Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Македония

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Македония

МАКЕДОНИЯ. Под этим названием известна географ. область на Балкан. полуо-ве, ограниченная на в. Родопск. горами (хреб. Доспат-Даг), на с. - горной группой Орбелоса и хребтом Шар-Карадаг, на з. - отрогом Шар-Дешат, Охридск. оз. и хр. Грамос, на ю. - Олимпом, Капукскими горами и Эгейск. морем. В этих пределах М. занимает площадь ок. 50 т. кв. вер. Берега представляют неск. заливов, из к-рых важнейшие: Салоникский с гл. портом М. - Салоники (Солунь) и Кавала с портом того же имени. По устройству поверхности М. м. б. разделена на верх., или горную и ниж., или низменную. Первую образуют погранич. горн. полоса и горы централ. М.; вторую - обширныя равнины, лежащия вдоль течения рек и по мор. побережью. Пограничныя горы огибають М. в виде широк. подковы, концы к-рой упираются в море. Вост. часть этой подковы образуют Родопския горы. Оне состоят из 2 гл. хребтов, отходящих от узла Демир-Капу (8.144 фт.). Один из хребтов, Доспат-Даг, имеет средн. выс. 5 т. фт., отдел. же вершины (Крушева-Даг, Кушлар-Даг, Кула-Даг) 7 т. фт. Второй хребет, Перим-Планина, проходит между реками Струма и Места (Карасу); его сред. выс. - 5 т. фт., высш. точка - узел Ельтепе (8.900 фт.). Суровость и дикость природы Родопа, малая насел-сть, бедность средств и недостаток удобн. путей затрудняют доступ в М. из соседн. Болгарии и Фракии. На с. Родопы примыкають к хр. Рыла, лежащему уже в пределах Болгарии. Это глав. горн. узел всего полуо-ва, представляющий зубч. стену обнаженных черн. скал со средн. выс. 8 т. фт. Западнее идет неширокий хр. Осегова-Планина (средн. выс. 4 т. фт.), отделяющий многочисл. лесистые отроги к долинам рек Струмы и Брегальницы. Еще западнее тянутся цепи сист. Орбелоса, той же средн. выс., к-рыя, в свою очередь, водоразделом соединяются на з. с горн. системой Шар-Планина. Последняя состоит из хребтов Шар и Карадаг, к-рые тянутся с с.-в. на ю.-з. Сред. выс. Шара - 7 т. фт.; высш. точка - гора Люботрн (10 т. фт.). Эта цепь самая крутая и обрывистая в М., при чем южн. скаты круче сев. Выс. Карадага 3-4.700 фт.; он отделен от Шара известн. Качаникским дефиле, по к-рому проходит ж. д. Салоники-Митровица. Вдоль зап. гр-цы М. проходит хребет Дешат или Кораб (6 т. фт.) и горы, образующия дефиле Черн. Дрина между Диброй и Охридск. оз.; выс. их 4-6 т. фт., а отдел. частей до 8 т. фт. (Голежница). Отроги этих гор простираются до р. Вардар, окружая кольцами равнины Битолии и большия озера и образуя ряд дефиле на р. Вардар и ея притоках. Важнейшие дефиле - проходы Бабунский, на дороге из Велеса в Прилеп и Плетварский - на дороге из Градско в Прилеп. Простр-во к ю. от р. Вистрицы заполнено продолжением Пинда. Глав. водораздельный хребет (Грамос, Боньон, Василика), выс. 4-6 т. фт., тянется от оз. Маликскаго в ю.-зап. напр-нии до прохода Зигос (5.087 фт.). продолжаясь в Грецию под именем Пинда, от Зигоса на в. отделяется хребет, высотою 4 т. фт., служащий водоразделом бассейнов рек Вистрицы и Саламврии (горы Шассия, Кампука, Фламбурон, Олимп). От глав. хребта к р. Вистрице отделяются неск. извилист. цепей, средн. высоты 3 т. фт., заполняющих простр-во между правыми притоками этой реки. Глав. хребет представляет солидн. преграду, в особ-сти, между М. и Эпиром. Важнейшие проходы - Фурка и Мецово; единственная колес. дорога, шоссе Битолия-Корица, обходит хребет с с. Помимо погранич. гор, неск. второстепен. хребтов прорезывают с з. на в. центральную М.: Плачкавица (3-5 т. фт.) - между рр. Брегальницей и Струмицей; Белешь-Планина (41/2 т. фт.) и Благуши-Планина (11/2 т. фт.) - южнее р. Струмицы; от последних к ю. отходит холмист. гряда, выс. 2-3 т. фт., (Курша-Балкан, Сохос, Беик-Даг), достигающая моря у устья р. Струмы. Горы Халкедонск. полуо-ва составляют особую систему, отделенную болотист. низм-стью от гор центр. М. Гл. хребет, занимающий сев. часть полуо-ва, достигает 3.500 фт., понижаясь к берегу до 1.500 фт., и отделяет ветви в каждый из трех пальцев полуо-ва. Из равнин, образующих Нижнюю М., более знач-ныя: Овче Поле (Мустафа-Оваси) - обширное кремнистое плато, ок. 30 кв. миль, изрезанное глуб. долинами лев. притоков р. Вардара; долины обработаны и хорошо заселены; Битольская (Монастырская) равнина общей длиной с с. на ю. 65 вер., при шир. 15 вер., представляеть соединение равнин собств. Битольской, Прилепской и Флоринской; Кукушская (Аврет-Гиссарская или Женска) равнина, размерами 18 кв. миль; Драмская равнина - по сред. течению р. Ангисты, дл. 40, шир. 15 вер. Можно отметить также образуемыя Родопск. горами небол. котловины Разлогскую (Мехомия), Неврокопскую и Лисскую (Жирново). Все перечислен. равнины оч. плодородны и густо населены, за исключ. южной, болотистой части Драмской равнины. К прибрежн. равнинам относятся: Вардарская, или Кампания, по обоим бер. нижн. Вардара, дл. с з. на в. 60 вер., при шир. 20-30 вер., большею частью болотиста и пустынна, у Салоник песчана и лишь в небол. части возделана; Сересская равнина, образуемая бассейном нижн. Струмы на протяжении 60 вер., при средн. шир. 15 вер., по бер. оз. Ташино болотиста, а в остал. части плодородна, хорошо возделана и заселена; Ениджейская равнина вместе с расположенной восточнее Гемюльджинской равниною образует прибрежн. полосу к в. от зал. Кавала на 80 вер. при шир. 20-25 вер.; обе долины представляют прекрас. пастбища, за исключ. болотист. дельты р. Месты. Реки М. принадлежат бас-нам Месты, Струмы, Вардара и Вистрицы. Р. Места (Кара-Су) вытекает из гл. хребта Родоп и быстро бежит в узк. скалист. ущелье, образуя ряд дефиле; из последних более известно Киз-Дербент (по-болг. Момина-Клиссура), южнее Мехомии. Длина реки 180 вер., из них только 40 вер. в равнинах. Река проходима в брод везде, кроме примор. равнины. Важнейшия мост. переправы у Киз-Дербент и Неврокопа и паромная на дороге Енидже-Кавала. В общем серьез. преграду представляет не река, а ея обрывистое, глуб. ущелье. Р. Струма берет начало в Болгарии; из 300 вер. ея течения М. принадлежит 170 вер., из к-рых 35 вер. река течет в скалист. дефиле, 45 вер. - оз. Ташино, а на остал. протяжении - возделанной долиной. Глав. дефиле находится к ю. от г. Джума; его южн. часть наиб. дикая и недоступная, на протяжении 15 вер., известна под именем Кресны. У входа в Сересскую равнину при д. Скеле река проходит второе узк. дефиле. В обык-ное время река везде проходима в брод, а в половодье ниже Креснинскаго дефиле служит для сплава леса. Течение в верхн. части оч. быстрое; дно каменистое. Мосты: один близ устья, у д. Еникюю и 3 - между оз. Ташино и Бутково. Более важные броды: у Трак-Хана, южнее г. Джума, у Брезницы, возле устья Струмицы и южнее Скеле. Из правых притоков Струмы более знач-ный Струмица с ея плодородной, густо населен. равниной, из левых - Ангиста, протекающая в сред. части Драмской равнины. Р. Вардар составляет гл. артерию М. Бассейн реки представляет много плодород. и густонасел. участков, а долина ея является естеств. путем через М. Если принять во внимание, что бас-н Вардара почти сходится с бас-ном Моравы, то станет понятным все значение этой реки и в междунар. отношении. В наст. время долиною Вардара проходит ж.-д. линия от Митровицы к Салоникам. Вардар берет начало на южн. склонах Шар-Дага; его длина - 275 вер., из к-рых 145 вер. река протекает в дефиле и 130 вер. в равнинах. Более значит. дефиле: Таоры - южнее г. Скопии, Демир-Капу (Желез. Ворота) - дл. 18 вер., к югу от Криволыка и Ченгене-Дербент (10 вер.) - южнее Градеца. Между этими теснинами река образует дефилеобразныя долины, расширяющияся у Тетова, Ускюба и Велеса. Шир. реки: в ущелье Демир-Капу - 21 сж., у моста на шоссе Салоники-Битолия - 250 сж. Глубина разнообразная: севернее Демир-Капу в обык-ное время проходима в брод, а у Ченгене-Дербент - всегда не менее 2 сж. Дно песчаное и каменистое, ближе к устью илистое. Ск-сть течения вообще умеренная; быстрое падение, помимо верховъя, существует к с. от Градско и в проходе Демир-Капу. Глубина меняется по временам года; весною таяние снегов вызывает огромн. половодье; осенью река мелеет, особенно в снт. Переправ на реке много. Броды часты в верхнем и сред. течении, более известны у г. Костово, западнее г. Скопии (в 8 вер.), у Криволыка и севернее Демир-Капу. Мосты: к в. от Калканделепа (Тетово) на Скопийской дороге, при Сарае в 8 вер. к с.-з. от Скопии, ж.-д-ный - к в. от предыдщаго, в Скопии - обык-ный и ж.-д-ный, в Таорском дефиле - 2 ж.-д-ных, в г. Велесе - шоссейный; ж.-д-ные - у Демир-Капу, близ ст. Струмицы и в Ченгене-Дербенте, шоссейный - на дороге Салоники-Битолия. Паромы: при Криволыке (в большую воду), выше Градеца, у ст. Мировцы и Гевгели, южнее Ченгене-Дербента и близ устья. Более значит. притоки Вардара, слева: Тетовска (Шарска), Лепенац, образующий извест. Качаникское дефиле - удобнейший путь в М. с с.-з.; здесь проходят шоссе и ж. дорога, первое с одним, вторая с двумя тоннелями; Брегальница; из прав. притоков: Тресна и Черная река (Кара-Су), самый знач-ный из притоков в Битольск. равнине, сопровождается шир. полосой болот; у входа и выхода из равнины проходит узкими дефиле Моленица. Все притоки Вардара вне периода половодья проходимы в брод, в больш-ве орошают плодородныя, хорошо возделанныя и населенныя долины и имеют много мост. переправ и мельниц. Р. Вистрица (Быстрица, Индже, Кара-Су) составляет этнографич. гр-цу земель, населенных греками и болгарами. Образуется неск. речками, стекающими со склонов Грамоса; своим верхним и сред. течением проходит ряд дефиле, сменяющихся узкими лентообразными долинами, плодородными и густо населенными. Ширина в сред. течении 60 сж., в обык-ное время проходима в брод, кроме нижн. течения, имеющаго илистое дно. Камен. мосты: 4 в верхн. течении, один в среднем и один в нижнем. Притоки незначит-ны. Озера. Охридское, дл. 40, шир. 14 вер.; площадь - ок. 236 кв. вер.; наиб. глубина до 350 сж. Пов-сть оз. лежит на высоте 2.275 фт. Озера Пресбино (30 вер. дл., 5-15 вер. шир.) и Вентрок (15 вер. дл., 1-5 шир.) отделяются одно от другого узким и низк. перешейком, иногда заливаемым. С сев. и вост. стороны окружены равнинной полосой, вообще плодородной, местами болотистой, с з. берега возвышены, южн. берег Вентрока болотистый. Превышение этих озер над Охридским - 500 фт. Маликское оз. - дл. 10, шир. 2-3 вер.; берега болотисты; оз. Кастрия - 4×5 вер., с нездоровой застоявшейся водою; оз. Острово - дл. 18, шир. 4 вер.; оз. Бешик-Лангаза - дл. 35, шир. 8 вер.; оз. Дойран - дл. и шир. по 5 вер.; оз. Ташино - дл. 25, шир. 14 вер., с болотист. берегами; оз. Буру-Гьол, составляющее продолжение залива Кара-Агач, и неск. более мелких. Большая часть горной М. покрыта лесом, при чем на с. преобладают ель и сосна, а на юге дуб и орех. По соседству с морем мес-ть совсем обезлесена хищнич. вырубкой. Долины М. заняты пашнями, виноградниками и садами. Пригодными для земледелия являются только равнины, а также пологие скаты и террасы гор, не превышающие 3-31/2 т. фт. Житницей сев. М. считаются долина Овче Поле, в особ-сти его окраины, долины Скопии, Велеса, Штипа (Иштиба), Куманова и р. Брегальницы. В зап. М. наиб. хлебородна долина Битолии, в южной - Сересская равнина, в центр-ной - долина р. Струмицы. При замечат. плодородии почвы хлебные злаки дают урожай сам-7 - 10-15, а кукуруза - сам-300. В южн. М. снимаются 2, а местами 3 жатвы в год. Лучшая пшеница - Прилепская, рожь и ячмень - Велесские, кукуруза - Струмицкая. За удовлетворением местн. потреб-ти, значит. излишек хлеба (ок. 22 клг. на душу) вывозится за гр-цу, гл. обр., через Солуньский порт. Наименьшее колич-во вывозимаго хлеба (в 1885 г). определяется в 2.500 т. пд., при чем ок. 1/2 этого колич-ва дает Солуньский вилайет. В урожайн. годы колич-во вывозимаго хлеба увеличивается до 10 раз. В 1885-86 гг., при 2-летн. неурожае, хлеба М. все же хватило для продовольствия 200-тыс. армии, занимавшей М. и соседн. области. По величине вывоза 1-е место занимает рожь (25%), затем кукуруза (23%), овес (20%), пшеница (17%) и, наконец, ячмень (15%). Рис производится всюду, но лишь в размере местн. потреб-ти. Немаловажный продукт земледелия составляет стручк. перец. Скотоводство составляет гл. промысел населения горной М. Разводится, гл. обр., мелкий скот: овцы и козы, в небол. колич-ве свиньи. Крупный рогат. скот (волы, буйволы) употребляются для полев. работ, а также откармливаются на убой. Лошадей оч. мало, почти исключ-но на Овчем Поле; в южн. части края их заменяют, помимо рогатаго скота, мулы и ослы. Мукомолен в крае оч. много: в одном Солуньском вилайете в 1885 г. было до 500 мельниц водяных и до 27 паровых. Садоводство, включая культуру винограда, распространено повсюду в нижн. М. Нек-рый избыток фруктов, а также вина вывозится за гр-цу. Климат в общем умеренный, при чем в горн. М. более суровый, чем в равнинах и замкнут. котловинах. Для последних приблизит-ная сред. t°: годовая +8° R, за июль +17 °r и за январь - 1 °r. Зима продолжается обык-но 5 мес., с нбр. до конца мрт., в горах более продолж-на, а на вершинах Родопа, Шар-Дага и Олимпа снег держится весь год. В санитар. отношении климать благоприятный; нездоровым считается климат прибрежн. низм-стей, а также низмен. равнин Битольской, Сересской, Драмской и долины р. Вардара у г. Скопии. По данным к 1890 г., население М. состояло из 2.393 т. ч. Средн. плотность - ок. 37 ч. на кв. вер.; наибол. плотность - в Солуньск. санджаке, наименьшая же - в Скопийском, а также в Родопск. горах. Гл. массу населения составляют болгары (65%); затем следуют: турки (13%), греки (9%), албанцы (7%), куцовалахи (3%), евреи (11/2%) и цыгане (1%). Болгары, в том или друг. числе, занимают всю М., кроме Халкедонск. полуо-ва и района южнее р. Вистрицы. Турки живут преимущ-но в южн. М., в особ-сти по скатам хребта Курша-Балкан, а также между Островским оз. и р. Вистрицей. Греки почти сплошь занимают простр-во между р. Вистрицей и греч. гр-цей, Халкедонский полуо-в и узкую прибреж. полосу Ениджейской равнины; в значит. числе населяют бер. оз. Ташино и встречаются в нек-рых болгарск. городах (Солунь, Серес, Мельник). Куцовалахи населяют сплошь скаты Пинда, много их в г. Битолии и окр-стях, а небол. группы встречаются во мног. местах. Албанцы примешиваются к болгарск. населению вдоль с.-зап. и зап. гр-цы, примерно до линии Скопия-Кастория. Цыгане и евреи разбросаны повсюду; последние только в городах, гл. обр., в Солуни. В религиоз. отношении население распределяется так: православных - 67%, магометан - 30%, евреев - 1/2%, католиков и пр. - незначит. число. К православным, кроме болгар и греков, относится часть албанцев (28 т.), валахов (73 т.) и немного турок. Напротив того, в число магометан входит часть болгар, т. наз. "помаков" (240 т.), больш-во цыган, а также небол. часть греков, валахов и евреев. Более значит. города: Солунь (Салоники) - главн. порт М., конечн. пункт ж.-д. линии из Зап. Европы; жит. - ок. 45 т., из к-рых до 1/2 евреев; Скопия (Ускюб) - узел желез. и шосс. дорог, жит. ок. 25 т. и Битолия (Монастырь), жит. 30 т. Железныя дороги. Линия от Солуни через Скопию и Куманово на Ниш представляет участок международ. линии, соединяющей Солунь через Белград с Зап. Европой; протяжение в пределах М. - 275 вер., продолжит-сть проезда - ок. 11 ч.; проходит дефилеобразной долиной р. Вардара с двумя тунелями. От Куманова отделяется линия на Кюстендиль и Софию; длина участка в пределах М. - 60 вер. От Скопии отходит ветвь через Качаникское дефиле на Митровицу, дл. до Качаника 30 вер.; предполагалось продолжить в Боснию. Линия от Солуни через Серес и Енидже на Константинополь, протяжением в пределах М. 360 вер.; южнее оз. Дойран соединяется веткой со Скопийск. линией. Линия Солунь-Битолия, длиною 230 вер. Обыкнов. дороги разделяются на шоссе, колесныя и вьючныя. Колич-во удобн. дорог не велико. В районе Родопск. гор колесн. дороги вовсе отсутствуют; в централ. М., между Вардаром и Струмой, их только две. Более развита сеть в зап. М., а также в примор. полосе; лучшия дороги проходят долинами рек. В вост. половине области больш-во дорог вьючныя. В напр-нии с с. на ю. дороги пролегают вдоль Вардара, Струмы и Месты. На верхн. Вардаре узлом путей является г. Скопия, в к-ром сходятся шоссе, ведущия из Новаго Базара и Ниша через Качаник и из Ниша и Софии через Куманово. От г. Скопии вдоль р. Вардара, преимущ-но по лев. его берегу, ведет группа путей колесных и частью вьючных в Салоники (ок. 100 вер.). Вдоль берегов р. Струмы проходит дорога, ведущая из Софии к Сересу, всего в пределах М. 112 вер. Дорога из Болгарии в виде шоссе, но в 20 вер. южнее Джумы переходит в колесную грунтовую. Наконец, вдоль р. Месты пролегает вьючная дорога, идущая из Самокова через Демир-Капу, Неврокоп и Бук к Сарышабану на побережье; протяжение в пределах М. - 150 вер. Для связи перечисл. путей м. служить частью колесныя, а больш. частью вьючныя дороги: Мехомия (Разлог)-Джума-Иштиб (130 вер.); Неврокоп-Мельник-Градец (120 вер.); Бук-Драма-Серес-Солунь (155 вер.); и береговая колесн. дорога Енидже-Кавала-Орфани-Солунь (175 вер.). В зап. М. важн. узлом путей является Битолия (Монастырь). Сюда ведут пути из Старой Сербии, Албании и Эпира; Тетово (Калканделен)-Кричево-Битолия (130 вер.), южнее Костово - шоссе, севернее - вьючная: Дибра-Кричево-Битолия (90 вер.), западнее Кричево - вьючная; Струга-Охрида-Битолия (70 вер.), шоссе: Корица-Ресния-Битолия (100 вер.), шоссе: проход Фурка-Лапсиста-Кастория-Битолия (140 вер.), от Лапсиста и далее предыдущий путь, 122 в., до Лапсиста вьючная. Битолия соединена шоссе: с п. Солунь - через Иенидже-Вардар (140 вер.) и через Прилеп с Велесом (Кюпрюлю) - 86 вер. и с Градско (85 в.). С юга из Греции важнейшие пути: шоссе Элассона-Кожани-Битолия (140 вер.), или Элассона - Кожани - Кастория - Битолия (195 вер.) и колесная дорога Катерина - Солунь (62 вер.). Наконец, с в. единственная удобн. дорога ведет в М. вдоль мор. побережья, пути же, идущие через Родопския горы, представляют трудныя вьючн. дороги или пешеход. тропы. Административное устройство. В качестве тур. провинции М. составляла до конца 1912 г. вилайеты (округа) Солуньский и Битольский; к ней же относился Скопский санджак (губерния) Коссовск. вилайета. Вилайеты делились на санджаки, а последние на казы (уезды). В войну 1912-13 гг. М. завоевана союзн. балканск. армиями и по мирн. договорам 1913 г. - Лондонскому и Бухарестскому (закончившему 2-ю Балкан. войну), разделена между Болгарией, Сербией и Грецией. Политическое и воен. значение М. определяется ея положением на кратчайш. путях из З. Европы к берегам Эгейск. моря. Сюда, к Солуньск. порту издавна устремлены вожделения Австро-Венгрии, здесь же ближайш. естеств. этап герман. Drang nach Osten. Т. обр., балкан. гос-ва, занявшия М., станут поперек герман. и швабск. движения, прикрыв от него Ближний Восток и проливы. В экономич. отношении М. представляет богатейшую от природы страну. Не подлежит сомнению, что с утверждением в ней балкан. держав М. достигнет высокой культуры. (Бендеров, Воен. география и статистика, М., 1890; Веркович, Топографическо-этнограф. очерк М.,1889; Гопчевич, Старая Сербия и М., 1899; С. Бобчев, Письмо о М. и Макед. вопросе, 1889; Н. Дурново, Имеют ли болгары историч. права на М., Фракию и Старую Сербию?, 1895; Nicolaides, La Macédoine, Berlin, 1899).

В начало энциклопедии