Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Астафьев, Александр Иванович

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Астафьев, Александр Иванович

АСТАФЬЕВ, Александр Иванович, военный писатель; род. в 1816 г., сконч. в 1863 г. По окончании в 1835 г. 1-го Моск. к. к., А. был выпущен в 8-ю артил. бриг., из которой через несколько лет поступил в Имп. воен. академию. В 1842 г., по окончании курса академии служил по генеральному штабу, и с 1854 г. по 1863 г. занимал скромную должность "штаб-офицера для начальствовавания над образуемыми в Николаевской академии генеральнаго штаба офицерами". 7 апр. 1863 г. А. был произведен в ген.-м. с увольнением за болезнью от службы и вскоре по увольнении умер. В 1856 г. появился главный труд А. "О современном военном искусстве", произведший сильное впечатление: в рецензиях о нем указывалось, что в сочинении сгруппированы "светлыя и возвышенныя мысли о военном искусстве", что "первый том сочин. полк. Астафьева есть одно из самых замечательнейших когда-либо появлявшихся произведений ума, познаний, глубоких размышлений, резкой откровенности, необходимой, чтобы назвать черное черным, белое белым, скромности и желания пользы"... и т. п. Впрочем, были и противоположные отзывы и даже издевательства над автором, которому приходилось расплачиваться и за допущенныя типографией ошибки, и за выхваченныя отдельныя выражения и фразы, поддающияся хлесткому толкованию... Посвящая свой труд русской армии, А., вопреки установившимся академическим понятиям, в 1856 г. назвал "именами великих полководцев" - Дмитрия Донского, Петра Великаго, Румянцева, Суворова... Изследуя исторически начала военнаго искусства, А. приходит к заключению, что "пора перестать подражать действиям Наполеона, несообразным с условиями нашего времени", т. к. новые факторы войны (огнестрельное оружие с нарезными стволами, огромность способов и средств противников и т. д.) "должны повлечь большую реформу в военном искусстве" В 1861 г. он издал 2-ю часть своего изследования "О современном военном искусстве, которую невозможно было "по независящим от него причинам выпустить в свет ранее". В этой части "получили большее развитие истины, изложенныя сжато в первой". На этот раз А. посвятил свой труд русскому флоту, высказав, между прочим, следующее: "ежели могущество и слава нашего отечества много зависела от участия флота, то с большею уверенностью можно сказать, что ныне (т. е. с 1860 г.) тесное соединение флота с сухопутными войсками, для достижения успеха на войне, необходимо и вытекает из современных обстоятельств". Конечно, новаторство А. могло многим не понравиться, т. к. он совершенно разошелся с академическими доктринами, заявив даже печатно своему сотоварищу по академии, известному проф. тактики А. П. Карцеву, следующее: "Странно, что, черпая сведения из одного и того же источника, в одно и то же время, мы сделались антагонистами относительно всех предметов военнаго искусства, начиная от подметки солдата до высших стратегических соображений". Разсматривая армию, как живой организм, А. с научной точки зрения изследует его атомы и элементы и "скелет идеальной армии", для которой "наука из сопряжения всех открытий, изобретений, вводимых в современный образ действий, создает правила и подготовляет реформу", т. к. "всякому действию, всякой перемене предшествуеть мысль". У А., в его идеальной армии, уже в 1861 г. - одежда защитнаго цвета и отличается необыкновенной простотой, а вес снаряжения пехоты всего 35 фнт.; пехотинец - образован, боевого вида, "умеет видеть (неприятеля), не будучи видим, и поражать (его), не будучи поражаем" и т. д.; кавалерист - "представляет одно существо с лошадью, или центавр, он ловок, гибок, поворотлив, умеет вольтижировать, джигитовать, фехтовать, в совершенстве владеет ружьем, метко стреляет не только пеший, но и с лошади" и т. д.; кавалерия - несет аванпостую службу, делает разъезды и разведывает (все это было тогда обязанностью казаков); артиллерия вооружена орудиями последней системы и производит всегда верный выстрел и т. д.; генеральный штаб "имеет назначение составлять собою пять чувств полководца", а полководец, если не всеобъемлющий гений, то человек с универсальным образованием, с истинно здравым и практическим взглядом на вещи и владеющий армией с искусством. Прочие труды А. заключались в изследованиях, имевших связь с сочинением "О современном военном искусстве", а именно: 1) "Источники политической экономии и государственнаго хозяйства" (1861 г.); 2) "Полевая служба войск" (1861 г.); 3) "Критическое изследование современной системы финансов в западных государствах" (1863 г.); 4) "Что такое военное хозяйство". Затем, перу А. принадлежит "Ответ на рецензию "Военнаго Сборника" о современном воен. искусстве" (1862 г.) и статья: "Воспоминания о Суворове" (1856 г.). Суворова А. почитал выше Наполеона, а в воспоминаниях называет перваго - "самобытным и великим" и "загадкою, которую разгадает только тот, кто разгадает Русь и ознакомится с могучим духом русским". Во всех трудах А. наблюдается поразительная начитанность, основательное изучение трактуемых вопросов, скромность в оценке своей учености и своего авторитета, неуклонное стремление быть полезным армии и флоту и послужить патриотически отечеству. Если мечты А. о создании идеальной армии и не вполне осуществились, то все-таки многия мысли, опередившия "дух времени" на десятки лет, продолжают осуществляться. (Венгеров, Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, Спб., 1889 г. т. I, стр. 837 и след.; Глиноецкий, Исторический очерк Николаевской академии генеральнаго штаба. Спб., 1882 г., - см. списки, стр. 51 и 14; Венгеров, Русския книги с биографическими данными об авторах. Спб., 1897 г., т. I, стр. 435; Критические отзывы о сочинении - "Северная Пчела" 1857 г., № 267, "Сын Отечества" 1856 г., № 1, "Отечественныя Записки" - февраль 1857 г., "Московския Ведомости" 1857 г., № 48, "Морской Сборник" - май 1861 г., "Северная Пчела" 1858 г., № 62, и др.).

В начало энциклопедии