Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Либава

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Либава

ЛИБАВА (по-нем. Libau, по-латышски Leepaja), портов. город Курлянд. Губ. на бер. Балт. моря, на песчан. косе, отделяющей Либавск. и Тосмарское оз. от моря. Л. основана в глуб. древности, когда озера Тосмарское и Либавское составляли еще часть Балт. моря. Либавск. пристань, упоминающаяся в актах сер. XIII в., повидимому, б. расположена у вост. берега нынешн. Либавск. оз.; тут же находился и город (вблизи современнаго гор. Гробина). В самом нач. XIV в. Л. завладел орден меченосцев, построивший здесь камен. замок и вокруг города - стену с башнями. В 1418 г. Л., принадлежавшую герц. Курляндскому, разорили и пожгли литовцы; но замок сохранился и представлял собою солидное по тому времени укр-ние: осада его польск. войсками Ягелло в 1422 г. успехом не увенчалась. В сер. XVI в. Л. перешла к Пруссии, но в 1609 г. возвращена герц. Курляндскому. Приблиз-но ок. этого времени она обращается в больш. торг. и промышл. центр, а пристань переносится к Перкуненск. протоку - естеств-му соединению Либавск. оз. с морем. Новый город возникает на дюнах, намытых между озером и морем; коммерч. пристань, за обмелением Перкуненск. протока, переходит в искусств. канал, прорытый у сев. части Либавск. оз. В начале 2-го 10-летия XVIII в. Л. временно пе решла в руки Петра В. (сохранился дом, где он жил в 1697 г.) и затем неоднократно служила убежищем для наших морск. отрядов во время Сев. войны. Оконч-но перешла к России в 1795 г. Первонач. попытка укр-ния после того Л. относится к 1831 г.) когда, по случаю польск. мятежа и волнений в Литве, у города б. построены 2 группы земл. укр-ний, одна к стороне Мемеля и другая к стороне Митавы; на их вооружение выслано б. XIV - 12-фун. пушек стараго образца, да 8 сняли с крейсеровавшей тогда вблизи эскадры; для занятия укр-ний назначили 500 ч. 23-го флотск. экипажа и команду креп. арт-рии из Ревеля. Эти укр-ния в 1833 г. б. брошены. Вторично вопрос о постройке в Л. кр-сти б. поднят морск. вед-вом в сер. 80-х гг. XIX в. Вскоре, в апр. 1888 г.) он б. передан на разсмотрение к-сии по берег. обороне гос-тва, при чем морск. мин-р указывал на необходимость укр-ния одного из портов курляндск. побережья для актив. противодействия произ-ву там непр-лем десанта. "Нет сомения, - писал адм. Шестаков, - что для этой цели нужно избрать Л.". На необходимости укр-ния именно Л. настаивала и особая подк-сия, организованная в мае того же года под председ-вом адм. Чихачева. К-сия же по берег. обороне дала по этому вопросу заключение, что "созданием боевой приморск. позиции в Л. прикрывается все наше Балт. побережье. Флот наш, находясь в Л., получает свободу действия и, выбирая удобный момент, м. выходить в море для нанесения вреда неприят. флоту... Наш флот и при небол. размере, угрожая тылу и путям сообщения неприят. флота, сделает опасными предприятия атакующаго. Непр-ль не решится углубиться в Финск. зал., имея в тылу наши гл. силы и подвергаясь по пути набегу миноносок. Замерзание на продолжит. время Кронштадта, где сосредоточиваются в наст. время морск. средства, дает большия преимущ-ва неприят. флоту и лишает нас возм-сти пользоваться нашими морск. боев. силами при обороне гос-тва. Центр тяжести обороны Балт. побережья д. б. перенесен на юг и там д. находиться рус. флот". Заключение это санкции не получило; б. образована новая специал. к-сия под председ-вом адм. Кремера, из 9 представ-лей от морск. вед-ва (адм-лы Кремер, Пилкин, Казнаков, Тыртов, Верховский и Диков, ген. Пестич, полк. Мак-Дональд и кап. 2 р. Петров) и 4-х от в.-сухоп-го (ген-лы Боресков, Куропаткин, Боголюбов и Заботкин). К-сия функционировала с июня 1889 г. по янв. 1890 г. В ея трудах зарегистровано, м. проч., заявление ген. Куропаткина "о твердо установившемся в воен. вед-ве взгляде, что содействие флота операциям гл. армии не окупит тех пожерт-ний, к-рыя придется сделать для того, чтобы создать сильн. кр-сть в Л.". Далее, указывая, что без такой кр-сти флот в Л. не будет находиться в безопас-ти, ген. Куропаткин соображал: "Вероятно, воен. ведомству придется отказаться от мысли расчитывать на помощь флота, кроме мелких судов и мин-цев, к-рые м. бы быть помещены в устраиваемой мин-ством путей сообщения коммерч. гавани". К-сия, остановившись на том взгляде, что "по местн. условиям, окр-сти Л. не представляют возм-сти избрать для устр-ва порта такой пункт, где флот и порт. сооружения б. бы вполне защищены от действия бомбард-ки как с суши, так и с моря", вошла в разсмотрение проекта устр-ва у Л. канала, глубоко врезывающагося в материк, и образования убежища для флота в 10 вер. от уреза морск. вод, - убежища, не защищеннаго укр-ниями. Предполагалось, что при угрозе с сух. пути флот уйдет в аванпорт, а при угрозе с моря - укроется в убежище. Одновр-сть же опасности и с суши и с моря представлялась вероятной только при войне с коалицией держав, и тогда, по мнению представ-лей морск. вед-ва, флот, при опас-ти быть уничтоженным бомбард-кою, д. будет покинуть Либавск. порт и выйти в море, хотя бы с риском принять неравный бой с превосходн. силами прот-ка. Сухопутные члены к-сии протестовали против устр-ва убежища для флота, не укрепленнаго с суши, а председ-ль, в виду разногласия, полагал "решение вопроса о выборе места и плана устр-ва порта предоставить всецело морск. вед-ву". Ген. Куропаткин заявил, что "Либавск. порт будет в наст. время безполезен при нашем слабом наступат. флоте, к-рый в Либаве, несмотря на огром. затраты, не получит желател. надежнаго убежища". При голосовании вообще против устр-ва порта в Л. высказались из 9 представ-лей морск. вед-ва двое (адм. Пилкин и ген. Пестич), а из числа 4 представ-лей сухоп. вед-ва один (ген. Куропаткин). После приступа в 1890 г. к работам по устр-ву Либавск. воен. аванпорта, инж. г.-м. Заботкину б. поручено составить проект Либавск. кр-сти. По проекту б. предположено: построить 3 группы берег. б-рей: 1) группу прав. фланга из 3 б-рей к с. от корня сев. мола аванпорта; 2) группу центра из 2 б-рей, возведенных на искусств. основаниях позади брекватера аванпорта, в наружных северном и южном углах последняго; 3) группу лев. фланга из 3 б-рей на побережье между коммерч. гаванью и старым Перкуненск. протоком. На флангах берег. расположения построить 2 укр-ния сухоп. обороны: северное, замыкающее перешеек между морем и Тосмарским оз., и южное, замыкающее перешеек между морем и остатками занесеннаго дюнами Перкуненск. протока. Прав. фланг и центр берег. обороны б. намечено прикрыть оборонит. линиею по берегу Тосмарск. оз. и по перешейку между ним и оз. Либавским; характер этой линии - оборонит-ный гласис и 5 отдельн. укр-ний, наиб. сильных на перешейке. Считалось, что лев. фланг берег. обороны достаточно прикрыт оз. Либавским, у внутр. берега к-раго намечалась постройка б-рей только в воен. время. В мае 1892 г. проект б. разсмотрен и одобрен особ. совещанием под председ-вом Августейшаго ген.-адм-ла, 30 авг. Высоч. утвержден, а в окт. того же года повелено приступить к его осущ-лению. Фактически к работам по кр-сти приступили в 1893 г. и в течение ряда годов кр-сть в глав. чертах б. отстроена, за исключ. б-рей аванпорта, о типе к-рых возникли еще в 1894 г. споры между моряками и сухопутными, не получившие никакого разрешения. Затем б. возбужден вопрос о том, что кр-сть Л. по ея близкому расположению от гр-цы и по наличию впереди сухопутной ея горжи ком-щих высот Гробинских и Капсиденских, не дает флоту прикрытия с суши. Высказывались мысли о необходимости занятия назван. высот. Но одновр-но с этим выяснилось, что и воен. порт, сообщающийся с открыт. морем длинными и узкими подводн. каналами, вовсе не отвечает задаче активн. морск. базы. Проектировалась постройка далеко вынесенных вперед морск. фортов, но и эта мера б. признана паллиативной. А между тем, ея осущ-ление и развитие сухоп. обороны потребовали бы громад. денежн. затрат. В резул-те, в 1908 г. Либавск. кр-сть б. упразднена. Население гор. Л. - свыше 80 т. ч., состоит из латышей (45 т.), немцев и евреев; русских до 7 т. Благодаря плавучему и створным маякам (см. Александра III, Имп., порт), вход в Л. в хорошую погоду не представляет трудности. Но в дурную погоду судам, идущим от з., следует измерять глубину, остерегаясь прибрежн. рифов, когда она упадет ниже 10 сж. В ковше Либавск. порта сосредоточивается гл. часть экспорта лесн. материалов; остал. часть этого товара отправляется с набережных канала и рейда. На набережных ковша разгружаются также пароходы с углем, с этих же набережных отправляется часть эмигрантов, а именно те из них, к-рые на место переселения следуют с пересадкой в англ. портах. Рейдовыя набережныя служат, гл. обр., для целей прямого заатлантич. судох-ва; с них производится посадка на суда эмигрантов, отправляющихся в Америку прямыми рейсами; на них же выгружаются товары, прибывшие непосред-но из Америки. Набережныя в канале служат для отправки и ввоза разнообраз. грузов и для пароходов, совершающих срочн. рейсы. Вдоль канала и ковша проложены рельс. пути. Для хранения зерна служат амбары, расположенные в порте, общей вместимостью ок. 125 т. тн.; кроме того, на станции ж. дороги имеется помещение для 15 т. тн. груза. Разгрузка и нагрузка судов производятся при помощи пароходн. кранов или в ручную; имеются плавуч. паровой кран в 30 тн., паров. кран на Таможенной тер-рии в 25 тн. и берег. ручной кран в 10 тн. Для постановки судов - 12 мертв. якорей, казенный и биржевого ком-та ледоколы; они же служат буксирн. судами и оказывают помощь при тушении пожаров. За время с 1697 по 1906 г. на устр-во, улучшение и поддержание комерч. Либав. порта прав-ством израсходовано всего 16.932.000 р. Торг. деят-сть Либавск. порта характеризуется след. данными о грузообороте:

 

Внешняя торговля

(в тыс. пд.).

Каботажная торговля

(в тыс. пд.).

Общий груз.

Оборот (в

тыс. пд.).

Годы.

Вывоз.

Привоз.

Всего.

Вывоз.

Привоз.

Всего.

1800

40.641

9.801

50.442

1.142

3.576

4.718

55.160

1895

44.025

12.044

56.069

1.327

7.870

9.197

65.266

1900

62.463

26.042

88.205

1.590

4.687

6.277

94.482

1905

58.016

16.039

74.055

1.446

3.825

5.271

80.329

1910

45.769

25.364

71.568

2.136

3.842

5.978

77.546

1911

48.893

28.204

78.160

2.702

4.214

6.916

85.076

Глав. предметы привоза в Либавск. порт составляют: камен. уголь, сельди, соль, москател. товар, кожи, копра, семя рициновое, дерево пробковое, изделия фабричныя - гл. обр., сельско-хоз. орудия; за границу вывозятся: овес, выжимки, отруби, семена, деготь, шерсть, лесн. материалы, лошади. В виду своей незамерзаемости Либавск. порт получает особое значение зимою, когда соседн. порты закрыты. С осени 1906 г. торговля вступила в новую фазу своего развития вследствие открытия прямых срочных рейсов Либава - Нью-Иорк, сначала Добровольн. флотом, а затем общ-вом Русскаго Восточно-Азиат. парох-ва. Гл. задача этих рейсов состоит в перевозке рус. эмигрантов. Либав. порт поддерживает сношения при помощи срочн. тов.-пассаж. рейсов с след. портами: Виндавой, Ригой, Ревелем, Спб., Штетином, Любеком, Гамбургом, Копенгагеном, Антверпеном, Роттердамом, Гуллем, Лондоном, Ливерпулем, Манчестером, Нью-Кестлем и Нью-Иорком. Данныя о движении судов в Либав. порте помещены в нижеслед. таблице:

 

Прибыло судов.

Общая вместимость

в рег. тоннах.

Годы.

Дальн.

плавания.

Каботаж.

плавания.

Всего.

1885

1.292

405

1.697

457.704

1895

1.252

652

1.904

661.382

1905

1.259

433

1.701

767.648

1910

1.248

316

1.580

898.747

1911

1.343

335

1.699

991.050

План побережья у Либавскаго порта.

План побережья у Либавскаго порта.

План Либавскаго порта.

План Либавскаго порта.

В начало энциклопедии