Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Нефть

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Нефть

НЕФТЬ, как топливо, представляет одну из насущн. потреб-тей воен. флота. Ценными кач-вами Н. в этом отношении являются: 1) на 30% более высокая, по сравнению с углем, теплотворная способ-ть ея. 2) Удобство и скорость погрузки Н. на суда не только в порту, но также и в море, где для угля требуются спец. приспособления (напр., стрелы Темперлея), легко уничтожаемыя неприят. снарядами, между тем как нагрузка Н. м. производиться, не нарушая обычн. жизни к-бля и не загрязняя его, обык-ными нефтян. насосами, установленными на борту к-бля или на нефтеналивн. судне, при помощи переносн. шлангов и постоян. негромоздкаго трубопровода, защищеннаго от разрушения в бою. Время нагрузки Н. м. б. доведено до минимума установкой соответ-го числа насосов. При хранении, перегрузках и подаче на суда потеря нефти гораздо меньше, учет ея расхода несравненно проще и точнее. Угольн. станции во избежание лишней перегрузки устраиваются в тех портах, к-рые оне обслуживают, и потому подвержены обстрелу непр-лем; нефтяныя же станции можно оборудовать вне района действия неприят. снарядов, соединив их с портом лишь подземн. трубопроводом. Такия станции устраиваются теперь почти всеми велик. державами и в особ-сти С.-Ам. С. Штатами. Англия на своем побережье и в колониях уже имеет нефт. станции, общей вместимостью около 500 т. тн., ряд мелких наливн. судов и барж, а также 2 больших нефтеналив. транспорта, Kharke и Petroleum, берущих по 6 т. тн. каждый. 3) Меньший по сравнению с углем объем Н. того же самаго веса и возм-сть хранения ея не только в бортов. ямах, но также и в междудон. отд-ниях к-бля, что позволяет иметь на судне больший запас ея, обезпечивающий и больший район плавания. Наибольш. запас угля на современ. лин. к-бле составляет 3 т. тн., Н. же они могут поместить до 4.500 тн., что увеличивает район плавания на 75-80%. Однако, хранение нефти требует особых предосторож-тей, тщател. пригонки листов и снабжения швов спец. прокладками во избежание ея утечки. В пожарном отношении, при соблюдении нек-рых техн. требобований, Н. даже менее опасна, чем уголь. Нефтян. остатки (мазут) для отопления судов. котлов, по техн. условиям мор. мин-ства, д. удовлетворять след. треб-ниям: а) темп-ра восплам-ния сух. мазута, определяемая прибором Абеля-Пенскаго-Мартенса, д. б. не ниже 70° Ц.; б) удельн. вес при 15° Ц. - не менее 0,9; в) содержание воды - не более 11/2% летом и 13/4% зимой; г) мазут не д. заключать в себе сырой Н., серн. кислоты, щелочей, песка и др. негорюч. или препятствующих горению веществ. В помещен. табл. приведены нек-рые элементы разн. сортов мазута, по данным фирмы Нобель:

Сорт мазута.

Удельный вес при 15° Ц.

Вязкость по аппарату Энглера при 50° Ц.

Вспышка аппаратами.

Мартена-Пенскаго.

Бренкенса.

Мазут

обыкн.

0,890-0,920

5,0

-

70° Ц.

"

Энглер

0,900-0,915

5,0-5,9

100-109° Ц.

-

"

черный

0,930

ок. 15,0

-

140° Ц.

4) Меньшее число (на 30%) обслуживающих котлы кочегаров, от к-рых, кроме того, не требуется особаго иск-ва, как при угле. 5) Отсутствие мусора от сжигания Н., почему не требуется спец. устр-в для удаления его в море и на якоре (см. Мусороудалители). 6) Более быстрое поднятие и прекращение паров в котле, а также усиление и ослабление горения, что имеет большое значение в случаях внезапн. остановки судна, необходимости вывода котла из действия и при разл. эволюциях судна. Наконец, 7) возм-сть непосред-наго и весьма при этом экономич. сжигания Н. в двиг-лях внутр. сгорания без применения котлов (см. Тепловые двигатели1). Эти преимущ-ва Н. вызвали естественное стремление всех велик. держав использовать ее для нужд своих воен. флотов; но ограниченность общаго колич-ва добываемой Н. и малочисл-сть пунктов, где она имеется, затрудняют решит. переход воен. флотов к нефт. отоплению. Наряду с заботой об оборуд-нии берегов. станций, постройке нефтеналивн. судов и обезпечении пересылки Н. по ж. дорогам в достаточн. колич-ве, в разл. странах отводятся нефтенос. земли спец-но для нужд воен. флота, принимаются меры для понижения стоимости Н. увеличением ея добычи в новых нефтенос. районах, вырабатываются законоположения и т. п. Данныя о мировой добыче Н. приведены в таблице:

МИРОВАЯ ДОБЫЧА НЕФТИ (в милл. тн.).

Года.

С.-А. С. Шт., Мексика, Перу и Канада.

Россия.

Голландская и Боитанская Индия.

Австро-Венгрия (Галиция и Румыния).

Германия.

Италия.

Япония.

Остальныя страны.

Общая мировая добыча за год.

1901

9,198

11,157

0,813

0,685

0,044

0,002

0,149

0,003

22,051

1902

11,705

10,551

1,012

0,862

0,050

0,003

0,161

0,003

24,347

1903

13,232

9,902

1,199

1,112

0,058

0,002

0,161

0,004

25,670

1904

15,453

10,284

1,479

1,324

0,083

0,003

0,189

0,005

28,820

1905

17,789

7,335

1,700

1,417

0,079

0,006

0,196

0,004

28,526

1906

16,386

8,061

1,729

1,647

0,081

0,007

0,228

0,004

28,143

1907

22,478

8,248

1,758

2,305

0,106

0,008

0,268

0,004

35,175

1908

24,610

8,292

1,816

2,902

0,142

0,008

0,276

0,004

38,050

1909

24,848

9,234

2,365

3,374

0,143

0,007

0,268

0,004

40,243

1910

28,606

9,500

2,238

3,115

0,145

0,006

0,257

0,004

43,871

1911

31,750

9,010

2,434

3,017

0,145

0,006

0,280

0,008

46,650

Колич-во Н., необходимое для ежегодн. обслуж-ния воен. флота, по подсчету, сделанному для америк. флота, достигает 10 милл. баррелей. Исчисляя все количество Н., могущей быть добытой с нефт. земель в Калифорнии, предназначенных для снабжения флота (37 т. ак-ров), в 30 милл. тн., этого запаса хватит не более, чем на 25 л. Стремление создать котельную установку, пригодную к одновр-ному отоплению котлов как Н., так и углем (см. Нефтяное отопление), зародило мысль о пригот-нии нефтян. брикетов; в Англии в этом направлении делаются попытки, благоприят. разрешение к-рых м. еще ускорить повсеместн. введение Н., как топлива для воен. судов.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

В начало энциклопедии