Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Освещение судовое

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Освещение судовое

*ОСВЕЩЕНИЕ СУДОВОЕ, производится на всех судах воен. флота электрич-м. Больш. суда с неск-ми палубами и обширн. помещениями для мех-змов поддерживают О. кругл. сутки; мелкия, в к-рыя дневн. свет проникает легче, прибегают к нему только ночью. Преимущ-вами электр. О., особенно ценными в обстановке воен. к-бля, являются: достижимость более равномернаго и сильн. света, необходимаго для упр-ния сложн. мех-змами и установками, размещаемыми нередко в тесных и темн. местах; гигиеничность (отсутствие копоти и вредн. газов), существенно важная при скуч-сти людей в тесных жил. помещениях; сравнит. безопас-ть в пожарн. отношении и, наконец, возм-сть использования для нужд ночн. сигнализации, как в постоян. приспособлениях на мачтах судов, так и в ручн. семафорах. При всем этом, электр. О. оказывается экономичным, не боится воды и ветра. Сложность и дороговизна установки не имеют на воен. судах первостеп. значения, тем более, что динамо-машины, предназначаемыя иногда спец-но для надобностей судов. О., при необходимости м. заменить или быть заменены другими динамо, общее число к-рых на соврем. к-бле весьма знач-но (см. Электротехника судовая1). Для целей суд. О. наилучш. мех-змами признаются турбо-динамо, дающия наиболее ровный, не мигающий свет. Для О. на якорн. стоянке ставят и дизель-динамо, позволяющия обходиться без спец. котла. На случай вывода из действия электр. О. вследствие порчи проводки, на к-блях в наиболее необходим. местах и теперь еще устанавливают пиронафтовые местн. фонари, хотя число последних с кажд. годом и типом к-блей уменьшается. Схемы канализации тока для приборов О. бывают весьма различны, но сущ-ть их всегда одинакова; ток к приборам подается по магистральн. проводам, идущим от гл. станций. На фиг. 1 представлена такая станция для 2 динамо и 4 отдельн. цепей. Здесь видны гл. рубильники, переключатели, предохр-ли, амперометр, вольтметр и рубильники, замыкающие отдел. цепи. Магистрали представляют собою или сомкн. кольца (фиг. 2), или паралл. линии (фиг. 3), идущия по бортам судна. В обоих случаях оне делятся на неск. частей и в местах деления, где устанавливают т. наз. магистральн. коробки (фиг. 4), берутся цепи ответвления проводов, обслуживающия известн. колич-во осветит. приборов (группу). В зав-сти от характера дальнейш. разветвления проводов устанавливаются групповыя (на неск. приборов) и одиночныя распределит. коробки. В виду того, что к-с судна и весь его набор строятся из стали, особ. внимание приходится обращать на тщат-сть изолировки, предохранение проводов и приборов от сырости (см. Кабели электрические судовые). На фиг. 5 представлен наиболее распростран. способ изоляции судовой магистрали О.: a - медн. кабель, b -резин. шланг, c - свинц. оболочка - сплошная труба, d и f - асфадьтированныя джут. оболочки, между к-рыми броня ? из стальн. лент. Фиг. 6 изображает проводник, изолированный по способу Гупера: a - жила, b - слой чист. резины, c - слой гуттаперчи, d - слой вулканизир. каучука, e - свинц. оболочки, f - джут. одежда, заменяемая азбестовой в тех случаях, когда проводники проходят в помещениях с высок. темп-рой. Для цепей О. пользуются исключ-но постоян. током невысок. напряжения (100-220 вольт). Для надлежащей водонепрониц-сти в соединениях проводов, все распределит. коробки делаются герметич-ми. Для охранения от повреждений проводки и приборов, могущих произойти вследствие возник-ния боков. сообщения (прямого замыкания) через к-с судна, в канализации введена система предохр-лей- свинцовых, легкоплавких пластин и проволок, к-рыя в случае перегрузки током дан. проводника перегорают (плавятся) и выключают ток. Предохр-ли разделяются на главные (или станционные), групповые и ламповые. Они помещаются: станционные на распределит. досках, групповые и ламповые - в соответ. коробках, при начале ответвления. Распределение приборов О. делается с таким расчетом, чтобы при выводе из действия того или друг. участка цепи погасали одновр-но не все лампы в дан. помещении, а лишь часть их; остальн. приборы питаются током от друг. магистрали. На кажд. лампочку в 16 свечей должно приходиться 3-7 кв. мтр. площади пола, при чем наибольш. цифры берутся для жил. помещений команды, машинных, котельн. и башен. отделений, в к-рых сосредоточено много мех-змов. Общее число ламп на соврем. лин. к-бле достигает 2.000. Для равномерности силы света лампочки, магистральн. провода делаются с больш. запасом попереч. сечения, от них, через магистральн. коробки, берут толстыя ответвления, и к лампочкам ведут коротк. провода (фиг. 7). На боев. судах применяются почти исключ-но сетев. проводки, представляющия замкн. контур-кольцо. Проводники расчитывают на полуторную силу тока - толстые и на двойную - тонкие. Расчет предохр-лей ведется подобн. же образом, но пределы максимальн. силы тока неск. меньше, чем у проводов. При расчете числа ламп, к-рыми можно нагрузить данную цепь, исходят из предположения, что 1 свеча требует 4 уатт. След., напр., одна 10-свечевая лампочка требует 10 × 4 = 40 уат. или, при 100-вольт. установке 40/100 = 0,4 ампера; для 100 таких ламп потребуется ток, силою 40 амп. Полагая 2 амп. на 1 кв. мм. сечения проводника, получим толщину его в 20 кв. мм. Приборы О. на судах знач-но разнятся от таковых же для берегов. установок (см. Арматура электрич. судовая); схемы 10, 11 и 12 представляют собою наиб. распространенные типы местных и переносн. ламп накаливания, применяемых в рус. флоте. В послед. время для О. судов. помещений в широк. размерах пользуются дугов. лампами разл. систем. На фиг. 8-9 представлена дугов. лампа с закрытой вольт. дугой, сист. "Унищн". В верхней ея части расположены катушка и реостат; внутри катушки проходит желез. труба, оканчивающаяся угледержателем с положит. углем (+). Средн. часть лампы представляет мех-зм, поддерживающий уголь и помогающий регулир-нию вольтов. дуги. В нижн. части, изолированной от средней, помещается угледержатель отрицат. угля (-). Пока тока нет, верхний уголь своей тяжестью опускается и ложится на нижний. Со включением тока, он пройдет через к-с верхней части лампы на (+) уголь, поступит в (-) и через угледержатель и проводник попадет в катушку, а оттуда, пройдя реостат, в минус бреи; катушка намагничивается, желез. трубка притягивается и, разведя угли, образует вольтову дугу. По мере сгорания углей сила тока ослабевает, и уголь снова опускается, поддерживая вольт. дугу. О. судов с помощью пиронафта или масла не отличается ничем от способов, применяемых на берегу, за исключением тех приборов, к-рые освещают помещения со взрывч. вещ-вами и легко воспламеняющимися продуктами (арт-рийские и минные погреба). Здесь устраиваются спец. фонари, в к-рых приняты меры, гарантирующия судно от пожара и взрыва, напр., ограждение их двойн. стеклами, между к-рыми налита вода (фиг. 13-14). Электрич. проводов в этих помещениях совсем не ведут, а фонари ставят в особ. выгородках.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

Фиг. 6.

Фиг. 7.

Фиг. 7.

Фиг. 8.

Фиг. 8.

Фиг. 9.

Фиг. 9.

Фиг. 10.

Фиг. 10.

Фиг. 11.

Фиг. 11.

Фиг. 12.

Фиг. 12.

Фиг. 13.

Фиг. 13.

Фиг. 14.

Фиг. 14.

В начало энциклопедии