Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.)
Мастера оружейники

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ш Щ

Мастера оружейники

Часть VIII. Мастера оружейники

Лавка оружейника.

Покупаель приобретает седельный пистолет и расплачивается с мастером. На прилавке разложены образцы оружия и оружейных принадлежностей, на втором плане отображен подмастерье у горна.

Гравюра XVI в.

В большинстве старинных центров оружейного дела корпорация мастеров имела жесткую цеховую организацию. Старейшие уставы подобных объединений относятся еще к началу XIII века, но их происхождение, несомненно, уходит гораздо дальше в глубь средневековья. Прообраз организации людей этой профессии с весьма суровыми правилами мы находим в Византии, среди сарацинских ремесленников в Сицилии и мавританских - в Испании. Большие достижения восточных мастеров были прямым поводом для копирования общих принципов их организации. Законы, действовавшие в этих объединениях, относились прежде всего к дисциплине членов товариществ, а также к строгому контролю качества их изделий. Каждая вещь, сделанная в артели, проверялась выбранными опытными мастерами (нем. Beschaumeister), и после их положительного заключения на нее ставили специальный знак (нем. Beschauzeichen); в средние века его гравировали и таушировали золотом или латунью на железных изделиях, а позже выбивали в виде клейма. Формами этих клейм исследователи занимались еще слишком мало. Можно привести список важнейших из них, хотя отметим, что с течением времени сохранялась лишь общая форма, но не детали, и по этим отклонениям довольно легко определить возраст вещи. Мы здесь, разумеется, не можем входить в такие тонкости и предоставляем это будущим исследователям.

Древним была чужда потребность указывать на ремесленном изделии имя или заменяющий его знак изготовителя, и в произведениях античности встречаются лишь единичные обозначения такого рода.

Поначалу этого не знало и средневековье; ведь, по христианским понятиям, все существующее рассматривается как творение Бога. Только с пробуждением гуманистического духа в XIV веке мастер отважился претендовать на то, чтобы оценили его личность и его работу. Дольше всего средневековые традиции сохранялись в мастерских Пассау, поэтому известны лишь немногие имена тамошних мастеров. Если до того на произведения, в основном на клинки, ставили только клеймо крупной корпорации, то теперь к нему стали добавлять имя или марку мастера. Изучение этих марок представляет большую важность для истории оружия и, в частности, для определения стоимости оружия: ведь там, где мы не можем проверить качество оружия на практике, знание имени мастера дает критерий оценки, в том числе с чисто художественной и декоративной точки зрения.

Легко догадаться, что известные марки - «Волк», «Епископский посох», «Голова мавра», «Голова епископа», некоторые испанские: «Эспадеро дель Рей», «Саагун», «Толедо», «Айяла» и т. д., как и некоторые итальянские: «Пиччинино», «Кайно», «Феррара», «Коминацци», - довольно часто подделывались. Распознать такие подражания не всегда легко, и этому учит лишь долголетний опыт.

Впрочем, понятие подделки в отношении клинков чрезвычайно растяжимо, и подходить к нему можно с разных точек зрения. Вплоть до позднего средневековья марка служила родом рекламы, шла откровенная спекуляция на доверии покупателя. Так, например, сарацинские оружейники в Сицилии в IX веке ставили на своих клинках ненавистный крест, поскольку их клиентура в Европе была почти исключительно христианской. Эта марка, обладавшая высоким авторитетом, потом использовалась итальянскими мастерскими совершенно в той же форме вплоть до XIV века. Им не оставалось ничего другого: каждый покупатель требовал эту марку, клинки с другой маркировкой сбыть было невозможно. Подобный случай был и на севере. «Волк» мастерских Пассау был так знаменит, что другим мастерским пришлось из коммерческих соображений делать клинки с «Волком», чтобы не разориться. Любая прославившаяся марка затрудняла сбыт товаров с другими марками, и оружейники пытались выйти из затруднительного положения, ставя на свои изделия знаменитые марки. Не всегда это надо считать подделкой в полном смысле слова: на многих клинках рядом с чужой маркой мастер ставил свое имя, свою собственную марку и нередко даже место изготовления. Этим объясняется появление множества клинков, на которых были обозначения «Феррара», «Пиччинино» и т. д., испанский полумесяц или марка мастеров Саагуна и т.д., но выкованных по большей части в Германии. Золинген первоначально ставил на своих изделиях «Волка», не имея на это права, - эти клейма, попутно заметим, в XV веке подделывали и в Испании, - а в XVI веке он стал использовать марки, разительно схожие с испанскими. Именно в это время испанские мастерские наводнили своими шпажными клинками всю Европу.

В списке мы, в частности, приведем и те марки испанских оружейников, которые даются в книге Юбиналя «J'Armeria Real de Madrid». Правда, сравнение с подлинными марками на оружии показывает, что художник, по неискусности, сумел передать только общий характер марок, но факсимильным воспроизведением это назвать нельзя. Поэтому мы в некоторых случаях публикуем в этих местах более точные изображения.

Надо также отметить, что французы XVII века ставили на своих клинках и огнестрельном оружии, как правило, не марки, а полные имена, часто и место изготовления.

В отношении списка марок и мастеров заметим, что составитель ни в малейшей степени не претендует на его полноту. При выборе их из числа, превышающего приведенное здесь более чем в десять раз, он руководствовался только намерениями познакомить читателя с первыми и лучшими, на его взгляд, мастерами. Среди приблизительно 700 имен, приведенных нами здесь, есть некоторые, доселе неизвестные или привлекавшие мало внимания.

Некоторые имена мастеров взяты из архивов, но большую часть мы даем по предметам, сохранившимся в собраниях, и для исследователей указываем также места, где они находятся, вовсе не считая при этом список исчерпанным. Эти места у нас обозначаются:

А. - Амбрас; Аг. - Аугсбург; Бл. - Берлин; Бр. - Брюссель; В. - Вена; Вн. - Венеция; Втб. - Вартбург; Г. - Грац; Дармшт. - Дармштадт; Дрд. -Дрезден; Зг. - Зигмаринген; Зл. - Золинген; Зц. - Зальцбург; Кап. - Каподимонте; Коп. - Копенгаген; Л. - Лондон; Лп. - Лейпциг; Мдр. - Мадрид; Млн. - Милан; Мх. - Мюнхен; Н. - Нюрнберг; П. - Париж; Пр. - Прага; Рг. - Регенсбург; Сток. - Стокгольм; Т. - Турин; Фл. - Флоренция; Фр. - Франкфурт-на-Майне; Э. - Эмден; Эрб. - Эрбах.

Имена самых знаменитых мастеров выделены полужирным шрифтом.

По этим спискам можно, без сомнения, найти любой предмет из оружейных собраний. Перечислять всех художников, делавших эскизы для оружия, представляется невозможным, т. к. этим занимались почти все мастера Среднего и Высокого Возрождения в Италии и очень многие - в Нидерландах и Германии. Мы ограничимся тем, что назовем орнаментистов, в творчестве которых эскизы оружия занимали особо важное место.

1. Германия и наследственные владения Габсбургов

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

2. Англия, Швеция, Дания

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

3. Франция

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

4. Бельгия, Нидерланды

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

5. Италия

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

6. Испания. Португалия

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

7. Россия и Восток

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

8. Монограммисты

Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники, Часть VIII. Мастера оружейники

Примечания

218) Мы указываем здесь несколько имен из числа самых знаменитых и самых старых клинковых мастеров Японии, работы которых находятся в единственной в своем роде коллекции ножей императорско-королевского исследовательского института черной металлургии и сталеплавильной промышленности в Штайре в Верхней Австрии. Основатель и хранитель этого собрания Й. Петермандль любезно предоставил не только данные о них, но и хорошие оттиски марок. Японские клинки попали в эту коллекцию как наследство умершего в 1884 г. д-ра Альбрехта фон Рореца, долгое время работавшего профессором и госпитальным врачом в Нангойне под Токио. Он же собрал и приведенные здесь данные. (Подробнее о японских кузнецах мечей см.: Баженов А.Г. История японского меча. СПб., 2001; он же. Экспертиза японского меча. СПб., 2003. HF)

В начало энциклопедии