Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Вентиляторы

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Вентиляторы

ВЕНТИЛЯТОРЫ, подразделяются на винтовые, центробежные (или лопастные), поршневые и компрессоры. В наст. время применяются почти исключ-но первые два: а) Винтовой В. состоит из насаженной на горизонт. ось a крылатки, лопасти b к-рой наклонены к нормальной оси пл-сти под уг. 30-40°. При быстром вращении оси захватываемый наклон. лопастями воздух перемещается преимущ-но парал-но оси В., при чем радиальное течение воздуха устраняется кольцевым кожухом c, к которому прикрепляются подшипники оси и к-рый служит также рамой для установки прибора на месте. Эти В. мало изменяют давление воздуха; даваемый ими напор обык-но не более 6-20 мм. вод. столба и лишь в некоторых типах до 50-60 мм. (В. Rateau), но зато, благодаря большой, по отношению к диам. кольца, площади отверстий между крыльями, обладают значит. "пропускною способностью", т.-е., работая без сопротивлений движ. воздуха, перемещают в ед. времени значит. большие объемы его, чем центробежные В.; кроме того, они вообще малошум-нее, почему и предпочитаются в жилых зданиях. Для вент-ции шахт и мин. галлерей винтовые В., за исключением В. Rateau, мало пригодны, как не дающие необходимаго напора. Конструкции разл. систем их мало разнятся друг от друга и вообще немногочисленны. Крылья делаются: плоскими, изогнутыми или отчасти ковшеобразными. Число крыльев различно; в старых конструкциях оно невелико, в новых больше, ради уменьшения числа оборотов колеса в мин. От формы крыльев зависят: напр-ние возд. струй и сопр-ления, встречаемыя ими, а след-но и полез. действие В. Иногда винт. В. снабжается, вместо наглухо прикреплен. к оси поставленными на винтах крыльями, для изменения угла их наклона и пропускаемаго объема воздуха. Обык-но для приведения в действие В. применяются отдельно стоящие двигатели с ремен. передачей на ступенчатых шкивах для регулировки числа оборотов крылатки В. В нек-рых случаях можно пользоваться В. с электрич. "водо- и паро-турбинными моторами", насаженными непосредственно на ось В. Чаще всего применяются винт. В. следующих фирм: G. Schile & C° (Frankfurt a M.), Bleckman (London), Sirocco-Propeller (Berlin - London), Rateau (St.-Etienne, Loire). Касающияся их данныя см. в справочниках. Винт. В. выбираются обык-но диаметром от 0,2 до 3 мтр., с пропускной способностью от 5 до 6 т. кб. мтр. в мин.; они расходуют от 0,02 до 80 л. с. Механич. коэффициент полез. действия их очень невелик: 0,2-0,3 и только для В. Rateau доходить до 0,6. б) Центробежный В. представляет собою турбину из насаженных на гориз. ось плоских или изогнутых лопастей a, пл-сти или элементы пл-стей коих совпадают с осью или парал-ны ей. Такая турбина при посредстве ремен., зубч. или фрикцион. передачи, или непосред-но помощью насаженнаго на ея ось электродвигателя или турбин. же паров. или вод. мотора, приводится в быстрое вращ. движение внутри улиткообразной формы кожуха b, заканчивающагося раструбом (диффузором) c, к-рый служит для постепен. уменьшения ск-сти течения воздуха перед выходом его в вентил. помещение или в нагнетат. рукав. Боковыя, перпенд-ныя к оси прибора, стенки d кожуха располагаются как можно ближе к краям лопастей турбины и снабжаются концентрич. с осью отверстиями e, чрез к-рыя засасывается в В. воздух извне или из вытяжного рукава. Иногда это отверстие устраивается только с одной стороны. Засасываемый В. воздух, попадая в пространство между лопастями турбины, под действием центроб. силы, выбрасывается с больш. ск-стью в кольц. пространство кожуха, где знач. часть ск-сти теряется, преобразуясь в давление, почему воздух, в зависимости от формы крыльев турбины, ея диам. и числа оборотов в мин., образует в выходном отверстии поток определ. давления и ск-сти. Относит. давление будет тем больше, чем меньше ск-сть движения. Соотв-щий данному В. теоретич. напор, отвечающий случаю полной потери приобретенной воздухом ск-сти в кожухе, м. б. выражен в мм. вод. столба, формулой h=v(u²/g), где v - вес 1 кб. мтр. газа, u - ск-сть вращения на периферии колеса турбины и g=9,81 мтр. - ускорение силы тяжести. Действительно развиваемое В. давление всегда менее и равно h′ мм., при чем отношение k =h/h′ называют "манометрич. коэф-том полез. действия" В. Если В. доставляет в 1 мин. Q кб. мтр. газа и развивает давление в h мм. вод. ст., то производимая им работа N=(Qh)/75 паров. лошадей. Работа N′, расходуемая на приведение в движение В., всегда больше N, и отношение N=N/N′ носит название "механич. коэф-та полез. действия" В. Для одного и того же В.: 1) доставляемыя им давления пропорц-ны квадратам утл. ск-сти, или, что то же, квадратам чисел оборотов турбины, 2) пропускныя способности прямо пропорц-ны угл. ск-стям и 3) развиваемыя и расходуемыя работы пропорц-ны кубам угл. ск-стей. Каждый, однако, из центр. В. дает выгодную работу лишь в опред. и вообще весьма узк. пределах угл. ск-сти. Систем центр. В. очень много. Для вентиляции мин. галлерей, капониров и брон. башен требуется смена воздуха в мин. не менее как в размере одного объема помещения. С этой целью наиб. пригодны В. системе: "Capell" акц. об-ва "R. W. Dinnendahl in Stecle". Центр. В. делаются диаметром от 0,1 мтр. до 8-12 мтр. и м. доставлять в 1 мин. от 5 до 12 т. кб. мтр. воздуха. Коэф-ты полез. действия их также весьма разнообразны, а именно:

Система.

Коэффиц. полез. действия.

Механический.

Манометрическей.

Capell

0,6-0,8

0,5-0,65

Sirocco

0,65-0,7

0,8-0,85

Humboldt

0,7-0,82

0,75-0,85

Винтовой вентилятор.

Винтовой вентилятор.

Центральный вентилятор.

Центральный вентилятор.

В начало энциклопедии