Приглашаем посетить сайт
Зарядный ящик
ЗАРЯДНЫЙ ЯЩИК, арт. повозка для перевозки боев. припасов. До Петра В. у нас З. ящ. не было и боев. припасы перевозились на обывател. подводах. Петр В. ввел для полев. арт-рии т. наз. "скорострельный" З. ящ. (фиг. 1), состоящий из дерев. двухскат. короба на двухколес. ходе, разделеннаго на гнезда. На дно гнезд ставились снаряды стоймя, а поверх их укладывались лежмя заряды в картузах и в жестян. футлярах, выложенных изнутри овчиною и называвшихся "шубами". Для гаубиц и мортир введены тогда же 4-колес. бомбовые ящики (см. это слово). В Зап. Европе З. ящ. введены лишь во второй половине XVIII в. (см. Грибоваль). В 20-х гг. XIX в. Англия вводит у себя З. ящ. на двух ходах (фиг. 2) с передком, одинаковым с орудиным, с крюковым соединением ходов и с посадкою на ящик прислуги, т. ч. в подвижности, поворотливости и незав-сти ходов этот З. ящ. уже не уступал орудию. В остал. гос-твах быстро следуют примеру Англии. У нас же петровский тип З. ящ. оставался до 1845 г., когда он б. переделан в плоский (фиг. 3), для посадки на него прислуги; 4-колесный же б. введен только в 1876 г. переделкою того же петровскаго и взятием его на оруд. передок (фиг. 4). На стреле задн. хода помещен ящик А для принадлежности. Однако, этот З. ящ. оказался тяжелым (ок. 160 пд. с посаженной прислугой), поэтому в след. же году б. введен новый железный З. ящ. обр. 77 г. (фиг. 5), продержавшийся до введения в 1900 г. скорострел. материал. части. Жел. короб задн. хода вдвое больше короба передка, одинаковаго с орудийным. Две откидныя дверцы задн. хода открываются - одна вперед, другая назад. Снаряды, вложенные в жел. клетки, вдвигаются в нижн. ярусы коробов, а заряды в жестян. футлярах и в кожан. сумах - в верхние. Соединение ходов шворневое; короба подрессорены каучуков. буферами. З. ящ. обр. 1900 г. для полев. скорострел. арт-рии (фиг. 6) имеет оба хода одинак. устройства и вместимости. Короба подрессорены, соединение ходов посредством подрессореннаго буфером шворня. Патроны в лотках вдвигаются в горизонт. гнезда коробов. Для горн. арт-рии З. ящ. д. допускать вьючку на спину лошади. Вьючный З. ящ. горн. арт-рии обр. 83 г. представляет (фиг. 7) плоский дерев. ящик, окованный железом и разделенный внутри гориз-ною и двумя вертикал. перегородками на 5 отделений. В 2 нижних помещаются в соответств. гнездах 6 снарядов, плотно прижимаемых нажимн. планками; в 2 крайних верхн. отд-ниях укладывается 6 зарядов в жестян. футлярах, а в среднее - принадлежность. Ящик закрывается обитою железом крышкою C, верхн. край к-рой с петлями прикрывается жел. углов. зонтом В. Два таких З. ящ. для похода пристегиваются скобами на крючки вьючн. седла по обе стороны лошади. Для скоростр. горн. арт-рии принимается колесно-вьючное передвижение в походе, поэтому вводятся колесные передки как для орудия, так и для перевозки вьючн. З. ящ., чтобы дать возм-сть совершать быстрые переходы на колесах по сравнит-но ровной местности и удоб. дорогам. На фиг. 8 представлен ящичный и орудийный передок 3-дм. горн. скоростр. пушки с 8 вьючн. З. ящ. для патронов, предложенный поруч. В. В. Тарновским. Жел. легк. рама, соединенная с двухколес. ходом, несет на себе 8 вертик. гнезд, в к-рыя вставляются 8 вьючно-патрон. ящиков с 5 патронами каждый. Такого же устройства и задн. ход с крюков. соединением. Запряжка четверочная в дышле с одним уносом. При переходе на вьюки под З. ящ. идет 12 лошадей: 8 для вьючно-патрон. ящиков и 4 для разборной материал. части обоих ходов колеснаго З. ящ. Подрессоривание коробов З. ящ. у нас впервые введено для ящиков обр. 77 г. Способы подрессор-ния см. Буфер. Соединение между собою перед. и задн. ходов З. ящ. было прежде также жестким, двух типов: шворневое или крюковое. В наст. время (у нас с 1889 г.) и это соединение делается упругим, для устранения резких толчков между ходами и на плечи упряжных лошадей, и имеется трех типов: 1) Шворневое подрессоренное соединение ходов З. ящ., принятое для скоростр. полев. арт-рии обр. 1900 г. (см. Буфер). Упругая установка шворня на раме передка увеличивает еще и незав-сть ходов и гибкость соединения; 2) Крюковое соединение состоит (фиг. 9) из крюка а, укрепленнаго проушиной в связи C и подрессореннаго снизу буфером b, а в проушине двумя буферами b1. Для удержания на крюке стрелы задн. хода З. ящ., в отверстие D крюка закладывается ключ с бородкою; 3) Шарнирно-крюковое соединение ходов (фиг. 10), принятое для З. ящ. обр. 89 г., состоит из шарнир. крюка AB с буферами C и D, помещеннаго в задн. угольнике передковой сницы, и бруса Е с кольцом, надетым на крюк над буфером D. Брус Е вставляется в скобы над сницами задн. хода ящика и удерживается засовом. Несмотря на большую гибкость, поворотливость и незав-сть ходов, шарнирно-крюк. соединение применяется реже шворневаго в виду затруд-ности быстр. перехода З. ящ. из поход. положения в боевое при этом сцепе. В наст. время в полев. арт-рии производится бронирование З. ящ. (обр. 1900 г.) листами из хромо-никел. стали, к-рая, при сравнит. своей легкости, пробивается руж. пулей лишь с самых близк. дистанций. Подроб. данныя о З. ящ. нашей полев. арт-рии собраны в прилагаемой таблице. (Нилус и Маркевич, Полн. курс арт-рии; Будаевский, Курс арт-рии; Нилус, Ист. материал. части арт-рии; И. Майдель, Описание материал. части 3-дм. полев. скоростр. пушки).
Образец. |
Род орудия. |
Материал короба. |
Число возимых снарядов. |
Вес ящика. |
Сравнительный объем короба передка и зад-няго хода. |
Способ укладки. |
Число зар. ящиков на бат. |
Соединение ходов. |
Число лошадей на ящик. | ||||||||||
Пустого. |
Нагруженнаго. |
С посажен. присл. |
Снаряд. |
Заряд. | |||||||||||||||
пд. |
пд. |
пд. |
|||||||||||||||||
Петровский |
полев. пушки |
деревянный с двускатной крышей |
54 |
- |
- |
- |
один короб на двухколесном ходу |
в гнездах |
в жестян. футлярах ("Шубах") |
- |
- |
2 | |||||||
1805 г. |
12-фн. батарейная |
54 |
- |
55 |
- |
23 |
- |
2 | |||||||||||
6-фн. легкая |
77 |
- |
55 |
- |
16 |
- |
2 | ||||||||||||
1845 г. |
12-фн. батарейная |
деревян., плоский |
54 |
- |
55 |
65 |
24 |
- |
3 | ||||||||||
6-фн. легкая |
77 |
- |
55 |
65 |
16 |
- |
3 | ||||||||||||
1876 г. |
9-фн. батарейная |
деревян., четырехкол. |
72 |
80 |
140 |
160 |
- |
12 |
шворное |
6 | |||||||||
4-фн. легкая |
116 |
78 |
135 |
155 |
- |
8 |
6 | ||||||||||||
1877 г. |
4,2-дм. батарейная |
железный |
54 |
73 |
122 |
142 |
задн. ходъ=2 перед. ходам |
в клетках |
в жестян. футлярах и кожаных сумках |
16 |
6 | ||||||||
3,4-дм. легкая |
85 |
73 |
124 |
144 |
12 |
6 | |||||||||||||
1879 г. |
3,4-дм. конная |
55 |
62 |
98 |
- |
задн. ход = перед. ходу |
в жестян. футлярах и в клетках |
12 |
6 | ||||||||||
1883 г. |
2,5-дм. горная |
дерев., оков. железом 1) |
6 |
1¼ |
6 |
- |
- |
в гнездах |
128 |
- |
½2) | ||||||||
1883 г. |
2,5-дм. конно-горн. |
железный |
30 |
21 |
39 |
- |
- |
в гнездах |
12 |
шворнев. |
2 | ||||||||
1889 г. |
4,2-дм. батарейная |
деревянный |
54 |
48 |
117 |
120 |
задн. ход = перед. ходу |
в клетках |
в жестян. футл. и в клетках |
16 |
шарнирно-крюковые |
6 | |||||||
3,4-дм. легкая |
85 |
12 |
6 | ||||||||||||||||
1889 г. |
6-дм. мортира |
26 |
в лотках |
в жестян. футл. и в гнездах |
18 |
4 | |||||||||||||
1900 г. |
3-дм. пешая |
железный, брониров. |
883) |
60 |
118 |
133 |
задн. ходъ= перед. ходу |
в лотках |
16 |
шворн. упруг. |
6 | ||||||||
3 дм. конная |
723) |
55 |
97 |
- |
12 |
6 | |||||||||||||
1909 г.4) |
3-дм. горная |
никелевая сталь |
70 3) |
17¼ |
61 |
- |
в гнездах вьючно патроннаго ящика |
8 |
крюковое |
4 |
1) Вьючный; 2) по 2 ящика на вьюк; 3) унитарный патрон; 4) вьючно-колесный.
Фиг. 1.
Фиг.2.
Фиг. 3.
Фиг. 4.
Фиг. 5.
Фиг. 6.
Фиг. 7.
Фиг. 8.
Фиг. 9.
Фиг. 10.