Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Галера

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Галера

ГАЛЕРА, тип воен. судна, появившийся ок. VII в. после Р. Х. Г. имела один ряд весел, форштевень ея б. вооружен длин. надвод. тараном, благодаря к-рому она имела нек-рое сходство с рыбой меч, от греч. названия к-рой и получила свое наименование. Г. строились дл. 130-160 фт. (с тараном), при шир. 15-25 фт., имели палубу в виде свода, спускавшагося к бортам, у к-рых высота его над килем была всего ок. 1 фт. Пространство над палубой б. разделено попереч. перегородками на неск. отделений, предназначенных под каюты и для хранения боев. и провизион. запасов. Вдоль судна, по его диаметр. пл-сти, устраивался помост, возвышавшийся над вершиной палуб. свода фута на два и служивший для сообщения носа с кормой; оконечности Г. б. покрыты площадками во всю ширину ея; помост этот назывался куршеей. Над кормовой площадкой строилась трельяжная беседка, и в ней, на возвышении, ставилось кресло для капитана. От куршеи к бортам шли банки для гребцов; вдоль верхн. части борта, возвышавшагося над водой на 3-4 фт., в нек-ром от него разстоянии протягивался брус, в к-ром делались уключины. Вдоль бортов над гребцами устраивался помост-крыша, а с боков пространство между этой крышей и брусом с уключинами обшивалось досками, оставляя лишь порта для весел; все это устройство носило название постицы. Глав. двигателем были весла, числом 50-120. До конца XVI в. весла делались небольшими, ок. 20 фт. дл., на одного человека; неск. весел выдвигалось в один порт, гребцы их сидели на одной банке, к-рая для этого ставилась наклонно к диаметр. плоскости. Такия Г. назывались Г.-зензилями, самыми употребительными из них были трехрядныя, т.-е. имевшия по три гребца на банке. Впоследствии длину весел увеличили до 30-45 фт., и число их было уменьшено; на каждом весле сидело 5-7 ч. Между банками, внизу, имелись спец. брусья для упора ног; по бортам устраивались рундуки, на к-рых команда спала и отдыхала. Сред. ск-сть под веслами б. ок. 7 узлов. К XVI в. за кормой начали подвешивать руль. Г. могли ходить и под парусами, для чего имели две или три мачты с. треуг. или четырехуг. парусом. Глав. оружием Г. до середины XIV в. был таран; кроме того, на носовой площадке устанавливались метат. машины, а на постицах - арбалеты, метавшие камни и горшки с зажигат. составами. В XIV в. в вооружении Г. появляются пушки, к-рыя, однако, только к XVI в. входят во всеобщее употребление, вытесняя собой таран, превратившийся в носовое украшение. Первая носившая арт-рию Г. имела на носу одну бомбарду и около нея неск. мелк. орудий; позднее на носу стали устанавливать большую куршейную пушку, по бокам ея 2-4 кулеврины, на постицах - фальконеты, камнеметы и небол. орудия. Г. окрашивались в яркие цвета - красный, синий и т. п.; адмиральския Г.-реалы обык-но красились в белый цвет. Паруса, флаги и вымпела нередко делали из зол. и цветн. тканей, нашивали на них гербы владельцев, капитанов, изображения святых, надписывали стихи молитв или заклинания. Особым шиком считалось иметь флаги и вымпела настолько длинные, чтобы концы их тащилясь по воде такими же длинными д. б. быть концы богат. тканей, покрывавших трельяжную беседку на корме. Наиб. многочисл. часть экипажа составляли гребцы, носившие в Средиз. море название шиурмы. Состав их набирался из каторжников, невольников и в-пленных, ноги к-рых приковывали к упорн. брусьям. Гребля представляла собой очень тяж. труд (каторга - далматинское название Г., перешедшее и к нам одновр-но с этого типа судами), продолжавшийся иногда по 10-12 час. без отдыха; если кто из гребцов запаздывал занести в такт весло, то получал удар по голове веслом след. за ним гребца, да и плеть, подкомита (см. ниже) не замедляла прогуливаться по его спине. Для предотвращения разстройства гребли от утомления и голода, подкомиты совали гребцам в рот куски хлеба, смоченнаго в вине. Если кто из них падал от потери сил, то ряд ударов плетью заставлял несчастнаго снова вскакивать и приниматься за работу или оконч-но лишал его сознания, и тогда безчувств. тело выкидывали за борт. Во время сражения гребцам, занятым той же механич. работой, запрещалось воодушевляться или стонать от боли; висевший на шее у каждаго кусок пробки вставлялся в рот и д. б. заглушать всякий крик. Победа или поражение для шиурмы были безразличны: совершенно одинаково было, для кого грести; "если ты не позволишь себя покорно убить в сражении, то тебя все равно убьет комит", - разсуждала шиурма. Вся шиурма гребла только во время сражений и маневров, а в остал. время - одна или две трети гребцов. Для поддержания такта во время гребли из шиурмы выбиралось чел. восемь музыкантов, положение к-рых было неск. легче. Для управления парусами состояли матросы, исключ-но вольнонаемные. Непосред. нач-ком всей команды был комит (аргузин, альгвазил), исполнявший вместе с тем обяз-сти палача; в помощь ему давались подкомиты. Для всех вообще работ существовали расписания, в к-рых указывалось, кто какую должен выполнить работу. Воен. часть экипажа составляли сухоп. солдаты, непосред-но подчиненные капитану, к-раго выбирали чаще всего из аристократ. семей и в помощь к-рому назначали рыцарей.

Чертеж галеры.

Чертеж галеры.

Галера

Корма адмиральской галеры.

Корма адмиральской галеры.

Галера

Галера

Галера

В начало энциклопедии