Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Огни судовые

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Огни судовые

*ОГНИ СУДОВЫЕ, зажигаются с заходом солнца на все ночн. время и служат для указания места к-бля, его состояния и иногда назначения. В видах общности интересов мор. торговли правила о ношении суд. О. установлены междунар. соглашением держав, и отст-ния от них допускаются не в отмену, а лишь в развитие этих правил. В рус. законодат-ве постан-ния о суд. О. даны в приложении к ст. 467 (прим.) уст. торг. Правила относ-но О. д. б. соблюдаемы во всякую погоду, от заката до восхода солнца, и в течение этого времени не д. быть выставляемы никакие друг. огни. А) Всякое судно, стоящее па якоре, д. иметь в носов. своей части, на высоте 20-40 фт. над верхн. палубой, белый (штаговый) О., видимый в ясн. погоду по всему г-зонту, на разстоянии 1 мор. мили. Судно дл. в 150 и более фт. несет, кроме того, в кормов. части, на высоте не менее 15 фт. ниже передн. огня, другой такой же О. (гакабортный). Судно, стоящее на мели или на фарватере, д. нести, кроме указан. огней, 2 красн. О., расположенных вертик-но один над другим, с разстоянием между ними 6 фт., на высоте не менее 20 фт. над к-сом судна. Огни эти д. б. видимы вокруг всего горизонта с разстояния 2 миль. Б) На ходу всякое паровое судно д. нести: 1) на фок-мачте или в передней части к-бля, на высоте 20-40 фт., смотря по ширине судна, яркий белый (топовый) О., установленный так, чтобы он освещал дугу г-зонта в 20 румбов (225°), по 10 румб. в каждую сторону от диаметрал. плос-ти к-бля, считая от его носа. О. этот д. б. виден на 5 миль; 2) на правом борту к-бля - зеленый О., установленный так, чтобы освещать непрерыв. светом дугу г-зонта в 10 румбов (1121/2°), начиная от напр-ния по носу и переходя до 2 румбов (221/2°) назад от траверза прав. борта; О. этот д. б. видим с разстояния не менее 2 миль; 3) на лев. борту к-бля - красный О. такой же силы, как предыдущий, и установленный с ним симметрично. Зеленый и красн. огни, называемые отличительными, д. б. снабжены со стороны борта щитами, выдающимися на 3 фт. вперед, чтобы каждый из этих огней не м. быть видим с друг. стороны судна, через его нос; 4) по желанию паров. судно м. нести добавочный бел. О., такого же устройства, как и топовый, позади его, также в диаметр. плос-ти к-бля, но на высоте, большей передн. огня по крайн. мере, на 15 фт., при чем вертик. разстояние между обоими белыми О. д. б. менее горизонтал. разстояния между ними. В) В случае буксировки одного или неск. судов паровое буксирующее судно несет вместо одного топового два таких же ярких белых О., располож-х один над другим, вертик-но, а если длина буксира превышает 600 фт., то к этим огням прибавляется 3-й такой же огонь, расположенный на 6 фт. выше или ниже их. Чтобы облегчить упр-ние буксируемому судну, буксир м. поднять позади задней трубы или мачты слабый белый О., с тем, чтобы О. этот был видим только сзади траверза буксирующаго. Г) Всякое судно, потерявшее способ-ть управляться, обязано нести на месте топового О. два красных О., один над другим, с разстоянием между ними не менее 6 фт. Огни эти д. б. видимы по всему г-зонту на разстоянии не менее 2 миль. Днем такое судно поднимает вместо красн. огней два черных шара, диаметром не менее 2 фт. Судно, прокладывающее или поднимающее телеграф. кабель, несет на месте топового 3 О., вертик-но один над другим, при чем 2 крайних О. д. б. красными, а средний - белым. Днем эти О. заменяются: крайние - черн. шарами, а средний - бел. предметом ромбич. формы. Суда, лишенныя возм-сти управляться, не несут боковых (отличит-х) огней, если они не имеют хода. Д) Парусныя суда на ходу и буксируемыя суда несут одни боковые (отличит-ные) О. - красный и зеленый. Е) Для мелких судов отличит-ные О. на ходу не обязат-ны; но при подходе к друг. судам или при приближении такие О. д. б. зажженными и готовыми к употреблению для показания на соответствующем борту судна, Белый топов. О. обязат-н и для мелких паров. судов на ходу; гребныя же суда д. иметь таковой наготове для показания в случае приближения друг. судна. Ж) Рыбачьи и друг. безпалубныя суда на ходу вместо отличит-х О. обязаны иметь наготове цветн. фонарь, с красн. и зелен. стеклами на обе стороны, к-рый они и показывают на соотв-щем борту при сближении с друг. судном. На якоре рыбачьи суда несут один яркий белый О., а при ловле рыбы сетями выставляют на одной из своих мачт 2 красн. О., один над другим вертик-но. Во время траленья суда эти несут на одной из мачт 2 цветн. О., один над другим: верхний - красный, а нижний -зеленый, кроме боковых отличит-х О., к-рые они также м. заменять фонарем с 2 стеклами - зеленым и красным. Рыбач. судам не воспрещается показывать в дополнение к упомянут. огням и мгновенныя вспышки. 3) Лоцманския суда, находящияся на станции при исполнении своих обяз-тей, несут один белый топовый О., видимый кругом по всему г-зонту, и, кроме того, показывают через промежутки, не превышающие 15 мин., мгновенныя ярк. вспышки. Приближаясь к друг. судам, лоцмана показывают боковые О. на соотв-щем борту для указания своего напр-ния. И) Всякое судно, догоняемое другим, д. показывать этому последнему с кормы белый О. или вспышку; этот О. м. б. заменен по желанию местным белым фонарем, укрепл-м на высоте отличит-х О. и светящим назад, по 6 румбов (671/2°) в кажд. сторону от диаметр. плос-ти к-бля. Такие О. несут обык-но суда, идущия в строе кильватера, для указания своего места задн. мателоту. Отсюда и самые О. эти называются кильватерными. К) Всякое судно, желающее обратить на себя внимание проходящих мимо судов, маяков или берега, в праве жечь, кроме установл-х огней, фалш-феера, показывать коротк. вспышки и делать звук. сигналы, с тем условием, чтобы эти сигналы не м. быть приняты за сигналы о бедствии. Л) Последние делаются только в случае, когда требуется помощь друг. судна или с берега, и состоят в след.: выстрелы из орудий или взрывы, следующие один за другим через 1 минуту; пламя на судне (ночью) или сигнал о бедствии по междунар. своду, буквами NC (днем); ракеты, пускаемыя одна за другой с коротк. промежутками времени (ночью); отдален. сигнал из квадратн. флага с шаром над ним или под ним (днем), непрерывн. звук свистком, сиреной или всяким аппаратом для туман. сигналов. М) Международныя правила не препятствуют правит-вам отдел. держав устанавливать, в дополнение к упомянутым судов. О., особые постоян. и сигнальн. О. для воен. судов, идущих в отряде, судов, идущих с конвоем, а также спец-ные опознател. сигналы, узаконенные и опубликованные должн. образом. К таким дополнит-м судов. О. относятся принятые в русском и мног. иностр. флотах: 1) адмиральский - белый О. с кругов. г-зонтом, зажигаемый на задн. мачте, на высоте, не меньшей топового огня, - как на ходу, так и на якоре; этот О. означает присутствие на к-бле флагмана; 2) гафельные О., белый и красный, с кругов. г-зонтом, поднимаемые один над другим на задн. гафеле всеми воен. судами, стоящими в гавани или на рейде, когда на этот рейд входит или с него уходит воен. судно; последнее также зажигает гафельн. О.; 3) гакабортный О. (см. это) на корм. срезе к-бля для указания этого среза.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

В начало энциклопедии