Приглашаем посетить сайт
Нефть
НЕФТЬ, как топливо, представляет одну из насущн. потреб-тей воен. флота. Ценными кач-вами Н. в этом отношении являются: 1) на 30% более высокая, по сравнению с углем, теплотворная способ-ть ея. 2) Удобство и скорость погрузки Н. на суда не только в порту, но также и в море, где для угля требуются спец. приспособления (напр., стрелы Темперлея), легко уничтожаемыя неприят. снарядами, между тем как нагрузка Н. м. производиться, не нарушая обычн. жизни к-бля и не загрязняя его, обык-ными нефтян. насосами, установленными на борту к-бля или на нефтеналивн. судне, при помощи переносн. шлангов и постоян. негромоздкаго трубопровода, защищеннаго от разрушения в бою. Время нагрузки Н. м. б. доведено до минимума установкой соответ-го числа насосов. При хранении, перегрузках и подаче на суда потеря нефти гораздо меньше, учет ея расхода несравненно проще и точнее. Угольн. станции во избежание лишней перегрузки устраиваются в тех портах, к-рые оне обслуживают, и потому подвержены обстрелу непр-лем; нефтяныя же станции можно оборудовать вне района действия неприят. снарядов, соединив их с портом лишь подземн. трубопроводом. Такия станции устраиваются теперь почти всеми велик. державами и в особ-сти С.-Ам. С. Штатами. Англия на своем побережье и в колониях уже имеет нефт. станции, общей вместимостью около 500 т. тн., ряд мелких наливн. судов и барж, а также 2 больших нефтеналив. транспорта, Kharke и Petroleum, берущих по 6 т. тн. каждый. 3) Меньший по сравнению с углем объем Н. того же самаго веса и возм-сть хранения ея не только в бортов. ямах, но также и в междудон. отд-ниях к-бля, что позволяет иметь на судне больший запас ея, обезпечивающий и больший район плавания. Наибольш. запас угля на современ. лин. к-бле составляет 3 т. тн., Н. же они могут поместить до 4.500 тн., что увеличивает район плавания на 75-80%. Однако, хранение нефти требует особых предосторож-тей, тщател. пригонки листов и снабжения швов спец. прокладками во избежание ея утечки. В пожарном отношении, при соблюдении нек-рых техн. требобований, Н. даже менее опасна, чем уголь. Нефтян. остатки (мазут) для отопления судов. котлов, по техн. условиям мор. мин-ства, д. удовлетворять след. треб-ниям: а) темп-ра восплам-ния сух. мазута, определяемая прибором Абеля-Пенскаго-Мартенса, д. б. не ниже 70° Ц.; б) удельн. вес при 15° Ц. - не менее 0,9; в) содержание воды - не более 11/2% летом и 13/4% зимой; г) мазут не д. заключать в себе сырой Н., серн. кислоты, щелочей, песка и др. негорюч. или препятствующих горению веществ. В помещен. табл. приведены нек-рые элементы разн. сортов мазута, по данным фирмы Нобель:
Сорт мазута. |
Удельный вес при 15° Ц. |
Вязкость по аппарату Энглера при 50° Ц. |
Вспышка аппаратами. | ||
Мартена-Пенскаго. |
Бренкенса. | ||||
Мазут |
обыкн. |
0,890-0,920 |
5,0 |
- |
70° Ц. |
" |
Энглер |
0,900-0,915 |
5,0-5,9 |
100-109° Ц. |
- |
" |
черный |
0,930 |
ок. 15,0 |
- |
140° Ц. |
4) Меньшее число (на 30%) обслуживающих котлы кочегаров, от к-рых, кроме того, не требуется особаго иск-ва, как при угле. 5) Отсутствие мусора от сжигания Н., почему не требуется спец. устр-в для удаления его в море и на якоре (см. Мусороудалители). 6) Более быстрое поднятие и прекращение паров в котле, а также усиление и ослабление горения, что имеет большое значение в случаях внезапн. остановки судна, необходимости вывода котла из действия и при разл. эволюциях судна. Наконец, 7) возм-сть непосред-наго и весьма при этом экономич. сжигания Н. в двиг-лях внутр. сгорания без применения котлов (см. Тепловые двигатели1). Эти преимущ-ва Н. вызвали естественное стремление всех велик. держав использовать ее для нужд своих воен. флотов; но ограниченность общаго колич-ва добываемой Н. и малочисл-сть пунктов, где она имеется, затрудняют решит. переход воен. флотов к нефт. отоплению. Наряду с заботой об оборуд-нии берегов. станций, постройке нефтеналивн. судов и обезпечении пересылки Н. по ж. дорогам в достаточн. колич-ве, в разл. странах отводятся нефтенос. земли спец-но для нужд воен. флота, принимаются меры для понижения стоимости Н. увеличением ея добычи в новых нефтенос. районах, вырабатываются законоположения и т. п. Данныя о мировой добыче Н. приведены в таблице:
МИРОВАЯ ДОБЫЧА НЕФТИ (в милл. тн.).
Года. |
С.-А. С. Шт., Мексика, Перу и Канада. |
Россия. |
Голландская и Боитанская Индия. |
Австро-Венгрия (Галиция и Румыния). |
Германия. |
Италия. |
Япония. |
Остальныя страны. |
Общая мировая добыча за год. |
1901 |
9,198 |
11,157 |
0,813 |
0,685 |
0,044 |
0,002 |
0,149 |
0,003 |
22,051 |
1902 |
11,705 |
10,551 |
1,012 |
0,862 |
0,050 |
0,003 |
0,161 |
0,003 |
24,347 |
1903 |
13,232 |
9,902 |
1,199 |
1,112 |
0,058 |
0,002 |
0,161 |
0,004 |
25,670 |
1904 |
15,453 |
10,284 |
1,479 |
1,324 |
0,083 |
0,003 |
0,189 |
0,005 |
28,820 |
1905 |
17,789 |
7,335 |
1,700 |
1,417 |
0,079 |
0,006 |
0,196 |
0,004 |
28,526 |
1906 |
16,386 |
8,061 |
1,729 |
1,647 |
0,081 |
0,007 |
0,228 |
0,004 |
28,143 |
1907 |
22,478 |
8,248 |
1,758 |
2,305 |
0,106 |
0,008 |
0,268 |
0,004 |
35,175 |
1908 |
24,610 |
8,292 |
1,816 |
2,902 |
0,142 |
0,008 |
0,276 |
0,004 |
38,050 |
1909 |
24,848 |
9,234 |
2,365 |
3,374 |
0,143 |
0,007 |
0,268 |
0,004 |
40,243 |
1910 |
28,606 |
9,500 |
2,238 |
3,115 |
0,145 |
0,006 |
0,257 |
0,004 |
43,871 |
1911 |
31,750 |
9,010 |
2,434 |
3,017 |
0,145 |
0,006 |
0,280 |
0,008 |
46,650 |
Колич-во Н., необходимое для ежегодн. обслуж-ния воен. флота, по подсчету, сделанному для америк. флота, достигает 10 милл. баррелей. Исчисляя все количество Н., могущей быть добытой с нефт. земель в Калифорнии, предназначенных для снабжения флота (37 т. ак-ров), в 30 милл. тн., этого запаса хватит не более, чем на 25 л. Стремление создать котельную установку, пригодную к одновр-ному отоплению котлов как Н., так и углем (см. Нефтяное отопление), зародило мысль о пригот-нии нефтян. брикетов; в Англии в этом направлении делаются попытки, благоприят. разрешение к-рых м. еще ускорить повсеместн. введение Н., как топлива для воен. судов.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был