Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Бузескул В.П.: Введение в историю Греции
Предания (мифы и сказания)

[49]

2. Предания (мифы и сказания) 3

Значение мифов и сказаний. Предания - мифы и различного рода сказания (саги, легенды и т. п.) - в устной форме от

[50]

греков до нас не дошли, а сохранились в памятниках искусства и в письменной литературе, в передаче художников, поэтов, историков, философов и проч. В них сказывается миросозерцание народа, его религиозные и нравственные воззрения, взгляды на природу и на прошлое.

Мифы имеют отношение к религии и культу; это попытки младенческой мысли объяснить происхождение окружающих предметов и причину явлений природы, представляемых в различных символах или образах и олицетворяемых в виде богов и героев. Сказания (саги, легенды) имеют более или менее историческую основу, приурочиваются к историческим событиям и лицам; это - как бы отголоски прошлого. Но миф часто соединяется со сказанием, и то, что на первый взгляд представляется сагой, нередко в своей основе имеет миф; затем первоначальный смысл часто затемняется или постепенно изменяется.

Толкование их. В сказаниях отражается прошлое; в основе их лежит нередко действительный факт, украшенный вымыслом и

[51]

поэтической фантазией; это соединение поэзии и действительности. Но отделить вымысел от правды, извлечь из фантастической оболочки, из массы вымыслов зерно исторической действительности или дать надлежащее объяснение мифу,- дело нелегкое, тем более что здесь нужно еще считаться с возможностью заимствования или с затемнением и изменением первоначального смысла. И требуется большая осторожность, тонкий критический анализ и обширные сведения, чтобы при объяснении сказаний или мифов не впасть в ошибку, в натяжки или произвольные, фантастические толкования. Немудрено поэтому, что здесь существуют самые разнообразные и противоречивые теории 1. Еще в древности Евгемер, современник Александра Македонского и диадохов, считал мифы лишь искаженною историек», а в богах и мифических лицах видел некогда живших царей и вообще исторических деятелей. Есть толкование мифов аллегорическое, этиологическое (по которому мифы возникают с целью объяснить какой-либо обычай, обряд, праздник или памятник); есть направление так называемое историко-филологическое, выдвигающее историю мифов, объясняющее их из племенных верований и местных культов (К. О. Мюллер), теория заимствований и миграций (Т. Бенфей, О. Группе) и т. д. Одно время господствовало сравнительно-мифологическое направление, не совсем еще оставленное и теперь, причем одни из представителей этого направления все сводили к солнцу и другим небесным светилам, к их движению - восходу и закату (солярная теория Макса Мюллера) 2, а другие - к атмосферным явлениям, грозе и т. п. (метеорологическая, или нубилярная теория А. Куна).

[52]

В настоящее же время преобладает теория анимизма, принимающая за основу веру в духов и почитание умерших, предков, и вообще направление антропологическое (иначе этнологическое или фольклорное), исходящее из признания общих законов развития человеческого религиозного сознания, пользующееся аналогией с воззрениями первобытных народов и привлекающее к объяснению мифов современные народные верования и поверья, т. наз. «культурные переживания». Родоначальниками и последователями такого направления вообще были преимущественно англичане - Т. Тейлор, автор «Первобытной культуры» (русск. пер.: СПб., 1896-1897, Т. 1-2), известный философ Герберт Спенсер, А. Лэнг, Дж. Фрезер 1, и др. В области греческой мифологии к этому направлению примыкают немецкие ученые Э. Роде и Г. Узенер 2.

Но ни одна из названных теорий не может быть признана безусловно верною.

Для иллюстрации тех противоречий и разногласий, какие возникали по поводу мифов, и тех крайностей, в которые впадала в особенности солярная теория, приведу несколько примеров.

Известный английский историк Дж. Грот полагал, что в преданиях греков невозможно отделить вымысел от действительности и определить, сколько в легендах содержится исторического материала; поэтому он в своей «Истории Греции» ограничился простым пересказом мифов и легенд, не пытаясь вовсе их объяснять и считая всякие подобные попытки бесплодными. А К. О. Мюллер говорил, что «отбросить миф, как нечто непригодное для науки, или заменить этот единственно подлинный источник произвольными догадками и химерами - это значит отрезать корни не только внешней, но и внутренней истории греческого народа». Или возьмем

[53]

толкования отдельных сказаний. По одним, Геракл, например,- национальный герой и представитель дорян (К. О. Мюллер), идеальный образ дорянина (У. фон Виламовиц-Мёллендорф); по мнению других, это - бог, причем его нередко отождествляли с финикийским или, точнее, тирским Мелькартом. Сказание о золотом руне и аргонавтах, по одному мнению, служит указанием на далекие торговые сношения древних греков, на те страны, откуда могло получаться золото; а по другому толкованию, золотое руно - дождевые облака; по третьему - в основе этого сказания лежит солнечный миф: золотое руно - солнечный свет: бегство Фрикса и смерть Геллы означает заход солнца, возвращение руна - его восход и т. п. То же можно сказать и относительно Эдипа: по одному толкованию, сказание об Эдипе - солнечный миф: убийство Лая Эдипом означает восхождение солнца, разгоняющего ночной мрак; по другому мнению - тут следы того отдаленного времени, когда отцеубийство считалось подвигом и влекло за собою завладение властью отца, его женами и т. д. Есть ученые, которые и в сказаниях о Троянской войне видят в сущности аллегорию, чисто мифологическую подкладку: Парис похищает у эллинов, т. е. у «светлых», у звезд, красавицу Елену (напоминающую уже одним своим именем луну), которую затем эллины отнимают обратно; а взятие Трои Агамемноном означает, по этому толкованию, восход солнца над землею. Одиссея состоит будто бы из множества параллельных версий солнечного мифа и представляет вариации на одну и ту же тему о суточном движении солнца: сам Одиссей - солнечный герой, а, например, Пенелопа - одна из характернейших представительниц луны 1. Подобные крайности подали повод даже к пародии, в которой в шутку доказывалось по всем правилам солярной теории, что и сам представитель этой теории, Макс Мюллер, есть не иное что, как солнечное божество.

Нужно иметь в виду, что предание в своем развитии, как было уже сказано, может видоизменяться, утрачивать свой

[54]

первоначальный смысл, а его мифологическая основа с течением времени - отходить на задний план или даже совершенно забываться. В сущности главная задача исследователя сводится к объяснению самого генезиса саги.

Зато мифы и сказания являются драгоценным источником для знакомства с духовным миром греческого народа; они показывают нам, как этот народ - на известной стадии своего развития - смотрел на природу, как объяснял он окружавшие его явления; как представлял он себе своих богов и героев, свое прошлое, исторические события и деятелей; как в отдельных образах и лицах воплощал иногда целые периоды своей истории. С этой точки зрения сказания греков могут иметь для нас во всяком случае если не реальную, то иную, так сказать, идеальную правду.

Сноски

Страница 49:

2 Bde. Berlin, 1904 (I т. в новом изд. в обработке Карла Роберта); Roscher W. H. Ausführliches Lexicon der griechschen und römischen Mythologie. Leipzig,

Страница 50:

(1884-); Штоль Г. В. Мифы классической древности. Пер. с нем. 2-е изд. М., 1877-1880. В 2 т.; Петискус А. Олимп. Мифология греков и римлян. СПб.; М., 1913 (3-е рус. изд., перераб. по 21 нем.); Müller Мах. Nouv. études de mythologie. Paris, 1898 (пер. с англ.); его же. Beiträge zu einer wissenschaftl. Mythologie. Leipzig, 1898 (пер. с англ.); Gruppe О. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte (Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft. Собр. Iw. v. Müller). 1897-1905. О. Группе принадлежит также: «Die griechischen Culte und Mythen» (1887); Wundt Max. Völkerpsychologie. 2. Aufl. Bd. IV. Mythus und Religion. Leipzig, 1910 (есть в русском переводе: Вундт M. Миф и религия. СПб., 1913); ср. его же. Elemente der Völkerpsychologie. Lpz., 1912; Reinach S. Cultes, mythes et religions. Paris, 1905-1906. 2 Vol.; Farnell L. R. The Cults of the Greek States. Oxford, 1896-1909.5 Vol.; Ланг Э. Мифология. Пер. с нем. M., 1901; Узенер Г. Что такое мифология? Пер. с нем. / / ИОАИЭКазУ. 1908. XXIV Из старых трудов: Müller К. О. Prolegomena zu einer wissenschaftlichen Mythologie. 1825. Из журналов важен «Archiv für Religionswissenschaft». На русском языке о «мифотворчестве»: Вопросы теории и психологии творчества. T. V. Харьков: Изд. Б.А. Лезина, 1914.

Страница 51:

1 О них на рус. яз.: Нeтyшил И. В. Мифологические теории / / Мирный труд. 1902. II; Kaгapoв Е.Е. Мифологические очерки / Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. Харьков, 1913; Сepгиeв Д. Ф. Исторический обзор мифологических теорий / ИНИФИ. VIII. Нежин, 1912.

Страница 52:

2 О них далее, во 2-й части «Введения».

Страница 53: