Приглашаем посетить сайт
Николаев
НИКОЛАЕВ (Николаево), мест. Вилен. губ., Ошмянскаго у., на правом берегу р. Немана, памятно переправой здесь через эту реку армии кн. Багратиона 22 июня 1812 г. (см. Отечественная война
-----------------------------------
НИКОЛАЕВ, гор. Херсонск. губ. при устье Ингула. Возник-ние гор. Н. тесно связано с историей Черномор. флота. По закреплении за Россией низовых степей на простр-ве между Днепром и Южн. Бугом, г. Херсон в 1778 г. б. выбран местом для постройки судов Черномор. флота, город же Севастополь, после занятия нами Крыма, - портом для стоянки и починки этих судов; однако, значит. стоимость и трудность доставки необходимаго для судостроит-ва леса в Севастополь, а также неудобство стоянки там судов вследствие порчи подводной их части, "причиняемой морскими червями", делали этот порт мало пригодным для постоян. пребывания флота; Херсон же, как судостроительная база, имел свой крупный недостаток - мелководье Днепровских гирл; все это побудило кн. Потемкина-Таврическаго искать более удобн. пункт для постройки и содержания флота; таковым, по предложению об.-кригс-комиссара полк. Фалеева, б. избрана местность ныненш. Николаева, намеченная им для сооружения адмир-ства. Выбор Фалеева б. одобрен Потемкиным, и в 1788 г. дан 1-й ордер об устр-ве верфи на р. Ингуле и заготовлении леса для постройки судов. В 1789 г. построено лишь небольш. укр-ние к стороне Очакова, "с к-раго времени оный город получил свое сущ-ние". После спуска на воду (1790 г.) перваго воен. к-бля (46-пуш. фрег. Св. Николай) Екатерина II признала Н. городом, одновр-но утвердив сущ-ние в нем адмир-ства и верфи. С тех пор Н-ский порт не переставал быть глав. в.-судостроит. базой для Черн. моря. В 1796 г. переведены из Херсона в Н. контора глав. ком-ра Черномор. флота (адм. Н. С. Мордвинов), мор. кад. к-с, основанный Имп-цей Екатериной II (упразднен Имп. Павлом I) и мор. арт. уч-ще. Судостроение Черном. флота особенно развилось при адм-лах Грейге и Лазареве (1816-51 гг.); бо́льшая часть судов за это время б. построена на Н-ских верфях. Во время Вост. войны 1853-56 гг. проектировано б. устройство у Н. обширной крепости-лагеря; в действ-сти же возвели неск. землян. б-рей, оберегавших подходы к городу по Бугу, а самый город обнесли многочисл-ми полев. укреплениями. Прекрасно разработанный Тотлебеном проект кр-сти остался без осущ-ления. После Вост. войны, когда Россия лишилась права содержать флот в Черн. море, воен. судостроение в Н. почти прекратилось. С возрождением Черномор. флота за Н-ским портом б. сохранено значение главной кораблестроит. верфи, и после спуска на воду Имп. яхты Ливадия приступлено к постройке 1-го бр-сца-поповки, Новгород (спущен со стапеля в 1873 г.), за к-рой последовала постройка 2-ой поповки, В.-адм. Попов (1875); после войны 1877-78 гг. в Н. строятся неск. мин-цев по образцу полученных нами из-за гр-цы. С 1885 г. возобновляется усилен. деят-сть Н-скаго казен. адмир-ства, в к-ром последов-но строятся 6 бр-сцев, 1 крейсер и 4 эскадр. мин-ца. В 1895 г. к казен. судостроению Н-скаго адмир-ства прибавляется частное, и в наст. время в Н. имеются 5 судостроител. заводов (см. Николаевские судостроит. заводы и Адмиралтейств-коллегия, т. I, стр. 164). В распоряжении казен. адмир-ства осталась только часть прежней тер-рии и сооружений порта. К 1915 г. весь фарв-р р. Ингула по нижн. Бугу и Днепровск. лиману д. быть углублен до 40 фт., что даст возм-сть прохода в Н. самым крупн. судам. Глав. же преимущ-вом его, как судостроит. порта, является близость к южн. промышл. району, доставляющему материалы для построек, и значител. удаленность от возможных театров воен. действий. В наст. время Н. является военным и торг. портом, имеющим отдел. губ-ра, к-рый подчинен гл. ком-ру Черн. флота и портов. Торговый порт состоит из каботажной гавани (см. план) и набережной для глубокосидящих судов, распол-х на южн. берегу Н-скаго полуострова, перед поворотом р. Буга к югу, в местности, носящей название "Попова Балка". Р. Южный Буг у Н. имеет ширину от 1 до 3 вер.; далее к устью она постепенно расширяется и при впадении в Днепрово-Бугский лиман достигает почти 6 вер. Фарватер от Н. до моря широкий и прямой, без значит. извилин. Глубина, наибольшая у Н., к устью уменьшается. Каменная набережная имеет около 1 вер. в длину. Половина портовой территории занята складами, среди к-рых первое место занимает элеватор-зернохранилище, вместимостью до 25.000 тн., принадлежащий Харьково-Н. ж. дор. Вследствие недостаточности каменной набережной, в последние годы на частныя средства построены деревянныя пристани. Вся набережная с пристанями отведена для заграничной торговли. Для нужд каботажнаго плавания построена особая кабот. гавань, образуемая молом. Последний занят складами и служебными зданиями, а гавань вмещает до 200 речных и кабот. судов, к-рыя здесь и зимуют. Набережная и кабот. мол соединены жел.-дор. путями со станцией Н. Южн. жел. дорог. Кроме того, в Н. имеются плавучие элеваторы, служащие для перегрузки зерна с речных барок на пароходы, частные амбары-зернохранилища, паров. 20-тн. кран и 2 ледокола в 1900 и 700 инд. сил. Освещение порта электрическое. Торг. деятельность Н-скаго порта за посл. 20 л. выразилась в след. цифрах: Из этой таблицы видно, что в Н-ском порте внеш. торговля состоит почти исключ-но из вывоза, тогда как в каботажной и речной торговле, наоборот, привоз значителен, а вывоз играет второстепенную роль. Главный предмет торговли - хлеб в зерне. Только за последн. время возник быстро растущий экспорт железной и марганцевой руды. Зерно доставляется в Н. по жел. дор. (до 65%), гужем (до 15%) и водою (до 20%) преимущественно с верхних пристаней р. Буга.
Днепровско-Бугский лиман.
Николаевский порт. (Изд. отдела торгов. портов - "Приморские торгов. порты Европ. России").