Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Двигатели воздухоплавательные

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Двигатели воздухоплавательные

ДВИГАТЕЛИ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ. Для целей воздухоплавания применяются исключительно Д. внутр. горения или тепловые1 (см. это слово), питающиеся бензином. Процесс работы совершается в них в 4 такта или 4 хода поршня. По общим основаниям конструкции первые воздухоплав. Д. представляли возможно облегченные Д. автомобилей. Вместе с изучением условий работы выработался ряд спец. конструкции, при чем Д. аэростатов сохранили форму Д. автомобилей; Д. же аэропланные бывают и иных типов. Типы Д. Основной признак для классификации - расположение цилиндров, характеризующее Д. в отношении действующ. усилий. А.) Вертикальные Д. (автомоб. типа), устанавливаемые б. частью на аэр-тах (схема на фиг. 1). Сюда относятся: Баяр-Клеман (Bayard-Clément) на шарах Лебоди (в России на Лебеде и Кречете) и Клеман-Баяр, Панар и Левассор (Panhard et Levassor), с клапанами по обеим сторонам цилиндра; более легкий тип (ок. 50 л. с.) имеет клапаны, помещенные впускной внутри выпускного и приводимые общим стержнем от распределит. вала. Двигатели Даймлер, Аргус и Новаго автомоб. общества. Первые два строятся 4-цилиндровыми, последний с 4 и 6 цилиндрами. Даймлер устанавливается на аэр-тах Парсеваля, Аргус на аэропланах Авиата. Большая часть этих Д. имеет 4 цил-ра, но при этом требуется для равномерности хода маховик; более сложный 6-цилиндр. Д. м. строиться без маховика. Клапаны с одной или с двух сторон цил-ра, в нек-рых Д. - в голове цилиндра. Охлаждение водяное. Б) Д. с горизонт. противолежащими цилиндрами: Даррак (фиг. 2) и Эрликон, Ньюпор. Цель конструкции - уравновешение масс поступательно движущихся частей и тем самым увеличение плавности хода. Д. строятся 4-цилиндр-ми, с коленами вала под угл. в 180°. Впускные клапаны управляемые. Значит. горизонт. размеры Д. этого типа требуют соответств. места на аэроплане. В) Д. V-образные имеют по 8 цил-ров (фиг. 3, попереч. разрез), к-рые по 4 лежат в двух пл-стях, проходящих через ось гл. вала и образующих между собою уг. в 90°. Первый по времени из таких Д. - Антуанет. Более известны в наст. время: 1) Пин - с клапанами, помещенными один (впускной) внутри другого; 2) Рено - с воздуш. охлаждением вентилятором, продувающим воздух через кожух, в к-ром заключены цил-ры с ребрами. Впускной клапан в против-ность распростран. расположению находится под выпускным. Глав. вал делает 1.800 об. в мин., винт насаживается на распределит. вал, управляющий клапанами и делающий 900 об. в мин.; 3) E. N. V. - с водяным охлаждением (на аэр-те Дукс); то же Дион-Бутон. Г) Д. звездо- и веерообразные. Цель конструкции звездообраз. Д. - расположением цил-ров в одной плоскости и присоединением всех шатунов к одному колену вала уменьшить колебания Д. и получить почти пост. вращающее усилие, на к-рое и м. б. расчитаны части вала; при достаточ. числе цил-ров (5, 7) маховик не нужен (то же и в типе с 8 цилиндрами). Затруднения в смазке цил-ров, обращенных головами вниз (фиг. 4а, цил-ры IV и V), заставили нек-рых конструкторов повернуть эти цил-ры ок. гориз-ной оси на 180° и (фиг. 4а), поместить их в пл-сти, парал-ной пл-сти цил-ров I-iii, с присоединением шатунов к другому колену глав. вала, образующему с коленом цил-ров I-iii уг. в 180°. Число цил-ров нечетное, с целью получения, для равномерности вращения, одного и того же угла или одного и того же промежутка времени между воспламенениями в разл. цил-рах, следующими в таком порядке: III, V, II, IV. Д. Анзани с 3 и 5 звездообразно расположенными цил-рами, с самодействующими впускн. клапанами; шатуны присоединены к одному колену вала. Веерообразные Д. Анзани (3 и 6 цил.) и R. E. P. (5 и 7 цил-ров). Последний с клапанами, управляемыми одним стержнем для каждаго из глав. цил-ров (фиг. 5), приводимым в движение спец. диском на распределит. валу. Охлаждение воздушное или водяное. Д. с вращающимися цилиндрами Гном. Давление газов Ρ на поршень (фиг. 6), получающееся при воспламенении смеси и при расширении газов, м. б. разложено на Q и N (по правилу параллелограмма). Обык-но действие силы N, передаваемой настенки цил-ра, уничтожают укреплением его к раме Д. В Д. с вращающимися цил-рами укрепляют неподвижно вал с колпаком его АВ. и след. сила Q уничтожается сопр-лением опор вала, цил-ры же, вращаясь, м. доставлять работу под действием силы N. Цил-ры укрепляются звездообразно в нечет. числе на коробке вала, охватывающей своими втулками концы вала; к ним прикрепляется винт аэроплана. Цилиндры играют роль маховика и охлаждаются воздухом. Наиб. известный Д. с вращающимися цил-рами - Гном, применяемый в больш-ве (до 60-70%) аэропланов (фиг. 7-9). Смесь бензин. паров с воздухом проходит в нем через пустотелый вал в коробку его, а оттуда через автоматич. клапан в дне поршня во внутр-сть цилиндра. Число цил-ров в Д. для 50 и 70 сил - 7, в 100 и 140-сильных - 14; в послед. случае получается две звезды по 7 цил-ров в 2-х парал-ных плоскостях. К числу Д. с вращающимися цил-рами принадлежит Д. Россель-Пежо, Бюрля. - Основныя данныя воздухоплав. Д. Мощность Д.: для аэр-тов 100-120 л. с. (2-4 на аэр-те), для аэр-нов (самолетов) 100 л. с. Число цил-ров в Д. аэр-тов большею частью 4 (иногда 6) вертик. цил-ра, в Д. аэр-нов 4-8 различно расположенных цил-ров (см. далее типы Д.). Глав. размеры Д.: для 8-цилиндр. Д. в 50 л. с. диам. цил-ра и ход поршня в сред. ок. 100 мм., для Д. в 100 л. с. соответ-но 160-180 мм. Число оборотов: Д. аэр-нов 1.200-1.800; аэр-тов 900-1.200 в мин., сред. ск-сть поршня 5-8 мтр. в сек. Материал (в Д. аэр-нов): цил-ров - сталь, поршней - сталь или чугун, вал и передаточ. части - спец. сорта стали (хромониккелевая), коробка вала - аллюминий, карбюратор и рубашки цил-ров - медь или аллюминий, то же для трубопроводов. Для Д. аэр-тов: для цил-ров - б. частью чугун, рубашки цил-ров - б. частью одно целое с последними, карбюраторы обык-но латунные, трубопроводы для воды медные. Вес Д.: собственно Д. для аэр-тов 3-5 клг., для аэр-нов 1,5-4 клг. на 1 л. с; со всеми частями и запасами в след. таблице (примерно):

 

Мощность лош. с.

100

50

Вес собственно Д.

200-350

клг

75-150

клг.

      "    охладителя

40-75

"

15-25

"

      "    воды

40-75

"

15-25

"

      "    бензина на 5 час.

-

 

75

"

      "        "          "    10    "

250-300

"

-

 

      "    масла    "    10    "

30

"

7,5

"

      "    бензин. резервуара

25-30

"

7,5

"

      "    маслянаго резервуара

6

"

1,5

"

Итого

591-860

клг.

196,5-281,5

клг.

На 1 лош. силу.

       

Вес Д. с частями

2,8-5,0

клг.

2,0-4,0

клг.

      "    "    " запасами

5,9-8,7

"

3,9-5,6

"

Горюч. материал - бензин с уд. вес. 0,68-0,70. Карбюрация (насыщение воздуха бензин. парами) - пульверизацией, иногда с автоматич. регулированием постоянства состава смеси, редко насосами. Расход горючаго на л. с.-час 0,25-0,4 клг. Газораспределение - двумя клапанами для впуска и выпуска, оба б. частью управляемые (самодействующие впускные в Д. Гном, Анзани). Воспламенение - магнето. Охлаждение в более легких Д. воздушное, в остальных - водяное, последнее более надежно и правильно. Почти все наиболее известные воздухоплавательные Д. строятся во Франции, нек-рые двигатели для аэр-тов - в Германии. В России постройка Д. только начинается.

Двигатели.

Тип.

Мощность л. с.

Число ци- линдров.

Диам. ци- линдра мм.

Ход поршня мм.

Число оборот. в мин.

Вес клг.

Воздухоплав. аппараты.

Панар и

Левассор.

верт.

120

4

185

200

1.100

445

Лебедь.

Даймлер

"

100

4

175

150

1.100

460

Парсеваль.

Аргусь

"

75

4

165

170

800

370

 

Даррал

приз.

50

4

120

140

1.200

175

 

Рено

V

70

8

90

120

1.800

160

Брегэ, М. Фарман

E.n.V.

"

60

8

105

110

1.100

130

 

Анзани

звезд.

50

5

100

130

1.300

75

Блерио.

R.e.P.

вращ.

60

5

110

160

1.200

150

 

Гном

вращ.

50

7

110

120

1.200

70

Блерио, А. Фарман

"

"

10

14

"

"

"

13

Ньюпор,

Брегэ,

Допердюссен,

А. Фарман.

Требования к воздухоплав. Д. (см. испытания Д.) - надежность, работа в течение изв. времени, простота упр-ния, равномерность, возможно меньше колебаний и сотрясений, малый вес на л. с., наиб. совершенное наполнение цилиндра смесью, клапаны и трубопроводы большаго сечения, лучшие материалы, наиб. точная обработка частей и устранение лишн. частей-кожухов и др., изв. расположение частей цилиндров (см. выше звездообразные Д.) с целью получения относ-но меньших сред. усилий в частях вала, увеличение числа оборотов, применение воздуш. охлаждения, малый расход горючаго и смазки. Испытания воздухоплав. Д.: а) общия - полезная мощность в л. с., число оборотов, расход горючаго и смазки.; б) специальныя - конструкция в отношении удобства помещения на данном аэр-не и удобства ухода и упр-ния, на продолжит. работу (Д. аэр-тов - до 10 час. аэр-нов - 3-5 час. последние безусловно без остановки), равномерность вращения - коэф-т не менее 1/70, вес на л. с. собственно Д. и Д. со вспомогат. частями и запасами на изв. время работы, работа при наклоне к горизонту до 15° в течение 5-10 мин., работа в действит. условиях установки. (С. Балдин, Воздухоплав. двигатели; Vorreiter, Motoren für Luftschiffe u. Flugapparate, 1910; André, Moteurs d’aviation; Lumet, Moteurs d’aviation; Martinot-Lagarde, Les Moteurs d’aviation, "Revue "du génie militaire" 1911, №№ 8 и 9. Статьи в "Воздухоплавателе", "Вестнике воздухоплавания", "Технике воздухоплавания", "Encyclopédie d’aviation", "Aérophile", "Der Motorwagen", "Zeitschrift für Luftschiffahrt", "La vie automobile", "L’aviatore italiano" и др.).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6. Обозначение к чертежу мотора в 50 сил "Гном". C - карбюратор. P - масляная помпочка. M - магнето. FF - провода зажигания. D - распределитель тока. Q - поршень. R - шариковые подшипники вала. V - коробка с распределительн. кулачками. S - автоматический впускной клапан. H - выпускной клапан. T - главный шатун. G - остальные шатуны, соединенные с главным. O - шариковые подшипники главнаго шатуна. U - трубки для контроля смазки.

Фиг. 6. Обозначение к чертежу мотора в 50 сил Гном. C - карбюратор. P - масляная помпочка. M - магнето. FF - провода зажигания. D - распределитель тока. Q - поршень. R - шариковые подшипники вала. V - коробка с распределительн. кулачками. S - автоматический впускной клапан. H - выпускной клапан. T - главный шатун. G - остальные шатуны, соединенные с главным. O - шариковые подшипники главнаго шатуна. U - трубки для контроля смазки

Обозначение к чертежу мотора в 50 сил "Гном". C - карбюратор. P - масляная помпочка. M - магнето. FF - провода зажигания. D - распределитель тока. Q - поршень. R - шариковые подшипники вала. V - коробка с распределительн. кулачками. S - автоматический впускной клапан. H - выпускной клапан. T - главный шатун. G - остальные шатуны, соединенные с главным. O - шариковые подшипники главнаго шатуна. U - трубки для контроля смазки. Фиг. 7.

Обозначение к чертежу мотора в 50 сил Гном. C - карбюратор. P - масляная помпочка. M - магнето. FF - провода зажигания. D - распределитель тока. Q - поршень. R - шариковые подшипники вала. V - коробка с распределительн. кулачками. S - автоматический впускной клапан. H - выпускной клапан. T - главный шатун. G - остальные шатуны, соединенные с главным. O - шариковые подшипники главнаго шатуна. U - трубки для контроля смазки. Фиг. 7

14 цилиндровый 100-сильный "Гном". Фиг. 8.

14 цилиндровый 100-сильный Гном. Фиг. 8

Фиг. 9.

Фиг. 9.

В начало энциклопедии