Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Мины самодвижущиеся

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Мины самодвижущиеся

Мины самодвижущиеся - *МИНЫ САМОДВИЖУЩИЯСЯ, появились во 2-ой пол. XIX ст. Лейт-т австр. флота Луппис предложил построить для защиты берегов лодку, к-рую м. заставить идти в любом напр-нии, управляя ею с берега; лодка д. нести, заряд, взрываемый при столк-нии с судном. Для сооружения такой лодки М. Луппис в 1864 г. вступил в кампанию с англ-ном Р. Уайтхэдом, служившим на машиностроит. заводе в Фиумэ. В 1866 г. б. изготовлена подвод., мина сист. Лупписа-Уайтхэд, имевшая уже все характер. признаки самодв. М., со след. данными (табл. 1, фиг. 1): дл. - 3,35 мтр., наруж. диам. - 35,5 см., полн. вес - 136 клг., вес зар. - 8 клг., давление в резервуаре сжат. воздуха - 25 атмосф. на 1 кв. см.; ск-сть хода - 6-7 узл. Устр-во приборов и их действие были весьма несовершенны, дальность выстрела - 600 мтр. В последующ. 10 лет мног. гос-тва сделали Уайтхэду заказы на М., а нек-рыя приобрели его патент. К концу 70-х гг. М. знач-но улучшена: увеличены размеры (дл. - 5,7 мтр., диам. - 38 см.), заряд (до 41 клг.) и емкость рез-ра сжат. воздуха, давление, к-раго доведено до 70 атмосф.; двиг-ль с 2 качающимися цил-рами заменен 3-цилин. машиной Брозерхуда, дававшей М. ск-сть 20 узл. на дист. 600 мтр. и 17 на 1200 мтр.; чтобы уменьшить отклоняющее действие гребн. винта, стали делать 2 винта, работающие от одной машины, но вращающиеся в разн. стороны; для выпрямлении траектории М. в вертик. плос-ти к гидростатич. диску присоединили рулевую машинку и снабдили гидростатич. апп-т особ. маятником. В рус.-тур. войну 1877-78 гг. М. фигурировала уже в боев. столк-ниях (см. Минное дело во флоте). Дальнейш. ея соверш-ние заключалось в улучшении действия старых и установке нов. приборов и в увеличении района действия. К 1889 г. М. представляла уже довольно совершен. ап-т с правил. траекторией и хорош. дальностью. К-с М. Уайтхэда обр. 1889 г. разделен на след. разборныя части (табл. 5): ударник, зарядн. отделение, гидростатич. отд-ние, рез-р сжат. воздуха, машин. отд-ние, кормовое, отд-ние передаточ. шестерен, хвостовая и рулевая части. Ударник (табл. 1, фиг. 2) выделан из стали и состоит из бойка а и к-са б; боек в передн. своей части снабжен "усами", к-рые приводят его в действие даже при косвен. ударах М. о борта судна; в тело бойка ввернута стальная игла f, весь боек м. передвигаться вдоль оси ударника, если этому не мешают предохранит-ная (с) и боевая (д) чеки, связывающия тело бойка с к-сом ударника. Когда ударник присоединен к зарядн. отд-нию, игла бойка входит в капсюль е, но не касается пов-сти грем. ртути. При ударе М. в к-с судна боек, упершийся в препятствие, останавливается, боевая (медная) чека срезается, и к-с ударника надвигается на иглу; последняя, прокалывая грем. ртуть, взрывает капсюль. Перед присоед-нием ударника к зарядн. отд-нию длина лигы бойка проверяется помощью игломера, а перед самым выстрелом из ударника вынимается предохранит. (стальная) чека. Зарядное отделение (табл. 1, фиг. 3) имеет вид усеч. конуса, с неск. выпуклой боков. пов-стью, выделываемой из стальн. листа, к-рый сваривается по шву. В передн. дно впаивается медн. цил-р, в к-рый вкладывается запал. стакан с сухим пирокс-ном; в массу последняго спереди вставлен капсюль с грем. ртутью. Через задн. дно зарядн. отд-ние наполняется влажн. пирокс-ном. Грем. ртуть капсюля взрывает запал. пирокс-н, от к-раго уже детонирует влажный. Гидростатич. отопление (табл. 2) вмещает в себе ап-т, управляющий М. по глубине. Это отд-ние д. быть абсолютно водонепроницаемым, т. к. действие его основано на разнице давлений столба воды над М. и воздуха, находящагося в отд-нии; в помощь последнему установлены пружины, ограничивающия передвижения гидростатич. диска, к-рый и служит передатчиком давлений. Стальн. корпус гидростатич. отд-ния (фиг. 9) укупорен двумя донышками в и с. В переднем в вырезано кругл. отверстие, закрываемое плоск. цил-ром - неподвижн. диском; впереди последняго помещен подвижной (гидростат.) диск, прикрытый сверху резин. кругом, к-рый обезпечивает герметич. укупорку всего отд-ния. От подвижн. диска назад идет телескопич. стержень, внутр. част к-раго ходит по резьбе вдоль, наружной; на головку ея насажена крестовина с гидростатич. пружинами; последния опираются друг. концами на неподвиж. диск и установлены т. обр., что все время стремятся толкать гидростатич. диск вперед. В М. первых образцов от крестовины шли тяги прямо к золотнику рулев. машинки; такое устр-во приводило к весьма резк. колебаниям М. вследствие быстрой перекладки рулей из одного крайн. положения в другое. В новейших М. тяга от диска (т. наз. эластич. тяга) идет на подвеску маятника, с к-рым сцепляется при помощи коромысла, имеющаго на ней точку вращения; от свобод. конца коромысла идет гидростатич. тяга к золотнику рулев. машинки. Т. обр., диск и маятник д связаны между собою. Для смягчения движения приборов и большей плавности работы рулев. машинки, маятник и тяги снабжены пружин. буферн. приспособ-ми. Совмест. влияние диска и маятника на траектории М., равно как сравнение этого комбинир. прибора с прост. гидростат. диском, видны на схеме действия рулей M. в обоих случаях (табл. 1, фиг. 5 и 6). Регулировка гидростатич. пружин производится так, чтобы на определ. глубине давление воды уравновешивалось давлением воздуха и пружин; в этот момент рули становятся гориз-но (по оси М.); если вода пересиливаеть пружины, рули кладутся кверху; при обратн. явлений они становятся книзу. Момент 1-й (фиг. 6) соответствует падению М. в воду; М. на мал. глубине, - диск отжат, маятник гориз-н (в бездействии), - рули станут книзу, чтобы углубить мину. М. поворачивает головн. частью вниз и забирает глубину, диск еще отжат и рули д. были бы стоять книзу, но по мере уклона M., приходить в действие маятник: стремясь сохранить вертик-ное положение, он пойдет вперед и потащить за собою всю систему тяг, и рули пойдут кверху. Момент 2-й соответствует тому, когда работа диска и маятника взаимно уравновесились; рули стоят на оси М. В дальнейш. движении вперед маятник пересиливает диск и перекладывает рули кверху. Моменть 3-й: М. поворачивает кверху и постепенно переходит в гориз-ное положение, маятник уже не работает; если М. еще не достаточно углубилась, диск будет отжат и рули снова положатся книзу (момент 4-й). След. моменты (5 и 6-й) соответствуют 3 и 4-му моментам; но М: уже углубилась настолько, что диск сначала приходит в средн. положение (5), а затем оказывается нажатым (6), и рули станут кверху. Дальнейш. работа маятника будет обратная предыдущей: он будет посылать рули книзу. Когда М. придет, наконец, на заданную глубину и будет гориз-на, работа гидростат. аппарата сведется к регул-ке правил-ти пути М., нарушаемой действием силы тяжести (если M. стремится тонуть) или силы поддержания воды (если М. всплывает). Фиг. 5 представляет картину работы одного гидростат. диска и ход М. в связи с этим. Гидростат. ап-т требует тщател. ухода и точной регул-ки пружинь и тяг; последнее выполняется помощью спец. повероч. приборов. Резервуар М. (фиг. 10), стальн. цил-р с выпуклою боков. пов-стью содержит сжатый воздух, необходимый для работы М. Высокое давление, к-рому он подвергается, требует от него больш. прочности, в виду чего к-с вытачивается из цельной прокованной стальн. болванки, и толщина стенок достигает 5/8″. Донышки резервуара ставятся на резьбе и запаиваются; для эластич-ти им придается форма полусфер. Через все отд-ние проходить гидростат. тяга. В машин. отд-нии расположены: глав. машина, приводящая во вращение винты М., кран рез-ра и машин. кран, проводящие воздух из рез-ра к мех-змам; прибор разстояния, устанавливающий дальность мин. выстрела; рулев. машинка, управляющая с помощью гидростат. ан-та действием гориз-ных рулей; клапан потопления, через к-рый м. б. наполнено водою кормов. отд-ние. Глав. машина - 3-цил-ровая, сист. Брозерхуда (фиг. 12). Оси цил-ров перпенд-ны оси вала и составляют между собою углы в 120°. Поршни работают только верхн. пов-стью. Воздух распределяется в цилиндры одним централ. золотником, давление коего устанавливается нажатием машин. регул-ра (15-20 атм.). Отработанный воздух выходить через пустоту внутри вала. Смазка машины автоматическая - под давлением воздуха. Кран рез-ра состоит из 2 клапанов - впускного и запирающаго; через первый накачивается воздух в M., a через 2-й он перепускается из рез-ра в машину. Оба клапана помещены в одном к-се и приводятся в действие одним ключем. Машинный кран установлен между краном рез-ра и машин. регул-ром. Он открывается автоматически, в момент вылета M. из ап-та, с помощью двуплечн. рычага (курка), поворачиваемаго крючком, к-рый установлен на к-се ап-та (см. Минные аппараты). Прибор разстояния (фиг. 4) м. б. заранее установлен на определ. дис-цию, пройдя к-рую, М. останавливает машину и выплывает (или тонет). Зубч. колесо, связанное с машин. краном, сцепляется с валом глав. машины. Перед выстрелом прибор ставится в надлежащ. положение. Когда машина сделает определ. число оборотов, зубч. колесо повернет курок и закроет машин. кран. Этим же движением открывается клапан потопления, если он не разобщен перед выстрелом. Рулевая машинка действует сжат., воздухом, прошедшим через регул-р; распределение его производится золотничком, связанным тягами с гидростат. ап-том. Через кормовое отделение М. проходят вал глав. машины и рулевыя тяги. Отделение герметично и сообщает М. плавучесть. В передн. донышке установлен клапан потопления, через к-рый оно м. б. наполнено водой. Отделение передаточ. шестерен заключает приспособления для передачи вращения от глав. вала добавоч. валу; достигается это помощью 4 шестерен, из коих две насажены на главный и добавоч. валы, а две другия расположены к ним перпенд-но и сцепляются зубцами с 1-ой парой. Вращение глав. вала и шестерни на нем заставляет вращаться 2-ю пару шестерен, а от нея вращение передается шестерне добавоч. вала, одетаго свободно на главный. Валы, а с ними и оба винта вращаются в разныя стороны. Вся кормовая часть служит для упр-ния М.: вертик-ныя ребра сообщают М. устойч-сть на курсе, а гориз-ные рули ведут М. по глубине. Здесь же, в вырезах, помещены оба гребн. винта. Часть М., расположенная впереди винтов, называется хвостовой, а сзади - рулевой. С появлением образца 1889 г. все гос-тва проявили стремление к развитию строит-ва М. Уайтхеда на своих заводах, и за 10-летие 1889-99 гг. появилось больш. колич-во различ. образцов М. Были и попытки отойти от установившагося типа М.; пробовали устанавливать вместо машин Брозерхуда более мощные двигатели, заменять сжат. воздух иным газом и т. д. Можно отметить след. оригин. мины: М. Хоуеля (Америка), приводимая в движение 10-пд. маховиком, насаженным на вал М.; вращение сообщалось маховику в момент выстрела; М. Влисса-Ливитта (Америка) с тюрбин. двиг-лем Кертиса; М. Пека, с машиной, работающей перегрет. паром; М. Бердана - с газов. двиг-лем; М. Шпаковскаго - с ракетн. составом; М. Паульсона - с жидкой углекислотой вместо воздуха; к-с М. для легкости изготовляется из прессован. бумаги; М. Эриксона - к-сом из белой сосны; М. Пистоя - с винтами, вращающимися по принципу Сегнерова колеса, и т. д. Однако, новейш. образцы М. Уайтхэда вытеснили перечисл. типы. С изобретением в 1896 г. прибора Обри1 (см. это) и усоверш-нием рулев. машинки, эти М. начали давать прекрас. траекторию. Россия за это время пыталась идти по пути усоверш-ния М. Уайтхэда. М. строилась на Обуховск. сталелит. заводе мор. вед-ва и Спб. заводе Лесснера. В М. обр. 1898 г. (табл. 3) глав. усоверш-ния сводились к след.: в ударнике введена предохранит. вертушка, делающая M. безопасной, пока она не пройдет определ. разстояния, чтобы она не м., случайно повернув, повредить стреляющее судно. Вертушка приводится в движение сопр-лением воды. Зарядное отд-ние отличается более полн. обводами и установкой добавоч. креплений для большей прочности к-са. В гидростат. отд-нии введены нек-рыя улучшения в передаче работы диска к золотничку рулев. машинки и изменен способ подвеса маятника. Емкость резервуара увеличена до 9,5 кб. фт., повышена прочность материала, позволяющая накачивать воздух до 100 атм. В глав. машине усовершенствованы нек-рыя части и отдел. мех-змы. Кран резервуара разделен: сделано два самост-ных клапана - впускной и запирающий. Машин. кран совершенно изменен и соединен с прибором разстояния, образуя с ним один комбинир. прибор. В 1-й момент выстрела, когда М. начнет двигаться в ап-те, откидывается курок, к-рый заставляет открыться малый клапан; последний пропускает небол. колич-во воздуха в глав. машину, и та начинает работать (300-600 оборотов в минуту). Как только М. упадет в воду, откидывается силою сопр-ления воды щитик, открывающий больш. клапан, и машина начинает работать полн. ходом. Рулевая машинка представляет цил-р, внутри к-раго имеется поршень, двигающийся взад и вперед с помощью сжат. воздуха; последний впускается в машинку золотником, к-рый помещается внутри поршня и связан тягами с гидростатич. ап-том; поршень же соединен с гориз-ными рулями. В виду того, что при выстреле М. в первые моменты испытывает сильн. толчки, заставляющие маятник делать резкия движения, оказывается необходимым застопорить на первое время золотник рул. машинки, чтобы последняя не передавала на рули удары маятника. Это достигается с помощью рул. стопора, - прибора, соединеннаго с рул. машиной и действующаго на определ-м, заранее установленном разстоянии. Рул. стопор захватывает тягу у золотника рул. машинки и не позволяет ей двигаться, все же колебания маятника разряжаются на эластической тяге, установленной в гидростат. отделении. Рул. стопор, подобно прибору разстояний, связан с валом гл. машины; когда она сделает извест. число оборотов, стопор выводится, освобождая золотник. тягу. Кормовое отд-ние отличается от такового же М. 1889 г. только тем, что в нем помещен прибор Обри, к-рый управляет вертик. рулями мины. Отд-ние передаточ. шестерен соединено с хвост. частью; такое устр-во значит-но облегчает разборку M. Рул. часть отличается в М. 1898 г. тем, что у нея имеются вертик. рули, действующие от прибора Обри; гребн. винты для более плавн. работы сделаны 4-лопастными. Во время войны 1904-05 гг. обнаружились глав. недостатки М. 1898 г.: малый район действия и недостаточ. ск-сть хода. Поэтому решили увеличить рез-р и повысить его прочность, чтобы увеличить колич-во и давление воздуха. Удлинение М. признано б. нецелесообразным; поэтому довели диаметр до 45 см. Гл. данныя, этой М.: д-тр - 45 см., дл. - 4,5 до 5,2 мтр.; максим. давление в рез-ре 150 атмосф., ск-сть хода - 34 узла, вес заряда - от 70 до 125 клг. М. 1904 и 1905 гг. (табл. 4) отличаются от предыдущих образцов расположением гл. частей и устр-вом приборов. В них гидростат. отд-ние помещается сзади рез-ра сжат. воздуха; эта перестановка дала уменьшение трения в гидростат. тягах и избавила рез-р от слаб. места, - трубки, через к-рую проходила гидрост. тяга. Ударники M. 1904 и 1905 гг. отличаются от ударника 1898 г., также, как и друг от друга, весьма значит-но. В образце 1904 г. (фиг. 23) предохранит. вертушку заменили вращающимися усами ударника. По мере движения М. в воде, усы поворачиваются и выдвигаются вместе с навинтован. втулкою вперед, как бы взводя этим ударник. В момент столк-ния с бортом судна усы своими втулками срезают боев. чеку, осаживают назад боек с иглой и взрывают капсюль. Вследствие ненадеж-ти описан. ударника перешли к нов. образцу 1905 г. (фиг. 24), в к-ром, кроме предохранит. вертушки, имеются 3 отдел. рычажн. уса, расположенных, под угл. в 90°. Боков. усы насаживаются на шпильки бойка, ок. к-рых, как осей, они м. поворачиваться. Пока цела боев. чека и навернута предохранит. вертушка, усы не м. двигаться; когда же вертушка свернется, они освобождаются; при ударе М. о борт судна одним из усов, этот последний продвинется назад, увлекая за собою боек, к-рый срежет боев. чеку и взорвет капсюль. Благодаря больш. длине усов и простоте устр-ва, эти ударники действуют без отказа. Зарядн. отд-ние М. 1904-05 гг. (фиг. 31) выделано из бронзы и имеет более полн. обводы, чем зар. отд-ние обр. 1898 г. Резервуар выделывается из никкел. стали. В гидростат. отд-нии, помещенном позади рез-ра; установлен нов. гидростат. ап-т (фиг. 24), принцип к-раго тот же, но устр-во совершенно иное. Гидростат. диск расположен парал-но оси М., внизу отд-ния, а маятник находится непосред-но над диском, т. ч. сквозь него проходит трубка с единств. гидростат. пружиною. Такое расположение частей делает ап-т чрезвычайно компактным и позволяет при разборке вынимать его целиком, не разбирая друг. частей М. Впускной и запирающий клапаны крана рев-pa помещаются в отдел. коробках, т. к. уже при давлениях ок. 100 атмосф. с клапанами, помещенными в одной коробке, трудно получить хорошую укупорку. Прежняя 3-цилиндр. машина заменена 4-цил-ровой (фиг. 21), знач-но более мощной (ок. 120 инд. сил при рабоч. давлении в 43 клг. на кв. см.); другие помещающиеся в машин. отд-нии мех-змы (рул. машинка, машин. кран с прибором разстояния, регул-р и масляники) в М. 1904-05 гг. также изменены согласно нов. требованиям. Прибор разстояния разбит на дистанции до 5.000 мтр., при чем до 3.000 мтр. служит одна регуляторная пружина, а свыше 3.000 мтр. - другая. Кормовое отд-ние (фиг. 31) изменилось только формой обводов, более полных в целях увеличения плавучести мины. В хвосте М. (фиг. 20) упрощено соединение гребн. винтов с валом и изменена форма их лопастей. Ск-сть М. этого образца - до 35,5 узл. на 1.000 мтр., до 27 уз. - на 2.000 мтр., 23 узл. - на 3.000 мтр. и 17 узл. - на 4.000 мтр.; у нек-рых же образцов, предназначенных спец-но для коротк. дис-ций (до 1.000 мтр.), особой регул-кой золотников машины б. получены ск-сти до 39 узл. на 600 мтр. и 36 узл. на 800 мтр. Для подвод. лодок, где М. долго находятся в воде, корпуса их делаются из бронзы. Первая попытка выделки бронз. М. была в 1881 г. на заводе Шварцкопфа, но неудачно. Устр-во соврем. мин Шварцкопфа отличается от таковых же Уайтхэда деталями отдел. приборов; глав. же части, их назначение и расположение весьма похожи. M. Шварцкопфа обр. 1906 г. (А - 70) представляет комбинацию приборов, подобных Уайтхэдовским разн. годов. В корм. отд-нии М. помещается прибор Козеловскаго, управляющий действием вертик. рулей и заменяющий прибор Обри в М. Уайтхэда. Устр-во перваго основано на действии воздуха, пускаемаго с большой силою на ребристый волчек, к-рому т. обр. сообщается чрезвычайно быстрое вращение. М. Шварцкопфа знач-но сложнее своих соврем-ц завода Уайтхэда и не имеет перед последними никаких преимущ-в. Увеличение скоростей хода новейш. судов и дальностей дистанций боя привели к необходимости увеличить ск-сти и дальности действия М., для чего перешли от холод. воздуха к подогретому. К заводам, занявшимся подогреванием воздуха высок. давления еще в 1900 г., принадлежит америк. фирма Блисс и Кº, к-рая поместила свой подогреват. ап-т в рез-ре (табл. 5, фиг. 2). В М. устанавливаются 2 сосуда, один вне рез-ра, другой внутри его; в первый наливается спирт, часть к-раго м. перейти и во второй по соединяющей их трубке. Когда в рез-р накачивают воздух, он проходит и в первый сосуд, т. ч. жидкость оказывается под давлением, равным резервуарному. Когда машина начнет работать, давление в рез-ре станет падать, и спирт будет переходить по трубке в рез-р, где он воспламеняется особым зажиг-лем. Недостатки системы Блисс-Ливитт заключаются в том, что для чистки прибора приходится делать горловину в донышке рез-ра, что знач-но понижает его прочность; кроме того, питание горяч. воздухом рул. машинок вредно отзывается на их работе. Общий же крупн. недостаток подогревания воздуха выс. давления это - возм-сть взрыва рез-ра. Недостатками 2-ой системы подогр-ния (воздуха низк. давления) являются: отсутствие места между регул-ром и машиною и попадания пламени в последнюю. Инж-р завода Армстронг (Англия) Содо и лейт. австр. флота Гестежи, остановившись на подогревании воздуха низк. давления, пошли к решению вопроса разл. путями. Гестежи (фиг. 29) ввел в своем ап-те в кач-ве регул-pa темп-ры воду; машина у него питается смесью горяч. воздуха и паров бензина с парами воды. Два сосуда - один с бензином, другой с водой - связаны между собою и с рез-ром сжат. воздуха системою трубок; над. бензин. сосудом установлена сожигател. камера, закрытая сверху колпаком. Воздух из рез-ра проходит через регул-р и затем в сожигат. камеру; туда же поступают воспламененный бензин и водяная пыль из сосудов. Все это перемешивается и идет по общ. трубе в машину. К дост-вам этого ап-та нужно отнести возм-сть применения его в существующих М. и отсутствие сильн. колебаний темп-ры; к недостаткам - возм-сть замерзания воды, попадание неиспарившейся воды в машину и опасность обращения с бензином. Содо в своем подогреват. ап-те (фиг. 28) применил керосин; не охлаждая мех-змов водою, как это делает Гестежи, он вместо бронз. машины установил стальную, более стойкую к выс. (250-270°С) темп-рам. Воздух из рез-ра проходит через регул-р, а оттуда по трубке в сосуд с керосином. Друг. трубка от регул-ра ведет воздух в сожигат. камеру, где получается нек-рое его расширение и, как следствие этого, понижение давления; под разностью давлений керосин перегоняется из сосуда в сожигат. камеру, там распыляется воздухом и зажигается. Образующаяся смесь воздуха с горящими парами керосина поступает в машину. Дост-ва ап-та Содо: сравнит. безопас-ть от взрыва, небол. вес ап-та и правил. работа машины даже в случае невосплам-ния керосина. Недостатки: необходимость стал. машины, части к-рой подвержены ржавлению, и сложность зажигат. ап-та для керосина. Применение подогреват. ап-тов знач-но увеличило ск-сти М. и дальности их действия: при употреблении ап-та Содо М. дают ск-сть в 38 узл. - на 1.000 мтр., 36 узл. - на 1.500 мтр., 34 узл. - на 2.000 мтр. и 29 узл. - на 3.000 мтр. (без подогревания 34 узл. - на 1.000 мтр.). Ап-т Гестежи дает приблиз-но те же резул-ты. При форсир-нии машины с ап-том Содо в Фиуме достигли в 1909 г. ск-стей: 43 узл. - на 1.000 мтр., 40,15 узл. - на 1.500 мтр., 39,9 узл. - на 2.000 мтр., 31,4 узл. - на 3.000 мтр. и 26,6 узл. - на 4.000 мтр. Переход нек-рых гос-тв к д-тру М. в 21 дм. (52,5 см.) и к нов. системам машин обещаеть в будущем еще значит. возрастание ск-стей М. и их района действия. В связи с этим необходимо ожидать и больш. изменений в приборах, управляющих траекториею М., особенно жироскопических. Последние уже и в описан. образцах М. претерпели значит. перемены. (Братцев, Мины Уайтхеда, ап-ты и насосы, Спб., 1900; Шмидт, Рук-ство для мин. школ, Кронштадт, 1908; Плотто, Мины Уайтхеда, Кронштадт, 1909; Пшенецкий, Описание устр-ва мины Шварцкопфа А - 70, Спб., 1908; Его же, Описание устр-ва мин Уайтхеда обр. 1908 г., Спб., 1910; Кладо, Соврем. мор. война, Спб., 1905; Нидермиллер, Собрание чертежей самодвиж. мин и т. д.; Пшенецкий, Атласы чертежей к самодвиж. минам Уайтхеда и Шварцкопфа).

ДАННЫЯ К НЕКОТ. ОБРАЗЦАМ САМОДВИЖ. МИН УАЙТХЭДА.

Обр. мины.

Длина.

Диаметр

Вес мины.

Вес заряда.

Давление резервуара.

Скорость в 1 узл.

1878

г.

5,7

мтр.

37,5

см.

400

клг.

40

клг.

70

атм.

20,5

на

540

мтр.

1889

"

5,6

"

37,5

"

400

"

80

"

70

"

22,5

"

540

"

1898

"

5,1

"

37,5

"

450

"

66

"

100

"

28,5

"

540

"

                       

2 ,0

"

900

"

1904

"

5,2

"

45,0

"

65

"

70

"

150

"

32,0

"

1.000

"

                       

26,0

"

2 000

"

1905

"

5,2

"

45,0

"

630

"

90

"

150

"

32,0

"

1.000

"

                       

27,0

"

2.000

"

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

1. Прототип мины Уайтхеда, М. Лупписа.

1. Прототип мины Уайтхеда, М. Лупписа.

2. Ударник М. Уайтхеда образца 1889 г.

2. Ударник М. Уайтхеда образца 1889 г.

3. Зарядное отделение М. У. обр. 1889 г.

3. Зарядное отделение М. У. обр. 1889 г.

4. Прибор разстояния М. У. обр. 1889 г.

4. Прибор разстояния М. У. обр. 1889 г.

5. Схема вертикальной траектории М. У. при участии гидростатич. прибора и маятника.

5. Схема вертикальной траектории М. У. при участии гидростатич. прибора и маятника.

6. Та же схема при участии одного гидростатическаго прибора.

Мины Уайтхеда образца 1889 года.

6. Та же схема при участии одного гидростатическаго прибора.Мины Уайтхеда образца 1889 года.

7. Гидростатич. отделение с 1 длинной пружиной.

7. Гидростатич. отделение с 1 длинной пружиной.

8. То же с 3-мя короткими пружинами, поперечный разрез.

8. То же с 3-мя короткими пружинами, поперечный разрез.

9. То же - продольный разрез.

9. То же - продольный разрез.

10. Резервуар сжатого воздуха.

10. Резервуар сжатого воздуха.

11. Хвостовая часть.

11. Хвостовая часть.

12. Машина - поперечный разрез.

Отдельныя части и приборы мины Уайтхеда образца 1898 г.

12. Машина - поперечный разрез.Отдельныя части и приборы мины Уайтхеда образца 1898 г.

13. Зарядное отделение.

13. Зарядное отделение.

14. Гидростатическое отделение.

14. Гидростатическое отделение.

15. Кормовая часть.

15. Кормовая часть.

16. Ударник.

16. Ударник.

17. Главная машина.

17. Главная машина.

18. Рулевая.

18. Рулевая.

19. Машинный кран прибор разстояния.

Отдельныя части и приборы Мины Уатхеда образцов 1904-1905 гг.

19. Машинный кран прибор разстояния.Отдельныя части и приборы Мины Уатхеда образцов 1904-1905 гг.

20. Хвостовая часть бразца 1904 г.

20. Хвостовая часть бразца 1904 г.

21. Главная машина " " "

21. Главная машина

22. Гидростатический аппарат обр. 1904 г. и последующих гг.

22. Гидростатический аппарат обр. 1904 г. и последующих гг.

23. Ударник образца 1904 г.

23. Ударник образца 1904 г.

24. Ударник образца 1905 г. и последующих гг.

24. Ударник образца 1905 г. и последующих гг.

25. Ударник образца 1905 г. и последующих гг.

25. Ударник образца 1905 г. и последующих гг.

Мины самодвижущиеся.

26. Схематич. расположение главных частей и относит. размеры мин Уатхеда различных образцов.

Мины самодвижущиеся.26. Схематич. расположение главных частей и относит. размеры мин Уатхеда различных образцов.

27. Подогревательный аппарат Блисс-Ливитта.

27. Подогревательный аппарат Блисс-Ливитта.

28. Подогревательный аппарат Садо-Армстронга.

28. Подогревательный аппарат Садо-Армстронга.

29. Подогревательный аппарат Гестежи.

29. Подогревательный аппарат Гестежи.

30. Мины Уатхеда обр. 1904 г. и отнятыя кормовыя части.

30. Мины Уатхеда обр. 1904 г. и отнятыя кормовыя части.

31. Зарядное и кормовое отделения мины Уайтхеда образца 1904 г.

31. Зарядное и кормовое отделения мины Уайтхеда образца 1904 г.

В начало энциклопедии