Приглашаем посетить сайт
Грузы военных судов
ГРУЗЫ воен. судов разделяются на постоянные, расходные и временные. Уже при проект-нии к-бля приходится считаться с тем, чтобы общ. вес всех его Г. не превосходил предполагаемаго водоизмещения (см. это слово); однако, воен. к-бль настолько слож. сооружение, что его водоизмещения обык-но не хватает на выполнение всех требований, и строителю приходится идти на компромиссы. Ради экономии в весе размеры элементов к-бля назначаются наименьшие, допускаемые расчетом на прочность; по той же причине в воен. судостроении приходится, значительно увеличивая стоимость сооружения, брать материал для постройки наивысшаго качества. Постоянные Г.: корпус, т.-е. кузов судна, дельныя вещи, внутреннее устройство, арт. и мин. вооружение, броня, механизмы и котлы. Для существующих типов судов распределение этих Г. не выходит из нек-рых пределов, установившихся практически, в зависимости от рода и назначения корабля:
ТИП. |
Корпус со снабжением. |
Артиллерия и мины. |
Бронирование. |
Механизмы и котлы. |
Топливо. | ||||
Общий вес в %% от водоизмещения. | |||||||||
Броненосцы до 1904 г. |
40-60 |
10 и более |
25-30 |
10-15 |
6-8 | ||||
Крейсера броненосные |
6-8 |
20-25 |
15-20 |
10-12 | |||||
" бронепалубные |
10-20 |
и даже 14 | |||||||
Миноносцы |
31/2-6 |
0-10 |
35-45 и даже 65 |
6-18 | |||||
Дредноуты. |
34 |
181/2 |
301/2 |
121/2 |
41/2 |
Расходные Г.: топливо и вода, арт. запасы, провизия, материалы для смазки и обтирки и пр. Временные Г.: пассажиры с багажом, перевозимыя войска с аммуницией, оружием, лошадьми и проч., принимаемая в виде балласта вода, разные Г., перевозимые распоряжением начальства. Прибавка и сбавка расходных и временных Г. влияют на осадку корабля и на его мореходныя качества. Для кажд. судна имеется предел. Г., к-рый он м. принять безопасно; ком-ру при приеме значит. Г. приходится расчитывать его допустимост в зав-сти от веса, рода и расположения относ-но общ. ц. тяж. корабля. В рус-яп. войну наблюдались случаи опасной перегрузки к-блей (см. Цусимский бой1). Относ-но судов. Г. надо заметить, что увеличение веса какого-либо элемента к-бля на P тн. требует для сохранения качеств к-бля увеличения водоизм-ния не на P тн., а раза в 2-3 и даже до 6-8 раз более; поэтому, суда больш. водоизмещения обык-но выходят выгоднее однотипных с ними судов меньшей величины. При постройке к-бля веса всех Г. контролируются путем фактич. взвешивания каждой поступающей на судно части и регистрации получаемых при этом весов. данных с целью выяснить, в каких элементах получается излишек (перегрузка) против проекта, и своевр-но принять меры для компенсации его уменьшением веса другой части корабля, если представляется к тому возможность. Условие ограничения суммы Г. к-бля его водоизмещением знач-но усложняет вопрос проектирования сравнительно с разработкою проектов других инженерных сооружений, где вес имеет лишь второстепенное значение. Обыкновенно, составляя проект к-бля, пользуются методом последовательнаго приближения, т.-е., определив вначале веса Г. в процентном отношении приблизительно по подходящему существующему к-блю, проверяют затем каждый частный Г. подсчетом по эскизным чертежам судна; если при этом окажется невозможным обойтись для данной статьи (напр., корпуса, брони и пр.) ассигнованным на нее весом, то меняют эскизы в известном направлении и производят новую перетасовку Г., увеличивая одни и уменьшая соответственно другие; затем каждая статья Г. проверяется вновь по эскизам и т. д. Почти все Г. судна зависят друг от друга, и зависимость эта весьма сложная.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был