Приглашаем посетить сайт
Пернов
ПЕРНОВ, у. город Лифляндск. губ. и торгов. порт, расположенный на вост. бер. Рижскаго зал., при устье реки Перновы. Вход с моря огражден 2 низкими молами (см. чертеж). Напр-ние входа, SW, совпадает с напр-нием господствующих ветров, для к-рых порт остается открытым. Главн. назначение молов - охранять вход от берегов. наносов - выполняется только отчасти, т. к. впереди входа и после их постройки продолжает образовываться бар. Глубина входа ок. 17 фт., поддерживается постоян. землечерпанием; ширина канала - ок. 1/2-кабельтова. В 1909 г. в городе числилось свыше 20 т. жит. Торгов. деят-сть возросла с проведением к П. узко-кол. ж. д., соединившей его с г. Ревелем и станцией Валк Риго-Псковск. ж. д. Коммерч. значению П. способствует расположенная вблизи больш. целлюлозн. фабрика. Грузооборот П-скаго порта в тыс. пд. см. таблицу. Гл. предметами привоза по внешн. торговле служат камен. уголь, серн. колчедан и суперфосфат. Вывозится почти исключ-но лесн. материалы, древесно-бумажн. масса и лен. Главн. предметы привоза по каботажу - дрова и строит. материалы, а по вывозу - бумага, картон, бумажн. масса и целлюлоза. В 1911 г. в П-ский порт пришло всего 1.157 судов, с водоизмещением 253.273 рег. тн., и отошло из порта 1.162 судна, общей вместимостью 253.815 рег. тн. П. основан и укреплен датчанами во 2-ой четверти XIII в. Затем принадлежал то шведам, то ливонск. рыцарям, то полякам. До самаго конца XVI ст. город, окруженный оборонит. стенами и имевший крепк. замок, находился на прав. бер. Перновы, после чего б. срыт поляками и перенесен на лев. сторону. В 1561 г. войска Иоанна Грознаго, предводительствуемыя князьями Глинским и Серебряным, нанесли под П. серьезн. поражение воинству гетмана Радзивилла. В 1575 г. П. взят воеводою Никитою Юрьевым штурмом, при к-ром, по ливонской летописи, пало до 7 т. русских. в промежуток времени с 1617 по 1642 г. шведы построили в П. кр-сть, нижепоказаннаго типа. В 1710 г., при осаде Риги армией фельдм-ла Шереметева, когда сопр-ление названной кр-сти приходило к концу (конец июня), гл-щий направил для обложения П. г.-л. Боура с 6 драг. полками. В то время П-ская кр-сть б. вооружена 201 ор.; г-зон - свыше 1 т. ч. Обложение б. завершено к 22 июля, и тогда же окрестное дворянство, укрывшееся в кр-сти, стало просить пропуска, т. к. в городе свирепствовала эпидемия моровой язвы и запасы продовольствия изсякали. Боур отказал. 8 авг. дворянство возобновило свое ходатайство, но получило ответ, что рус. ген-л ожидает только подхода находящейся в пути пехоты, чтобы открыть осаду. 14 авг. кр-сть капитулировала, когда гарнизона в ней осталось 120 ч. После Ништадтскаго мира 1721 г. П. б. зачислен в число штатн. росс. кр-стей. По документам начала XIX в., кр-сть состояла из 7 бастион. фронтов с вооружением в 116 ор. По поводу значения кр-сти указывалось, что она "важна б. для строителей своих, датчан и шведов, как морск. пристань; но в сем виде для России она безполезна". Кр-сть б. упразднена в 1835 г. (Докум. центр. инж. арх.; Соловьев, Ист. России с древнейш. врем.; Бутурлин, Воен. ист. поход. россиян в XVIII в.).
Год. |
Привоз. |
Вывоз. |
Грузооборот. | ||||||||||
Из-за границы. |
Из Финляндии. |
Бер. каботаж. |
Мор. каботаж. |
Всего. |
За границу. |
В Финляндию. |
Бер. каб-аж. |
Мор. каботаж. |
Всего. |
По внешн. торговле с Финлянд. |
Кабот. торг-ля. |
Общий. | |
1901 |
2.864 |
37 |
373 |
2.689 |
5.943 |
2.500 |
20 |
- |
7.96 |
3.216 |
5.421 |
3.838 |
9.259 |
1905 |
4.867 |
74 |
302 |
3.103 |
8.345 |
3.841 |
10 |
- |
1.902 |
5.753 |
8.92 |
5.397 |
14.000 |
1910 |
6.972 |
4 |
382 |
2.139 |
10.297 |
7.080 |
1 |
- |
2. 99 |
9.480 |
14.057 |
5.720 |
19.007 |
1911 |
9.790 |
39 |
635 |
3.380 |
13.884 |
8.763 |
3 |
- |
2.899 |
11.655 |
18.595 |
6.904 |
25.499 |