Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Лошадь

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Лошадь

ЛОШАДЬ. Родиною Л. принято считать Азию (Иран), но новейшия научн. данныя делают несомненным, что и в Европе, до переселения в нее народов из Азии, существовала своя Л. В какую эпоху произошло приручение Л., неизвестно; но это животное мы видим уже на заре историч. жизни людей, в Индии, Китае, Финикии, Вавилоне, Египте, Греции, Риме, Скифии и Германии. Классификация лошад. пород до наст. времени еще не вполне разработана, но на основании строения костей скелета вообще и черепа в час-ти, все существующия породы, соответ-но первобытн. разновидностям, м. б. разделены на 3 самостоят. типа: 1) восточный, 2) западный или норийский и 3) монгольский. Кроме того, в наст. время имеется не мало промежуточ. форм, представляющих 4-й смешан. тип. 1) Восточный тип стал широко известен со времен Крест. походов и оказал решит. влияние на преобразование Европ. коннозаводства. Первенствующей породой вост. типа следует признать арабскую лошадь, а затем сирийскую, персидскую, туркменскую, варварийскую, багдадскую, турецкую, курдскую, карабахскую, кабардинскую, чистокровную английскую, англо-арабскую и все полукровныя. Этот тип дает наилучшия породы верховых Л. 2) Норийский (западный) тип, получивший свое название от римск. провинции Noricum (Зальцбург, Каринтия, Штирия), имел первоначально 2 представителей: мелкаго и крупнаго. От 1-го произошли все мелкия породы сев. Л., а от 2-го - тяжеловозы Зап. Европы. На разведение последних оказало большое влияние средневеков. рыцарство с его тяжел. панцырн. вооружением, требовавшим от Л. значительной силы и размеров. К этой группе относятся породы тяжелаго типа: фламандская, брабантская, булонская, першеронская, датская, суффолькская, голландская, кляйдесдальская, бретонская, битюгская, а также породы легкаго сельско-хозяйств. типа: арденнская, пинцгауерская, гундбранздальская, фиордская, финская, клеппер, жмудка, обвинка, казанка, мезенка, вятка и все пони. 3) Монгольский тип, по свидет-ву китайцев, приручен 6 т. л. назад и из азиат. степей, где он, гл. обр., разводился, с нашествием монголов в IV ст., разселился по степям юга России и Венгрии. Этот тип заключает в себе преимущественно Л. верхов. сорта. К Л. монгольскаго типа, живущим в табунах и у кочевых народов, относятся Л.: киргизская, калмыцкая, башкирская, донская, амурская, кашгарская, карабаирская, забайкальская и минусинская. 4) Смешанный тип, происшедший от 3 предыдущих и сохранивший в себе одновременно признаки различных типов, очень распространен, и к нему следует отнести все те разновидности, к-рыя, хотя и произошли от скрещивания, но мало-по-малу образовывают из себя самостоятельную породу. Разновидности эти следующия: хентер, хакней, клевеланд, тракен, Л. англо-норман, орлово-ростопчинская, русский и американский рысаки, норфольк, ольденбург, андалузская, кладрубская, ганноверская и мекленбургская. В общем эти категории представляют тип полукровных Л. Наиболее благородными ея представителями являются англ. охотничья Л. хентер (hunter), хак (hack), наш англо-донец и Л. Тракенскаго завода. - В армии Л. служит для различных целей, а в кавалерии является ея главн. оружием. Прежде это понималось, как средство для нанесения главн. удара массою коней, уподобляясь стенобитной машине в роде тарана; при современ. же условиях ведения войны и боя, это значение, с одной стороны, сузилось, но за то, с другой, во много расширилось в смысле развития подвижности коня, т.-е. того свойства, представительницею к-раго является кавалерия. Требования подвижности, т.-е. быстроты и выносливости коня, в силу современнаго развития огня пехоты и артиллерии, возросли до небывалых прежде размеров. К числу аллюров - шагу, рыси и фронтовому галопу - прибавился новый аллюр - полевой галоп, средней скорости от 24 до 26 вер. в час. Карьер же, как самостоятельный аллюр на коротке, потерял свое прежнее значение. Боевой аллюр - это полевой галоп. Свойство подвижности стоит ныне во главе всех других требований, предъявляемых к строевой Л. Эта подвижность одинаково необходима как в бою, так и вне поля сражения, на разведке и при сторож. службе. Этим требованиям, на основании опыта многих лет, лучше других удовлетворяет Л. англ. крови, к-рой и присвоено вообще название кровной Л. На таких чистокровных и полукровных Л. в настоящее время сидит кав-рия всей Зап. Европы. У нас после Наполеонов. войн, под влиянием мирной обстановки, установился ложный взгляд на тип кавал. Л. Стремление к внешн. блеску создало особый сорт Л., так называемых парадеров, годных для смотров и парадов, но непригодных для войны. Для удовлетворения такого спроса коннозаводчики и стали разводить этот тип Л. Восточная, а затем и Турецкая 1877-78 гг. войны наглядно доказали непригодность этого сорта Л. Такое указание опыта войны и пример Зап. Европы привели к тому, что у нас ныне стремятся посадить кав-рию на кровных Л. Для этого Россия располагает благоприятными условиями: обшир. район пастбищ и прекрасный сырой материал - наши степныя породы (киргизы, калмыки, донския, монгольския и т. д.). Улучшение этих пород кровной англ. Л. принесло уже прекрас. результаты. Так, на всероссийской конск. выставке задонскими коневодами б. выставлены группы кобыл, происшедших от донск. маток и кровных англ. и англо-араб. жеребцов; выставленный материал поражал дельностью и красотой форм. Отдавая преимущество Л-дям англ. крови, считают, что кровныя Л. строптивы и очень требовательны на корм и уход. Но если это справедливо в отношении скаковых кровных Л., подготовляемых для ипподрома, где, в силу специальной работы, требуется особая подготовка, отражающаяся на характере и нервах Л. и требующая исключительнаго ухода, то Л., воспитанныя в общих условиях ремонтнаго и строевого коня, ничем, кроме силы и энергии, не отличаются. Общее количество Л. земн. шара определяется в 601/2 милл., из этого числа в России находится более 30 милл. (30.400.000). Из этого общаго числа конск. населения нашей Империи 86% принадлежит крестьянам и только 14% всем остальным сословиям, при чем заводских Л. насчитывается меньше 200 тыс. голов. Одна Европ. Россия, не считая Предкавказья и Финляндии, имеет свыше 19 милл. Л., конское население Кавказа более 1 милл. В Азиат. России конское население превышает 10 милл. Конев. средства Германии, Австрии и Франции и Англии в общей сложности едва достигают 15 милл. голов. С. Шт. С. Америки насчитывают 17 милл. Л. и мулов. Но, занимая первое место по колич-ву конск. населения, по качествен. его составу Россия стоит на послед. месте. В 20-милл. конск. населении Европ. России последняя конск. перепись отметила лишь немного более 1/10 лошадей ростом выше 2 арш. 1 верш. и только 1/100 общаго колич-ва составляет более или менее породист. лошадей. Недостаток ассиг-ний на нужды госуд. конноз-ва не позволяет нам подняться выше нормы в 2 казен. производителя на 20 т. коней, в то время, как, напр., соседняя с нами Австрия давно установила норму в 28 казен. производителя на те же 20 т. До сих пор, несмотря на 30-милл. конск. богатство России, ремонтныя нужды кав-рии удовлетворяются с трудом. Не удивительно, что и экспорт Л. из России крайне незначителен, - не более 60 т. голов в год. (Рус. лит-ра о Л. не особенно богата, но иностранная достаточно обширна. Главн. труды: Мердер и Симонов, Лошади, 1895; Кулишев, Коннозаводство, 1911; Кн. Урусов, Книга о лошади, 1912; В. Трилицкий, Коннозаводство, 1913; Gr. Wrangel, Das Buch vom Pferde, 1890; Berausky, Zähmung und Abstemmung Des Pferdes, 1884; Rollof, Die Beurtheilungslehre Des Pferdes, 1906; A. Gallier, Cheval De trait races françaises, 1909; Его же, Le Cheval De Demi-Sang, 1911; Lidney, The Book of The Horse, 1894; W. Ridgewey, The origin of Thorongbred Horse, 1905).

В начало энциклопедии