Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Крейсерская война

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Крейсерская война

КРЕЙСЕРСКАЯ ВОЙНА (Крейсерския операции). Под К. войной подразумевают операции против неприят. мор. торговли и против нейтрал. коммерч. судов, если последния везут непр-лю предметы, служащие для ведения войны, т.-е. так наз. воен. контрабанду. Признание К. операций законным способом ведения войны основано на том, что непр. частн. собств-сть не считается на море неприкос-ной, как считается на суше. При занятии какой-либо тер-рии непр-лю достается все движимое госуд. имущ-во, как воен. добыча, недвижимое же имущ-во переходит к нему на правах врем. польз-ния на все время занятия тер-рии. Частн. собств-сть признается неприкос-ной, хотя и с оч. существен. изъятиями, в значит. мере подрывающими этот принцип: вытаптывание полей, вырубка лесов, разрушение зданий и т. п. действия, вызываемыя воен. необходимостью, приносят огром. убытки частн. лицам; право реквизиции и контрибуции также тяжело отзывается на их интересах, хотя первыя и оплачиваются. Но, несмотря на все эти отступления, неприкос-ность частн. собств-сти признается неоспорим. принципом сухоп. войны, т. к. население лишено возм-сти куда-либо укрыть движимое имущ-во, и обратное начало могло бы подвергнуть его полн. разорению, как это и бывало в прежния времена. С друг. стороны, какая-либо помощь со стороны нейтральных на занятой непр-лем тер-рии немыслима, хотя бы последняя и граничила с нейтрал. гос-твом. Владение водн. простр-вом не дает ничего подобнаго. Ни госуд. имущ-ва, ни населения на нем нет. Частн. собств-сть только перемещается по этому простр-ву и вполне м. б. укрыта от посягат-в непр-ля посредством приостановки коммерч. движения в водах, где находится непр-ль. Эти простр-ва доступны всем нейтрал. судам; всякий берег открытаго моря - это гр-ца со всем миром, а потому помощь нейтральных возможна здесь в самых широких размерах. Прекращение торговли и помощи со стороны нейтральных - это характер. средства воздействия на неприят. гос-тво со стороны моря, и направленныя к этой цели К. операции составляют естеств. отрасль мор. войны. Такое положение дела по отношению к частн. собств-сти на море, с воен. т. зрения, имеет много прот-ков, и движение в пользу провозглашения принципа неприкос-ности ея на море все усиливается. Во главе движения стоят С. Шт. Сев. Ам., к-рые неразрывно соединяют эту идею с отменой каперства (см. Капер). Еще в 1783 г., при переговорах с Англией о мире, Франклин настаивал на внесении в мирн. договор статьи, отменяющей право захвата торг. судов и каперства; Англия отказалась признать эту статью, но через 2 г. Франклину удалось внести ее в трактат с Пруссией (Фридрих В.). Договаривающияся стороны почти не имели в то время воен. флота, а мор. торговля их б. значит-на. Но и с обзаведением могуществ. флотом С. Шт. остались верны этой идее, и на обеих Гаагск. конф-циях (1899 и 1907) их представ-ли энергично проводили принцип неприкос-ности частной собств-сти на море. При голосовании этого вопроса в 1907 г.; на стороне С. Шт. оказалось 21 гос-тво, между к-рыми были Китай, Италия, Австро-Венгрия, Турция и даже Германия; последняя, впрочем, сделала оговорку, что раньше, чем отменять право захвата, надо придти к соглашению по таким сложн. вопросам, как воен. контрабанда и блокада, решение коих позволит уже судить о том, насколько практично америк. предложение. Во главе гос-тв, выступивших против, были Россия, Англия, Франция и Япония. К. война м. иметь оч. серьезное значение, если есть возможность осуществлять ее в широк. масштабе, - настолько, чтобы действ-но остановить неприят. мор. торговлю. Даже у таких континентал. гос-тв, как Россия, 3/4 всей торговли идет морем. Но смертел. удар К. война м. нанести только островн. гос-тву, в особ-сти, если оно нуждается в подвозе продовольствия и сырья для фабричн. промышл-сти. Продовольствие м. б. объявлено воен. контрабандой, чтобы его не м. подвозить нейтральные. Вообще, успешная К. война, помимо огром. подъема фрахтов и страховка вызовет переход торговли воюющих в руки нейтр-ных, и уже во всяком случае - фиктив. передачу значит. части коммерч. флота под нейтр. флаг. А это отзовется огром. убытками на том из воюющих, против к-раго ведется успешная К. война. Однако, война эта м. б. успешной лишь при удаче главн. операций мор. войны, т.-е. при победе над глав. силами неприят. флота, в резул-те чего явится обладание морем. Стремление поставить К. войну на первое место, чтобы с помощью ея одной принудить прот-ка к миру, часто наблюдалось в истории мор. войн. Заманчиво б. обойтись без дорог. лин. флота, заменив его дешевым крейсерским и каперами. Однако, действит-сть никогда не оправдывала таких надежд (примеры см. Англо-французския войны, стр. 490-492, 518-520, 529-530), и историч. опыт приводит к совершенно определ. заключению, что на серьез. успех в К. войне м. расчитывать лишь при условии предварит. завладения морем, т.-е. после уничтожения или заблокирования неприят. воен. флота. Но, несмотря на уроки истории, идея ведения войны главн. образом посредством К. операций возродилась в новейш. время во Франции и России (80-ые и начало 90-х гг. прошл. стол.), к-рыя надеялись посредством К. войны справиться с Англией. Такое увлечение приводило к пренебрежению лин. флотом и к усилен. постройке кр-ров, а это имело потом последствием чрезвыч. усилия, чтобы догнать остал. мор. державы, по сравнению с к-рыми флот, расчитанный на ведение К. войны, оказывался безнадежно слабым. При соврем. способах морепл-ния К. операции являются особенно трудными. Кр-р нуждается в пост. возобновлении запасов топлива, что м. сделать только в своих портах, а значит, для ведения К. войны надо иметь значит. колич-во угольн. станций, к-рыми как раз и не обладают слабыя мор. державы. Затем, захваченное торг. судно д. б. приведено в свой порт, и только после проверки правил-сти захвата особым призов. судом оно становится закон. призом. Привод этот является крайне затруд-ным в случае отдаленности портов, в особ-сти, если у приза оказывается недостаток в топливе. На практике все это приводило часто к уничтожению захвачен. судов в море; возможная безвыходность такого положения столь очевидна, что право уничтожения даже нейтр. приза вошло в Лондон. декларацию о праве мор. войны от 13 (26) фвр. 1909 г. (ст. 49). Эта декларация является новейшим положением, к-рым будут теперь руководствоваться при К. войне. Самая процедура осмотра, захвата и отвода призов излагается в положениях и инструкциях о призах, к-рыя еще далеко не согласованы у разл. держав; наш флот руководствуется "положением о мор. призах" 1895 г., приложенном к 353 ст. кн. X св. мор. пост. В К. войне принимают участие все воен. суда воюющих гос-тв, насколько то считается совместимым с планами разл. операций. Но для глав. сил, целью к-рых является борьба с воен. флотом прот-ка, погоня за коммерч. судами м. б. делом лишь случайным и попутным при преслед-нии друг., более важн., задач. Поэтому, для К. войны обык-но предназначаются более слабые и устарелые кр-ра и вооруженные арт-рией коммерч. пароходы, т.-е. т. наз. вспомогат. кр-ра. Помимо этого, в воен. действиях, и почти исключ-но в К. войне, м. принимать участие и каперы (см. это слово), т. к., хотя каперство и считается уничтоженным Париж. декларацией 1856 г., но и до сих пор еще не все гос-тва присоединились к ней, да и вполне возможен отказ от нея того или другого государства.

В начало энциклопедии