Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Пожары судовые

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Пожары судовые

ПОЖАРЫ СУДОВЫЕ. Главнейшими причинами П. на соврем. судах нужно считать возгорание легко воспламеняющихся веществ (бензин, спирт, скипидар, керосин, нефть, масло, камен. уголь, пакля и т. п.), короткое соединение электрич. проводов и неосторож. обращение с огнем случайн. характера; на воен. к-блях к этому прибавляются самовозгорание пороха и взрывы попавших в судно во время боя неприят. снарядов. Меры борьбы с возник-нием П.: все легко возгорающияся жидкости хранятся в герметич. цистернах или бочках, преимущ-но на верхней или ближайшей к ней палубах. Это вызывается соображениями об удобстве проветр-ния помещений от газов, просачивающихся через укупорку, а также и об удобствах осмотра и наблюдения за хранящимися вещ-вами. Цистерны с керосином и нефтью приходится, в виду их больш. размеров, помещать в нижн. частях к-бля. В этих случаях обращают особое внимание на искусств. вентиляцию. Уголь хранится в водонепрониц. угольн. ямах; если же он составляет груз, то ссыпается в отсеки трюмов, имеющие непосред. сообщение с верхн. палубой. Наблюдение за углем ведется оч. тщат-но, т. к. он способен при долг. хранении и выс. темп-ре разлагаться, выделяя гремуч. газ, накопление к-раго легко м. вызвать взрыв и П. от простой искры. Этим свойством особенно отличаются сорта угля с большим содержанием серы и смолист. веществ. Если уголь сырой, то процесс разложения часто выражается сильнейш. нагреванием, переходящим в самовозгорание. Поэтому на судах производятся по неск. раз в сутки наблюдения за темп-рою в угол. ямах и трюмах, и, в случае ея повышения, помещения с углем усиленно вентилируются. Пакля, обстрижка и т. п. материал, служащий для обтирания масла с мех-змов, также опасен в смысле самовозгорания и требует пост. наблюдения и проветр-ния помещений, где он хранится. Электрич. провода располагают т. обр., чтобы по возм-сти предохранить их от повреждений. Существ. значение имеет также и герметичность проводки, т. к., при отсутствии ея, причиною короткаго замыкания м. явиться вода. П. от случ. неосторож-ти с огнем происходят в наст. время почти только на судах, не имеющих электрич. освещения. Для предохранения принимается ряд мер (см. Освещение судовое), направл-х к усилению наблюдения за огнем. Средства борьбы с пожарами, в 1-й момент - разл. огнетушители, а затем - заливание водой, заглушение паром и, наконец, полное затопление отдел-ний судна, в к-рых возник огонь. Тушение паром применяется гл. обр. при возгорании камен. угля, нефти или друг. горюч. жидкостей, не заливаемых водою. Способ тушения заключается в том, что отд-ние, в к-ром случился пожар, герметически закрывается и в него напускается, по особ. трубопроводу, пар от котла. Большую помощь при локализации огня оказывают судовыя водонепрониц. переборки, являющияся как бы корабел. "брандмауерами". Если пожар возник от касания проводов, необходимо первым делом выключить электрич. ток в той цепи, где загорелось, т. к. иначе является опасность получения электрич. ударов людьми, занимающийся тушением (через водяную струю и металлическую пипку пожарнаго шланга). На воен. судах имеются спец. пожарн. помпы (насосы), от к-рых по всему судну проходит система труб, снабж-х отростками в каждом водонепрониц. отд-нии. К отросткам присоединяются пожарн. шланги, длина к-рых м. б. изменяема присоединением нов. колен. Помпы бывают паровыя, электрическия и ручныя (см. Насосы

В начало энциклопедии