Приглашаем посетить сайт
Николаевск на Амуре
НИКОЛАЕВСК НА АМУРЕ, расположен на лев. возвышенном берегу р. Амура, в 22 мил. от устья. Основан адм. Невельским в 1850. г., при занятии р. Амура. В 1854 г., после отражения фр-зов и англ-н в Петропавловске на Камчатке, наша фл-лия б. переведена оттуда в Н., куда б. перенесен в то же время и воен. порт. Вскоре, при образовании в 1856 г. Примор. обл., Н. сделался областным городом; в нем сосредоточились упр-ние нашими портами Вост. океана и областная админ-ция. Первым губ-ром Примор. обл. был к.-адм. Петр Иванович Казакевич. На него и на ближайших его сотрудников, воен. инженеров Афанасия Николаевича Обручева, Ивана и Юлия Федоровичей Пальц и Василия Ивановича Овсеенко, легла вся тяжесть работы по оборуд-нию города разными порт. сооружениями по постройке б-рей в устье Амура, для защиты входа в эту реку. Город развивался медленно, т. к. жизнь его обусловливалась лишь расположением в нем порта, разных администр. учр-ний и неск-х частей войск. Отсутствие сухоп. сообщений тормозило развитие жизни и торговли. В 1872 г. порт и порт. сооружения б. переведены во Владивосток, а в Н. остались лишь областн. учр-ния гражд. вед-ва и упр-ние войск Примор. области; в 1880 г. областное и войсков. упр-ние Примор. области б. переведены в Хабаровку, переименованную в 1893 г. в Хабаровск. Н. совсем заглох. Находящаяся у города с прав. стороны длин. коса Куегда, загибаясь пологой кривой вверх по течению, образует укрытую от мор. ветров бухту, к-рая, однако, едва доступна для судов с осадкой в 4 фт. Поэтому мор. суда принуждены останавливаться на открытом для ветров рейде, в 2 вер. от Н.; товары выгружаются в баржи, а из них на речн. суда. Двойная перегрузка ложится тяжел. бременем на грузы. Кроме неустройства порта, больш. тормазом для развития грузооборота Н. является недостаточная глубина фарв-ров Амурск. лимана и плохое их ограждение. Обычн. путем след-ния судов из Татарск. пролива в Н. служит Южн. фарв-р. (см. Амурский лиман). На мысах Джаоре и Пронге имеются семафоры, указывающие глубину воды на баре. Приливы и отливы бывают раз в сутки, разность вод достигает. 11/2 фт. при южн. ветрах и 3 фт. при сев-х. Южн. фарв-р обставлен створными башенными знаками и ночью освещается; судох-во, вследствие льда, возможно с конца мая до конца окт. Небольш. глубина фарв-ров Амурск. лимана, их извилистость и сменяющияся в них в зав-сти от приливов и отливов течения чрезвычайно затрудняют судох-во. Условия разгрузки в открыт. море весьма затруд-ны, что ведет к удорожанию фрахтов на Н. в сравнении с друг. портами. Несмотря на все эти препятствия, мор. грузооборот Н. постепенно растет, как это видно из след. данных:
1895 |
г. |
1.760.975 |
пд. |
1908 |
г. |
3.526.000 |
пд. | |
1900 |
" |
2.744.480 |
" |
1909 |
" |
4.081.006 |
" | |
1907 |
" |
4.026.870 |
" |
1910 |
" |
свыше |
5.000.000 |
" |
Ок. 98% этого оборота приходятся на долю внеш. торговли. По ценности обороты внеш. мор. торговли Н-скаго порта за посл. годы выражались:
Привоз. |
Вывоз. |
Всего. | ||||||||
1900 |
г. |
2.174 |
т. |
р. |
не рег. |
- | ||||
1907 |
" |
12.762 |
" |
" |
1.035 |
т. |
р. |
13.797 |
т. |
р. |
1908 |
" |
11.179 |
" |
" |
1.164 |
" |
" |
12.343 |
" |
" |
1909 |
" |
6.003 |
" |
" |
1.450 |
" |
" |
7.453 |
" |
" |
Гл. предметом вывоза является рыба (ок. 99%, всего вывоза). В небол. колич-ве экспортируется также лес. В 1912 г. ассигнованы средства, на работы, связанныя с обслед-нием местн. условий Н-скаго порта и его улучшением. ("Воен. Сб." 1869 г., № 11; П. Унтербергер, Приморск. область; Россия, полное географич. описание нашего отеч-ва, под ред. П. П. Семенова).