Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Вибрация корпуса корабля

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Вибрация корпуса корабля

ВИБРАЦИЯ КОРПУСА КОРАБЛЯ, происходит от действия периодич. сил, истекающих от сил инерции движущ. частей машин или от действия винтов. При движении поршня, штока и шатуна вниз центр тяжести машины стремится опуститься; когда поршень поднимается вверх, происходит обратное явление; т. обр., машина будет испытывать ряд правильн. колебаний, согласно числу оборотов вала. Если основание цилиндра укреплено, реакция этого основания обезпечит машине неподвижность, но точки укрепления будут подвержены ряду перемен. усилий; в частности, если основание машины прикреплено к к-су судна, могущему колебаться, то этот последний будет вибрировать, и, когда ход машины будет таков, что число оборотов в дан. время будет составлять целое или дробное число от числа колебаний к-са, разсматриваемаго как выбрирующая пластинка, амплитуда колебаний м. сделаться значительной. Весь к-с, от носа до кормы, начнет тогда колебаться с последовательными узлами и пучностями; эти колебания будут действовать разрушающим образом на связи судна и машину. Наряду с движением машины второстепенными причинами В. служат: отбрасывание воды от винта на к-с, удары волн и пр. Для судов, имеющих постоянную скорость, каковы, напр., быстрох. почт. пароходы, можно вычислить приблизит. продолжит-сть В., чтобы избежать синхронизма колебаний к-са с числом оборотов машины при этой скорости. Но на боев. судах, у к-рыхь ск-сть хода постоянно меняется, необходимо локализировать В. при разных ск-стях, чтобы судно было менее чувствительно к ней. Для этого можно изменить число оборотов винта или укрепить к-с так, чтобы изменить его периоды колебаний, но этими мерами уменьшается возможная утилизация двигателя или безполезно загружается судно. Понятно, что на В. влияет положение машины в к-се судна по отношению к узлам и пучностям судна, разсматриваемаго, как вибрирующая пластинка. На четырех одинаковых крейсерах, построенных на верфях Эльсвик в Англии: Piémonte, 25-de Mayo, 9-de-Julio и Joshino, достигли значит. уменьшения В. к-са, неск. изменяя положение машин, и почти уничтожили В. на Joshino. К сожалению, невозможно точно предвидеть положение узлов и пучностей в судне, что зависит от мног. причин, как, напр., от продольн. распределения грузов, действия винтов, формы носа и кормы и т. п. Кроме того, строитель не свободен в выборе места для гл. механизмов. Легче уничтожить самую причину колебаний к-са, уравновешивая движущия части машин при средних или заданных ск-стях хода. Когда машина имеет неск. цилиндров, промежутки между движущими моментами, наиб. и наименьшим, заметно уменьшаются, и движение делается более равномерным; тоже относится и до двигателя, имеющаго большое махов. колесо. Паровыя турбины не дают В., т. к. в них нет частей с переменным движением; но и при них нельзя избежать колебаний, происходящих от действия винтов, в особ-сти, когда приходится передавать силу до 10 т. пар. лош. и более на каждый вал. Форма дейдвудов судна с турбин. двигателем также имеет больш. значение для В. кормы. Вообще, м. сказать, что недостат. крепость к-са и эластичность машин. фундаментов оказывают гл. влияние на амплитуду В. к-са. На легк. судах, где нельзя дать фундаментам достат. крепость, достигают хороших результатов соединением цилиндров машины с верхн. палубой при помощи соответствующих связей, как это делает франц. заводчик Норман на мин-цах. Уравновешивание самих машин достигается возможно симметричным расположением движущихся частей и укр-нием особых противовесов на мотылях. Для того, чтобы уравновесить продольный момент качаний, полезно помещать машины в средн. части судна. Важно следить за тем, чтобы вращение машин было по возможности регулярное, т. к. быстрыя изменения в ск-сти увеличивают силы инерции машины, а след-но и В. от винтов. Наконец, полезно ставить 4-лопастные винты средняго вала и давать кривизну лопастям извне внутрь, для более правильн. действия воды. Чтобы иметь фактич. основания для приблизит. соображений при проект-нии судов, необходимо определить тщат. наблюдениями степень распространения колебат. двнжения в к-се судна при помощи приборов, аналогичных по идее устройства с приборами, служащими для записи колебаний, каковы: кренометры, сейсмограф и др. Если, например, подвесить в палубе судна на эластич. нити нек-рый груз такого веса, чтобы период свободных его колебаний б. велик по сравнению с периодом колебаний точки его привеса в судне, то запись колебаний легко можно будет производить, снабдив груз пишущим штифтом, перед к-рым устанавливается барабан, вращаемый часовым механизмом. Более компактным и усовершенствованнымь прибором для записи В. является паллограф Шлика. Кривыя колебаний или паллограммы, снятыя для разл. судов и при разл. условиях их плавания, дают возм-сть изучить В. при разл. числах оборотов машины, находя то критическое их число, к-рое необходимо знать при проектировании судов и машин одинаковых типов. На прил. таблице изображены паллограммы герм. крейсеров Kaiserin Augusta, Vineta, Hansa и мин-ца № 42. Верх. кривая на всех паллограммах показывает вертик. В., нижняя - гориз-ныя, средняя - время в сек. (А. Н. Крылов, Лекции о В. судов, читан. на на кораблестр. отд. Спб. политехнич. инст. в 1907 г.; W. Melville, The Vibration of ships, в журн. "Engineering" 1903; Его же, The Theoretical and practical Methods of Balancing Marine Engines, 1901, M. Lelong, Étude sur les Vibrations des navires, в "Bulletin de l’Association Technique Maritime" 1904; G. Berling, Vergleichsmessungen der Schiffsschwingungen Auf den Kreuzern Hansa und Vineta, 1901).

Паллограммы германских крейсеров.

Фиг. 1.

Крейсер "Kaiserin Augusta", 3 винта, 102 оборота.

Паллограммы германских крейсеров.Фиг. 1.Крейсер Kaiserin Augusta , 3 винта, 102 оборота

Фиг. 2.

Крейсер "Kaiserin Augusta", 2 винта, 105 оборота.

Фиг. 2.Крейсер Kaiserin Augusta , 2 винта, 105 оборота

Фиг. 3.

Крейсер "Kaiserin Augusta", 1 винт, 114 оборотов.

Фиг. 3.Крейсер Kaiserin Augusta , 1 винт, 114 оборотов

Фиг. 4.

Крейсер "Vineta", 3 винта, 136 оборотов.

Фиг. 4.Крейсер Vineta , 3 винта, 136 оборотов

Фиг. 5

Крейсер "Hansa", 2 винта, 140 оборотов.

Фиг. 5Крейсер Hansa , 2 винта, 140 оборотов

Фиг. 6.

Миноносец S. 42, 235 оборотов.

Фиг. 6.Миноносец S. 42, 235 оборотов.

Фиг. 7.

Миноносец S. 42, 250 оборотов.

Верхния кривыя на всех фигурах показывают вертикальныя вибрации, нижния - горизонтальныя; средния кривыя - время в секундах.

Фиг. 7.Миноносец S. 42, 250 оборотов.Верхния кривыя на всех фигурах показывают вертикальныя вибрации, нижния - горизонтальныя; средния кривыя - время в секундах.

В начало энциклопедии