ности быстр. перехода З. ящ. из поход. положения в боевое при этом сцепе. В наст. время в полев. арт-рии производится бронирование З. ящ. (обр. 1900 г.) листами из хромо-никел. стали, к-рая, при сравнит. своей легкости, пробивается руж. пулей лишь с самых близк. дистанций. Подроб. данныя о З. ящ. нашей полев. арт-рии собраны в прилагаемой таблице. (Нилус и Маркевич, Полн. курс арт-рии; Будаевский, Курс арт-рии; Нилус, Ист. материал. части арт-рии; И. Майдель, Описание материал. части 3-дм. полев. скоростр. пушки).

Образец.

Род орудия.

Материал короба.

Число возимых снарядов.

Вес ящика.

Сравнительный объем короба передка и зад-няго хода.

Способ укладки.

Число зар. ящиков на бат.

Соединение ходов.

Число лошадей на ящик.

Пустого.

Нагруженнаго.

С посажен. присл.

Снаряд.

Заряд.

   

пд.

пд.

пд.

   

Петровский

полев. пушки

Зарядный ящик

деревянный с двускатной крышей

54

-

-

-

Зарядный ящик

один короб на двухколесном ходу

Зарядный ящик

в гнездах

Зарядный ящик

в жестян. футлярах ("Шубах")

-

-

2

1805 г.

Зарядный ящик

12-фн. батарейная

54

-

55

-

23

-

2

6-фн. легкая

77

-

55

-

16

-

2

1845 г.

Зарядный ящик

12-фн. батарейная

деревян., плоский

54

-

55

65

24

-

3

6-фн. легкая

77

-

55

65

16

-

3

1876 г.

Зарядный ящик

9-фн. батарейная

деревян., четырехкол.

72

80

140

160

-

12

Зарядный ящик

шворное

6

4-фн. легкая

116

78

135

155

-

8

6

1877 г.

Зарядный ящик

4,2-дм. батарейная

Зарядный ящик

железный

54

73

122

142

Зарядный ящик

задн. ходъ=2 перед. ходам

Зарядный ящик

в клетках

Зарядный ящик

в жестян. футлярах и кожаных сумках

16

6

3,4-дм. легкая

85

73

124

144

12

6

1879 г.

3,4-дм. конная

55

62

98

-

задн. ход = перед. ходу

в жестян. футлярах и в клетках

12

6

1883 г.

2,5-дм. горная

дерев., оков. железом 1)

6

6

-

-

в гнездах

128

-

½2)

1883 г.

2,5-дм. конно-горн.

железный

30

21

39

-

-

в гнездах

12

шворнев.

2

1889 г.

Зарядный ящик

4,2-дм. батарейная

Зарядный ящик

деревянный

54

Зарядный ящик

48

117

120

Зарядный ящик

задн. ход = перед. ходу

Зарядный ящик

в клетках

Зарядный ящик

в жестян. футл. и в клетках

16

Зарядный ящик

шарнирно-крюковые

6

3,4-дм. легкая

85

12

6

1889 г.

6-дм. мортира

26

в лотках

в жестян. футл. и в гнездах

18

4

1900 г.

Зарядный ящик

3-дм. пешая

железный, брониров.

883)

60

118

133

Зарядный ящик

задн. ходъ= перед. ходу

Зарядный ящик

в лотках

16

Зарядный ящик

шворн. упруг.

6

3 дм. конная

723)

55

97

-

12

6

1909 г.4)

3-дм. горная

никелевая сталь

70 3)

17¼

61

-

в гнездах вьючно патроннаго ящика

8

крюковое

4

1) Вьючный; 2) по 2 ящика на вьюк; 3) унитарный патрон; 4) вьючно-колесный.

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг.2.

Фиг.2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

Фиг. 6.

Фиг. 7.

Фиг. 7.

Фиг. 8.

Фиг. 8.

Фиг. 9.

Фиг. 9.

Фиг. 10.

Фиг. 10.

В начало энциклопедии